Правительство Королевства Дания, Правительство Республики Исландия, Правительство Канады, Правительство Королевства Норвегия, Правительство Российской Федерации, Правительство Соединенных Штатов Америки, Правительство Финляндской Республики и Правительство Королевства Швеция, далее именуемые "Стороны",
принимая во внимание соответствующие положения Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года,
являясь Сторонами Международной конвенции по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству 1990 года,
принимая во внимание также Международную конвенцию относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью 1969 года,
принимая во внимание далее принцип "загрязнитель платит" в качестве общего принципа, который должен применяться,
памятуя об Оттавской декларации 1996 года о создании Арктического совета,
подчеркивая, что в Нуукской декларации 2011 года по случаю седьмой министерской сессии Арктического совета министры, представляющие восемь арктических государств, приняли решение создать целевую группу для разработки международного документа в сфере готовности и реагирования на загрязнение моря нефтью в Арктике,
признавая роль Международной морской организации, в частности в области разработки и принятия дополнительных норм и стандартов по предотвращению рисков, связанных с деятельностью в арктической среде,
сознавая, что загрязнение моря нефтью представляет угрозу для уязвимой морской среды Арктики и жизненного уклада местных общин и коренных народов,
учитывая, что в случае инцидента, вызывающего загрязнение нефтью, быстрые и эффективные действия и сотрудничество между Сторонами имеют существенное значение для сведения к минимуму ущерба, который может быть причинен в результате такого инцидента,
признавая вызовы, обусловленные суровыми климатическими условиями и географической удаленностью Арктики, для обеспечения готовности и проведения операций по реагированию на загрязнение нефтью,
учитывая также рост морских перевозок и других видов деятельности человека в Арктическом регионе, включая деятельность населения Арктики и лиц, прибывающих в Арктику,
учитывая далее, что коренные народы, местные общины, местные и региональные органы власти, а также отдельные жители Арктики могут предоставлять важные ресурсы и знания о морской среде Арктики, необходимые для обеспечения готовности и реагирования на загрязнение нефтью,
признавая также опыт и роль различных заинтересованных лиц в сфере обеспечения готовности и реагирования на загрязнение нефтью,
сознавая обязанность Сторон защищать морскую среду Арктики и учитывая важность принятия мер предосторожности, прежде всего, с целью избежания загрязнения нефтью,
признавая далее значение морской экосистемы Арктики и сотрудничества для содействия и поддержки сохранения и устойчивого использования морской и прибрежной среды и ее природных ресурсов,
подчеркивая важность обмена информацией, данными и опытом в области обеспечения готовности и реагирования на загрязнение моря нефтью, особенно в отношении окружающей среды Арктики, и последствий загрязнения для окружающей среды и важность проведения совместных регулярных учений и подготовки и совместных исследований и разработок,
согласились о нижеследующем:
Цель настоящего Соглашения
Целью настоящего Соглашения является укрепление сотрудничества, координации и взаимной помощи между Сторонами в сфере готовности и реагирования на загрязнение нефтью в Арктике в целях защиты морской среды от загрязнения нефтью.
Термины и определения
Для целей настоящего Соглашения:
1. "Нефть" означает нефть в любой форме, включая сырую нефть, жидкое топливо, отстой, нефтяные остатки и очищенные продукты.
2. "Инцидент, вызывающий загрязнение нефтью" означает происшествие или ряд происшествий одного и того же происхождения, которые приводят или могут привести к сбросу нефти, представляют или могут представлять угрозу морской среде либо береговой линии или относящимся к ней интересам одного или нескольких государств и требуют чрезвычайных мер или других незамедлительных действий.
3. "Судно" означает судно любого типа, эксплуатируемое в морской среде, и включает суда на подводных крыльях, суда на воздушной подушке, подводные суда, а также плавучие средства любого типа.
