Недействующий

АДМИНИСТРАЦИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 октября 2010 года N 533-па

Об утверждении долгосрочной целевой программы Тверской области "Развитие лесного комплекса Тверской области в 2011-2013 годах"

(Утратил силу:

Постановление Правительства от 10.12.2012 N 752-пп НГРru69000201201327)

(Изменения:
Постановление Администрации от 28.03.2011 N 121-па НГРru69000201100213
Постановление Администрации от 29.06.2011 N 291-па НГРru69000201100469
Постановление Правительства от 25.11.2011 N 213-пп НГРru69000201100785
Постановление Правительства от 01.08.2012 N 455-пп НГРru69000201200764
Постановление Правительства от 09.10.2012 N 483-пп НГРru69000201201039
Постановление Правительства от 20.11.2012 N 709-пп НГРru69000201201234
Постановление Правительства от 18.12.2012 N 778-пп НГРru69000201201358)

В соответствии с постановлением Администрации Тверской области от 04.03.2008 N 49-па "О Порядке разработки, формирования и реализации долгосрочных целевых программ Тверской области и проведения оценки эффективности их реализации" Администрация Тверской области постановляет:

1. Утвердить долгосрочную целевую программу Тверской области "Развитие лесного комплекса Тверской области в 2011-2013 годах" (прилагается).

2. Определить администратором (государственным заказчиком-координатором) долгосрочной целевой программы Тверской области Министерство лесного хозяйства.

{п. 2 в редакции постановления Правительства от 25.11.2011 N 213-пп}

3. Министерству лесного хозяйства Тверской области:

а) по результатам полугодия, в срок не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным полугодием, и ежегодно в срок не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, представлять полугодовой и годовой отчеты о реализации долгосрочной целевой программы Тверской области "Развитие лесного комплекса Тверской области в 2011-2013 годах" в Министерство финансов Тверской области, Министерство экономического развития Тверской области, Министерство Тверской области по обеспечению контрольных функций;

б) обеспечить периодичность (не менее двух раз в год) размещения сведений о реализации долгосрочной целевой программы Тверской области "Развитие лесного комплекса Тверской области в 2011-2013 годах" в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Министерствалесного хозяйства Тверской области.

{п. 3 в редакции постановления Правительства от 25.11.2011 N 213-пп}

4. Признать утратившим силу постановление Администрации Тверской области от 01.09.2008 N 273-па "Об утверждении долгосрочной целевой программы Тверской области "Леса Тверской области на 2009-2011 годы".

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Тверской области Мельникова В.В.

Отчет об исполнении постановления представлять ежегодно в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным.

{п. 5 в редакции постановления Правительства от 25.11.2011 N 213-пп}

6. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2011 года, подлежит официальному опубликованию и размещению на сайте Министерства лесного хозяйства Тверской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

{п. 6 в редакции постановления Правительства от 25.11.2011 N 213-пп}

Губернатор области Д.В.Зеленин

Приложение
Утверждена
постановлением Администрации
Тверской области
от 19.10.2010 N 533-па
{Приложение в редакции
постановления Администрации от 28.03.2011 N 121-па
постановления Администрации от 29.06.2011 N 291-па
постановления Правительства от 25.11.2011 N 213-пп
постановления Правительства от 01.08.2012 N 455-пп
постановления Правительства от 09.10.2012 N 583-пп
постановления Правительства от 20.11.2012 N 709-пп
постановления Правительства от 18.12.2012 N 778-пп}

Долгосрочная целевая программа Тверской области "Развитие лесного комплекса Тверской области в 2011-2013 годах"

г. Тверь, 2010 год

Паспорт долгосрочной целевой программы Тверской области "Развитие лесного комплекса Тверской области в 2011-2013 годах"


Наименование программы

Долгосрочная целевая программа
 Тверской области "Развитие лесного комплекса Тверской области в  2011-2013 годах" (далее - ДЦП)

Администратор ДЦП (государственный заказчик - координатор)

Министерство лесного хозяйства Тверской области (далее - Департамент)

Дата утверждения ДЦП

.2010

Стратегические цели и/или тактические задачи ДЦП с указанием ведомственной целевой программы, в рамках которой планируется их достижение

