МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 18 марта 2014 года N 16-0/10/2-1796

[Методические рекомендации по расчету потребности субъектов Российской Федерации в медицинских кадрах на 2014 год]



Министерство здравоохранения Российской Федерации во исполнение пункта 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2013 года N 614-р "Об утверждении Комплекса мер по обеспечению системы здравоохранения Российской Федерации медицинскими кадрами до 2018 года" направляет методические рекомендации по расчету потребности субъектов Российской Федерации в медицинских кадрах на 2014 год, доработанные Центральным научно-исследовательским институтом организации и информатизации здравоохранения Минздрава России.         

Предлагаем провести расчет потребности во врачах в соответствии с направляемой методикой и в срок до 7 апреля 2014 года направить в Департамент медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении и Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения Минздрава России по электронным адресам: OleynikovaMV@rosminzdrav.ru и obrkadr@mednet.ru.

Телефон для консультаций по методике расчета:

8-968-867-62-57 - Гажева Анастасия Викторовна.

Таблицы для заполнения направлены в адрес органов исполнительной власти в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации по электронной почте.

О процедуре согласования расчетов потребности во врачах будет сообщено дополнительно.

И.Н.Каграманян

     

     

                    Министерство здравоохранения Российской Федерации
ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ОРГАНИЗАЦИИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ"

     
Методика расчета потребности во врачебных кадрах субъектов Российской Федерации



Методические рекомендации подготовлены авторским коллективом под руководством академика РАН, РАМН, доктора медицинских наук, профессора Стародубова В.И. в составе доктора медицинских наук, профессора Сон И.М., доктора медицинских наук, профессора Леонова С.А., кандидата медицинских наук Гажевой А.В., специалистов Несветайло Н.Я., Шибалкова И.П.

Введение


Значимость совершенствования кадровой политики в развитии здравоохранения признана на всех уровнях управления системой в качестве одной из ведущих задач и мер по повышению доступности и качества медицинской помощи в Российской Федерации. В этих условиях формируется новая роль планирования здравоохранения как метода согласования потребностей с имеющимися экономическими возможностями страны, выбора одного из нескольких вариантов развития.

В настоящих методических рекомендациях представлен алгоритм расчета потребности населения во врачебных кадрах для текущего планирования объемов медицинской помощи, также для выявления недостатка или избытка врачебных кадров на федеральном уровне и уровне субъекта Российской Федерации и оценки эффективности использования имеющихся кадровых ресурсов.

Особенностью предлагаемой методики расчета потребности во врачебных кадрах является определение их количества, необходимого для удовлетворения объемов помощи, предусмотренных Федеральной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (далее - ФПГГ) на федеральном уровне и Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (далее - ТПГГ) на уровне субъекта Российской Федерации.

Используя коэффициенты, методика учитывает:

- особенности повозрастной заболеваемости и госпитализации населения в субъекте Российской Федерации;

- территориальные особенности субъектов Российской Федерации (расположение субъекта в районах Крайнего Севера и приравненных к ним, плотность населения, удельный вес сельского населения);

- объем медицинской помощи в рамках ТПГГ, который выполняют медицинские организации федеральной и частной формы собственности и др.;

- наличие в субъекте Российской Федерации населенных пунктов отдаленных (более 400 км) от областного (муниципального) центра, где оказывается специализированная помощь;

- уровень оказания медицинской помощи.

Сущность предлагаемого порядка расчета потребности во врачебных кадрах на основе моделирования по методу компонентов


Врачебные кадры являются сложной динамической системой, включающей разнообразные группы персонала с учетом роли в организации лечебно-диагностического процесса. Важнейшей и самой большой по численности является "лечебная группа" - врачи, непосредственно оказывающие медицинскую помощь населению (врач амбулаторного приема, врачи, оказывающие помощь в стационарных условиях, врачи скорой помощи). В "лечебную группу" включается также "группа усиления", к которой отнесены врачи, принимающие участие в оказании медицинской помощи населению, но в особенной форме (заведующие отделениями, врачи-консультанты, врачи, относящиеся к общебольничному персоналу, дежурные врачи, врачи приемного покоя, врачи по обслуживанию детей в школьно-дошкольных учреждениях, цеховые врачи и др.).

Особую группу врачей как в стационаре, так и в поликлинике составляют кадры так называемой "параклинической группы", включающей две подгруппы: "лечебно-диагностическую" и "управления".

Особенностью данной методики является расчет необходимого количества врачей по каждой группе в отдельности (метод компонентов), с учетом их функциональных обязанностей.

