Недействующий

АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 октября 2011 года N 603

Об утверждении государственной программы Алтайского края "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края" на 2012 - 2016 годы и на перспективу до 2020 года

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2015 года на основании Постановления Администрации Алтайского края от 23.10.2014 N 494.
____________________________________________________________________

{Наименование в редакции постановления Администрации Алтайского края от 9 апреля 2014 года N 174}

{Изменения:
1. постановление Администрации Алтайского края от 9 апреля 2014 года N 174;
2. постановление Администрации Алтайского края от 15 августа 2014 года N 392}

{Новая редакция с изменениями от 15 августа 2014 года}

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 29.03.2011 Пр-781 о подготовке долгосрочных целевых инвестиционных программ обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами в субъектах Российской Федерации, основанных на комплексном подходе к процессу сбора и утилизации всех видов отходов, привлечении средств частных инвесторов, а также с целью совершенствования системы обращения с отходами производства и потребления и уменьшения их негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения Алтайского края постановляю:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Алтайского края "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края" на 2012 - 2016 годы и на перспективу до 2020 года. {пункт в редакции постановления Администрации Алтайского края от 9 апреля 2014 года N 174}

2. Рекомендовать органам местного самоуправления разработать и принять целевые программы обращения с отходами производства и потребления на территории муниципальных образований.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Алтайского края Лукьянова А.Н. {пункт в редакции постановления Администрации Алтайского края от 9 апреля 2014 года N 174}

Губернатор Алтайского края А.Б.КАРЛИН

Утверждена
Постановлением
Администрации края
от 21 октября 2011 г. N 603

{программа в редакции постановления Администрации Алтайского края от 9 апреля 2014 года N 174}

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА АЛТАЙСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ" НА 2012 - 2016 ГОДЫ И НА ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2020 ГОДА

Паспорт государственной программы Алтайского края "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края" на 2012 - 2016 годы и на перспективу до 2020 года


{паспорт программы в редакции постановления Администрации Алтайского края от 9 апреля 2014 года N 174}

Ответственный исполнитель программы

Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края

Участники программы

Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края;

 Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края;

 Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края;

 управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры;

 Главное управление сельского хозяйства Алтайского края;

 управление Алтайского края по промышленности и энергетике;

 управление Алтайского края по печати и информации;

 управление Алтайского края по труду и занятости населения;

 органы местного самоуправления (по согласованию);

 предприятия, организации и индивидуальные предприниматели, реализующие проекты в сфере обращения с отходами (по согласованию)

Цели программы

совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края, уменьшение негативного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье населения

Задачи программы

совершенствование нормативно-правового и организационного обеспечения деятельности в сфере обращения с отходами на территории Алтайского края;

 развитие инфраструктуры по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению твердых и жидких бытовых отходов;

 развитие инфраструктуры по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению промышленных и токсичных отходов;

 развитие системы экологического образования и формирование экологической культуры населения в области обращения с отходами

Индикаторы и показатели программы

доля использованных, обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся в процессе производства и потребления отходов;

 количество мусоросортировочных и мусороперерабатывающих предприятий;

 доля муниципальных образований, предоставивших сведения для формирования реестра инвестиционных проектов, содержащего сведения об инвестиционных предложениях в сфере обращения с отходами;

 доля муниципальных образований, предоставивших сведения для формирования реестра производственных площадок, земельных участков с целью размещения на них объектов инвестиционной деятельности в сфере обращения с отходами;

 доля ликвидированных несанкционированных свалок в общем количестве выявленных;

 количество разработанных информационно-справочных, методических пособий;

 доля населения Алтайского края, вовлеченного в процесс экологического образования, воспитания и просвещения

Сроки и этапы реализации программы

сроки реализации программы - 2012 - 2016 годы;

 этапы реализации программы:
 I этап - 2012 - 2013 годы;

 II этап - 2014 - 2016 годы

Объемы финансирования программы

общий объем финансирования государственной программы Алтайского края "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края" на 2012 - 2016 годы и на перспективу до 2020 года (далее - "государственная программа") за счет всех источников - 1168284 тыс. руб., в том числе по годам:
 в 2012 году - 53000 тыс. руб.;

 в 2013 году - 228421 тыс. руб.;

 в 2014 году - 74521 тыс. руб.;

 в 2015 году - 48671 тыс. руб.;

 в 2016 году - 763671 тыс. руб.;

 за счет средств краевого бюджета - 10584 тыс. руб., в том числе по годам:
 в 2013 году - 6321 тыс. руб.;

 в 2014 году - 1421 тыс. руб.;

 в 2015 году - 1421 тыс. руб.;

 в 2016 году - 1421 тыс. руб.;

 за счет средств местных бюджетов - 47000 тыс. руб., в том числе по годам:
 в 2012 году - 5000 тыс. руб.;

 в 2013 году - 8250 тыс. руб.;

 в 2014 году - 11250 тыс. руб.;

 в 2015 году - 11250 тыс. руб.;

 в 2016 году - 11250 тыс. руб.;

 за счет средств внебюджетных источников - 1110700 тыс. руб., в том числе по годам:
 в 2012 году - 48000 тыс. руб.;

 в 2013 году - 213850 тыс. руб.;

 в 2014 году - 61850 тыс. руб.;

 в 2015 году - 36000 тыс. руб.;

 в 2016 году - 751000 тыс. руб.
 Объем финансирования государственной программы подлежит ежегодному уточнению при формировании краевого и местных бюджетов на очередной финансовый год и на плановый период

Ожидаемые результаты реализации программы

увеличение доли использованных, обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся в процессе производства и потребления отходов до 45%;

 увеличение количества мусоросортировочных и мусороперерабатывающих предприятий до 15;

 увеличение доли муниципальных образований, предоставивших сведения для формирования реестра инвестиционных проектов, содержащего сведения об инвестиционных предложениях в сфере обращения с отходами, до 100%;

 увеличение доли муниципальных образований, предоставивших сведения для формирования реестра производственных площадок, земельных участков с целью размещения на них объектов инвестиционной деятельности в сфере обращения с отходами, до 100%;

 увеличение доли ликвидированных несанкционированных свалок в общем количестве выявленных до 100%;

 увеличение доли населения Алтайского края, вовлеченного в процесс экологического образования, воспитания и просвещения, до 25%.

1. Общие положения


Государственная программа Алтайского края "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края" на 2012 - 2016 годы и на перспективу до 2020 года направлена на создание правовых, экономических и материально-технических условий для повышения предпринимательской и инвестиционной активности в сфере сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования, размещения отходов производства и потребления на территории Алтайского края.

Определения основных понятий, используемых в тексте Программы, соответствуют положениям Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", закона Алтайского края от 11.02.2008 N 11-ЗС "Об обращении с отходами производства и потребления в Алтайском крае".

{абзац в редакции постановления Администрации Алтайского края от 15 августа 2014 года N 392}

Нормативные правовые акты, на основе которых разрабатывалась Программа:

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";

Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";

Указ Президента Российской Федерации от 04.02.1994 N 236 "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития";

поручение Президента Российской Федерации от 29.03.2011 Пр-781 о подготовке долгосрочных целевых инвестиционных программ обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами в субъектах Российской Федерации, основанных на комплексном подходе к процессу сбора и утилизации всех видов отходов, привлечении средств частных инвесторов;

постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 N 681 "Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде";

постановление Правительства Российской Федерации от 27.01.2009 N 53 "Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля)";

распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.08.2002 N 1225-р "Об одобрении экологической доктрины Российской Федерации";

{абзац 11 утратил силу на основании постановления Администрации Алтайского края от 15 августа 2014 года N 392}

постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003 N 80 "О введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03" (вместе с "СанПиН 2.1.7.1322-03.2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы");

закон Алтайского края от 09.02.2011 N 19-ЗС "О стратегическом планировании социально-экономического развития Алтайского края";

закон Алтайского края от 11.02.2008 N 11-ЗС "Об обращении с отходами производства и потребления в Алтайском крае";

закон Алтайского края от 01.02.2007 N 3-ЗС "Об охране окружающей среды в Алтайском крае";

закон Алтайского края от 06.03.2000 N 16-ЗС "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами";

постановление Администрации края от 23.09.2013 N 502 "Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Алтайского края"; {абзац изложен в редакции постановления Администрации Алтайского края от 15 августа 2014 года N 392}

указ Губернатора Алтайского края от 28.05.2014 N 71 "О грантах Губернатора Алтайского края в сфере экономики"; {абзац изложен в редакции постановления Администрации Алтайского края от 15 августа 2014 года N 392}

постановление Администрации края от 07.04.2011 N 166 "Об утверждении концепции обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края до 2020 года";

постановление Администрации края от 06.08.2010 N 350 "Об утверждении Порядка ведения регионального кадастра отходов на территории Алтайского края";

постановление Администрации края от 04.09.2012 N 461 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Охрана окружающей среды на территории Алтайского края" на 2013-2015 годы"; {абзац изложен в редакции постановления Администрации Алтайского края от 15 августа 2014 года N 392}

постановление Администрации края от 28.04.2009 N 192 "О полномочиях органов исполнительной власти Алтайского края в области обращения с отходами производства и потребления";

{абзац 23 утратил силу на основании постановления Администрации Алтайского края от 9 апреля 2014 года N 174}

2. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


В настоящее время на всей территории Алтайского края сложилась сложная ситуация в сфере обращения с отходами производства и потребления, в том числе в части организации системы сбора и утилизации отходов. По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю в 2010 году образовалось 3,05 млн. тонн отходов, из которых фактически использовано 977,79 тыс. тонн (32,1%), обезврежено 86,45 тыс. тонн (2,8%). Основной объем отходов приходится на предприятия, относящиеся к таким видам экономической деятельности, как добыча полезных ископаемых - 758,2 тыс. тонн, производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 627,6 тыс. тонн.

За последние пять лет объем ежегодного образования отходов увеличился на 77%, а к уровню 2002 года вырос в 3 раза. С учетом несовершенства системы статистики и обилия несанкционированных свалок эти цифры могут быть увеличены в несколько раз. Из общего объема образовавшихся отходов в 2010 году 71% приходится на отходы V класса опасности и 23% - IV класса опасности, которые могут быть переработаны почти полностью.

Большой объем и высокие темпы накопления отходов потребления и слабое развитие индустрии вторичной переработки приводит к тому, что захоронение отходов на свалках является основным методом их утилизации. Всего на территории края имеется около 1500 мест размещения твердых бытовых отходов (далее - "ТБО"), из которых более 90% не отвечают требованиям санитарных правил: отсутствуют подъездные асфальтированные дороги, ограждения, спецтехника для утилизации (захоронения) ТБО. Кроме того, не осуществляется рекультивация отработанных участков, что приводит к расширению территории полигонов и свалок. Отсутствует контроль селективного сбора и приема отходов, изменения состава грунтовых вод в районе размещения полигонов.

Захоронению подлежат неопасные отходы и отходы IV класса опасности, что для Алтайского края составляет около 33% общего количества образующихся отходов. Более 3% отходов (около 400 тыс. тонн в год), представляющих собой токсичные отходы 1 - 3 классов опасности, утилизируются небезопасными методами: размещаются на несанкционированных свалках и сбрасываются в водоемы, сжигаются с выбросом высокотоксичных веществ. Ситуация усугубляется отсутствием на территории края полигонов для размещения промышленных токсичных отходов.

С учетом государственной политики по повышению энергоэффективности экономики и отказа от использования ламп накаливания усиливается проблема утилизации отработавших ртутьсодержащих энергосберегающих ламп. В связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 N 681 "Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде" предъявляются жесткие требования как к юридическим лицам, занимающимся промышленным производством, эксплуатацией многоквартирных домов, так и к населению. На сегодняшний день в крае практически не развиты механизмы сбора ртутьсодержащих бытовых отходов. Основными причинами сложившейся ситуации являются: слабо развитая инфраструктура по сбору, транспортированию и утилизации ртутьсодержащих отходов, отсутствие в органах муниципальной власти финансовых ресурсов, а также нехватка специалистов, занимающихся вопросами охраны окружающей среды. Организации, перерабатывающие ртутьсодержащие отходы, относятся к опасным производственным объектам. К ним предъявляются жесткие требования при проектировании и эксплуатации. Все это не позволяет обеспечить утилизацию отходов в каждом муниципальном образовании отдельно и определяет необходимость создания межмуниципальных объектов.

Общей проблемой для муниципальных образований края остается несанкционированное размещение отходов. Планомерно проводимая работа по выявлению несанкционированных свалок и привлечению виновных лиц к административной ответственности способствует улучшению положения дел в данной сфере, но не меняет ситуацию.

