Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО

ПРИКАЗ

от 17 декабря 2013 года N 297

О порядке проведения правовой экспертизы документов, поступающих в юридический отдел территориального органа Федерального казначейства

(с изменениями на 29 декабря 2022 года)

          

В целях совершенствования правовой работы в территориальных органах Федерального казначейства и повышения ее эффективности

приказываю:

1. Утвердить Порядок проведения правовой экспертизы документов, поступающих в юридический отдел территориального органа Федерального казначейства.

2. Руководителям территориальных органов Федерального казначейства обеспечить соблюдение сотрудниками юридических отделов территориальных органов Федерального казначейства Порядка проведения правовой экспертизы документов, поступающих в юридический отдел территориального органа Федерального казначейства.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на начальника Юридического управления С.Н.Сауль.

4. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2014 года.

Руководитель
Р.Е.Артюхин

     

     

УТВЕРЖДЕН
приказом
Федерального казначейства
от 17 декабря 2013 года N 297

     

Порядок проведения правовой экспертизы документов, поступающих в юридический отдел территориального органа Федерального казначейства

(с изменениями на 29 декабря 2022 года)

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок разработан в целях совершенствования правовой работы в территориальном органе Федерального казначейства (далее - территориальный орган) и повышения ее эффективности при проведении правовой экспертизы проектов приказов, проектов государственных контрактов (договоров, соглашений), извещений, документации об осуществлении закупок товаров, работ, услуг, проектов служебных контрактов (трудовых договоров), проектов должностных регламентов (должностных инструкций), проектов представлений, проектов предписаний, проектов предупреждений, проектов уведомлений о применении бюджетных мер принуждения, проектов писем, поступающих на визирование в юридический отдел, исполнительных документов, документов, подтверждающих исполнение судебного акта, документов, отменяющих, изменяющих, приостанавливающих или возобновляющих исполнение требований судебного акта, устанавливающих (прекращающих) отсрочку, рассрочку или отложение исполнения судебного акта, решений налоговых органов о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средства бюджетных (автономных) учреждений (далее - решение налогового органа), решений уполномоченных органов о предоставлении (прекращении) отсрочки, рассрочки по уплате налога, сбора, пени, штрафа, решений уполномоченных органов о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении уплаты суммы задолженности по налогам, сборам, пеням, штрафам (далее - решение уполномоченного органа), документов, подтверждающих исполнение решений налоговых органов, документов, признающих решения налоговых органов недействительными (незаконными), приостанавливающих (возобновляющих) исполнение решений налоговых органов, отменяющих решения налоговых органов, документов, представленных для заключения Договора о предоставлении бюджетного кредита на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), Дополнительных соглашений к нему (далее - документы для заключения Договора о предоставлении кредита), документов для заключения Генерального соглашения о покупке (продаже) ценных бумаг по договорам репо (далее - документы для заключения Генерального соглашения).

(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Казначейства России от 16 декабря 2016 года N 474; в редакции, введенной в действие приказом Казначейства России от 29 марта 2017 года N 64; в редакции, введенной в действие приказом Казначейства России от 25 октября 2017 года N 284; в редакции, введенной в действие с 1 января 2018 года приказом Казначейства России от 25 октября 2017 года N 284. - См. предыдущую редакцию)

________________

Правовая экспертиза проектов государственных контрактов, извещений, документации об осуществлении закупок товаров, работ, услуг осуществляется юридическим отделом Управления Федерального казначейства по г.Москве

(Сноска дополнительно включена приказом Казначейства России от 25 октября 2017 года N 284)     

2. Под правовой экспертизой понимается проведение проверки проектов документов, указанных в пункте 1 настоящего Порядка (далее - проект документа), исполнительных документов, документов, подтверждающих исполнение судебного акта, документов, отменяющих, изменяющих, приостанавливающих или возобновляющих исполнение требований судебного акта, устанавливающих (прекращающих) отсрочку, рассрочку или отложение исполнения судебного акта, решений налоговых органов, решений уполномоченных органов, документов, подтверждающих исполнение решений налоговых органов, документов, признающих решения налоговых органов недействительными (незаконными), приостанавливающих (возобновляющих) исполнение решений налоговых органов, отменяющих решения налоговых органов, документов для заключения Договора о предоставлении кредита, документов для заключения Генерального соглашения на соответствие законодательству и нормативным правовым актам Российской Федерации и требованиям настоящего Порядка.

(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Казначейства России от 3 августа 2016 года N 302; в редакции, введенной в действие приказом Казначейства России от 16 декабря 2016 года N 474; в редакции, введенной в действие с 1 января 2018 года приказом Казначейства России от 25 октября 2017 года N 284. - См. предыдущую редакцию)

3. Правовую экспертизу в территориальном органе проводят сотрудники юридического отдела территориального органа.