Так, врачи "параклиники", согласно штатно-нормативным документам Минздрава России, рассчитываются на основе соотношения между потребностью в них и числом врачей, ведущих амбулаторный прием, либо в расчете на определенную численность больничных коек (суммарно всех профилей или отдельных профилей). Эта особенность определения потребности во врачах данной группы ("врачей параклиники") позволяет в расчетах помимо метода "прямого счета" использовать сложившиеся устойчивые коэффициенты соотношения.

В основе алгоритма расчета необходимого числа врачей, непосредственно оказывающих помощь пациентам (врачи амбулаторного приема поликлиники и врачи, оказывающие помощь в стационарных условиях), лежат нормативные показатели программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, представленные в виде объемных показателей (число посещений, число госпитализаций, число пролеченных в дневном стационаре в расчете 1 жителя (на 1000 жителей) в год).

С учетом функции врачебной должности врача поликлиники осуществляется переход от норматива объема помощи к нормативу должности врача-специалиста, ведущего соответствующий прием. Функция врачебной должности врачей-специалистов включает не только непосредственно амбулаторный прием в медицинских организациях, но и другие виды деятельности: работу с документацией, санпросветработу, участие в выездных бригадах, визиты на дом с разными целями (активные посещения, патронаж, вызов по заболеванию), проведение амбулаторных операций, проведение диагностических исследований во время амбулаторного приема и т.д. Затраты времени на данные виды работ разные, поэтому типовые отраслевые нормы труда должны быть адаптированы на уровне субъекта. Исходя из этого, необходимо рассчитать и утвердить (в учреждении, в субъекте) нагрузки на врачебную должность в количестве посещений амбулаторного приема, включая визиты на дом. Именно нагрузка на врачебную должность (количество посещений в год) используется для расчета потребности во врачебных кадрах "лечебной группы", оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях.

От потребности населения в госпитализации через показатели средней длительности пребывания больного на койке (по каждому профилю) и числа дней работы койки в году определяется нормативная потребность в больничных койках (и мест в дневном стационаре). С учетом установленных нормативов числа коек на одного врача в стационаре (ведущего больных) осуществляется переход от норматива коек к нормативу врачебных должностей. Более сложным в методическом отношении является установление необходимой численности врачей "группы усиления". В каждом субъекте Российской Федерации с учетом региональных особенностей потребность в специалистах группы "усиления" будет различной и усредненный показатель по России (полученный разработчиками методики на основе репрезентативного выборочного исследования) имеет для конкретного субъекта Российской Федерации относительное значение. Наиболее надежным может быть метод "прямого расчета". Например, рассчитать потребность в штатных должностях заведующих отделением можно разделив число фактически развернутых определенного профиля на нормативную коечную мощность отделения, при которой вводится 1 должность заведующего отделением (30, 40, 60 коек).

Следует заметить, что расчеты необходимого числа врачей должны проводиться по методу компонентов раздельно по следующим структурным подразделениям - скорая медицинская помощь, поликлиника, стационар, дневной стационар и группам персонала (Схема 1).

Алгоритм расчета потребности субъекта Российской Федерации в медицинских кадрах построен на использовании нормативов объемов (вызовов скорой медицинской помощи, посещений, койко-дней, дней лечения), утвержденных в ТПГГ субъекта Российской Федерации.

При этом объемы медицинской помощи в ТПГГ субъекта Российской Федерации должны быть сбалансированы (иметь тенденцию) и сопоставимы с нормативами объемов ФПГГ Российской Федерации.

Схема 1

     
Алгоритм расчета потребности в медицинских кадрах

Скорая медицинская помощь

АПУ

Стационары круглосуточного пребывания

Дневные стационары

Объемы, утвержденные ТПГГ (число вызовов на 1 жителя)

Объемы, утвержденные ТПГГ (число посещений на 1000 населения)

Объемы, утвержденные ТПГГ (уровень госпитализации, число койко-дней на 1000 населения, работа койки)

Объемы, утвержденные ФПГГ (число мест на 1000 населения)

Норматив потребности во врачебных кадрах

Нагрузка на врачебную должность (среднее число посещений на 1 врачебную должность)

Расчет числа койко-дней (использование норматива ТПГГ по койко-дням)

Расчет количества коек (через территориальный норматив числа мест)

Расчет потребности во врачебных кадрах

Расчет численности врачей, ведущих амбулаторный прием (с учетом территориальных нормативов)

Расчет количества коек (через среднегодовую работу койки, рекомендованную МЗ РФ)

Расчет численности врачей - всего (через нормативное число коек на одну врачебную должность)

Расчет "группы усиления" (в % к врачам основной группы)

Расчет численности врачей "основной группы" (через нормативное число коек на одну врачебную должность)

Расчет численности врачей в дневных стационарах и стационарах на дому

Расчет "группы усиления" (в % к врачам основной группы)

Расчетное значение потребности во врачебных кадрах - всего

Расчет численности врачей в дневных стационарах
Расчетное значение потребности во врачебных кадрах - всего

Подготовка сводной таблицы о потребности во врачебных кадрах, сопоставление с фактическим количеством работающих, определение дефицита/профицита по специальностям, группам врачей. Согласование с ФГБУ "ЦНИИОИЗ" Минздрава России
Согласование с Минздравом России


По стационарному и амбулаторному видам медицинской помощи, в первую очередь, проводится расчет по "лечебной группе".

