Недействующий

     

Вносится Правительством
Российской Федерации


Проект N 348213-6

     

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергоресурсов

Статья 1


Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.1; 2007, N 26, ст.3089; 2008, N 20, ст.2259; N 52, ст.6235, 6236; 2009, N 29, ст.3597; 2010, N 19, ст.2291; N 31, ст.4193; 2011, N 1, ст.23; N 19, ст.2714; N 47, ст.6405, 6602; N 50, ст.7362; 2012, N 24, ст.3082; N 31, ст.4320; N 47, ст.6402, 6404; N 53, ст.7602; 2013, N 14, ст.1666; N 26, ст.3207, 3208, 3209) следующие изменения:

1) абзац первый части 1 статьи 3.5 после слов "пяти тысяч рублей, в случаях, предусмотренных статьями 5.26," дополнить словами "7.19,", после слов "частью 2 статьи 6.21," дополнить словами "7.19,";

2) в статье 7.19:

в абзаце первом после слов "энергетическим сетям" дополнить словами "(электрическим сетям, тепловым сетям)";

в абзаце втором слова "двух тысяч рублей" заменить словами "пятидесяти тысяч рублей", слова "трех тысяч до четырех тысяч рублей" заменить словами "десяти тысяч до двухсот тысяч рублей", слова "тридцати тысяч до сорока тысяч рублей" заменить словами "ста до трехсот тысяч рублей".

Статья 2


Внести в Федеральный закон от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 13, ст.1177; 2007, N 45, ст.5427; 2010, N 31, ст.4156) следующие изменения:

1) пункт 2 статьи 26 дополнить абзацем следующего содержания:

"Если иное не предусмотрено соглашением сторон, гарантирующий поставщик (энергосбытовая (энергоснабжающая) организация) или потребитель, несвоевременно и (или) не полностью оплативший оказанные ему услуги по передаче электрической энергии, обязан уплатить сетевой организации пени в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не уплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты и по день фактической оплаты включительно.";

2) пункт 2 статьи 37 дополнить абзацем следующего содержания:

"Если иное не предусмотрено соглашением сторон, потребитель или покупатель электрической энергии, несвоевременно и (или) не полностью оплативший электрическую энергию, обязан уплатить гарантирующему поставщику пени в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не уплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты и по день фактической оплаты включительно.";

3) пункт 6 статьи 38 изложить в следующей редакции:

"6. Правительством Российской Федерации определяются категории потребителей электрической энергии, в отношении которых в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации предусматривается особый порядок предоставления обеспечения обязательств по оплате электрической энергии и услуг по передаче электрической энергии в случае обслуживания указанных потребителей гарантирующим поставщиком, содержащий:

способы обеспечения обязательств по оплате электрической энергии и услуг по передаче электрической энергии в отношении указанных категорий потребителей;

срок, на который указанным категориям потребителей предоставляется обеспечение обязательств по оплате электрической энергии и услуг по передаче электрической энергии;

порядок безусловного возмещения убытков субъектов электроэнергетики, вызванных неисполнением обязательств по оплате электрической энергии и услуг по передаче электрической энергии ее потребителями, которым предоставлено обеспечение исполнения их обязательств.

При определении указанных категорий потребителей Правительство Российской Федерации исходит из последствий (экономических, экологических, социальных), к которым может привести ограничение режима потребления электрической энергии таких категорий потребителей.

Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе определенных Правительством Российской Федерации категорий потребителей формируется перечень потребителей в субъекте Российской Федерации, в отношении которых применяется особый порядок предоставления обеспечения обязательств по оплате электрической энергии и услуг по передаче электрической энергии.".

Статья 3


В части 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст.14; 2008, N 30, ст.3616; 2009, N 23, ст.2776; 2010, N 31, ст.4206; 2011, N 23, ст.3263; 2012, N 53, ст.7596; 2013, N 14, ст.1646) слова "одной трехсотой" заменить словами "одной стосемидесятой".

