Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности



Правительство Российской Федерации и Правительство Республики Беларусь, далее именуемые Сторонами,

руководствуясь Договором о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года,

отмечая значительный прогресс в развитии и внедрении новейших информационно-коммуникационных технологий и средств, формирующих глобальное информационное пространство,

выражая озабоченность угрозами, связанными с возможностями использования в гражданской и военной сферах таких технологий и средств в целях, не совместимых с задачами обеспечения международной безопасности и стабильности,

придавая важное значение международной информационной безопасности как одному из ключевых элементов системы международной безопасности,

будучи убежденными в том, что дальнейшее углубление доверия и развитие взаимодействия Сторон по вопросам обеспечения международной информационной безопасности являются настоятельной необходимостью и отвечают их интересам,

принимая во внимание важную роль информационной безопасности в обеспечении прав и основных свобод человека и гражданина,

учитывая резолюции Генеральной Ассамблеи ООН "Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности",

стремясь ограничить угрозы международной информационной безопасности, обеспечить интересы информационной безопасности Сторон и внести вклад в формирование международной информационной среды, дли которой характерны мир, сотрудничество и гармония,

желая создать правовые и организационные основы сотрудничества Сторон в области обеспечения международной информационной безопасности,

согласились о нижеследующем:

Статья 1

     
Основные понятия


Для целей взаимодействия Сторон в ходе выполнения настоящего Соглашения используются основные понятия, перечень которых приведен в Приложении N 1, являющемся неотъемлемой частью настоящего Соглашения.

Статья 2

     
Основные угрозы в области обеспечения международной информационной безопасности


При осуществлении сотрудничества в соответствии с настоящим Соглашением Стороны исходят из наличия следующих основных угроз в области обеспечения международной информационной безопасности:

1) разработка и применение информационного оружия, подготовка и ведение информационной войны;

2) информационный терроризм;

3) информационная преступность;

4) использование доминирующего положения в информационном пространстве в ущерб интересам и безопасности других государств;

5) распространение информации, наносящей вред общественно-политической и социально-экономической системам, духовной, нравственной и культурной среде других государств;

6) угрозы безопасному и стабильному функционированию глобальных и национальных информационных инфраструктур, имеющие природный и (или) техногенный характер.

Согласованное понимание Сторонами существа указанных основных угроз отражено в перечне основных угроз в области международной информационной безопасности, их источников и признаков, предусмотренном Приложением N 2, являющемся неотъемлемой частью настоящего Соглашения.

Статья 3

     
Основные направления сотрудничества


С учетом основных угроз, указанных в статье 2 настоящего Соглашения, Стороны, их уполномоченные представители, а также компетентные органы государств Сторон, которые определяются в соответствии со статьей 5 настоящего Соглашения, осуществляют сотрудничество в области обеспечения международной информационной безопасности по следующим основным направлениям:

1) определение, согласование и осуществление необходимых совместных мер в области обеспечения международной информационной безопасности;

2) создание системы мониторинга и совместного реагирования на возникающие в этой области угрозы;

3) выработка совместных мер по развитию норм международного права в области ограничения распространения и применения информационного оружия, создающего угрозы обороноспособности, национальной и общественной безопасности;

4) противодействие угрозам использования информационно-коммуникационных технологий в террористических целях;

5) противодействие информационной преступности;

6) проведение необходимых для целей настоящего Соглашения экспертиз, исследований и оценок в области обеспечения информационной безопасности;

7) содействие обеспечению безопасного, стабильного функционирования и интернационализации управления сетью "Интернет";

8) обеспечение информационной безопасности критически важных объектов государств Сторон;

9) разработка и осуществление совместных мер доверия, способствующих обеспечению международной информационной безопасности;

10) разработка и осуществление согласованной политики по использованию электронной подписи (электронной цифровой подписи) и защите информации, в том числе защите персональных данных, при трансграничном информационном взаимодействии;

11) обмен информацией о законодательстве государств каждой из Сторон по вопросам обеспечения информационной безопасности;

12) совершенствование международно-правовой базы и практических механизмов сотрудничества Сторон в обеспечении международной информационной безопасности;

13) создание условий для взаимодействия компетентных органов государств Сторон в целях реализации настоящего Соглашения;

14) взаимодействие в рамках международных организаций и форумов по проблемам обеспечения международной информационной безопасности;

15) обмен опытом, подготовка специалистов, проведение рабочих встреч, конференций, семинаров и других форумов уполномоченных представителей и экспертов Сторон в области информационной безопасности;

16) обмен информацией по вопросам, связанным с осуществлением сотрудничества по перечисленным в настоящей статье основным направлениям;

17) формирование и осуществление согласованной в рамках Союзного государства военной политики в области международной информационной безопасности.

Стороны или компетентные органы государств Сторон могут по взаимной договоренности определять другие направления сотрудничества.

Статья 4

     
Общие принципы сотрудничества

1. Стороны осуществляют сотрудничество и свою деятельность в международном информационном пространстве в рамках настоящего Соглашения таким образом, чтобы как сотрудничество, так и деятельность способствовали социальному и экономическому развитию, были совместимы с задачами поддержания международной безопасности и стабильности и соответствовали общепризнанным принципам и нормам международного права, включая принципы мирного урегулирования споров и конфликтов, неприменения силы, невмешательства во внутренние дела, уважения прав и основных свобод человека, а также принципам двустороннего сотрудничества и невмешательства в информационные ресурсы государств Сторон.

2. Деятельность Сторон в рамках настоящего Соглашения должна быть совместимой с правом каждой Стороны искать, получать и распространять информацию с учетом того, что такое право может быть ограничено законодательством государства каждой Стороны в целях защиты интересов национальной и общественной безопасности.

3. Каждая Сторона имеет равное право на защиту информационных ресурсов и критически важных объектов своего государства от неправомерного использования и несанкционированного вмешательства, в том числе от информационных атак на них.

Каждая Сторона не осуществляет по отношению к другой Стороне подобных действий и оказывает содействие другой Стороне в реализации указанного права.

Статья 5

     
Основные формы и механизмы сотрудничества

1. В течение 60 дней с даты вступления настоящего Соглашения в силу Стороны обменяются по дипломатическим каналам данными о компетентных органах государств Сторон, ответственных за реализацию настоящего Соглашения.

2. С целью рассмотрения хода выполнения настоящего Соглашения, обмена информацией, анализа и совместной оценки возникающих угроз информационной безопасности, а также определения, согласования и координации совместных мер реагирования на такие угрозы Стороны проводят на регулярной основе консультации уполномоченных представителей Сторон и компетентных органов государств Сторон (далее - консультации).

Очередные консультации проводятся по согласованию Сторон, как правило 2 раза в год, попеременно в Республике Беларусь и Российской Федерации.

Каждая из Сторон может инициировать проведение дополнительных консультаций, предлагая их время и место, а также повестку дня.

3. Практическое взаимодействие по конкретным направлениям сотрудничества, предусмотренным настоящим Соглашением, Стороны могут осуществлять по линии компетентных органов государств Сторон, ответственных за реализацию настоящего Соглашения.

4. В целях создания правовых и организационных основ сотрудничества по конкретным направлениям компетентные органы государств Сторон могут заключать соответствующие договоры межведомственного характера.

Статья 6

     
Защита информации


Стороны обеспечивают надлежащую защиту передаваемой или создаваемой в ходе сотрудничества в рамках настоящего Соглашения информации, доступ к которой и распространение которой ограничены в соответствии с законодательством государства каждой из Сторон.

Защита такой информации осуществляется в соответствии с законодательством государства получающей Стороны. Такая информация не раскрывается и не передается без письменного согласия Стороны, передавшей эту информацию.

Такая информация должным образом обозначается в соответствии с законодательством государств Сторон.

Защита государственной тайны Российской Федерации и (или) государственных секретов Республики Беларусь в ходе сотрудничества в рамках настоящего Соглашения осуществляется в соответствии с Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о взаимном обеспечении защиты государственной тайны Российской Федерации и государственных секретов Республики Беларусь от 20 января 2003 года, а также законодательством государств каждой из Сторон.

Статья 7

     
Финансирование

1. Стороны самостоятельно несут расходы по участию их представителей и экспертов в соответствующих мероприятиях по исполнению настоящего Соглашения.

2. В отношении прочих расходов, связанных с исполнением настоящего Соглашения, Стороны в каждом отдельном случае могут согласовывать иной порядок финансирования в соответствии с законодательством своих государств.

Статья 8

     
Отношение к другим международным договорам


Настоящее Соглашение не затрагивает прав и обязательств каждой из Сторон по другим международным договорам, участником которых является ее государство.

Статья 9

     
Разрешение споров


Стороны решают спорные вопросы, которые могут возникнуть в связи с толкованием или применением положений настоящего Соглашения, путем консультаций и переговоров между компетентными органами и в случае необходимости по дипломатическим каналам.

Статья 10

     
Заключительные положения

1. Настоящее Соглашение заключается на неопределенный срок и вступает в силу на 30-й день с даты получения по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.

2. Стороны могут вносить в настоящее Соглашение изменения, которые по взаимному согласию Сторон оформляются отдельным протоколом.

3. Действие настоящего Соглашения может быть прекращено по истечении 90 дней с даты получения одной из Сторон по дипломатическим каналам письменного уведомления другой Стороны о ее намерении прекратить действие настоящего Соглашения.

4. В случае прекращения действия настоящего Соглашения Стороны принимают меры для полного выполнения обязательств по защите информации, а также обеспечивают выполнение ранее согласованных совместных работ, проектов и иных мероприятий, осуществляемых в рамках настоящего Соглашения и не завершенных к моменту прекращения действия настоящего Соглашения.

Совершено в городе Москве 25 декабря 2013 года в двух экземплярах на русском языке.

За Правительство
Российской Федерации

     
За Правительство
Республики Беларусь

     

Приложение N 1
к Соглашению между Правительством
Российской Федерации и
Правительством Республики Беларусь
о сотрудничестве в области
обеспечения международной
информационной безопасности

     

Перечень основных понятий в области обеспечения международной информационной безопасности

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»