РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 10 февраля 2014 года N 162-р
[Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Совершенствование налогового администрирования"]
(с изменениями на 3 декабря 2014 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
распоряжения Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2016 года N 2317-р
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июля 2014 года N 1211-р;
распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 2442-р.
____________________________________________________________________
1. Утвердить прилагаемый план мероприятий ("дорожную карту") "Совершенствование налогового администрирования" (далее - план).
2. Федеральным органам исполнительной власти, ответственным за реализацию плана:
обеспечить реализацию плана;
представлять ежеквартально, до 5-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в Минэкономразвития России информацию о ходе реализации плана.
3. Мониторинг и контроль реализации плана осуществлять в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2012 года N 1613-р.
4. Минфину России и федеральным органам исполнительной власти, ответственным за реализацию плана, при подготовке проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период учитывать в установленном порядке мероприятия, предусмотренные планом.
5. Дополнить перечень федеральных органов исполнительной власти, ответственных за координацию действий ответственных исполнителей и соисполнителей мероприятий планов ("дорожных карт"), направленных на улучшение инвестиционного климата в Российской Федерации, предусмотренный приложением N 1 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2012 года N 1613-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 37, ст.5040; 2013, N 34, ст.4484; N 40, ст.5111), позицией следующего содержания:
"11. | ФНС России | "Совершенствование налогового администрирования" (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 года N 162-р)". |
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев
План мероприятий ("дорожная карта") "Совершенствование налогового администрирования"
(с изменениями на 3 декабря 2014 года)
План мероприятий ("дорожная карта") "Совершенствование налогового администрирования" (далее - "дорожная карта") направлен на совершенствование и оптимизацию системы налогового администрирования с созданием комфортных условий взаимодействия бизнеса (предпринимателей) и органов государственной власти в части процедур подачи и формирования налоговой отчетности, а также усовершенствования принципов документооборота.
Целями "дорожной карты" являются:
сокращение временных и материальных затрат предпринимателей на подготовку и представление налоговой отчетности, уплату налогов;
улучшение взаимоотношений между налогоплательщиками в лице предпринимательского сообщества и налоговыми органами с учетом лучших международных практик;
сближение правил налогового и бухгалтерского учета;
повышение эффективности механизмов администрирования налога на добавленную стоимость;
стимулирование перехода налогоплательщиков и налоговых органов на электронный документооборот;
совершенствование администрирования специальных налоговых режимов, применяемых отдельными категориями налогоплательщиков.
Реализация "дорожной карты" приведет к следующим результатам:
сокращение времени взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов;
упрощение правил ведения бухгалтерского и налогового учета и повышение прозрачности правоприменения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;
достижение контрольных показателей, определенных в таблице.
Контрольные показатели реализации "дорожной карты"
Наименование контрольного показателя | Единица измерения | 2013 год | 2014 год | 2015 год |
Позиция Российской Федерации в рейтинге "Ведение бизнеса" Всемирного банка по показателю "Налогообложение" | место в рейтинге | 64 | 56 | 50 |
Среднее время трудозатрат, потраченных на подготовку и подачу налоговой отчетности, для модельной компании | часов | 177 | 170 | 160 |
Наименование мероприятия | Вид документа | Ожидаемый результат | Срок* | Исполнитель (соиспол- |
(В редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июля 2014 года N 1211-р. - См. предыдущую редакцию) | ||||
________________ |
I. Сокращение времени на подготовку и подачу налоговой отчетности налогоплательщиком | ||||
1. Снижение трудоемкости подготовки и представления налоговой отчетности, в том числе: | федеральный закон | совершенствование процедуры подготовки и представления налоговой отчетности. Снижение трудозатрат на подготовку и представление налоговой отчетности в соответствии с методологией Всемирного банка, используемой в рейтинге "Ведение бизнеса" для оценки времени на подготовку отчетности | октябрь 2014 года | Минфин России, |
(Позиция в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июля 2014 года N 1211-р. - См. предыдущую редакцию) | ||||
2. Внесение изменения в приказ Минфина России | нормативный правовой акт | новые стандарты бухгалтерского учета публикуются не менее чем за 6 месяцев до даты начала отчетного периода, за который составляется годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, в которой применяется новый стандарт | июнь 2014 года | Минфин России |
