Недействующий

АДМИНИСТРАЦИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 01 сентября 2008 года N 307-па

Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие институтов гражданского общества Тверской области на 2009-2011 годы"

(Утратил силу:
постановление Администрации от 02.09.2009 N 379-па НГРru69000200900494)

В соответствии с постановлением Администрации Тверской области от 04.03.2008 N 49-па "О Порядке разработки, формирования и реализации долгосрочных целевых программ Тверской области и проведения оценки эффективности их реализации" (с изменениями, внесенными постановлением Администрации Тверской области от 26.08.2008 N 243-па) Администрация Тверской области постановляет:

1. Утвердить долгосрочную целевую программу "Развитие институтов гражданского общества Тверской области на 2009-2011 годы" (прилагается).

2. Определить администратором (государственным заказчиком- координатором) долгосрочной целевой программы Тверской области комитет внутренней политики Тверской области (Пызин В.А.).

3. Комитету внутренней политики Тверской области:

3.1. по результатам полугодия, в срок не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и ежегодно в срок не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, представлять полугодовой и годовой отчеты о реализации долгосрочной целевой программы Тверской области "Развитие институтов гражданского общества Тверской области на 2009-2011 годы" в департамент финансов Тверской области, департамент экономики Тверской области (Аристов С.А.) и контрольно-аналитический комитет Тверской области (Шеин А.В.);

3.2. обеспечить периодичность (не менее двух раз в год) размещения сведений о реализации долгосрочной целевой программы Тверской области "Развитие институтов гражданского общества Тверской области на 2009-2011 годы" в сети Интернет на официальном сайте исполнительных органов государственной власти Тверской области, начиная с 2009 года.

4. Управлению информатизации аппарата Губернатора Тверской области (Гришин Ф.В.) обеспечить размещение долгосрочной целевой программы Тверской области "Развитие институтов гражданского общества Тверской области на 2009-2011 годы" и сведений о ее реализации на официальном сайте исполнительных органов государственной власти Тверской области.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Тверской области Пызина В.А.

Отчет об исполнении постановления представлять ежегодно в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным.

6. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2009 года и подлежит официальному опубликованию.

Губернатор области Д.В.Зеленин

Приложение
Утверждена
постановлением Администрации
Тверской области
от 01.09.2008 N 307-па

Долгосрочная целевая программа Тверской области "Развитие институтов гражданского общества Тверской области на 2009-2011 годы"


г. Тверь, 2008 год

Паспорт долгосрочной целевой программы Тверской области "Развитие институтов гражданского общества Тверской области на 2009-2011 годы"


Наименование программы

"Развитие институтов гражданского общества Тверской области на 2009-2011 годы" (далее - ДЦП)

Администратор ДЦП (государственный
 заказчик-координатор)

Комитет внутренней политики Тверской области (далее - Комитет)

Дата утверждения ДЦП

01.09.2008

Стратегические цели и/или тактические задачи ДЦП с указанием ведомственной целевой программы (или ведомственных целевых программ), в рамках которой(ых) планируется их достижение

Стратегическая цель 1. Создание условий для развития гражданского общества в Тверской области
 Тактические задачи по выполнению стратегической цели 1:
 Создание Ресурсного центра негосударственных некоммерческих организаций Тверской области;

 Создание Ресурсного центра национальных общественных объединений Тверской области "Тверской областной Дом дружбы народов";

 Формирование и развитие деятельности Тверского областного центра русского языка и русской культуры;

 Содействие реализации социальных проектов (социальных программ) негосударственными некоммерческими организациями (далее - НКО);

 Мониторинг общественно-политической ситуации в Тверской области;

 Повышение роли институтов гражданского общества в системе управления регионом.
 Стратегическая цель 2. Развитие инфраструктуры средств массовой информации в рамках формирования гражданского общества в Тверской области
 Тактические задачи по выполнению стратегической цели 2:
 Совершенствование информационной политики Тверской области как инструмента усиления управляемости регионом;

 Повышение профессионализма работы областных и муниципальных средств массовой информации (далее - СМИ) Тверской области;

 Совершенствование работы с общественными организациями журналистов.
 Настоящая ДЦП реализуется в рамках ведомственной целевой программы Комитета "Обеспечение прав и свобод жителей Тверской области" (далее - ВЦП)

Сроки реализации ДЦП

2009-2011 годы

Ожидаемые результаты реализации ДЦП

формирование инфраструктуры развития гражданского общества в Тверской области;

 формирование информационной базы о развитии институтов гражданского общества;

