ПИСЬМО
от 27 мая 2014 года N ГД-18-3/675@
Об отдельных вопросах применения законодательства о налогах и сборах на территории Республики Крым и города Севастополя
Федеральная налоговая служба в связи с обращением* Министерства экономического развития Российской Федерации от 21.05.2014 N 11373-ЕЕ/Д05и по отдельным вопросам, поступающим в рамках функционирования горячей линии на интернет-сайте Минэкономразвития России, связанным с интеграцией новых субъектов Российской Федерации Республики Крым и города федерального значения Севастополя в экономическую, финансовую, кредитную и правовую систему Российской Федерации, а также систему органов государственной власти Российской Федерации, направляет информацию по перечню представленных к рассмотрению вопросов.
________________
* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.
Одновременно обращаем внимание, что по вопросам применения налогового законодательства, а также исчисления и уплаты налогов юридические и физические лица могут обращаться как в Федеральную налоговую службу, так и в налоговый орган по месту своего учета. При этом в целях оперативного информирования в ФНС России в настоящее время введен и действует ускоренный порядок рассмотрения интернет-обращений по вопросам администрирования налогоплательщиков Республики Крым и города Севастополя.
Также Федеральной налоговой службой создан специальный Контакт-центр (call center) для оперативного консультирования налогоплательщиков. По телефону Контакт-центра ФНС России можно задать вопрос и получить информацию о действующем налоговом законодательстве (тел. +7 (831) 2-448-448. Режим работы: Пн - ср с 9.00 до 18.00, Вт - чт с 9.00 до 20.00, Пт с 9.00 до 16.45).
Государственный советник
Российской Федерации
3 класса
Д.Ю.Григоренко
1. Согласно какому законодательству на территории Республики Крым должен вестись бухгалтерский и налоговый учет вновь созданным предприятием в переходный период до 2015 года?
Статьей 15 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон N 6-ФКЗ) установлено, что законодательство Российской Федерации о налогах и сборах применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 01.01.2015. До 01.01.2015 на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, в том числе по установлению налоговых льгот, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, регулируются нормативными правовыми актами соответственно Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя, Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
При этом согласно пункту 1 Положения "Об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории Республики Крым в переходный период", утвержденного Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11.04.2014 N 2010-6/14 (в редакции Постановления Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 N 2093-6/14) (далее - Положение от 11.04.2014) отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, в том числе по установлению налоговых льгот, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения на территории Республики Крым регулируются до 1 января 2015 года в порядке, действовавшем на 21 февраля 2014 года, если иное не предусмотрено данным Положением и иными нормативными правовыми актами Республики Крым.
В соответствии с пунктом 13 Положения от 11.04.2014 предусматривается, что законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, за исключением положений, регулирующих отношения по. установлению, введению и взиманию земельного налога и взиманию государственной пошлины на территории Республики Крым применяется в отношении:
юридических лиц, местом нахождения которых является территория Республики Крым, и индивидуальных предпринимателей, проживающих на территории Республики Крым, сведения о которых внесены соответственно в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) и Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), - со дня внесения сведений в указанные государственные реестры;
филиалов и представительств российских организаций, созданных на территории Республики Крым, - со дня внесения сведений об их создании в ЕГРЮЛ;
иных обособленных подразделений российских организаций, а также обособленных подразделений иностранных организаций, созданных на территории Республики Крым после 18.03.2014, - со дня создания обособленного подразделения.
Аналогичные положения содержатся в статьях 1, 18 Закона города Севастополя от 18.04.2014 N 2-ЗС "Об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории города федерального значения Севастополя в переходный период" (далее - Закон города Севастополя от 18.04.2014 N 2-ЗС).
Учитывая изложенное, организации, созданные на территории Республики Крым и города Севастополя в период после принятия этих территорий в состав Российской Федерации, применяют российское налоговое законодательство.
2. Сроки и порядок перерегистрации филиалов украинских компаний на территории Республики Крым и города Севастополя.
Сроки и порядок перерегистрации филиалов украинских компаний на территории Республики Крым и города Севастополя законодательством Российской Федерации не предусмотрены.
Одновременно сообщается следующее.