Сфера применения настоящего Соглашения
1. Настоящее Соглашение применяется в отношении инцидентов, вызывающих загрязнение нефтью, которые происходят в любом морском районе или могут представлять угрозу для любого морского района, в отношении которого государство, правительство которого является Стороной настоящего Соглашения, осуществляет в соответствии с международным правом суверенитет, суверенные права или юрисдикцию, включая его внутренние воды, территориальное море, исключительную экономическую зону и континентальный шельф, к северу от нижеуказанных южных границ:
Канада - морские районы к северу от 60° с.ш.;
Королевство Дания, включая Гренландию и Фарерские острова - морские районы к северу от южной границы исключительной экономической зоны Гренландии и рыбопромысловой зоны Фарерских островов;
Финляндия - морские районы к северу от 63°30' с.ш.;
Исландия - морские районы к северу от южной границы исключительной экономической зоны Исландии;
Норвегия - морские районы к северу от Северного полярного круга;
Российская Федерация - морские районы к северу от береговой линии Белого моря, Баренцева моря, Карского моря, моря Лаптевых, Восточно-Сибирского моря и Чукотского моря и в устьях рек, впадающих в эти моря, - от исходных линий для измерения ширины территориального моря;
Швеция - морские районы к северу от 63°30' с.ш.; и
Соединенные Штаты Америки - морские районы в сторону открытого моря от исходной береговой линии, начиная от границы между Соединенными Штатами Америки и Канадой в море Бофорта и вдоль северной стороны материковой части Аляски до Алеутских островов за пределами 24 морских миль к югу от Алеутских островов и в Беринговом море к востоку от границ исключительной экономической зоны Соединенных Штатов Америки
2. Каждая Сторона также применяет статьи 6, 7, 8, 10 и 15 и другие положения настоящего Соглашения соответствующим образом в отношении районов за пределами юрисдикции любого государства к северу от южных границ, определенных в пункте 1 настоящей статьи, в той мере, в какой это совместимо с международным правом.
3. Настоящее Соглашение не применяется к военным кораблям, военно-вспомогательным судам или другим судам, принадлежащим государству или эксплуатируемым им и используемым в данное время только для правительственной некоммерческой службы. Однако каждая Сторона путем принятия соответствующих мер, не наносящих ущерба эксплуатации или эксплуатационным возможностям таких кораблей и судов, принадлежащих ей или эксплуатируемых ею, обеспечивает, чтобы эти корабли и суда действовали, насколько это целесообразно и практически возможно, таким образом, который совместим с настоящим Соглашением.
Системы обеспечения готовности и реагирования на загрязнение нефтью
1. Каждая Сторона поддерживает национальную систему быстрого и эффективного реагирования на инциденты, вызывающие загрязнение нефтью. Эта система учитывает специфику деятельности и местности с точки зрения наибольшей вероятности возникновения инцидента, вызывающего загрязнение нефтью, или возможности подвергнуться его воздействию, прогнозируемые риски для районов, имеющих особое экологическое значение, и включает, как минимум, национальный план или планы чрезвычайных мер по обеспечению готовности и реагированию на инциденты, вызывающие загрязнение нефтью. Такой план или планы чрезвычайных мер включают организационные взаимоотношения связанных с этим различных государственных или частных организаций, принимая во внимание руководства, разработанные в соответствии с настоящим Соглашением и другими соответствующими международными соглашениями.
2. Каждая Сторона, когда это необходимо - в сотрудничестве с другими Сторонами, нефтяной и судоходной отраслью, портовыми властями, а также другими соответствующими субъектами создает:
a. минимальное количество размещаемого в заранее определенных местах оборудования для борьбы с разливами нефти, соответствующее имеющемуся риску, а также программы его использования;
b. программу учений для организаций по реагированию на загрязнение нефтью, и подготовки соответствующего персонала;
c. планы и средства связи для реагирования на инцидент, вызывающий загрязнение нефтью; и
d. механизм или договоренность о координации реагирования на инцидент, вызывающий загрязнение нефтью, с возможностью, если необходимо, мобилизации необходимых ресурсов.
