САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 28 декабря 2011 года N 3-156/11


[Об оспаривании законности распоряжения Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга N 237-р от 26.12.2008]



Санкт-Петербургский суд в лице: судьи Городского суда …, с участием прокурора …, при секретаре …, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Закрытого акционерного общества "Союзспецснаб" об оспаривании законности распоряжения Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга N 237-р от 26.12.2008 в редакции Распоряжения Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга N 26-р от 23.03.2009 "О перечне недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, свободного от права третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге) и предназначенного для предоставления во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге" в части содержания строк N 942, 943, 944, 945 Приложения Перечня, суд

установил:

Распоряжением Комитета по управлению городским имуществом Правительства Санкт-Петербурга (далее - КУГИ) от 26 декабря 2008 года N 237-р "О перечне недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, свободного от права третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге) и предназначенного для предоставления во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге" действующим в Санкт-Петербурге в редакции с изменениями, внесенными Распоряжением Комитета по управлению городским имуществом от 23 марта 2009 года N 26-р утвержден перечень недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, свободного от права третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге) и предназначенного для предоставления во владения и (или) пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге.

В частности в данный Перечень, согласно Распоряжению N 237-р от 26.12.2008 (л.д.138) включены строки N 942, 943, 944, 945 помещения, расположенные в городе Санкт-Петербурге по ул.Ленсовета, 41, литер А: номер 1Н площадью 425,1 кв.м; номер 2Н площадью 83,7 кв.м; номер 3Н площадью 11,0 кв.м; номер 7Н площадью 8,7 кв.м (л.д.138-140).

Оспариваемое распоряжение опубликовано 31.12.2008 в N 50 (2) "Информационного бюллетеня Администрации Санкт-Петербурга".

ЗАО "Союзспецснаб" (осуществляющее производственную деятельность по пошиву спецодежды и ее последующей реализации) является субъектом малого и среднего предпринимательства (л.д.67-70).

Полагая, что включение помещений в перечень в строках N 942, 943, 944, 945 в нарушение Закона Санкт-Петербурга "О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге" нарушает права и свободы заявителя, обратилось в Санкт-Петербургский городской суд с данным заявлением.

В судебном заседании представитель заявителя в лице генерального директора Васильевой Е.В. поддержала заявленные требования и уточнив их (л.д.102-107) просила суд признать недействующим указанное Распоряжение в части исключения в перечень помещения, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул.Ленсовета, 41, литер А: номер 1Н площадью 425,1 кв.м; номер 2Н площадью 83,7 кв.м; номер 3Н площадью 11,0 кв.м; номер 7Н площадью 8,7 кв.м, строки N 942, 943, 944, 945 Перечня.

При этом заявитель уточнила, что Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга нарушил порядок внесения в перечень объектов, порядок формирования перечня и процедура, чем созданы реальные препятствия для приватизации занимаемых помещений ЗАО "Союзспецснаб" и созданы препятствия для деятельности предприятия малого предпринимательства.

Представитель КУГИ Санкт-Петербурга по доверенности Ахромеева Н.С. полагала требования необоснованными.

Представитель Комитета по строительству по доверенности Яковлева М.Ю. полагала заявление необоснованным.

Проверив материалы дела, выслушав доводы участников процесса, заключение прокурора Санкт-Петербургской городской прокуратуры …, не усматривающей оснований для удовлетворения требований, оценив собранные доказательства в совокупности, суд полагает требования заявителей подлежащим удовлетворению по следующий основаниям.

Так, судом установлено, что в соответствии с пунктом 4 статьи 18 Федерального закона N 209-ФЗ от 24.07.2007 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе утверждать перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства). Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям образующим ..... поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Пунктом 4.1 данного закона установлено, что порядок формирования, ведения, обязательного опубликования указанных в части 4 названной статьи перечней, а также порядок и условия предоставления в аренду (в том числе льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности) включенного в них государственного и муниципального имущества устанавливается соответственно нормативным правовым актам Российской Федерации, нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, муниципальными и правовыми актами.

Согласно пункту 4.2 данного закона государственное и муниципальное имущество, включенное в перечни, указанные в части 4 настоящей статьи, не подлежит отчуждению в частную собственность, в том числе в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства, арендующих это имущество.

Законом Санкт-Петербурга N 194-32 от 17.04.2008 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге" (л.д.97) к полномочиям правительства Санкт-Петербурга в области развития малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, отнесено формирование, утверждение, ведение, а также установление порядка ведения и опубликования перечня недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге) и предназначенного для предоставления во владение и (или) пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, а также установление условий предоставления в аренду недвижимого имущества, включенного в указанный перечень.