 вовлечение 100% НКО в процесс мониторинга общественно-политической ситуации;

 формирование Ресурсного центра национальных объединений Тверской области "Тверской областной Дом дружбы народов".
 формирование и развитие деятельности Тверского областного центра русского языка и русской культуры;

 организация центра мониторинга общественно-политической ситуации в Тверской области

Объемы и источники финансирования (в разрезе годов и кодов разделов и подразделов классификации расходов бюджета области) с указанием объемов финансирования по ВЦП

ДЦП не требует финансирования

Основные механизмы реализации ДЦП

Реализация ДЦП осуществляется в течение 2009 - 2011 годов.
 Механизм реализации ДЦП представляет собой скоординированные по срокам и направлениям действия исполнителей конкретных мероприятий, ведущие к достижению намеченных стратегических целей с учетом запланированных плановых показателей реализации ДЦП и показателей эффективности.
 Оперативное управление и координацию работ по выполнению задач ДЦП осуществляет государственный заказчик ДЦП - Комитет - в соответствии с установленным порядком реализации долгосрочных целевых программ.
 Основными исполнителями ДЦП являются Комитет, комитет по делам культуры Тверской области, управление информационной политики и общественных связей аппарата Губернатора Тверской области, управление информатизации аппарата Губернатора Тверской области, территориальное управление аппарата Губернатора Тверской области;
организации, определенные на конкурсной основе как исполнители мероприятий

Основные механизмымониторинга реализации ДЦП

В течение периода реализации ДЦП Тверской области предусмотрены следующие виды мониторинга:
 а) полугодовой мониторинг реализации ДЦП;

 б) ежегодный мониторинг реализации ДЦП.
 Полугодовой мониторинг предполагает оценку:
 а) фактически достигнутых результатов реализации ДЦП;

 б) возможностей достижения запла-нированных результатов реализации ДЦП.
 Полугодовой мониторинг реализации ДЦП осуществляется по результатам первого полугодия путем представления Комитетом в срок не позднее 15 июля в департамент финансов Тверской области, департамент экономики Тверской области и контрольно-аналитический комитет Тверской области данных, которые могут формироваться с периодичностью один раз в полугодие, в виде отчета о реализации ДЦП за полугодие по установленной форме с пояснительной з апиской, содержащей анализ причин отклонения (с выделением внешних и внутренних причин) и детальную оценку возможностей достижения запланиро-ванных значений показателей результатов ДЦП.
 Ежегодный мониторинг осуществляется путем представления Комитетом в департамент экономики Тверской области, департамент финансов Тверской области и контрольно-аналитический комитет Тверской области в срок не позднее
 1 апреля года, следующего за отчетным, годового отчета о реализации ДЦП по установленной форме с пояснительной запиской, содержащей анализ причин отклонений (с выделением внешних и внутренних причин) и детальную оценку возможностей достижения запланиро-ванных целей и показателей результатов ДЦП к моменту ее завершения

Характеристика проблем, на решение которых направлена ДЦП


В структуре общественных связей современной западной цивилизации в XXI веке окончательно утвердится преимущество убеждения над принуждением. Баланс современной цивилизации смещается в сторону умения убеждать и договариваться, чтобы как можно большее количество людей осознанно и добровольно принимало то или иное решение. Эти изменения окончательно переведут систему управления обществом на основу тонких социальных технологий влияния и практически к нулю сведут роль грубой пропаганды.

Структурные изменения общественного поля должны вести к выработке новой философии управления обществом. Скелетом, основополагающим элементом нового общества становятся институты гражданского общества, которые обеспечивают взаимосвязь граждан между собой и с государством.

В целом, гражданское общество в широком смысле представляет собой совокупность общественных институтов, непосредственно не включенных в структуры государства и позволяющих гражданам и их объединениям реализовывать свои интересы и инициативы. Зрелое гражданское общество - общество свободной самоорганизации, его институты позволяют гражданам совместно вырабатывать цели и достигать их, обеспечивают возможность самореализации.

Сильная, структурированная система институтов гражданского общества не соперник государства, а его помощник. Именно активно действующие институты гражданского общества выполняют ряд социально значимых функций, которые государство не может исполнять столь же эффективно, являются важнейшим элементом достижения благоприятного социального климата, предохраняют от социальных взрывов.

В новой структуре общественных отношений для развития действенной структуры институтов гражданского общества уже недостаточно прямого финансирования организаций со стороны государства. Органы власти должны способствовать самостоятельной эффективной деятельности институтов гражданского общества путем обучения, создания необходимой инфраструктуры и поощрения наиболее отличившихся; способствовать развитию эффективного, самостоятельного гражданского сектора.

