ПРИКАЗ
от 27 декабря 2013 года N 1125
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2023 года на основании
приказа Минспорта России от 3 августа 2022 года N 634
____________________________________________________________________
В соответствии с частью 9 статьи 84 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598)
приказываю:
1. Утвердить прилагаемые особенности организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра спорта Российской Федерации Ю.Д.Нагорных.
Министр
В.Л.Мутко
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
5 марта 2014 года,
регистрационный N 31522
Особенности организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта
1. Особенности организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта разработаны в соответствии с частью 9 статьи 84 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598) и направлены на:
обеспечение единства основных требований к организации спортивной подготовки на всей территории Российской Федерации;
непрерывность и преемственность физического воспитания граждан, относящихся к различным возрастным группам;
повышение качества подготовки спортивного резерва;
увеличение охвата детей и молодежи, регулярно занимающихся физической культурой и спортом.
2. Настоящие Особенности организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта (далее - Особенности) устанавливают специфику в отношении:
2.1. Образовательных программ, реализуемых в области физической культуры и спорта:
а) образовательных программ основного общего и среднего общего образования, интегрированных с дополнительными предпрофессиональными образовательными программами в области физической культуры и спорта (далее интегрированные образовательные программы в области физической культуры и спорта);
б) профессиональных образовательных программ в области физической культуры и спорта;
в) дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта (общеразвивающих и предпрофессиональных).
2.2. Образовательных организаций, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта и указанных в пунктах 13, 16, 20 настоящих Особенностей.
2.3. Контингента образовательной организации (далее - занимающиеся):
а) лиц, зачисленных в образовательную организацию и осваивающих образовательные программы в области физической культуры и спорта (далее - обучающиеся);
б) лиц, проходящих спортивную подготовку, зачисленных в образовательную организацию (далее - спортсмены);
в) лиц, которые в перспективе могли бы быть зачислены в профессиональные образовательные организации, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта и реализующие программы спортивной подготовки (далее - претенденты).
3. Образовательные программы, реализуемые в области физической культуры и спорта, разрабатываются с учетом следующих особенностей организации тренировочной и методической деятельности:
3.1. По группам видов спорта:
игровые виды спорта;
командные игровые виды спорта;
спортивные единоборства;
сложно-координационные виды спорта;
циклические виды спорта;
скоростно-силовые виды спорта;
многоборья;
виды спорта с использованием животных, участвующих в спортивных соревнованиях;
адаптивные виды спорта;
национальные виды спорта;
спортивно-технические виды спорта;
стрелковые виды спорта;
виды спорта, осуществляемые в природной среде;
служебно-прикладные и военно-прикладные виды спорта.
3.2. По признанным в Российской Федерации видам спорта и спортивным дисциплинам, включенным во Всероссийский реестр видов спорта (далее - избранный вид спорта).
3.3. По этапам и периодам подготовки:
1) спортивно-оздоровительный этап (весь период) - только для дополнительных общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта;
2) этап начальной подготовки (периоды: до одного года; свыше одного года);
3) тренировочный этап (этап спортивной специализации) (периоды: начальной специализации; углубленной специализации);
4) этап совершенствования спортивного мастерства (весь период);
5) этап высшего спортивного мастерства (весь период) - только для программ спортивной подготовки.
4. Особенностями осуществления образовательной деятельности в области физической культуры и спорта являются следующие формы организации тренировочного процесса:
тренировочные занятия с группой (подгруппой), сформированной с учетом избранного вида спорта, возрастных и гендерных особенностей занимающихся;
индивидуальные тренировочные занятия, проводимые согласно учебным планам с одним или несколькими занимающимися, объединенными для подготовки к выступлению на спортивных соревнованиях в пару, группу или экипаж;
самостоятельная работа занимающихся по индивидуальным планам;
тренировочные сборы;
участие в спортивных соревнованиях и иных мероприятиях;
инструкторская и судейская практика;
медико-восстановительные мероприятия;
промежуточная и итоговая аттестация обучающихся.
Особенности формирования групп и определения объема недельной тренировочной нагрузки занимающихся с учетом этапов (периодов) подготовки (в академических часах) приведены в приложении N 1 к настоящим Особенностям.
Особенности организации и проведения тренировочных сборов приведены в приложении N 2 к настоящим Особенностям.
5. Продолжительность одного тренировочного занятия при реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта, а также программ спортивной подготовки рассчитывается в академических часах с учетом возрастных особенностей и этапа (периода) подготовки занимающихся и не может превышать:
на спортивно-оздоровительном этапе - 2 часов;
на этапе начальной подготовки - 2 часов;
на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) - 3 часов;
на этапе совершенствования спортивного мастерства - 4 часов;
на этапе высшего спортивного мастерства - 4 часов.
При проведении более одного тренировочного занятия в один день суммарная продолжительность занятий не может составлять более 8 академических часов.
6. Допускается проведение тренировочных занятий одновременно с занимающимися из разных групп:
а) по образовательным программам, реализуемым в области физической культуры и спорта;
б) по программам спортивной подготовки;
в) по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта и программам спортивной подготовки.
При этом необходимо соблюдать все перечисленные ниже условия:
разница в уровне подготовки занимающихся не превышает двух спортивных разрядов и (или) спортивных званий;
не превышена единовременная пропускная способность спортивного сооружения;
не превышен максимальный количественный состав объединенной группы, рассчитываемый в соответствии с примечанием 2 приложения N 1 к настоящим Особенностям.
7. Образовательные организации формируют свою структуру самостоятельно с учетом следующих особенностей:
7.1. Отделения (иные структурные подразделения), обеспечивающие тренировочную деятельность, которые открываются:
а) по группам видов спорта;
б) по избранным видам спорта.
7.2. Группы занимающихся для прохождения тренировочного процесса комплектуются по избранным видам спорта и этапам (периодам) подготовки, а в командных игровых видах спорта - и с учетом планирования участия занимающихся (формирования команды игроков) в физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях, включенных в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий в соответствии с положением (регламентом) об их проведении.
8. Образовательная организация, реализующая программы спортивной подготовки, в своей структуре создает специализированное подразделение, в которое зачисляются лица из числа занимающихся, выпускников образовательной организации, проходящих спортивную подготовку на условиях государственного (муниципального) задания, и (или) иные лица, проходящие спортивную подготовку на условиях договора на оказание услуг по спортивной подготовке.
9. Особенностями проведения индивидуального отбора занимающихся, а также промежуточной и итоговой аттестации обучающихся являются:
перевод обучающихся на этап (период) реализации образовательной программы осуществляется на основании результатов промежуточной аттестации и с учетом результатов их выступления на официальных спортивных соревнованиях по избранному виду спорта;
по окончании обучения по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта обучающемуся (выпускнику) выдается документ, образец которого устанавливается образовательной организацией в соответствии с частью 15 статьи 60 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
10. Образовательная организация обеспечивает непрерывный тренировочный процесс с занимающимися с учетом следующих особенностей:
10.1. Сроки начала и окончания тренировочного процесса (далее - спортивный сезон) определяются с учетом сроков проведения физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, в которых планируется участие занимающихся.
10.2. Набор (индивидуальный отбор) занимающихся осуществляется ежегодно:
а) в группы подготовки образовательных организаций, начинающих спортивный сезон с осени, - не позднее 15 октября текущего года;