Органы и пункты связи
1. Национальная система быстрого и эффективного реагирования на инциденты, вызывающие загрязнение нефтью, каждой Стороны включает, как минимум, назначение:
a. компетентного национального органа или органов, ответственных за обеспечение готовности и реагирование на загрязнение нефтью;
b. национального круглосуточного оперативного пункта или пунктов связи, отвечающих за получение и передачу сообщений о загрязнении нефтью; и
c. органа или органов, имеющих право от имени Стороны обращаться за помощью или принимать решение об оказании запрашиваемой помощи.
2. Субъекты, назначенные каждой Стороной согласно пункту 1 настоящей статьи, указываются в Дополнениях к настоящему Соглашению. Каждая Сторона незамедлительно информирует другие Стороны в письменной форме через свой компетентный национальный орган или органы и по дипломатическим каналам о любых изменениях в отношении указанных назначений. Соответствующие изменения вносятся в Дополнения к настоящему Соглашению.
Уведомление
1. Во всех случаях, когда Сторона получает информацию о загрязнении нефтью или возможном загрязнении нефтью, она:
a. оценивает событие для того, чтобы определить, является ли оно инцидентом, вызывающим загрязнение нефтью;
b. оценивает характер, масштабы и возможные последствия инцидента, вызывающего загрязнение нефтью, включая принятие соответствующих мер в пределах имеющихся ресурсов для установления его возможных источников; и
c. затем незамедлительно информирует все государства, интересы которых затронуты или могут быть затронуты таким инцидентом, вызывающим загрязнение нефтью, а также передает:
(i) подробные сведения о своих оценках и любых действиях, которые она предприняла или намеревается предпринять по борьбе с инцидентом, включая меры по смягчению его последствий, и
(ii) дальнейшую соответствующую информацию
до завершения действий, предпринятых по борьбе с инцидентом, или до принятия такими государствами решения о проведении совместных действий.
2. Когда это оправдано серьезным характером инцидента, вызывающего загрязнение нефтью, Сторона уведомляет все другие Стороны без неоправданной задержки.
Мониторинг
1. Каждая Сторона стремится предпринимать надлежащие действия по мониторингу с целью выявления инцидентов, вызывающих загрязнение нефтью, в районах под ее юрисдикцией и, по мере возможности, в смежных районах за пределами юрисдикции любого государства.
2. В случае инцидента, вызывающего загрязнение нефтью, затронутая Сторона или Стороны, по мере возможности, осуществляют мониторинг инцидента, чтобы способствовать проведению эффективных и своевременных операций по реагированию и свести к минимуму любые негативные последствия для окружающей среды.
3. Стороны стремятся сотрудничать в организации и проведении мониторинга, особенно в отношении трансграничного загрязнения нефтью, среди прочего, путем заключения двусторонних или многосторонних соглашений или договоренностей.
Запросы о помощи, координация и сотрудничество в операциях по реагированию
1. Стороны могут запросить помощь у любой другой Стороны или Сторон для реагирования на инцидент, вызывающий загрязнение нефтью.
2. Стороны, запрашивающие помощь, стремятся указать вид и масштаб запрашиваемой помощи.
3. Стороны сотрудничают и оказывают помощь, которая может включать консультативные услуги, техническую поддержку, предоставление оборудования или персонала, для реагирования на инцидент, вызывающий загрязнение нефтью, по запросу любой затронутой или могущей быть затронутой Стороны.
Трансграничное перемещение и вывоз ресурсов
В соответствии с применимым национальным и международным правом каждая Сторона принимает необходимые правовые или административные меры, способствующие:
a. прибытию, использованию на своей территории и убытию с нее судов, летательных аппаратов и других видов транспорта, занятых в борьбе с инцидентом, вызывающим загрязнение нефтью, или перевозке персонала, грузов, материалов и оборудования, требуемых для борьбы с инцидентом, вызывающим загрязнение нефтью;
b. быстрому перемещению на свою территорию, через нее и с нее персонала, грузов, материалов, поставок, предназначенных для реагирования, и другого оборудования, упомянутых в подпункте а).