Порядок постановки на учет иностранных организаций в налоговых органах регламентируется статьями 83-84 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Пунктом 1 статьи 83 НК РФ установлено, что особенности учета иностранных организаций устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации. Приказом Минфина России от 30.09.2010 N 117н утверждены Особенности учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения (далее - приказ Минфина России).
Пунктом 13 Положения от 11.04.2014 и статьей 18 Закона города Севастополя от 18.04.2014 N 2-ЗС установлено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, за исключением положений, регулирующих отношения по установлению, введению и взиманию земельного налога и взиманию государственной пошлины, применяется, в частности, в отношении обособленных подразделений иностранных организаций, созданных на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя после 18 марта 2014 года, - со дня создания обособленного подразделения.
Таким образом, постановка на учет иностранных организаций в налоговых органах по месту нахождения обособленных подразделений, созданных на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя после 18 марта 2014 года, осуществляется в соответствии с Кодексом и приказом Минфина России.
3. Порядок прекращения деятельности частным предпринимателем, ранее зарегистрированным на территории Украины.
Порядок прекращения деятельности частным предпринимателем, ранее зарегистрированным на территории Украины, законодательством Российской Федерации не предусмотрен.
Одновременно сообщается следующее.
Физические лица, проживающие на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, имеющие статус предпринимателя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, могут осуществлять предпринимательскую деятельность на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до окончания переходного периода (до 1 января 2015 года) или до принятия соответствующих нормативных правовых актов.
Для осуществления предпринимательской деятельности без образования юридического лица в иных субъектах Российской Федерации вышеуказанным физическим лицам необходимо зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом наличие у физического лица статуса предпринимателя, полученного по законодательству, действовавшему на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации указанных субъектов, не является ограничением для регистрации такого физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по законодательству Российской Федерации.
4. Порядок перехода с украинской гривны на российский рубль в налоговом учете, в том числе применение курса пересчета при заполнении налоговой отчетной документации.
Пунктом 10 Положения от 11.04.2014 предусмотрено, что отчетность по налогам, сборам, взносу на общеобязательное государственное социальное страхование заполняется в рублях.
Показатели отчетности за март и апрель 2014 года пересчитываются с гривны в рубли Российской Федерации по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации по состоянию на 31.03.2014 и на 30.04.2014 соответственно.
Операции, проведенные налогоплательщиками после 1 мая 2014 года в гривнах, пересчитываются по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на день совершения таких операций.
Аналогичные положения содержатся в статье 15 Закона города Севастополя от 18.04.2014 N 2-ЗС.
5. Порядок расчета суммы налога на добавленную стоимость в переходный период до 2015 года (с учетом разницы в ставках данного налога по российскому и украинскому законодательству, а также с учетом применяемого в Украине налогового кредита).
Согласно пункту 3 Положения от 11.04.2014 с 1 мая 2014 года на территории Республики Крым операции, облагаемые до этой даты по ставке в размере 20 процентов, подлежат налогообложению по ставке в размере 4 процентов, за исключением операций, указанных в пункте 4 данного Положения, которые подлежат налогообложению по ставке 2 процента.
При этом в соответствии с пунктом 8 Положения от 11.04.2014 на территории Республики Крым с 1 мая 2014 года плательщики НДС не имеют права на формирование налогового кредита по всем операциям, связанным с приобретением товаров (работ, услуг), установленных статьей 198 Налогового кодекса Украины, в том числе у плательщиков налога, зарегистрированных в соответствии с НК РФ. Данные суммы учитываются в расходах при исчислении налога на прибыль предприятия, а также при исчислении чистого налогооблагаемого дохода физического лица предпринимателя, на дату возникновения права на налоговый кредит в порядке, установленном Налоговым кодексом Украины.
Согласно статье 4 Закона города Севастополя от 18.04.2014 N 2-ЗС на территории города Севастополя начиная с 1 мая 2014 года операции, облагаемые НДС до этой даты по ставке в размере 20 процентов, подлежат налогообложению по ставке в размере 18 процентов, за исключением операций, указанных в статьях 5 и 6 настоящего Закона.
Однако в отличии от Положения от 11.04.2014 Законом города Севастополя от 18.04.2014 N 2-ЗС предусмотрено право плательщика НДС на отнесение сумм налога, предъявленных продавцами, являющимися плательщиками НДС в соответствии с НК РФ к налоговому кредиту (статья 9 Закона).