Стратегическая цель: Повышение эффективности использования лесного фонда с учетом его сохранения и восстановления.
 Тактические задачи:
 1. Обеспечение многоцелевого, рационального использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах.
 2. Обеспечение воспроизводства лесов на землях лесного фонда.
 3. Обеспечение охраны и защиты лесов на землях лесного фонда.
 4. Повышение инвестиционной привлекательности лесов и создание условий для устойчивого развития лесопромышленного комплекса Тверской области.
 5. Информационное обеспечение деятельности Министерства и взаимодействие с общественностью.
 Ведомственная целевая программа Министерства лесного хозяйства Тверской области "Лесное хозяйство Тверской области"

Сроки реализации ДЦП

2011 - 2013 годы

Ожидаемые результаты реализации ДЦП

1.Опти мизация  управления в области лесных отношений
 2.Ежегодный рост доходов от использования лесов: за 2011 - 2013 годы доходы составят 1686,0  млн руб., в т.ч. поступающие в областной бюджет Тверской области 910,4  млн руб.
 3.Привлечение инвестиций в лесопромышленный комплекс Тверской области за 2011-2013 годы в объеме 2,4 млрд руб.

Объемы и источники  финансирования (в разрезе годов и кодов разделов и подразделов классификации расходов  бюджета области) с указанием объемов финансирования по ведомственной целевой программе

Общий объем финансирования ДЦП на 2011 -  2013 годы -  701 619,3 тыс. руб., в том числе:
 0407  2011 год - 334 256,7 тыс. руб.,  0407  2012 год  - 175 838,0 тыс. руб.,
 0407  2013 год - 175 838,0 тыс. руб.
 2011 год - 361 441,2 тыс. руб.,
 в том  числе за счет средств:
 федерального бюджета - 127 603,2 тыс. руб.,
 областного бюджета Тверской области  -
 206 653,5 тыс. руб.;

 2012 год -137 298,4 тыс. руб., в том числе за счет средств:
 федерального бюджета - 81 704,2  тыс. руб.,
 областного бюджета Тверской области  -
 175 838,0 тыс. руб.;

 2013 год -175 838,0 тыс. руб.,
 в том числе за счет средств:
 федерального бюджета - 0,0 тыс. руб.,
 областного бюджета Тверской области  -
 175 838,0тыс. руб.

Основные механизмы реализации ДЦП

Реализация ДЦП осуществляется Министерством, предусматривается участие лесничеств Тве рской области, подведомственного бюджетного учреждения государственное бюджетное учреждение "Лесозащитный противопожарный центр - Тверьлес"  (далее - ГБУ "ЛПЦ - Тверьлес") и специализированных государственных унитарных предприятий (далее – ГУП). В ходе выполнения ДЦП планируется тесное взаимодействие Министерства с органами местного самоуправления, территориальными органами федеральной государственной власти, Федеральным агентством по лесному хозяйству (далее – Рослесхоз), другими федеральными структурами, учебными заведениями, общественной организацией "Союз лесопромышленников и лесоэкспортеров Тверской области" в части полномочий, касающихся достижения целей, поставленных в ДЦП. Для выполнения мероприятий ДЦП предполагается  заключение государственных контрактов в установленном порядке на выполнение работ по ведению лесного хозяйства на территории Тверской области. Оперативное управление, мониторинг и координацию работ будет осуществлять  Министерство в течение периода, на который разработана ДЦП, путем достижения предусмотренной в ДЦП стратегической цели, исходя из необходимости достижения плановых значений показателей ДЦП

Основные механизмы мониторинга реализации ДЦП

В течение всего периода реализации ДЦП Министерством осуществляется полугодовой и ежегодный мониторинги реализации ДЦП путем составления отчетов о ее реализации.
 Полугодовой мониторинг реализации ДЦП осуществляется по результатам первого полугодия путем представления Министерством в срок не позднее 15 июля отчетного года в Министерство финансов Тверской области, Министерство экономического развития Тверской области, Министерство Тверской области по обеспечению контрольных функций данных, которые могут формироваться с периодичностью один раз в полугодие, в виде отчета о реализации ДЦП за полугодие.
 Ежегодный мониторинг осуществляется путем представления годового отчета о реализации ДЦП Министерством в Министерство финансов Тверской области, Министерство экономического развития Тверской области, Министерство Тверской области по обеспечению контрольных функций в срок не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.
  В целях осуществления мониторинга реализации ДЦП и своевременного формирования отчетности о ходе выполнения ДЦП планируется ежеквартально в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, собирать у лесничеств Тверской области, ГУ "Тверьлес", ГУПов, а также взаимодействующих органов местного самоуправления и территориальных федеральных органов государственной власти, учебных заведений информацию, характеризующую показатели достижения целей ДЦП, решение ее задач и выполнения мероприятий.
 Кроме указанной информации планируется на основе тесного взаимодействия с территориальным органом Росстата получать соответствующую итоговую информацию в территориальном и отраслевом разрезах.
 По данным мониторинга планируется полугодовое подведение итогов выполнения ДЦП, представление отчетов и размещение информации на сайте Департамента в сети Интернет

{таблица в редакции
постановления Администрации от 28.03.2011 N 121-па
постановления Правительства от 25.11.2011 N 213-пп
Постановления Правительства от 01.08.2012 N 455-пп
постановления Правительства от 09.10.2012 N 583-пп
постановления Правительства от 20.11.2012 N 709-пп
постановления Правительства от 18.12.2012 N 778-пп}

I. Характеристика проблем


Тверская область занимает второе место по возможному объему заготовки древесины в Центральном федеральном округе Российской Федерации. Лесистость Тверской области - 54,2%. Расчетная лесосека Тверской области (допустимый объем изъятия древесины) составляет 8746,6 тыс. куб.м. Площадь земель лесного фонда на территории области составляет 4875,6 тыс.га.

Данные о расчетной лесосеке по субъектам Центрального федерального округа (далее - ЦФО) за 2009 год (тыс. куб.м)

Площадь покрытых лесной растительностью земель Тверской области составляет 4421,4 тыс. га, из них хвойные насаждения занимают 42,7%, мягколиственные - 57,3%.

По группам возраста площади покрытых лесом земель лесного фонда распределены следующим образом:

Группа возраста

Всего %

В т.ч. по хозяйствам

хвойное

мягколиственное

Молодняки

16,5

63,5

36,5

Средневозрастные

36,3

41,2

58,8

Приспевающие

19,9

47,1

52,9

Спелые и перестойные

27,0

29,1

70,9

Динамика изменения возрастной структуры по отношению к 2005 году характеризуется увеличением в 2009 году площади спелых и перестойных насаждений:

- всего - на 25% (с 965,8 тыс.га до 1205,9 тыс. га);

- хвойных - на 19,4% (с 293,5 тыс. га до 350,7 тыс. га);

- мягколиственных - на 27% (с 672,3 тыс. га до 855,2 тыс. га).

Накопился ряд проблем, не позволяющих в полной мере использовать имеющиеся природные богатства.

1. Объем рубок лесных насаждений с 1 гектара покрытых лесной растительностью земель лесного фонда в 2009 году составил 0,47 куб.м. при среднем приросте 3,35 куб.м. на 1 гектар покрытых лесной растительностью земель лесного фонда.

Данные об использовании расчетной лесосеки в субъектах ЦФО за 2009 год (%):

Низкий уровень освоения действующей расчетной лесосеки связан с тем, что в настоящее время в Тверской области около 40 крупных и средних предприятий-лесозаготовителей. Значительный сегмент рынка представлен местным населением, индивидуальными предпринимателями, что не обеспечивает концентрацию производств и комплексное, рациональное использование древесины.

Экстенсивное развитие и непропорциональное размещение лесоперерабатывающих предприятий оказало негативное влияние на состояние лесного фонда. На значительной площади лесного фонда продолжается нежелательная смена пород, происходит накопление спелых и перестойных лиственных насаждений.

Развитие арендных отношений по предоставлению лесных участков для заготовки древесины и иных видов использования будет способствовать более интенсивному использованию накопившихся древесных ресурсов и их переработке, что, в свою очередь, обеспечит развитие лесопромышленного комплекса области, увеличит объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов.

Обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах является одной из задач, служащей для повышения эффективности использования лесного фонда.

Приоритетными направлениями использования лесов Тверской области являются использование лесов для заготовки древесины и осуществление рекреационной деятельности.