4. При выявлении несоответствия проектов документов, исполнительных документов, документов, подтверждающих исполнение судебного акта, документов, отменяющих, изменяющих, приостанавливающих или возобновляющих исполнение требований судебного акта, устанавливающих (прекращающих) отсрочку, рассрочку или отложение исполнения судебного акта, решений налоговых органов, решений уполномоченных органов, документов, подтверждающих исполнение решений налоговых органов, документов, признающих решения налоговых органов недействительными (незаконными), приостанавливающих (возобновляющих) исполнение решений налоговых органов, отменяющих решения налоговых органов, документов для заключения Договора о предоставлении кредита, Генерального соглашения законодательству или нормативным правовым актам Российской Федерации и иным требованиям настоящего Порядка, правовая экспертиза завершается составлением заключения о наличии замечаний к проекту документа, исполнительному документу, документу, подтверждающему исполнение судебного акта, документу, отменяющему, изменяющему, приостанавливающему или возобновляющему исполнение требований судебного акта, устанавливающему (прекращающему) отсрочку, рассрочку или отложение исполнения судебного акта, решению налогового органа, решению уполномоченного органа, документу, подтверждающему исполнение решения налогового органа, документу, признающему решение налогового органа недействительным (незаконным), приостанавливающему (возобновляющему) исполнение решения налогового органа, отменяющему решение налогового органа, документам для заключения Договора о предоставлении кредита, Генерального соглашения и возможных способах их устранения, которое подписывается начальником юридического отдела территориального органа либо, в период его отсутствия, лицом, исполняющим его обязанности.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2018 года приказом Казначейства России от 25 октября 2017 года N 284. - См. предыдущую редакцию)

4.1. Пункт дополнительно включен приказом Казначейства России от 16 декабря 2016 года N 474; утратил силу - приказ Казначейства России от 29 марта 2017 года N 64. - См. предыдущую редакцию.

5. При отсутствии замечаний к проекту документа, исполнительному документу, документу, подтверждающему исполнение судебного акта, документу, отменяющему, изменяющему, приостанавливающему или возобновляющему исполнение требований судебного акта, устанавливающему (прекращаемому) отсрочку, рассрочку или отложение исполнения судебного акта, решению налогового органа, решению уполномоченного органа, документу, подтверждающему исполнение решения налогового органа, документу, признающему решение налогового органа недействительным (незаконным), приостанавливающему (возобновляющему) исполнение решения налогового органа, отменяющему решение налогового органа, документам для заключения Договора о предоставлении кредита, Генерального соглашения, правовая экспертиза завершается составлением положительного заключения о соответствии проекта документа, исполнительного документа, документа, подтверждающего исполнение судебного акта, документа, отменяющего, изменяющего, приостанавливающего или возобновляющего исполнение требований судебного акта, устанавливающего (прекращающего) отсрочку, рассрочку или отложение исполнения судебного акта, решения налогового органа, решения уполномоченного органа, документа, подтверждающего исполнение решения налогового органа, документа, признающего решение налогового органа недействительным (незаконным), приостанавливающего (возобновляющего) исполнение решения налогового органа, отменяющего решение налогового органа, документов для заключения Договора о предоставлении кредита, Генерального соглашения законодательству или нормативным правовым актам Российской Федерации и (или) проставлением виз сотрудников юридического отдела, включая начальника юридического отдела территориального органа либо, в период его отсутствия лица, исполняющего его обязанности.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2018 года приказом Казначейства России от 25 октября 2017 года N 284. - См. предыдущую редакцию)

5.1. Информация о результатах проведенной правовой экспертизы проекта документа, исполнительного документа, документа, подтверждающего исполнение судебного акта, документа, отменяющего, изменяющего, приостанавливающего или возобновляющего исполнение требований судебного акта, устанавливающего (прекращающего) отсрочку, рассрочку или отложение исполнения судебного акта, решения налогового органа, решения уполномоченного органа, документа, подтверждающего исполнение решения налогового органа, документа, признающего решение налогового органа недействительным (незаконным), приостанавливающего (возобновляющего) исполнение решения налогового органа, отменяющего решение налогового органа, документов для заключения Договора о предоставлении кредита, Генерального соглашения отражается в прикладном программном обеспечении "Федеральное казначейство. Аналитический учет и ведение судебной работы" в срок не позднее 5 рабочих дней со дня завершения правовой экспертизы.

(Пункт дополнительно включен приказом Казначейства России от 31 июля 2015 года N 190; в редакции, введенной в действие приказом Казначейства России от 3 августа 2016 года N 302; в редакции, введенной в действие приказом Казначейства России от 16 декабря 2016 года N 474: в редакции, введенной в действие с 1 января 2018 года приказом Казначейства России от 25 октября 2017 года N 284. - См. предыдущую редакцию)     

II. Правовая экспертиза проектов приказов по основной деятельности, оперативным, организационным, административным вопросам

6. При проведении правовой экспертизы проекта приказа по основной деятельности, оперативным, организационным, административным вопросам (далее - проект приказа) проверяется:

наличие правовых оснований для издания проекта приказа;

соответствие проекта приказа заявленным правовым основаниям;

соответствие положений проекта приказа законодательным и нормативным правовым актам Российской Федерации;

отсутствие в проекте приказа положений, дублирующих положения действующих приказов территориального органа или противоречащих им;

возможность возникновения пробелов в правовом регулировании в результате отмены приказа;

соблюдение правил юридической техники.