3. Изменение сроков и порядка вступления в силу нормативных правовых актов, изменяющих форму представления налоговой отчетности, в том числе: | ||||
обеспечение обязательной публикации в открытом доступе новых форм и форматов отчетности, представляемой в налоговые органы, или изменений в действующие формы и форматы отчетности не менее чем за 2 месяца до даты предполагаемого введения в действие и начала отчетного периода | федеральный закон и иные нормативные правовые акты | сокращение времени на представление отчетности, сокращение количества ошибок и уменьшение количества случаев пересдачи отчетности налогоплательщиками за счет того, что налогоплательщики готовятся к нововведениям заблаговременно. Публикация новых форм отчетности не позднее чем за 2 месяца до начала отчетного периода | октябрь 2014 года | Минфин России, |
(Позиция в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 2442-р. - См. предыдущую редакцию) | ||||
исключение ответственности за нарушение сроков представления налоговых деклараций в случае нарушения установленного срока опубликования изменений в формы отчетности (за счет продления срока представления отчетности на срок задержки публикации) либо в случае представления налогоплательщиком отчетности по ранее утвержденной форме в установленный срок | федеральный закон | неприменение мер ответственности к налогоплательщикам в случае нарушения порядка опубликования акта, изменяющего форму налоговой отчетности. Продление допустимого срока представления отчетности в случае опубликования новых форм с нарушением установленного срока. | сентябрь 2014 года | Минфин России, |
Уменьшение количества ошибок в отчетности и гармонизация взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками | ||||
4. Опубликование разъяснений ФНС России действующих контрольных внутри- и междокументных соотношений, которые позволят налогоплательщикам выявлять и исправлять ошибки до представления деклараций (расчетов) по разным налогам и сборам в контролирующие органы | официальные разъяснения ФНС России | снижение количества претензий со стороны ФНС России к налогоплательщикам, упрощение заполнения форм налоговой отчетности | июль 2014 года | ФНС России |
5. Обеспечение унификации кодов отчетного периода в различных налоговых декларациях и расчетах | нормативные правовые акты | сокращение количества ошибок, снижение временных затрат за счет унификации кодов в формах деклараций и расчетах по разным налогам и сборам начиная с представления отчетности за 2014 год | июнь 2014 года | ФНС России, Минфин России |
6. Продление сроков представления декларации по налогу на добавленную стоимость на 5 дней | федеральный закон | более планомерная организация работы, снижение количества пересдач налоговых деклараций, стимулирование перехода на представление отчетности в электронном виде | сентябрь 2014 года | Минфин России |
(Позиция в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 2442-р. - См. предыдущую редакцию) | ||||
7. Снижение порога перехода на обязательное представление налоговой отчетности в электронном виде со 100 до 50 человек | федеральный закон | сокращение времени на представление отчетности за счет перехода налогоплательщиков на электронный порядок представления налоговой отчетности. Унификация требований по представлению отчетности во внебюджетные фонды и налоговые органы для организаций, среднесписочная численность которых составляет более 50 человек | сентябрь 2014 года | Минфин России |
8. Сокращение количества обязательных для заполнения реквизитов платежного поручения для перечисления налогов и сборов, в том числе: проведение анализа и инвентаризации обязательных реквизитов платежного поручения для перечисления налогов и сборов (в том числе вид платежа, тип, период оплаты, очередность платежа, статус плательщика и др.) в целях сокращения и исключения избыточной информации и уменьшения количества ошибок при перечислении налоговых отчислений | нормативные правовые акты | сокращение времени на перечисление, уплату налогов, в том числе за счет снижения количества ошибок при перечислении | ноябрь 2014 года | Минфин России с участием Банка России |
(Позиция в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 2442-р. - См. предыдущую редакцию) | ||||
9. Изменение процедуры уплаты налога на доходы физических лиц, предусматривающее возможность уплаты налога работодателями (налоговыми агентами) по выплатам социальных пособий и отпускных не позже последнего дня месяца, в котором выплачен доход | федеральный закон | сокращение времени у работодателей (налоговых агентов) на перечисление налога на доходы физических лиц в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации | сентябрь 2014 года | Минфин России |
10. Предоставление возможности получения социальных налоговых вычетов у работодателей (налоговых агентов) по аналогии с имущественным налоговым вычетом | федеральный закон | упрощение налогового администрирования налога на доходы физических лиц | октябрь 2014 года | Минфин России |
(Позиция в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июля 2014 года N 1211-р; в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 2442-р. - См. предыдущую редакцию) | ||||
