МОСКОВСКАЯ ТРЕХСТОРОННЯЯ КОМИССИЯ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

РЕШЕНИЕ

от 4 сентября 2013 года N 77-678

О ситуации на рынке труда и потребности экономики города Москвы в иностранных работниках в 2014 году



Рассмотрев информацию рабочей группы "О ситуации на рынке труда и потребности экономики города Москвы в иностранных работниках в 2014 году", Московская трехсторонняя комиссия

решила:

1.1. Принять к сведению информацию о ситуации на рынке труда и потребности экономики города Москвы в иностранных работниках в 2014 году (приложение).

1.2. Внести изменение в п.2.3 Московского трёхстороннего соглашения на 2013-2015 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей, предусматривающее снижение в 2014 году максимальной доли иностранных работников в численности занятого населения города Москвы с 3,2% до 3,1%.

2. Рекомендовать Правительству Москвы формировать предложения о потребности в привлечении иностранных работников и по объемам квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации на 2014 год с учетом пункта 1.2.

Временно исполняющий
обязанности Мэра Москвы
С.С.Собянин

Председатель Московской
Федерации профсоюзов
С.И.Чернов

Председатель
Московской Конфедерации промышленников
и предпринимателей (работодателей)
Е.В.Панина

     

     

Приложение

     

Информация по вопросу "О ситуации на рынке труда и потребности экономики города Москвы в иностранных работниках в 2014 году"



Состояние рынка труда города Москвы в конце 1 полугодия 2013 года можно характеризовать как достаточно стабильное. Вследствие положительной динамики основных индикаторов экономического развития города Москвы сохраняются позитивные тенденции в социально-трудовой сфере.

Ситуация на рынке труда находится под постоянным контролем органов службы занятости города Москвы. В еженедельном режиме проводится мониторинг увольнения работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников, а также неполной занятости работников. По состоянию на 27 июня 2013 года 1047 организаций города представили в органы службы занятости сведения о предполагаемом высвобождении 20,4 тыс. работников в связи с сокращением штатов или ликвидацией организации.

Преимущественно (около 75% намеченных к увольнению в 2013 году) сведения представлялись из организаций, относящихся к следующим видам экономической деятельности: государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение; обрабатывающие производства; операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг; оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; финансовая деятельность; здравоохранение и предоставление социальных услуг.

По данным анализа сведений об увольнении работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников в настоящее время 2,3 тыс. человек по инициативе работодателей работают на условиях неполного рабочего времени, 787 человек находятся в простое.

С начала 2013 года в органы службы занятости города Москвы в поисках подходящей работы обратилось 76,1 тыс. человек, из них 10,6% составили высвобожденные граждане. Всем обратившимся в органы службы занятости в поисках работы оказывается содействие в трудоустройстве.

По оперативным данным трудоустроено с начала года 51,0 тыс. человек. В программах временной занятости приняли участие 13,7 тыс. безработных и ищущих работу граждан.

Услуги по профориентации, психологической поддержке и социальной адаптации на рынке труда получили 69,0 тыс. человек. Приступили к профессиональному обучению по направлению органов службы занятости города Москвы 3,0 тыс. безработных граждан.

Количество вакансий в банке данных органов службы занятости с начала 2013 года увеличилось на 59,7 тыс. единиц и по состоянию на 27 июня 2013 года составило 193,9 тыс. единиц, более 3/4 из них предназначены для рабочих специальностей.

Более 75% вакансий представлено организациями, относящимися к следующим видам экономической деятельности: строительство, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, обрабатывающие производства, гостиницы и рестораны, транспорт и связь, предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг.

Доля вакансий, на которые работодатели планируют привлекать иностранных работников, составила около 38,4% от общего числа вакансий.

По состоянию на 27 июня 2013 года службой занятости города Москвы организованы и проведены 120 ярмарок вакансий, в том числе 10 общегородских.

