Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 декабря 2013 года N 1297

О федеральной целевой программе "Юг России (2014-2020 годы)"

(с изменениями на 21 декабря 2015 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 16 марта 2016 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2016 года N 148
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2014 года N 1085 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.10.2014);

постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2014 года N 1446 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.12.2014, N 0001201412300066);

постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2015 года N 230 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.03.2015, N 0001201503230006);

постановлением Правительства Российской Федерации от 4 августа 2015 года N 791 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 10.08.2015, N 0001201508100004);

постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2015 года N 1398 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 24.12.2015, N 0001201512240020).

____________________________________________________________________



Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Юг России (2014-2020 годы)".

2. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период включать Программу, утвержденную настоящим постановлением, в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2014 года.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

     

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 26 декабря 2013 года N 1297

     
Федеральная целевая программа "Юг России (2014-2020 годы)"

(с изменениями на 21 декабря 2015 года)

     

     

Паспорт федеральной целевой программы "Юг России (2014-2020 годы)"

Наименование Программы

-

федеральная целевая программа "Юг России
(2014-2020 годы)"

Дата принятия решения о разработке Программы

-

поручение Президента Российской Федерации от 15 ноября 2012 года N Пр-3109, поручение Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2012 года N АХ-П16-7296

Государственный заказчик - координатор Программы

-

Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа

(Позиция в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2014 года N 1085. - См. предыдущую редакцию)

Государственные заказчики Программы

-

Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа, Министерство строительства
и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство энергетики Российской Федерации

(Позиция в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2014 года N 1085. - См. предыдущую редакцию)

Основной разработчик Программы

-

Министерство регионального развития Российской Федерации

Цели и задачи Программы

-

целями Программы являются: повышение качества жизни и благосостояния граждан; формирование условий для развития реального сектора экономики. Для реализации целей Программы необходимо решение следующих задач: сокращение количества обучающихся в 3-ю смену в общеобразовательных учебных учреждениях за счет строительства новых и окончания строительства ранее начатых зданий общеобразовательных учреждений; повышение качества и доступности для населения медицинской помощи за счет строительства новых и окончания строительства ранее начатых объектов здравоохранения;

создание инновационного медицинского кластера;

стимулирование инвестиционного спроса; снижение уровня дотационности бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-
Кавказского федерального округа; снижение уровня безработицы

Важнейшие целевые индикаторы и показатели реализации Программы

-

доля учащихся, занимающихся в 1-ю смену, в общей численности учащихся; обеспеченность населения больничными койками на 10 тыс. человек; физический износ сетей коммунальной инфраструктуры;

уровень безработицы в среднем за год; доля населения, денежный доход которого ниже региональной величины прожиточного минимума, в общей численности населения субъектов Российской Федерации; объем валового регионального продукта;

объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных инвестиций); объем налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации

Сроки и этапы реализации Программы

-

I этап - 2014-2016 годы;

II этап - 2017-2020 годы

Объемы и источники финансирования Программы

-

общий объем финансирования Программы
на 2014-2020 годы составляет 81224,04  млн. рублей, в том числе:

за счет средств федерального бюджета - 75530,03 млн. рублей, из них капитальные вложения (субсидии) - 73530,03 млн. рублей, прочие нужды - 2000 млн. рублей;

за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 5694,01 млн. рублей, из них капитальные вложения - 5593,75 млн. рублей, прочие нужды - 105,26 млн. рублей

(Позиция в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2014 года N 1085; в редакции, введенной в действие с 18 августа 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 4 августа 2015 года N 791;  в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2015 года N 1398. - См. предыдущую редакцию)

     

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности

-

снижение уровня социальной напряженности в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, вызванной нехваткой мест в общеобразовательных учреждениях и недостаточным уровнем медицинского обслуживания населения; создание новых центров экономического развития и промышленных зон за счет строительства объектов энергетической и инженерной инфраструктуры;
снижение уровня дотационности субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-
Кавказского федерального округа, за счет увеличения объема налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации;
снижение уровня безработицы населения; удовлетворение населения деятельностью федеральных и региональных органов исполнительной власти

     

     

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2010 года N 1485-р (далее - Стратегия), учитывает современное состояние экономики субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, экономики России, глобальной экономики и перспективы ее развития, а также результаты реализации проектов, имеющих региональное и межрегиональное значение.

Северо-Кавказский федеральный округ имеет благоприятные условия для развития агропромышленного комплекса, туризма, санаторно-курортной сферы, электроэнергетики, добывающих и обрабатывающих секторов промышленности, а также развитые транзитные функции.