В Тверской области действует ряд институтов, чьи потенциальные возможности необходимо использовать более эффективно, взаимодействие с которыми позволит вывести процессы управления социальным климатом на принципиально иной качественный уровень. Данные институты могут стать "точками роста" всего гражданского сектора:

- негосударственные некоммерческие организации (далее - НКО);

- субъекты информационного пространства (областные и муниципальные СМИ, включая и электронные);

- политические субъекты (политические партии).

Эффективной самоорганизации граждан способствует придание их объединениям правовых форм общественных и других некоммерческих организаций.

По данным Общественной палаты России на 1000 жителей в России приходится всего 2,5 некоммерческой организации, что намного ниже показателя в других развитых странах. В Тверской области насчитывается более 2000 некоммерческих организаций (примерно 1,5 на 1000 жителей). Столь незначительный показатель объясняется несколькими причинами:

- недостаточностью поддержки со стороны государства в прошлые годы;

- привычкой получать бюджетные средства в советское время не на конкурсной основе;

- отсутствием регламентированных правил взаимодействия с органами исполнительной власти Тверской области;

- непопулярностью проявлений гражданской инициативы среди населения.

За последние 3 года наметились положительные сдвиги в системе НКО Тверской области. Ряд организаций заметно активизировал свою деятельность. Многие из них заслужили большой авторитет среди населения и представляют собой значительный кадровый и интеллектуальный потенциал для выработки и принятия органами государственной власти важных управленческих решений.

Однако патерналистские настроения (надежды на государство, что оно решит все проблемы личности, общества), особенно сильные в среде НКО, являются основным препятствием на пути активного развития гражданского общества. Многие НКО целью своей деятельности видят получение бюджетных средств на содержание своего аппарата и организационные расходы. Однако средства, выделяемые из бюджетов всех уровней, должны способствовать решению социальных задач на благо жителей Тверской области. НКО должны учиться развиваться самостоятельно, работать в проектном режиме. Затраты областного бюджета Тверской области на НКО должны быть оправданы решением острых социальных проблем общества. Только тогда общественные объединения смогут принести обществу реальную помощь, стать посредником между государством и обществом. Поэтому необходимо стремиться к изменению отношения общества к некоммерческому сектору.

В развитии институтов гражданского общества на территории Тверской области важно не забыть и о местном самоуправлении. Органы местного самоуправления по своей сути очень близки к институтам гражданского общества.

Многим администрациям небольших муниципальных образований Тверской области не хватает навыков работы с населением, социальной ответственности. Эти проблемы связаны с невысоким уровнем квалификации кадров, из которых формируются органы управления вновь созданных муниципальных образований, оттоком наиболее образованных жителей, отсутствием долговременных программ по подготовке управленческих кадров для муниципалитетов.

Необходимо развивать правовую культуру управления муниципальными образованиями, развивать методы работы с населением у администраций вновь образованных муниципальных образований, потому что большинство инициатив и федеральной и региональной власти преломляется через призму деятельности местных властей, что является важным элементом воздействия на социальный климат.

Эффективность усилий по развитию гражданского общества существенно возрастает, если они будут базироваться на основе более полной и достоверной информации об общественно-политической ситуации в регионе. Это определяет потребность в постоянно действующем мониторинге состояния гражданского общества, позволяющем сосредоточить внимание на предупреждении социальных проблем, а не на их ликвидации.

Важным ресурсом развития гражданского общества на территории Тверской области должны стать районные, местные средства массовой информации. Степень их авторитета в отдаленных от областного центра районах не сравнима ни с какими другими источниками информации. Но уровень их оснащения современными техническими средствами не позволяет в полной мере использовать данный ресурс. На настоящий момент не создана интегрированная общерегиональная сеть информационных ресурсов.

Особая роль данного раздела обусловлена тем, что недостаток информации о деятельности некоммерческого сектора, по мнению Общественной палаты России, может привести к ряду негативных последствий:

- необоснованные претензии отдельных некоммерческих организаций на монопольное представление интересов гражданского общества перед органами государственной власти и местного самоуправления, перед обществом в целом;

- отсутствие рынка квалифицированных менеджеров для некоммерческих организаций, что может привести к неэффективному использованию полученных средств;

- отсутствие у потребителей услуг некоммерческих организаций возможности выбрать поставщика.