Численность зарегистрированных безработных граждан снизилась по сравнению с началом 2013 года на 1553 человека (на 5,6%), ситуация на рынке труда города Москвы по состоянию на 27 июня 2013 года в целом имеет стабильный характер.

По состоянию на 27 июня 2013 года на учете в органах службы занятости города Москвы состояло 26,0 тыс. безработных граждан, уровень регистрируемой безработицы - 0,38% от численности экономически активного населения. Коэффициент напряженности на рынке труда города снизился с 0,29 в начале 2013 года до 0,19 на конец июня 2013 года.

Численность иностранной рабочей силы (далее - ИРС), официально осуществлявших трудовую деятельность в городе Москве, соответствует квоте, установленной Московским трехсторонним соглашением на 2013-2015 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей уровня - 3,2% от численности занятого населения.

Проведен комплекс мероприятий по мониторингу миграционной ситуации и выработке предложений по совершенствованию миграционного законодательства. Предложения Правительства Москвы по совершенствованию порядка привлечения иностранных работников согласованы Минтрудом России и учитываются в законодательной работе.

В части касающейся уровня квалификации ИРС принимаются меры по привлечению в 2013 году высококвалифицированных и квалифицированных ИРС в объеме не менее 20 и 50% от общей численности ИРС соответственно. Одновременно сокращается количество ИРС, имеющих низкую квалификацию до уровня 30% от их общего числа.

Департаментом труда и занятости населения города Москвы совместно с управлениями Федеральной миграционной и Федеральной налоговой служб, Государственной инспекцией труда и сторонами социального партнерства систематически проводятся проверки организаций по вопросам соблюдения трудового, миграционного и налогового законодательства, а также законодательства города Москвы о квотировании рабочих мест.

В отношении организаций, не соблюдающих действующий порядок уведомления и квотирования рабочих мест, Межведомственной комиссией по вопросам привлечения и использования ИРС (далее - МВК) принимаются решения об отказе в выделении квот. В целом признаются целесообразными не более 10-15% заявляемых работодателями потребностей в ИРС.

На основе решений МВК предпринимаются меры по противодействию трудоустройству ИРС на не квотируемые должности (директор по экономике, инженер по защите информации, инженер по АСУ) в оптовой или розничной торговле и некоторых других сферах. В этой связи Департамент труда и занятости населения города Москвы выдает заключения о нецелесообразности привлечения ИРС в сфере оптовой и розничной торговли на не квотируемые специальности.

В соответствии с поручением Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И.Шувалова начата работа по мониторингу уровня заработной платы ИРС, осуществляющих трудовую деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Основной целью мониторинга является проведение анализа соответствия реальной оплаты труда ИРС размеру оплаты труда, указанному работодателем в заявке о потребности в ИРС.

Предпринимаются меры, направленные на замещение ИРС российскими гражданами, постоянно проживающими в других субъектах Российской Федерации, имеющих необходимые городу Москве трудовые ресурсы (проведена выездная ярмарка вакансий в городе Смоленске, специализированная ярмарка вакансий в режиме видеоконференции с участием органов службы занятости Воронежской области).

По поручению временно исполняющего обязанности Мэра Москвы С.С.Собянина к проведению ярмарок вакансий, в том числе выездных, направленных на замещение ИРС российскими гражданами из других регионов Российской Федерации привлечены департаменты градостроительной политики, транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, науки, промышленной политики и предпринимательства, торговли и услуг. Такие ярмарки проводятся на регулярной основе.

В первом полугодии 2013 года в рамках легализации трудовой деятельности ИРС будет проведено 10 мини-ярмарок вакансий, а также 5 ярмарок в режиме видеоконференций с дистанционным участием органов служб занятости населения регионов центрального федерального округа на базе подведомственного Государственного казенного учреждения города Москвы "Московский Центр Трудового Обмена" (ГКУ МЦТО).

Помимо этого проводятся информационно-справочные занятия с представителями работодателей по вопросам привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности. Всего в первом полугодии 2013 года запланировано 10 таких занятий.


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
Вестник Мэра и Правительства Москвы,
N 51, 12.09.2013

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»