Однако до сих пор естественные преимущества остаются нереализованными, поскольку Северо-Кавказский федеральный округ по-прежнему не обладает инвестиционной привлекательностью в силу нестабильности экономической и социально-политической обстановки.

По таким ключевым социально-экономическим показателям, как валовой региональный продукт на душу населения, производительность труда и средняя заработная плата, бюджетная обеспеченность, уровень развития реального сектора экономики и вовлеченность во внешнеэкономическую деятельность, Северо-Кавказский федеральный округ заметно отстает от других федеральных округов.

Кроме того, большинство субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, на протяжении многих лет продолжают оставаться реципиентами. Однако средства федерального бюджета направляются в основном на поддержание социальной сферы и в значительно меньшей степени на стимулирование развития реального сектора экономики.

Главной целью Стратегии является обеспечение условий для опережающего развития реального сектора экономики в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, создания новых рабочих мест, а также для повышения уровня жизни населения. При этом в рамках Стратегии запланирован переход указанных субъектов Российской Федерации от политики стабилизации к политике форсированного роста. Ключевыми направлениями государственной поддержки станут инвестиции в развитие экономики для постепенного обеспечения самодостаточного существования субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, а также содействие их интеграции в национальную и мировую экономику.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года N 2444-р федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, осуществляется выполнение плана мероприятий по реализации Стратегии. Вопрос об итогах работы по его выполнению в 2010-2012 годах был рассмотрен 8 февраля 2013 года на заседании Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа, на котором соответствующая работа одобрена Правительством Российской Федерации и утвержден план на 2013-2014 годы, включающий 20 тематических разделов и 98 мероприятий.

Руководствуясь положениями Стратегии, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, и Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года N 2227-р, в целях перехода к инновационному социально ориентированному развитию экономики, сокращения уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом состоянии регионов и качестве жизни с помощью эффективных механизмов социальной и бюджетной политики, а также в целях создания на территории Северо-Кавказского федерального округа сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал региона, осуществляется реализация государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 года N 2408-р.

В связи с этим на первый план выходят задачи в рамках достижения целей по повышению качества жизни и благосостояния граждан и формированию условий для развития реального сектора экономики.

II. Анализ социально-экономического положения Северо-Кавказского федерального округа


Северо-Кавказский федеральный округ образован в 2010 году Указом Президента Российской Федерации от 19 января 2010 года N 82 "О внесении изменений в перечень федеральных округов, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 года N 849, и в Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти".

В Северо-Кавказский федеральный округ вошли 7 субъектов Российской Федерации, расположенных на территории региона Северного Кавказа - Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия - Алания, Чеченская Республика и Ставропольский край. По данным Федеральной службы государственной статистики, площадь округа составляет 170,4 тыс. кв. км (1 процент территории России), численность постоянного населения на 1 января 2013 года 9540,8 тыс. человек (7 процентов численности населения России) (при этом на 1 января 2012 года население округа составляло 9492,9 тыс. человек).

Площадь Республики Дагестан составляет 50,3 тыс.кв.км, население - 2946 тыс. человек. Столицей Республики Дагестан является г.Махачкала.

Площадь Республики Ингушетия составляет 3,6 тыс.кв.км, население - 442,3 тыс. человек. Столицей Республики Ингушетия является г.Магас.

Площадь Кабардино-Балкарской Республики составляет 12,5 тыс.кв.км, население - 858,9 тыс. человек. Столицей Кабардино-Балкарской Республики является г.Нальчик.

Площадь Карачаево-Черкесской Республики составляет 14,3 тыс.кв.км, население - 471,9 тыс. человек. Столицей Карачаево-Черкесской Республики является г.Черкесск.

Площадь Республики Северная Осетия - Алания составляет 8 тыс.кв.км, население - 706,1 тыс. человек. Столицей Республики Северная Осетия - Алания является г.Владикавказ.

Площадь Чеченской Республики составляет 15,6 тыс.кв.км, население - 1324,8 тыс. человек. Столицей Чеченской Республики является г.Грозный.

Площадь Ставропольского края составляет 66,2 тыс. кв. км, население - 2790,8 тыс. человек. Административным центром Ставропольского края является г.Ставрополь.

По плотности населения Северо-Кавказский федеральный округ (56 человек на 1 кв. км, в том числе городское население - 49,2 человека) находится на 1-м месте в Российской Федерации. При этом плотность населения в Республике Ингушетия составляет 123 человек на 1 кв. км, Республике Северная Осетия - Алания - 88, Чеченской Республике - 85, Кабардино-Балкарской Республике - 69, Республике Дагестан - 59, Ставропольском крае - 42 и Карачаево-Черкесской Республике - 33.