Президент
Российской Федерации

     

     

Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергоресурсов"



Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергоресурсов" (далее - законопроект) разработан во исполнение протокола заседания Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам стратегии развития ТЭК и экологической безопасности от 10 июля 2012 года N А60-26-8 (раздел III, пункт 2), которым поручено Минэнерго России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти подготовить предложения по совершенствованию законодательства в данной области.

Законопроект предполагает введение следующих основных новаций:

1. Установление твердого размера законной неустойки за нарушение потребителем обязательств по своевременной оплате электрической энергии (услуг по передаче электрической энергии). Предлагаемый размер законной неустойки будет стимулом для потребителей и покупателей электрической энергии (услуг по ее передаче) надлежащим образом исполнять обязательства по оплате, поскольку многие покупатели предпочитают несвоевременно исполнять соответствующие обязательства, т.е. фактически кредитоваться за счет гарантирующих поставщиков, энергосбытовых и сетевых организаций, при этом начисленная сумма неустойки по договорам зачастую снижается судами.

Данный размер законной неустойки 1/170 ставки рефинансирования ЦБР за каждый день просрочки платежа (17,7%) существенно сократит мотивацию к несвоевременной оплате, поскольку ставка приближена к средней ставке краткосрочных кредитов для потребителей.

Анализ кредитных предложений по г.Москве и Московской области свидетельствует, что ставки краткосрочных кредитов (1-3 месяца) без обеспечения варьируются для граждан в диапазоне от 14% до 32%, для юридических лиц - от 12,5% до 28%.

Например, ставка краткосрочного кредита для физических лиц в Сбербанке России установлена на уровне 16,9% (для держателей карт - 13,9%), в Альфа-банке - 20,99% (16, 99% - для держателей карт).

По договорам, заключенным на оптовом рынке электроэнергии и мощности в настоящее время действует неустойка за просрочку платежей в размере 2/225 от ставки рефинансирования ЦБР за каждый банковский день просрочки платежа (что в пересчете на год составляет около 1/165 за каждый день просрочки или 18,1%). То есть, сами гарантирующие поставщики оплачивают на оптовом рынке неустойку в размере 18,1% годовых. Информация о размере процентных ставок приведена на основании сведений, размещенных на официальных сайтах банков и информационном портале banki.ru.

Рассмотрение ставок краткосрочного кредита для физических лиц аналогичных банков по другим регионам - Краснодарский и Приморский край, не выявило расхождений в их размере.

В связи с более низкой конкуренцией между банками в других регионах, наличием меньшего количества предложений от банков по сравнению с Московским регионом, считаем, что процентные ставки в других регионах в большинстве случаев могут быть на уровне, или выше, Московского региона.

Также предложены аналогичные изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации, повышающие законную неустойку за неоплату предоставленных коммунальных услуг.

Следует отметить, что введение (повышение) размера законной неустойки соответствует поручениям Президента Российской Федерации (от 18 февраля 2013 года N Пр-340, подпункт "б" пункта 1) и Правительства Российской Федерации (от 2 февраля 2013 года N ДК-П9-21пр, раздел II, пункт 1.3)

2. Законопроектом предлагается уточнение действующих норм, направленных на внедрение системы гарантий оплаты потребителей, ограничение режима потребления которых может привести к негативным экономическим, экологическим, социальным последствиям ("неотключаемые" потребители). Предполагается необходимость формирования адресного списка таких потребителей органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с соответствующим гарантированием исполнения этими потребителями обязательств по оплате потребленных энергетических ресурсов.

3. Вносятся уточнения в положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части ответственности за самовольное подключение к сетям инфраструктуры и безучетное потребление электрической энергии и иных энергетических ресурсов, увеличивается размер санкций за данную категорию правонарушений.



Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

официальный сайт ГосДумы России

www.duma.gov.ru

по состоянию на 15.11.2013

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»