Во исполнение данного закона Правительство Санкт-Петербурга приняло Постановление от 22.12.2008 N 1624 "О мерах реализации Закона Санкт-Петербурга "О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге" (100).

Пунктом 1 Постановления утвержден Порядок ведения и опубликования перечня недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге) и предназначенного для предоставления во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, согласно Приложению 1 Пунктом 3 данного Постановления на КУГИ возложена функция формирования, утверждения и ведения перечня перечисленного выше недвижимого имущества (л.д.100).

Учитывая возложенную компетенцию Постановлением Правительства Санкт-Петербурга N 1589 были внесены соответствующие изменения в Положение о Комитете по управлению городским имуществом.

В соответствии с компетенцией и по исполнении Постановления правительства Санкт-Петербурга N 1624 от 22.12.2008 (л.д.100) КУГИ издал распоряжение от 26.12.2008 N 237-р (л.д.94-96), которым утвердил Перечень недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге) и предназначенного для предоставления во владение и (или) пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге (л.д.95-96, 140).

Утверждение данного Перечня находится в компетенции КУГИ Санкт-Петербурга. При осуществлении формирования, утверждения и ведения Перечня КУГИ обязано руководствоваться нормативными правовыми актами субъекта РФ Санкт-Петербурга. При этом следует иметь ввиду, что Федеральным законом N 209-ФЗ от 24.07.2007 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (п.4.1, 4.2) и абз.2 пп."1" п.2 статьи 6 Закона Санкт-Петербурга от 17.04.2008 N 194-32 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге" установлены ограничения прав субъектов малого и среднего предпринимательства.

Во исполнение указанных нормативных правовых актов и в пределах полномочий КУГИ обоснованно реализовало свое право на издание Распоряжения N 237-р от 26.12.2008 (л.д.94), в котором обоснованно утвердило перечень (л.д.95, 96).

Вместе с тем, суд полагает объективно установленным нарушение порядка, процедуры при формировании перечня в части включения в него (строки N 942, 943, 944, 945) нежилых помещений, занимаемых ЗАО "Союзспецснаб", согласно договоров аренды с 2005 года (л.д.14).

Согласно п.2 статьи 6 Закона Санкт-Петербурга от 14.04.2008 N 194-32 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге" в целях оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге Правительство Санкт-Петербурга формирует, утверждает, ведет и осуществляет обязательное опубликование перечня имущества Санкт-Петербурга, предназначенного для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге.

Согласно п.п.6 п.2 ст.6 данного Закона, действующей на момент принятия оспариваемых норм, Перечень имущества Санкт-Петербурга, предназначенного для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, формируется из числа объектов нежилого фонда занимаемого субъектами малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, в отношении которых в установленном порядке принято решение об их предоставлении на инвестиционных условиях, либо в отношении которых до 1 марта 2009 года в соответствии с процедурой принято решение о предоставлении объектов недвижимости для строительства и реконструкции, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга, установленной Правительством Санкт-Петербурга, подготовлены сводные заключения, содержащие вывод о возможности дальнейшего рассмотрения заявлений потенциальных инвесторов о предоставлении здания для реконструкции.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22 декабря 2008 года N 1624 "О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга "О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге" утвержден Порядок ведения и опубликования перечня недвижимого имущества.

Пункт 6 данного Постановления предписывает Комитету по строительству, Комитету по инвестициям и стратегическим проектам в недельный срок в соответствии с компетенций направить в Комитет по управлению городским имуществом копии решений или документов в отношении зданий, указанных в п.6 "в" п.2 ст.6 Закона Санкт-Петербурга N 194-32 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге" соответственно по договорам аренды, заключенным Комитетом по управлению городским имуществом.

Согласно п.3 утвержденного Порядка ведения Перечня осуществляется Комитетом по управлению городским имуществом с учетом имеющейся информации о свободных от прав третьих лиц объектов, информации предоставляемой исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, а также с учетом результатов рассмотрений заявлений арендаторов нежилых помещений о включении арендуемых нежилых помещений в Перечень.