На втором этапе проводится расчет потребности по подгруппе "врачей усиления".

Полученные по основным специальностям данные дополняются врачебными кадрами "параклинической группы", которая включает "лечебно-диагностическую подгруппу" (врачи анестезиологи-реаниматологи, эндоскописты, клинической лабораторной диагностики, рентгенологи, ультразвуковой диагностики, функциональной диагностики, физиотерапевты, лечебной физкультуре и спорту, диетологи, клинические фармакологи, стажеры и т.д.) и "подгруппу управления" (руководители учреждений и их заместители, методисты, статистики).


Технология определения потребности во врачах, построенная по методу компонентов, позволяет вносить коррективы в структуру формирования норматива (штатного норматива, нормы нагрузки, расчетных норм времени), и получать соответствующие поправки к действующему нормативному документу по изменению условий деятельности тех или иных групп персонала в процессе модернизации системы здравоохранения.

Это позволяет при разработке текущих нормативов врачебных кадров, опираясь на комплекс указанных выше методов и их модификации, внести серьезные коррективы по многим разделам кадрового обеспечения. Например, при переходе на модель общей врачебной практики, соответствующие изменения должны быть внесены в модуль расчета амбулаторно-поликлинического сектора.

Проведение работ по упорядочению использования врачебных кадров параклинического блока, обеспечивающего лечебно-диагностический процесс, позволяет внести соответствующие изменения в расчетный модуль группы врачебных специальностей лечебно-диагностического профиля (как по стационарному, так и амбулаторно-поликлиническому сектору обслуживания).

Расчет необходимого числа кадров проводится по специализированным лечебно-профилактическим учреждениям, учреждениям здравоохранения особого типа, НИИ, учреждениям подготовки медицинских кадров и аппарату органов управления здравоохранением с учетом действующей номенклатуры учреждений здравоохранения и действующих штатно-нормативных документов, при наличии - порядков оказания медицинской помощи, утвержденных приказами Минздрава России.

Полученные в результате расчетов данные о потребности в медицинских кадрах должны быть сверены с фактической численностью врачей с целью определения их дефицита/профицита и предоставления обоснования.

Методика расчета потребности во врачебных кадрах

     

1. Расчет необходимого числа врачей для оказания скорой медицинской помощи


Основой для расчета служат объемы помощи (число вызовов на 1 жителя) принимаемые в субъекте Российской Федерации для ТПГГ. В случае утверждения ТПГГ норматива вызовов выше федерального (0,318/0,330/0,360 на 1 жителя) необходимо предоставить обоснование и производить расчет потребности во врачебных кадрах по действующим приказам. Расчет потребности во врачах скорой медицинской помощи (далее - СМП) необходимо производить согласно нормативам, указанным в таб.1.

При расчете потребности во врачах СМП необходимо использовать норматив числа вызовов, утвержденный Минздравом России для субъекта (0,318/0,330/0,360 на 1 жителя), указанный в экономическом обосновании ФПГГ.

Для расчета нормативного количества врачей СМП необходимо поставить в Таб.1 "Шаблона расчета потребности в кадрах" норматив вызовов на 1 жителя по ФПГГ и численность населения. Расчет норматива врачей скорой медицинской помощи на 10000 чел. по ФПГГ и норматива врачей скорой медицинской помощи проводится автоматически.

Расчет потребности во врачебных кадрах скорой медицинской помощи согласно нормативу и фактически осуществленной деятельности ____________г.


Федеральный норматив, вызовов на чел./год

Количество бригад (смен)

Количество врачей

Определяется в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.03.99 N 100 "О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Российской Федерации (в редакции от 16.11.2004)", а также с учетом особенностей территории

Определяется в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.03.99 N 100 "О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Российской Федерации (в редакции от 16.11.2004)", а также с учетом особенностей территории

0,318 / 0,330 / 0,360

     
Таб.1

     

     

Расчет потребности в штатах скорой медицинской помощи согласно нормативу и фактически осуществленной деятельности

Показатель

Значение

норматив вызовов на 1 жителя (ФПГГ)

фактически сделано вызовов на 1 жителя

фактически врачей скорой медицинской помощи на 10000 чел.

норматив врачей скорой медицинской помощи на 10000 чел. (по ФПГГ)

норматив врачей скорой медицинской помощи

фактически врачей скорой медицинской помощи

Население

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»