7. Правовым основаниям для издания проекта приказа является норма законодательного акта и (или) правового акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, нормативного правового или правового акта Федерального казначейства, из которой следует полномочие (право) территориального органа на регулирование определенных отношений.

8. Правовыми основаниями для издания проекта приказа могут также являться служебная необходимость, необходимость совершенствования работы территориального органа необходимость реализации актов высшей юридической силы, вытекающие из общих положений законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации.

9. Проверка на соответствие правовым основаниям предполагает анализ проекта приказа с точки зрения непротиворечия нормам соответствующего законодательного акта и (или) правового акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, нормативного правового или правового акта Федерального казначейства, корректности исполнения поручения (при его наличии), предусмотренного нормативным правовым или правовым актом Федерального казначейства, соблюдения установленной указанными актами терминологии, отсутствия в проекте приказа некорректного воспроизведения отдельных положений указанных актов, также оценку обоснованности служебной необходимости, необходимости совершенствования работы территориальных органов, необходимости реализации актов высшей юридической силы.

10. С целью проведения проверки проекта приказа на соответствие законодательным и нормативным правовым актам Российской Федерации определяется область регулирования правоотношений и соответствующие законодательные и нормативные правовые акты в установленной сфере.

Далее проводится проверка положений проекта приказа с точки зрения непротиворечия нормам соответствующего законодательного акта и (или) нормативного правового акта Российской Федерации, соблюдения установленной указанными актами терминологии, отсутствия в проекте приказа некорректного воспроизведения отдельных положений указанных актов.

11. При проведении правовой экспертизы проекта приказа осуществляется проверка с целью выявления положений, которые дублируют положения действующих приказов территориального органа, а также положений, которые противоречат положениям действующих приказов территориального органа.

При необходимости, с целью исключения коллизий, в проект приказа могут быть включены положения, признающие утратившими силу отдельные положения действующих приказов территориального органа.

12. При проведении правовой экспертизы проекта приказа, признающего утратившими силу (отменяющего) другие приказы территориального органа, оценивается возможность возникновения пробелов в правовом регулировании в результате признания утратившим силу (отмены) приказа территориального органа.

13. При проведении правовой экспертизы проектов приказов предметом оценки также является стилистическое оформление проекта приказа, заключающееся в непротиворечивом, оптимальном использовании языковых приемов и средств, обеспечивающих понятность и доступность для восприятия содержания текста проекта приказа.

III. Правовая экспертиза проектов приказов по персональным (кадровым) вопросам

14. При проведении правовой экспертизы проекта приказа по персональным (кадровым) вопросам (далее - проект кадрового приказа) проверяется:

соответствие положений проекта кадрового приказа законодательным и нормативным правовым актам Российской Федерации, нормативным правовым актам, правовым актам Федерального казначейства, правовым актам территориального органа;

соответствие имен, наименований должностей, названий структурных подразделений, и дат информации, указанной в приложенных к проекту кадрового приказа документах - основаниях его издания (заявлении, служебной записке и т.д.);

соблюдение правил юридической техники.

IV. Правовая экспертиза проектов государственных контрактов (договоров, соглашений)

15. При проведении правовой экспертизы проекта государственного контракта (договора, соглашения) (далее - договор) проверяется:

15.1. наличие правового основания для заключения договора;

15.2. наличие существенных условий (иных необходимых условий), к которым в зависимости от вида договора относятся:

предмет договора;

права и обязанности сторон;

сумма (цена) договора и порядок расчетов, в том числе порядок выплаты аванса (в случае установления аванса в соответствии с законодательством Российской Федерации), а также условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой договора (при заключении договора с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица);

(Абзац в редакции, введенной в действие приказом Казначейства России от 31 июля 2015 года N 190. - См. предыдущую редакцию)

срок выполнения обязательств сторонами;

срок действия договора;

ответственность сторон, в том числе порядок взыскания неустойки (штрафа, пени);

порядок и сроки осуществления приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги, а также порядок и сроки оформления результатов такой приемки;

(Абзац в редакции, введенной в действие приказом Казначейства России от 31 июля 2015 года N 190. - См. предыдущую редакцию)

порядок обеспечения исполнения обязательств контрагентом;

порядок и условия изменения (расторжения) договора;

порядок разрешения споров;

заключительные положения;

адреса, банковские реквизиты и подписи сторон;

иные условия, подлежащие включению в договор в соответствии с требованиями законодательного и (или) нормативного правового акта Российской Федерации;

иные условия, относительно которых должно быть достигнуто соглашение, по заявлению одной из сторон;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»