ПИСЬМО
от 24 января 2014 года N ЕД-4-2/1120@
О рассмотрении обращения
Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение от 16.12.2013 N 22-01-15/3987, поступившее из Министерства финансов Российской Федерации письмом от 24.12.2013 N 03-01-13/01/56887 (вх. N 285804/В от 26.12.2013), в части своей компетенции сообщает следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
При этом согласно абзацу 5 пункта 3 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при продаже проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте.
Положением о порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 359 (далее - Положение N 359), установлен порядок осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи документа, оформленного на бланке строгой отчетности, приравненного к кассовому чеку.
Согласно письму Минфина России от 27.01.2009 N 03-01-15/1-29 принадлежность к услугам, предоставляемым населению предприятиями и организациями, определяет Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденный Постановлением Госстандарта России от 28.06.93 N 163. В ОКУН включены услуги пассажирского транспорта (код услуги 021000).
Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случае оказания услуг по перевозке пассажиров в городском общественном транспорте обязаны выдавать бланки строгой отчетности, соответствующие требованиям Положения N 359, или применять контрольно-кассовую технику в общеустановленном порядке.
Согласно пункту 2 Положения N 359 на бланках строгой отчетности оформляются предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы, приравненные к кассовым чекам (далее - документы).
Пунктом 4 Положения N 359 предусмотрено, что бланк документа изготавливается типографским способом или формируется с использованием автоматизированных систем.
При этом согласно пункту 11 Положения N 359 для одновременного заполнения бланка документа и выпуска документа должно обеспечиваться выполнение следующих требований:
а) автоматизированная система должна иметь защиту от несанкционированного доступа, идентифицировать, фиксировать и сохранять все операции с бланком документа в течение не менее 5 лет;
б) при заполнении бланка документа и выпуске документа автоматизированной системой сохраняются уникальный номер и серия его бланка.
Пунктом 12 Положения N 359 определено, что организации и индивидуальные предприниматели по требованию налоговых органов обязаны представлять информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах.
В соответствии с пунктом 5.1 Положения N 359 документы, используемые при оказании услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны содержать реквизиты, установленные Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112 (далее -Правила перевозок).
Согласно части 2 статьи 20 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Федеральный закон N 259-ФЗ) обязательные реквизиты билета, багажной квитанции, квитанции на провоз ручной клади устанавливаются правилами перевозок пассажиров.
Частью 4 статьи 20 Федерального закона N 259-ФЗ определено, что допускается использование билетов с указанием части или всех реквизитов в электронном виде, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Пунктом 43 Правил перевозок определено, что билет должен содержать обязательные реквизиты. Формы и обязательные реквизиты билетов представлены в приложении N 1 к Правилам перевозок. На билете допускается размещение дополнительных реквизитов.
Согласно пункту 45 Правил перевозок в случае использования билетов, в которых все реквизиты или их часть указаны в электронном виде, перевозчик при обращении к нему пассажира обязан предоставить ему информацию обо всех реквизитах билета, указанных в электронном виде, в том числе о сроке окончания действия билета и об оставшемся количестве поездок.
В этой связи, по мнению ФНС России, приложенный к Вашему обращению единый месячный льготный проездной билет, при соблюдении вышеуказанных требований, может реализовываться без применения контрольно-кассовой техники, при этом выдача вместе с единым месячным льготным проездным билетом документа, подтверждающего прием денежных средств и содержащего информацию обо всех реквизитах такого билета, соответствует действующему законодательству Российской Федерации.
По вопросу отнесения единого месячного льготного проездного билета в виде электронной карты к билетам вам следует обратиться в Министерство транспорта Российской Федерации.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
3 класса
Д.В.Егоров
Приложение
Постановлением правительства Тульской области от 15.02.2006 N 83 "О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области" на территории Тульской области введен единый месячный льготный проездной билет (ЕМЛПБ) для отдельных категорий жителей, который исполняется в виде электронной карты с неограниченным количеством транзакций (социальная транспортная карта, универсальная электронная карта). При этом реквизиты билета как бланка строгой отчетности указываются не на самой электронной карте, а на информационном чеке, выдаваемом терминалом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении продажи проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте.
Согласно п.43 и п.48 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 года N 112, билет должен содержать предусмотренные правилами обязательные реквизиты.
Положением об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденным постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 года N 359, установлен порядок осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи документа, оформленного на бланке строгой отчетности, утвержденного самим перевозчиком, в котором должны содержаться реквизиты, установленные пунктом 3 Положения. В этом случае утверждение формы данного документа уполномоченными федеральными органами исполнительной власти не требуется.
В то же время, в силу ч.4 ст.20 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (ФЗ от 08.11.2007 259-ФЗ), устанавливающей возможность использования билетов, в которых часть или все реквизиты указаны в электронном виде, транспортные карты приравниваются к билету и утверждение бланка этой карты не требуется и самим перевозчиком.
При применении вышеназванных нормативных актов возникла некоторая правовая неопределенность, в связи с чем, просим разъяснить является ли ЕМЛПБ в виде электронной карты, на которой не указываются обязательные реквизиты, билетом. Следует ли выдавать пассажиру помимо электронных карт еще и билет, а также чек или бланк строгой отчетности.
Подобного рода вопросы уже возникали у предприятий, внедряющих электронные проездные билеты. Так, на запрос Московского метрополитена Минфином РФ письмом от 16 мая 2006 года N 03-01-15/3-95 "О продаже проездных билетов и жетонов для проезда в метрополитене государственным предприятием городского общественного транспорта" даны разъяснения о том, что при продаже проездных билетов и жетонов для проезда в метрополитене применения контрольно-кассовой техники и бланков строгой отчетности не требуется.
На основании изложенного, просим вас разъяснить о порядке и условиях продажи электронных транспортных карт без применения контрольно-кассовой техники.
Министр транспорта и дорожного
хозяйства Тульской области
О.Ф.Куцуров
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка