Недействующий

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергоресурсов

Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергоресурсов"



Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергоресурсов" (далее - законопроект) разработан во исполнение протокола заседания Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам стратегии развития ТЭК и экологической безопасности от 10 июля 2012 года N А60-26-8 (раздел III, пункт 2), которым поручено Минэнерго России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти подготовить предложения по совершенствованию законодательства в данной области.

Законопроект предполагает введение следующих основных новаций:

1. Установление твердого размера законной неустойки за нарушение потребителем обязательств по своевременной оплате электрической энергии (услуг по передаче электрической энергии). Предлагаемый размер законной неустойки будет стимулом для потребителей и покупателей электрической энергии (услуг по ее передаче) надлежащим образом исполнять обязательства по оплате, поскольку многие покупатели предпочитают несвоевременно исполнять соответствующие обязательства, т.е. фактически кредитоваться за счет гарантирующих поставщиков, энергосбытовых и сетевых организаций, при этом начисленная сумма неустойки по договорам зачастую снижается судами.

Данный размер законной неустойки 1/170 ставки рефинансирования ЦБР за каждый день просрочки платежа (17,7%) существенно сократит мотивацию к несвоевременной оплате, поскольку ставка приближена к средней ставке краткосрочных кредитов для потребителей.

Анализ кредитных предложений по г.Москве и Московской области свидетельствует, что ставки краткосрочных кредитов (1-3 месяца) без обеспечения варьируются для граждан в диапазоне от 14% до 32%, для юридических лиц - от 12,5% до 28%.

Например, ставка краткосрочного кредита для физических лиц в Сбербанке России установлена на уровне 16,9% (для держателей карт - 13,9%), в Альфа-банке - 20,99% (16, 99% - для держателей карт).

По договорам, заключенным на оптовом рынке электроэнергии и мощности в настоящее время действует неустойка за просрочку платежей в размере 2/225 от ставки рефинансирования ЦБР за каждый банковский день просрочки платежа (что в пересчете на год составляет около 1/165 за каждый день просрочки или 18,1%). То есть, сами гарантирующие поставщики оплачивают на оптовом рынке неустойку в размере 18,1% годовых. Информация о размере процентных ставок приведена на основании сведений, размещенных на официальных сайтах банков и информационном портале banki.ru.

Рассмотрение ставок краткосрочного кредита для физических лиц аналогичных банков по другим регионам - Краснодарский и Приморский край, не выявило расхождений в их размере.

В связи с более низкой конкуренцией между банками в других регионах, наличием меньшего количества предложений от банков по сравнению с Московским регионом, считаем, что процентные ставки в других регионах в большинстве случаев могут быть на уровне, или выше, Московского региона.

Также предложены аналогичные изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации, повышающие законную неустойку за неоплату предоставленных коммунальных услуг.

Следует отметить, что введение (повышение) размера законной неустойки соответствует поручениям Президента Российской Федерации (от 18 февраля 2013 года N Пр-340, подпункт "б" пункта 1) и Правительства Российской Федерации (от 2 февраля 2013 года N ДК-П9-21пр, раздел II, пункт 1.3)

2. Законопроектом предлагается уточнение действующих норм, направленных на внедрение системы гарантий оплаты потребителей, ограничение режима потребления которых может привести к негативным экономическим, экологическим, социальным последствиям ("неотключаемые" потребители). Предполагается необходимость формирования адресного списка таких потребителей органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с соответствующим гарантированием исполнения этими потребителями обязательств по оплате потребленных энергетических ресурсов.

3. Вносятся уточнения в положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части ответственности за самовольное подключение к сетям инфраструктуры и безучетное потребление электрической энергии и иных энергетических ресурсов, увеличивается размер санкций за данную категорию правонарушений.



Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

официальный сайт ГосДумы России

www.duma.gov.ru

по состоянию на 15.11.2013