Согласно п.4 утвержденного Порядка ведения Перечня для включения Комитетом по управлению городским имуществом объектов из числа расположенных в зданиях, указанных в п.п."б" и п.п."в" п.2 ст.6 Закона Санкт-Петербурга, в Перечень Комитет по строительству и комитет по инвестициям и стратегическим проектам в соответствии с компетенцией направляют в КУГИ копии решений (документов) в отношении таких зданий не позднее трех рабочих дней с даты их принятия (подписания) с указанием на то, что копия решения (документа) предоставляется в целях ведения Перечня.

Таким образом, действующие нормативные правовые акты в Санкт-Петербурге определяют порядок, процедуру формирования нежилых помещений для включения в Перечень.

Из предоставленных суду документов следует, что указанный порядок и процедура при включении нежилых помещений, арендуемых заявителем в строки N 942, 943, 944, 945 не соблюдены, так как при включении в Перечень спорных объектов отсутствовали перечисленные документы.

Так, пакет документов на 162 листах, в том числе и сводное заключение от 18.06.2008, поступили КУГИ из Комитета по строительству, для формирования Перечня 29 января 2009 года (л.д.209), в то время как спорные нежилые помещения внесены в Перечень строками N 942, 943, 944, 945 26 декабря 2008 года.

Кроме того, установлено судом, что Сводное заключение N 4/876208 от 18.06.2008 (л.д.84) содержит положения, согласно которому заявление потенциального инвестора в отношении земельного участка по адресу: Санкт-Петербург, ул.Ленсовета, дом 41, лит.А, занимаемого заявителем нежилого помещения согласно договору аренды, подлежит дальнейшему рассмотрению при условии получения согласия Санкт-Петербургского государственного учреждения "Жилищное агентство Московского района" на изъятие нежилого здания из оперативного управления, а также согласия ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга".

Установлено в ходе судебного разбирательства, что указанные согласия на момент включения в Перечень, у КУГИ отсутствовали, что подтверждается письмом директора Санкт-Петербургского государственного учреждения "Жилищное агентство Московского района Санкт-Петербурга" N 744 от 14.03.2011 (л.д.218). Изъятие нежилого помещения из оперативного управления данным органом признано нецелесообразным (л.д.217).

Суд полагает перечисленные обстоятельства явными нарушениями, позволяющими сделать вывод о том, что предусмотренный нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга порядок и процедура включения нежилых помещений, арендуемых заявителем, нарушено КУГИ Санкт-Петербурга при формировании Перечня недвижимого имущества.

В судебном заседании представители как КУГИ, так и комитета по строительству не отрицали изложенные обстоятельства, однако при этом указали, что необходимые документы поступили в КУГИ в электронном виде до издания оспариваемого Перечня, в дальнейшем пакет документов поступил 29 января 2009 года. Данный довод не имеет правового значения, поскольку порядок направления и поступления документов предусмотрен Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22.12.2008 N 1624 "О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга "О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге". Предоставление документов в электронном виде данным актом не предусмотрено.

Изложенные обстоятельства являются основанием к признанию незаконным п.1 Распоряжения Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга N 237-р от 26.12.2008 в части утверждения строк N 942, 943, 944, 945 Перечня недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга.

Суд полагает, что предоставлено достаточно доказательств того, что оспаривемое Распоряжение КУГИ, в части относящейся к требованиям заявителя, нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя.

На основании изложенного, суд полагает правовую позицию заявителей обоснованной, а правовую позицию КУГИ Санкт-Петербурга ошибочной.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, ст.ст.251-253 ГПК РФ суд

решил:

Заявление Закрытого акционерного общества "Союзспецснаб" об оспаривании законности распоряжения Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга N 237-р от 26.12.2008 в редакции Распоряжения Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга N 26-р от 23.03.2009 "О перечне недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, свободного от права третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге) предназначенного для предоставления во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге" в части утверждения строк N 942, 943, 944, 945 Приложения Перечня к распоряжению удовлетворить.

Признать пункт 1 Распоряжения Комитета, по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга N 237-р от 26.12.2008 в редакции Распоряжения Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга N 26-р от 23.03.2009 "О перечне недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, свободного от права третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге) предназначенного для предоставления во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге" в части утверждения строк N 942, 943, 944, 945 Приложения Перечня к распоряжению недействующими со дня вступления суда в законную силу.

Сообщение о данном решении подлежит опубликованию в ежедневной газете "Санкт-Петербургские ведомости" после вступления в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней, путем подачи кассационной жалобы через Санкт-Петербургский городской суд.

Судья




Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

Городской каталог недвижимости

KOMNED.RU коммерческая недвижимость,

N 6, 11.02.2013-18.02.2013