При этом пунктом 5 Положения от 11.04.2014 и статьей 10 Закона города Севастополя от 18.04.2014 N 2-ЗС предусмотрено, что при поставке товаров (услуг), а также при получении авансовых платежей в счет предстоящей поставки товаров (услуг), продавцы, местом нахождения которых является Республика Крым и город Севастополь, выставляют покупателю налоговую накладную.
Кроме того, необходимо еще раз отметить, что в соответствии с пунктом 13 Положения от 11.04.2014 и пунктом 18 Закона города Севастополя от 18.04.2014 N 2-ЗС законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, за исключением положений, регулирующих отношения по установлению, введению и взиманию земельного налога и взиманию государственной пошлины, на территории Республики Крым и г.Севастополя, применяется в отношении налогоплательщиков, сведения о которых внесены в ЕРГЮЛ или ЕГРИП.
6. Порядок расчета сумм в российских рублях, в том числе применение курса пересчета, для таких видов налогов, ранее предусмотренных законодательством Украины, как:
Единый налог;
Подоходный налог от заработной платы;
Налог на аренду земли
В соответствии с пунктами 7, 8, 16 Положения о порядке администрирования отдельных налогов и сборов на территории Республики Крым в переходный период, утвержденного постановлением Государственного Совета Республики Крым от 21.05.2014 N 2150-6/14 (далее - Положение от 21.05.2014), показатели отчетности юридических лиц и физических лиц - предпринимателей по плате за землю, налогу на недвижимое имущество, фиксированному сельхозналогу за 2014 год пересчитываются в рубли Российской Федерации из расчета 3,4 рубля за гривну.
Начисления физическим лицам сумм платы за землю, налога на недвижимое имущество, отличающегося от земельного участка, производится налоговыми органами, которые до 1 июля 2014 года выдают плательщикам налоговое уведомление - решение об уплате налога по установленной форме в перерасчете в рубли Российской Федерации из расчета 3,4 рубля за гривну.
Для физических лиц - предпринимателей, в том числе находящихся на упрощенной системе налогообложения, а также для лиц, обеспечивающих себя работой самостоятельно, - занимающихся нотариальной, адвокатской и другой независимой профессиональной деятельностью, для плательщиков, принимающих добровольное участие в системе общеобязательного государственного социального страхования, перерасчет сумм единого взноса за январь-март 2014 года, подлежащего к уплате, и его уплата в бюджет производится в рублях Российской Федерации из расчета 3,4 рубля за гривну.
При этом в соответствии со статьями 15 и 16 Закона города Севастополя от 18.04.2014 N 2-ЗС показатели налоговой отчетности и налоговых деклараций (расчетов) за март и апрель 2014 года, указываются в рублях, по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации по состоянию на 31.03.2014 и на 30.04.2014 соответственно.
Операции, проведенные налогоплательщиками после 1 мая 2014 года в гривнах, пересчитываются по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на день совершения таких операций.
Имеющаяся по состоянию на 1 апреля 2014 года сумма излишне уплаченных налогов, сборов и иных обязательных платежей, а также сумма налогового долга по налогам, сборам и иным обязательным платежам (в том числе - рассроченного или отсроченного в соответствии с Налоговым кодексом Украины), за исключением налога на добавленную стоимость, пересчитывается в рубли из расчета 3,4 рубля за гривну.
7. Порядок пересчета цены розничной продажи единицы (пачки) табачной продукции, произведенной на территории Украины, в переходный период.
В соответствии с Положением от 11.04.2014 исчисление и уплата акциза в отношении подакцизных товаров осуществляется в порядке, установленном главой 22 "Акцизы" НК РФ с учетом особенностей, определенных пунктом 15 указанного Положения.
Согласно статье 182 НК РФ, объектом обложения акцизами признается, в том числе, реализация на территории Российской Федерации лицами произведенным ими подакцизных товаров либо ввоз на территорию Российской Федерации подакцизных товаров.
При этом, в случае если осуществления дальнейшей перепродажи подакцизных товаров лицами, их не производившими, объекта обложения акцизами не возникает.
Соответственно, нормами главы 22 НК РФ не предусмотрен порядок пересчета цены подакцизной продукции при их последующей реализации, в том числе и по табачной продукции, ввезенной с территории Украины.
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка