ПРИКАЗ
от 16 декабря 2013 года N 590
В целях реализации статьи 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и внедрения в практику работы Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) единой системы обмена документами в электронном виде с применением электронной подписи (далее - ЭП) между страхователями и Фондом
приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Технологию приема отчета (расчета), представляемого лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (форма-4а ФСС РФ) в электронном виде с применением электронной подписи (далее - Технология).
2. Департаменту проектов развития социальных информационных систем (Д.И.Калугину):
обеспечить организационно-методическое сопровождение эксплуатации защищенного обмена документами в электронном виде с применением ЭП;
оказывать консультативную помощь региональным отделениям Фонда по реализации Технологии.
3. Управляющим региональными отделениями Фонда:
осуществлять работу по обмену документами в электронном виде с применением ЭП для целей обязательного социального страхования в соответствии с Технологией;
провести с лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с Фондом, работу по использованию Технологии для обмена документами в электронном виде с применением ЭП;
осуществлять разъяснительную работу по вопросам обмена документами в электронном виде с применением ЭП в рамках утвержденной настоящим приказом Технологии.
4. Департаменту проектов развития социальных информационных систем (Д.И.Калугину), Финансовому департаменту (Е.Ф.Грищенко) представить до 15 декабря 2013 года отчет о готовности Фонда и его региональных отделений к приему отчетов (расчетов) по форме-4а ФСС РФ от лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в электронном виде с применением ЭП.
5. Департаменту государственных услуг и социальных коммуникаций (Д.В.Поликанову) обеспечить размещение настоящего приказа на официальном сайте Фонда (www.fss.ru) в течение трех дней с даты его утверждения.
6. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Заместитель председателя Фонда
А.В.Ревякин
Технология приема отчета (расчета), представляемого лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (форма-4а ФСС РФ) в электронном виде с применением электронной подписи
Фонд - Фонд социального страхования Российской Федерации.
Удостоверяющий центр (далее - УЦ) - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие функции по созданию и выдаче сертификатов ключей проверки электронных подписей, а также иные функции, предусмотренные Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
Аккредитация удостоверяющего центра - признание уполномоченным федеральным органом соответствия удостоверяющего центра требованиям Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
Доверенный удостоверяющий центр Фонда - участник системы электронного документооборота, прошедший аккредитацию в федеральном ведомстве в соответствии с приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 23 ноября 2011 года N 320 "Об аккредитации удостоверяющих центров" (далее - приказ Минкомсвязи России от 23 ноября 2011 года N 320), с которым проведена кросс-сертификация УЦ Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - УЦ Фонда).
Кросс-сертификация - комплекс организационно-технических мероприятий по взаимному признанию сертификатов ключей подписи, выданных УЦ.
Система электронного документооборота Фонда (далее - система ЭДО) - совокупность программных и технических средств, а также организационных мер, обеспечивающих функционирование процесса обмена электронными документами между территориальными органами Фонда и страхователями.
Электронный документ - документ, представленный в электронном виде, в соответствии с требованиями формата для данного вида документа, заверенный электронной подписью отправителя (страхователя (его уполномоченного лица), Фонда).
Электронный документооборот (далее - ЭДО) - обмен электронными документами в соответствии с настоящей Технологией.
Участники ЭДО - страхователь, Фонд социального страхования Российской Федерации.
Электронная подпись (далее - ЭП) - информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.
Ключ электронной подписи - уникальная последовательность символов, предназначенная для создания электронной подписи;
Ключ проверки электронной подписи - уникальная последовательность символов, однозначно связанная с ключом электронной подписи и предназначенная для проверки подлинности электронной подписи (далее - проверка электронной подписи);
Сертификат ключа проверки электронной подписи - электронный документ или документ на бумажном носителе, выданные удостоверяющим центром либо доверенным лицом удостоверяющего центра и подтверждающие принадлежность ключа проверки электронной подписи владельцу сертификата ключа проверки электронной подписи.
Квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи (далее - квалифицированный сертификат) - сертификат ключа проверки электронной подписи, выданный аккредитованным удостоверяющим центром или доверенным лицом аккредитованного удостоверяющего центра либо федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере использования электронной подписи (далее - уполномоченный федеральный орган).
Средства криптографической защиты информации (далее - СКЗИ) - сертифицированные в соответствии с законодательством Российской Федерации программно-аппаратные средства, осуществляющие криптографическое преобразование информации для обеспечения ее безопасности.
Конфликтная ситуация - ситуация, при которой у участников ЭДО возникают разногласия по вопросам правильности формирования, подписания или даты и времени предоставления электронных документов.
Отчет - отчет (расчет), представляемый лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 26 октября 2009 года N 847н "Об утверждении формы отчета (расчета), представляемого лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, порядка и сроков его представления" (Форма-4а ФСС РФ).
Страхователь - физическое лицо, добровольно вступившее в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, зарегистрированное в Фонде социального страхования Российской Федерации, которое представляет в территориальные органы Фонда отчет в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Шлюз приема Расчетов в сети Интернет - WEB-ресурс Фонда (http://docs.fss.ru), позволяющий загрузить отчет, представляемый в Фонд в электронном виде, просмотреть и получить результаты проверки отчета в Фонде.
Отчет, представляемый в Фонд в электронном виде, - файл в утвержденном Фондом xml-формате, содержащий все необходимые показатели отчета, подписанный ЭП страхователя, выданной в соответствии с приложением N 3 к Технологии, зашифрованный с помощью средств криптозащиты.
Идентификатор файла Отчета - уникальный номер, присваиваемый файлу отчета при получении его шлюзом приема расчетов в сети Интернет.
Квитанция о получении Отчета - электронный документ, формируемый Фондом в зашифрованном виде, заверенный ЭП уполномоченного должностного лица Фонда, содержащий отчет в электронном виде, сведения о дате и времени получения отчета Фондом, историю отправок предыдущих квитанций за текущий отчетный период. Квитанция о получении отчета свидетельствует о том, что файл отчета получен Фондом и действительно является файлом отчета.
Квитанция о получении Отчета с ошибками - электронный документ, формируемый Фондом в зашифрованном виде, заверенный ЭП уполномоченного должностного лица Фонда, содержащий отчет с ошибками в контрольных соотношениях показателей логического контроля в электронном виде, сведения о дате и времени получения отчета Фондом, а также историю отправок предыдущих квитанций за текущий отчетный период. Квитанция свидетельствует о том, что файл отчета получен Фондом, действительно является файлом отчета, но в отчете имеются ошибки в контрольных соотношениях показателей логического контроля с их описанием.
Протокол проверки - информация, размещаемая на шлюзе приема расчетов в сети Интернет, содержащая этапы обработки отчета.
2.1. Настоящая Технология разработана в соответствии с Федеральными законами от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи", от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации", от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", от 29 декабря 2009 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", а также приказом ФСБ России от 27 декабря 2011 года N 795 "Об утверждении Требований к форме квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи".
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". - Примечание изготовителя базы данных.
2.2. Настоящая Технология предназначена для организации защищенного юридически значимого ЭДО (обмена конфиденциальной информацией) между участниками ЭДО и определяет:
- процедуру взаимодействия и последовательность действий участников ЭДО в целях обмена электронными документами с применением ЭП;
- набор требований к формату, логическому контролю и шифрованию отчета в системе ЭДО Фонда;
- порядок урегулирования конфликтных ситуаций, возникающих при осуществлении ЭДО.
2.3. В процессе ЭДО участники ЭДО обмениваются следующими электронными документами:
- отчет;
- квитанция о получении Отчета или квитанция о получении Отчета с ошибками.
2.4. Обмен документами в электронном виде с применением ЭП между участниками ЭДО осуществляется в зашифрованном виде. Документы шифруются отправителем для получателя.
2.5. СКЗИ, используемые при взаимодействии в процессе ЭДО, должны быть сертифицированы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.6. УЦ, изготавливающие сертификаты ключей подписи для сдачи отчетности в Фонд, должны пройти аккредитацию в федеральном ведомстве в соответствии с приказом Минкомсвязи России от 23 ноября 2011 года N 320, а также должны пройти процедуру кросс-сертификации с Удостоверяющим центром Фонда. Порядок проведения процедуры кросс-сертификации определяется Регламентом Удостоверяющего центра Фонда.
2.7. В системе ЭДО используются, принимаются и признаются квалифицированные сертификаты ключей подписи, изготовленные УЦ, прошедшими процедуры аккредитации в соответствии с приказом Минкомсвязи России от 23 ноября 2011 года N 320 и кросс-сертификацию с Удостоверяющим центром Фонда.
2.8. Обеспечение безопасности ЭДО регулируется Регламентом обеспечения безопасности информации при представлении страхователями отчета в Фонд в электронном виде с применением ЭП по телекоммуникационным каналам связи (приложение N 4).
2.9. Представление страхователями отчета в Фонд в электронном виде с ЭП осуществляется:
- по телекоммуникационным каналам связи в сети Интернет;
- с использованием внешних носителей (дискета, компакт-диск (CD, DVD), флэш-накопитель USB и т.п.) в присутствии страхователя (его уполномоченного представителя).
3.1. Для представления отчета в Фонд в электронном виде с применением ЭП по телекоммуникационным каналам связи страхователю необходимы следующие компоненты:
- доступ в сеть Интернет;
- ключ электронной подписи, ключ проверки электронной подписи и квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи (приобретаются страхователем самостоятельно);
- СКЗИ (приобретается страхователем самостоятельно и должно быть сертифицировано в соответствии с законодательством Российской Федерации).
3.2. Для представления отчета в Фонд в электронном виде с применением ЭП с использованием внешних носителей данных страхователю необходимы следующие компоненты:
- внешний носитель;
- ключ электронной подписи, ключ проверки электронной подписи и квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи (приобретаются страхователем самостоятельно);
- СКЗИ (приобретается страхователем самостоятельно и должно быть сертифицировано в соответствии с законодательством Российской Федерации).
3.3. Для представления отчета в электронном виде страхователь:
- формирует файл отчета в соответствии с приложениями N 1 и N 2;
- подписывает файл отчета ЭП страхователя, зашифровывает сформированный файл в соответствии с требованиями по совместимости к процедурам формирования ЭП, встраивания ЭП в документ и шифрования (приложение N 3).