11. Разработка предложений по исключению повторного истребования другими федеральными органами исполнительной власти налоговой отчетности, ранее представленной в налоговые органы | доклад в Правительство Российской Федерации | сокращение временных затрат на подготовку и представление налоговой отчетности | сентябрь 2014 года | Минэконом- |
II. Взаимодействие налогоплательщиков и налоговых органов | ||||
1. Расширение сферы оказания государственных услуг для налогоплательщиков с помощью интернет-сервисов, в том числе: | ||||
обеспечение условий взаимодействия налогоплательщиков с налоговым органом в интернет-пространстве в электронной форме (получение справок, информации о начисленных, уплаченных суммах, сальдо расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам и др.). Предоставление возможности получения налогоплательщиками документов от налогового органа с электронной подписью должностного лица налогового органа по требованию налогоплательщика (актов сверок расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, справок об отсутствии задолженности и иных документов по требованию налогоплательщика) | федеральный закон | создание и совершенствование функционала личного кабинета налогоплательщика на сайте федерального органа исполнительной власти. Обеспечение возможности получения налогоплательщиками документов (актов сверок расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, справок об отсутствии задолженности и иных документов по требованию налогоплательщика) от налогового органа по телекоммуникацион- | июнь 2014 года | Минфин России, |
проведение сверок расчетов по налогам и сборам, пеням и штрафам между налогоплательщиком и налоговым органом в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи | федеральный закон и иные нормативные правовые акты | сокращение времени на проведение сверок между налогоплательщиками и налоговыми органами | октябрь 2014 года | Минфин России, |
обеспечение возможности получения налогоплательщиками (плательщиками сборов или налоговыми агентами) справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора или налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов | федеральный закон и иные нормативные правовые акты | снижение трудозатрат по подтверждению исполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора или налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов | октябрь | Минфин России, |
обеспечение возможности представления справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора или налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов в электронном виде банками и операторами электронных площадок | разъяснения Минэконом- | возможность представления в федеральные органы исполнительной власти, банкам и оператору электронной площадки справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора или налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов с электронной подписью должностного лица налогового органа | октябрь- | Минэконом- |
обеспечение возможности получения заинтересованными лицами для использования в своих информационных системах сведений из Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей | нормативный правовой акт | повышение эффективности ведения бизнеса для налогоплательщиков с помощью получения данных о других организациях и предпринимателях из Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей с использованием веб- | июнь 2015 года | Минфин России, |
организационно-техническое обеспечение получения сведений из Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей для использования в информационных системах заинтересованных лиц | акт о введении интернет- | опубликование веб- | в течение 3 месяцев | ФНС России |
(Позиция в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июля 2014 года N 1211-р; в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 2442-р. - См. предыдущую редакцию) | ||||
2. Обеспечение регулярной, но не реже одного раза в полугодие, публикации на сайте федерального органа исполнительной власти обобщающих обзоров разъяснений Минфина России, носящих обязательный характер для налоговых органов, по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах | нормативные правовые акты | минимизация спорных толкований в разъяснениях налоговых органов для налогоплательщиков. Сокращение судебных издержек для бизнеса и налоговых органов. Повышение прозрачности законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, повышение инвестиционной привлекательности Российской Федерации | июнь 2014 года | Минфин России |
3. Изучение возможности внедрения института "предварительного налогового разъяснения" по оценке хозяйственных ситуаций, в том числе: | доклад в Правительство Российской Федерации | формирование оптимальной для Российской Федерации модели института предварительного налогового разъяснения на основе проведенного анализа. | сентябрь 2014 года | Минфин России, |
(Позиция в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 2442-р. - См. предыдущую редакцию) | ||||
4. Изучение возможности внедрения режима "расширенного информационного взаимодействия" налоговых органов с крупными налогоплательщиками, в том числе: | ||||