По-прежнему актуальным для региона является системное решение задач по утилизации агропромышленных отходов с учетом интенсивного строительства в рамках реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" крупных животноводческих комплексов.

Остается нерешенным вопрос о ликвидации пришедших в негодность и запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов. В течение последних пяти лет за счет средств краевого бюджета переупакованы и вывезены из бесхозяйных и разрушенных мест хранения более 4000 тонн таких токсичных отходов I и II классов опасности, которые размещены на складах временного хранения с целью последующей утилизации. За этот период ликвидировано более 500 мест хранения. Ввиду отсутствия технологии переработки и обезвреживания данных отходов проблема может быть решена путем размещения их на специализированных полигонах в городах Томске и Омске.

В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора, вывоза, утилизации бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления. Однако в городах и селах края централизованно вывозится лишь от 30 до 40% ТБО. Вывоз отходов из микрорайонов индивидуальной застройки осуществляется домохозяйствами преимущественно самостоятельно, что зачастую способствует захламлению как территорий населенных пунктов, так и прилегающих природных объектов. Основной причиной данной ситуации является отсутствие необходимого количества специализированной техники, особенно в сельской местности. Всего в крае имеется 190 мусоровозов, из которых в сельской местности - 35.

Как показала практика, органы местного самоуправления оказались неспособными обеспечить полноценное исполнение возложенных на них полномочий по обращению с бытовыми и промышленными отходами. Объективными причинами сложившегося положения являются недостаток финансовых средств в местных бюджетах, ограниченные возможности привлечения инвестиций. Такие возможные решения, как создание полигона захоронения ТБО, мусоросжигательного завода или инфраструктуры по переработке вторичного сырья, требуют не только значительных объемов инвестиций, но и наличия необходимых площадей и территорий, удовлетворяющих геологическим, экологическим и другим требованиям.

Несмотря на наличие в крае механизмов финансового стимулирования инвестиционной и предпринимательской деятельности, остается неиспользованным потенциал реализации инвестиционных проектов в сфере утилизации отходов. Сказывается неразвитость рынка данных услуг, сложность законодательного регулирования рассматриваемой отрасли и отсутствие подготовленных инвестиционных площадок.

По данным Алтайкрайстата, в 2010 году инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, составили 64052 тыс. рублей, или 62,1% к уровню 2009 года и 39,6% к уровню 2007 года. Из общего объема средств 59,4% направлено на охрану недр и рациональное использование минеральных ресурсов, 22,4% - на охрану атмосферного воздуха, 16,7% - на охрану и рациональное использование земель. За последние 3 года (2008 - 2010) на предприятия и полигоны по утилизации, обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных и иных отходов инвестиции не направлялись.

В то же время в крае имеются успешные примеры реализации инвестиционных проектов в сфере переработки отходов. В с. Ларичиха Тальменского района ООО "Алтай-Форест" реализован проект "Утилизация отходов от лесопиления и рубок ухода за лесом. Строительство завода по производству ДСП". Проект был поддержан за счет средств краевого бюджета посредством субсидирования части банковской процентной ставки по привлеченному кредиту и налога на имущество.

До настоящего времени предпринимаемые органами государственной власти Алтайского края и муниципальными образованиями меры не решают проблему кардинальным образом, в том числе по причине недостаточного объема инвестиций, направляемых на строительство полигонов ТБО, мусоросортировочных станций, предприятий по переработке отходов. Усложняет ситуацию межотраслевой и межмуниципальный характер решаемой задачи.

При сохранении сложившейся тенденции в сфере обращения с бытовыми и промышленными отходами можно прогнозировать следующее развитие ситуации:

увеличение загрязнения земель отходами производства и потребления, превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в почве, атмосферном воздухе, грунтовых водах и поверхностных водных объектах;

деградация экосистем, снижение видового разнообразия;

ухудшение санитарного благополучия населения, возникновение чрезвычайных ситуаций, связанных с отходами;

снижение привлекательности жилья, производственных площадей, земельных участков, находящихся в зоне влияния экологически неблагополучных территорий;

нанесение значительного экономического ущерба экономике края в связи с захоронением отходов, обладающих высоким ресурсным потенциалом.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»