На современном этапе развития российской государственности объективно возрастает значение законодательного обеспечения и общественного признания проводимых преобразований, эффективного социально-правового регулирования общественных отношений. Создание правового социального государства невозможно без адекватного формирования необходимой правовой базы новой системы управления. Участие в нормотворческом процессе институтов гражданского общества придает необходимую демократическую основу проводимым преобразованиям.

В России и регионе идет процесс расширения экспертной деятельности, идет формирование и становление новых институтов - института уполномоченного по правам человека, общественных палат, отрабатывается механизм проведения общественной экспертизы. Эти процессы являются объективными и диктуются необходимостью снижения социального риска при принятии решений на различных уровнях государственного управления по обеспечению развития общества и государства.

Проблема обостряется возрастанием сложности выбора эффективных управленческих решений. В таких условиях требуется с одной стороны максимально обеспечить взвешенные решения, а с другой - активизировать интеллектуальный потенциал общества, привлечь коллективный интеллект для объективной оценки сложившейся ситуации и поиска наиболее оптимальных мер преодоления имеющихся проблем. В этом смысле понятие риска может быть связано не столько с оценкой опасности, сколько с шансом, надеждами на новое качество общественного устройства, улучшение жизни тех социальных групп, которые заинтересованы в выработке позитивного для них управленческого решения.

Значимым аспектом процесса экспертизы является необходимость оценки вероятности риска в процедуре принятия закона. Отсюда вытекает актуальность формирования института общественной экспертизы, позволяющего учитывать интересы и потребности всех социальных групп.

Следует отметить, что единого уровня риска, который считался бы приемлемым для всех членов общества, не существует, что объясняется многообразием и сложностью социальных систем и различий в оценках величины риска индивидами и социальными группами. Такой подход потребует процедур осознанных компромиссов, связанных с недостатком общих ресурсов для развития общества. Общество должно быть застраховано от решений, которые в силу тех или иных обстоятельств могут быть приняты в ущерб жизни и здоровью граждан, а средства налогоплательщиков могут расходоваться недостаточно эффективно. Из этого следует, что в демократическом обществе граждане не могут быть отстранены от решений важных для их жизнедеятельности. Поэтому можно поставить вопрос об обязательности участия в проведении экспертизы этих решений общественных (негосударственных) или политических структур.

Обозначенные в данном разделе проблемы в развитии гражданского общества носят комплексный характер и тесно связаны между собой. Учитывая данный факт, решение проблем также должно носить комплексный и целевой характер. Следовательно, возникает необходимость в разработке специальной целевой программы, ориентированной на перспективу, которая предложила бы системное решение вопроса.

Разработанная ДЦП представляет собой комплексную систему мероприятий по созданию благоприятной среды для формирования институтов гражданского общества. Данная программа разработана впервые. В то же время она логически связана с ВЦП Комитета. Совместная скоординированная реализация ВЦП и ДЦП позволит Комитету обеспечить условия для самостоятельного развития институтов гражданского общества в перспективе, соблюдение прав как отдельной личности, так и объединений граждан.

II. Стратегическая цель и тактические задачи ДЦП


Стратегическая цель 1. Создание условий для развития гражданского общества в Тверской области

Для выполнения ряда серьезных задач, которые стоят перед институтами гражданского общества, государство и в первую очередь исполнительные органы государственной власти должны создать благоприятные условия, которые позволили бы институтам гражданского общества гармонично и стабильно развиваться. Формы поддержки и принципы поддержки, которые используют органы государственной власти в тверском регионе, определены в законе Тверской области "О поддержке негосударственных некоммерческих организаций органами государственной власти Тверской области". Для достижения стратегической цели настоящей ДЦП реализуется ряд направлений: совершенствование нормативной базы; укрепление инструментов сотрудничества государственных органов и институтов гражданского общества; создание условий для высокой политической, правовой и гражданской культуры населения; усиление роли политических партий; повышение социальной ответственности бизнеса.

Показатель реализации стратегической цели 1

Название показателя

Единицы измерения

2009 год

2010 год

2011 год

Доля населения, вовлеченного в социальные институты

%

12

12

12,5

Методика расчета

Количество граждан, участвующих в мероприятиях НКО/численность населения Тверской области*100%.

Реализация стратегической цели 1 предполагает решение 6 тактических задач.

Тактическая задача 1.1. Создание Ресурсного центра негосударственных некоммерческих организаций Тверской области

Развитие гражданского общества невозможно без создания единого организационного и коммуникационного пространства для некоммерческих организаций и национальных объединений Тверской области.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»