сравнительный анализ международного опыта по режиму "расширенного информационного взаимодействия" налоговых органов с крупными налогоплательщиками и подготовка предложений по его проведению | доклад в Правительство Российской Федерации | получение опыта по реализации режима "расширенного информационного взаимодействия" налоговых органов с крупными налогоплательщиками | июнь 2014 года | Минфин России, |
реализация пилотных проектов по внедрению режима "расширенного информационного взаимодействия" налоговых органов и крупных налогоплательщиков | соглашения о расширенном информацион- | подведение итогов проведенных пилотных проектов по внедрению режима "расширенного информационного взаимодействия" налоговых органов и крупных налогоплательщиков. Обобщение и анализ результатов пилотного проекта по внедрению режима "расширенного информационного взаимодействия" | декабрь 2014 года | ФНС России |
оценка результатов пилотного проекта о расширенном информационном взаимодействии крупных налогоплательщиков и налоговых органов и принятие решения о его внедрении | доклад | выработка критериев оценки эффективности заключенных соглашений о расширенном информационном взаимодействии. Подготовка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в части внедрения режима "расширенного информационного взаимодействия". Повышение эффективности существующего порядка налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков. Снижение нагрузки на арбитражные суды | декабрь 2014 года | ФНС России, Минфин России |
5. Разработка проекта федерального закона, регулирующего налоговое консультирование и ответственность налоговых консультантов, при сохранении необязательности для налогоплательщиков его использования | федеральный закон | снижение рисков налогоплательщиков, повышение эффективности деятельности налоговых органов за счет обеспечения более грамотной работы налогоплательщиков и сохранения добровольности института налогового консультирования | сентябрь 2014 года | Минфин России, |
6. Совершенствование порядка и механизма использования налогоплательщиками отдельных льгот (преференций), в том числе посредством определения общего правила о порядке применения законодательства Российской Федерации, в случаях, когда предусматривается принятие подзаконного акта, но на момент вступления в силу соответствующей законодательной нормы этот акт не вступил в силу | федеральные законы и иные нормативные правовые акты | повышение эффективности использования налоговых льгот налогоплательщи- | сентябрь 2014 года | Минфин России |
(Позиция в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июля 2014 года N 1211-р. - См. предыдущую редакцию) |
7. Совершенствование механизма информирования налогоплательщиков (плательщиков сборов) об имеющихся случаях переплаты налогов и сборов, в том числе посредством личного кабинета налогоплательщика | федеральный закон | проведение своевременной корректировки баланса расчетов с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, снижение трудозатрат на выверку расчетов, улучшение условий ведения бизнеса | сентябрь 2014 года | Минфин России, |
8. Совершенствование порядка представления первичной документации по требованию налоговых органов, в том числе: | ||||
разработка упрощенного порядка заверения копий истребуемых налоговым органом документов | официальные разъяснения Минфина России | повышение оперативности взаимодействия с налоговыми органами, снижение временных и финансовых трудозатрат субъектов предпринимательской деятельности | сентябрь 2014 года | Минфин России, |
совершенствование порядка представления налогоплательщиками документов в электронном виде с электронной подписью | федеральный закон и иные нормативные правовые акты | упрощение правил представления первичной документации. Внесение изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, касающихся представления документов для проверки (в электронном виде с электронной подписью) | сентябрь 2014 года | Минфин России, |
(Позиция в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 2442-р. - См. предыдущую редакцию) | ||||
9. Совершенствование механизма дополнительных мероприятий налогового контроля, в том числе: | ||||
совершенствование механизма ознакомления лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля | федеральный закон | уточнение срока ознакомления налогоплательщика со всеми материалами проверок, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля, что дает субъектам предпринимательской деятельности время для своевременного обоснования своих доводов и представления доказательств. Получение возможности для налогоплательщиков знать все доводы налогового органа до вынесения решения по результатам проверки и представлять на них свои возражения | сентябрь 2014 года | Минфин России, |
разработка порядка представления налогоплательщиком письменных возражений по итогам дополнительных мероприятий налогового контроля | федеральный закон | установление права налогоплательщика представлять письменные возражения по итогам дополнительных мероприятий налогового контроля. Повышение объективности рассмотрения результатов налоговых проверок. Снижение нагрузки на систему арбитражных судов в Российской Федерации | сентябрь 2014 года | Минфин России, |