Использование лесов для осуществления рекреационной деятельности и заготовки древесины следует отличать от таких самостоятельных видов использования лесов, как ведение охотничьего хозяйства, использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых, для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов.

Лесохозяйственная деятельность и лесопользование должны обеспечивать рациональное сочетание интересов охотничьего хозяйства, недропользования и лесного хозяйства без нанесения последнему серьезного ущерба.

В целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов используются прежде всего нелесные земли, а при отсутствии на лесном участке таких земель - участки невозобновившихся вырубок, гарей, пустырей, прогалины, а также площади, на которых произрастают низкополнотные и наименее ценные лесные насаждения. Использование иных лесных участков для указанных целей допускается в случае отсутствия других вариантов возможного размещения линейных объектов.

Использование лесов осуществляется в соответствии со статьей 9 Лесного кодекса Российской Федерации.

2. В настоящее время около 20% лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций, имеют давность лесоустройства более 12 лет.

Все важнейшие документы текущего планирования (лесной план и лесохозяйственные регламенты Тверской области, проекты освоения лесов на арендуемых лесных участках) разрабатываются на основании материалов лесоустройства, срок действия которых из-за давности значительно устарел, что не могло не сказаться на качестве подготовки документов лесного планирования. Ситуация ухудшилась и в связи с прекращением с 2007 года плановых лесоустроительных работ за счет федерального бюджета. Отсутствие проведения плановых лесоустроительных работ не позволяет актуализировать таксационные и картографические базы данных предыдущего лесоустройства и соответственно вести обновленный государственный лесной реестр, крайне необходимый для организации устойчивого управления лесами.

Все это подчеркивает важность и необходимость проведения лесоустройства как комплекса мероприятий по получению достоверной и разносторонней информации о лесном фонде.

Важнейшей составляющей планирования в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в соответствии со статьями 85,86 Лесного кодекса Российской Федерации является Лесной план. Лесной план определяет цели и задачи лесного планирования, мероприятия по осуществлению планируемого освоения лесов, а также зоны такого освоения.

Основным документом, регламентирующим использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, в соответствии со статьей 87 Лесного кодекса Российской Федерации, является лесохозяйственный регламент, составляемый на срок до 10 лет. Всего в Тверской области создано и действуют 11 лесничеств. В рамках мероприятий по актуализации лесохозяйственных регламентов планируется проведение анализа существующих особо защитных участков с целью снятия с них особого статуса и выявления новых социально значимых ценных лесных участков.

Для организации рационального использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, систематического контроля за количественными и качественными изменениями лесного фонда и обеспечения достоверными сведениями о лесном фонде органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти Тверской области, органов местного самоуправления, заинтересованных граждан и юридических лиц необходимо ведение государственного лесного реестра.

Необходимым условием для осуществления лесохозяйственной деятельности в процессе освоения лесов является проведение мероприятий по проектированию лесных участков и таксации лесов. Проектирование лесных участков в пределах лесничеств осуществляется в целях организации лесопользования. При проектировании лесных участков определяются их местоположение, границы по лесным кварталам и лесотаксационным выделам, площадь и иные качественные и количественные характеристики.

3. Целью лесовосстановления лесов является их своевременное восстановление, выращивание лесов на не покрытых лесом землях, предотвращение увеличения доли малоценных лиственных лесов, увеличение производительности лесов, обеспечение рационального использования земель лесного фонда.

Ежегодно на территории лесного фонда области проводятся сплошные рубки на лесосеках, лесными пожарами уничтожаются молодняки и спелые насаждения, т.е. увеличивается не покрытая лесом площадь. Не покрытая лесом площадь быстро воспроизводится малоценными порослевыми лиственными породами, от чего породный состав лесного фонда ухудшается, а также происходит задернение площадей травянистой растительностью, которая переходит в пустыри и редины, возобновление которых даже естественным путем в ближайшие десятилетия невозможно. Для снижения объемов площадей, не покрытых лесом, проводятся работы по лесовосстановлению.

По данным лесного реестра на 01.01.2011, по области структура площадей, требующих восстановления, следующая:

вырубки - 31,1 тыс. га (55,2%),

прогалины - 11,5 тыс. га (20,4%),

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»