Через территорию Северо-Кавказского федерального округа проходят основные транспортные направления "Север - Юг" и "Запад -Восток", крупнейшим из которых является федеральная магистральная автодорога М-29 "Кавказ". Регион характеризуется плотной сетью железных и автомобильных дорог, трубопроводов, речных и морских путей. Незамерзающие порты стали стратегическими пунктами перевалки значительных объемов грузов.

Топливно-энергетические ресурсы представлены нефтью, природным газом и каменным углем. По запасам углеводородного сырья в районе Каспийского бассейна важную роль играют такие месторождения, как Северо-Ставропольское и Дагестанские Огни. Месторождения цветных, редких металлов и вольфрамомолибденовых руд сосредоточены в Кабардино-Балкарской Республике (Тырнаузское месторождение) и Карачаево-Черкесской Республике (Ктитебердинское месторождение), свинцово-цинковых руд и ртути - в Республике Северная Осетия - Алания (Садонское месторождение), меди - в Республике Дагестан (месторождение Кизил-Дере).

Наличие в регионе протяженных морских побережий и уникальных горных ландшафтов, а также обширной бальнеологической базы предопределяет благоприятные возможности для развития оздоровительного и экологического туризма.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года N 833 "О создании туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея" на государственном уровне созданы условия для диверсификации хозяйственного профиля округа и формирования эффективной аграрно-индустриальной экономики с усилением значения туристско-рекреационного комплекса.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1195 "Об особых экономических зонах в Северо-Кавказском федеральном округе" на территориях Джейрахского и Сунженского районов Республики Ингушетия создана туристско-рекреационная особая зона, а границы созданных ранее особых экономических зон в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года N 833 "О создании туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея" расширены за счет Урупского района Карачаево-Черкесской Республики, Зольского района Кабардино-Балкарской Республики, Дербентского, Карабудахкентского, Каякентского и Магарамкентского районов Республики Дагестан.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2012 года N 982 "О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года N 833 и от 29 декабря 2011 года N 1195" созданные в 2012 году особые экономические зоны объединены в туристический кластер - крупнейший горнолыжный кластер в мире.

Программно-целевым инструментом достижения целей и решения задач государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года является федеральная целевая программа "Юг России (2014-2020 годы)" (далее - Программа), разработанная в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 15 ноября 2012 года N Пр-3109 и поручением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2012 года N АХ-П16-7296 на основе стратегических документов социально-экономического развития Российской Федерации.

Основными задачами Программы являются:

сокращение количества обучающихся в 3-ю смену в общеобразовательных учебных учреждениях за счет строительства новых и окончания строительства ранее начатых зданий общеобразовательных учреждений;

повышение качества и доступности для населения медицинской помощи за счет строительства новых и окончания строительства ранее начатых объектов здравоохранения;

создание медицинского кластера;

стимулирование инвестиционного спроса;

снижение уровня дотационности бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа; снижение уровня безработицы.

III. Анализ итогов реализации федеральной целевой программы "Юг России (2008-2013 годы)"


Предварительный анализ итогов реализации федеральной целевой программы "Юг России (2008-2013 годы) показывает, что именно эта программа оказала наибольшее влияние на создание условий для сбалансированного социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа.

К 2013 году в целом по округу наблюдается поэтапное сокращение отставания по качеству жизни, обеспечению населения объектами социальной сферы и услугами жилищно-коммунального хозяйства от среднероссийского уровня.

Республика Дагестан


В Республике Дагестан в 2008-2012 годах введено в эксплуатацию 18 объектов и пусковых комплексов, в том числе:

в горных районах 11 школ на 2756 ученических мест, общежитие на 650 мест, поликлиника на 100 посещений в смену с реабилитационным отделением в селе Агвали Цумадинского района, лечебный корпус районной больницы с поликлиникой в селе Арани Хунзахского района;

в рамках мероприятий по переселению лакского населения Новолакского района на новое место жительства завершено строительство 3 школ на 915 ученических мест, больницы на 50 коек, введено в эксплуатацию 105,21 тыс.кв.метров жилья.

Важное значение для улучшения инвестиционного климата Республики Дагестан имеет строительство в пос.Тюбе Кумторкалинского района объектов инженерной инфраструктуры инвестиционной площадки производственно-промышленного типа. Объектами строительства являются системы водоснабжения и водоотведения (канализации), газо - и электроснабжения, а также комплексные очистные сооружения, автомобильная и железная дороги.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»