Министерство образования и науки Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ

ПИСЬМО

от 12 июля 2013 года N 09-879

О направлении рекомендаций



В дополнение к письму Минобрнауки России от 13 мая 2013 года N ИР-352/09* направляются для использования в работе рекомендации по формированию перечня мер и мероприятий по реализации Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе (далее - Программа).

_______________

* Вестник образования. - 2013. - N 13. - С.52.


Информируем, что текст Программы размещён на сайте Минобрнауки России.

Директор Департамента
А.Страдзе

     

     

Рекомендации по формированию перечня мер и мероприятий по реализации Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе



В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее - ФГОС) в основную образовательную программу школы в обязательном порядке должна быть включена программа воспитания и социализации обучающихся, построенная на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, образование.

Указанная программа должна быть направлена на:

- освоение обучающимися норм и правил общественного поведения;

- обеспечение усвоения обучающимися нравственных ценностей;

- приобретение начального опыта нравственной, общественно значимой деятельности;

- формирование у обучающихся личностных качеств, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учётом правовых норм, установленных российским законодательством;

- приобретение знаний о нормах и правилах поведения в обществе;

- формирование позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации;

- формирование способности противостоять негативным воздействиям социальной среды;

- выбор варианта поведения.

Министерством образования и науки Российской Федерации разработана Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе (далее - Воспитательная компонента), являющейся составной и неотъемлемой частью программы воспитания и социализации обучающихся и предусматривающей расширение и конкретизацию её содержания.

Конкретизируя положения Воспитательной компоненты, считаем возможным предусмотреть реализацию на уровне общеобразовательного учреждения ряда мер и мероприятий.

Меры

1. Организация расширенного общественно-педагогического обсуждения Воспитательной компоненты в общеобразовательной школе, в том числе с участием социальных партнёров, органов местного самоуправления.

2. Разработка содержания направлений, обеспечивающих реализацию Воспитательной компоненты, по различным аспектам воспитательной деятельности с учётом региональной специфики и его утверждение на заседании коллегиального органа управления.

3. Включение Воспитательной компоненты в основную образовательную программу общеобразовательной школы на текущий год.

4. Разработка локальных нормативных актов, регламентирующих деятельность общеобразовательной школы по реализации Воспитательной компоненты.

5. Разработка и утверждение детализированных планов мероприятий по различным направлениям реализации Воспитательной компоненты, в том числе с учётом памятных дат, традиционных мероприятий.

6. Размещение основной образовательной программы, включающей Воспитательную компоненту и детализированные планы мероприятий, на сайте общеобразовательной школы.

7. Разработка механизмов реализации и оценки Воспитательной компоненты с использованием механизмов сетевого взаимодействия и принципов социального партнёрства.

8. Разработка системы оценки планируемых результатов Воспитательной компоненты (через систему учёта индивидуальных достижений обучающихся, участие обучающихся в проектной деятельности, практических и творческих работах).

9. Обеспечение проведения внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований для оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности общеобразовательного учреждения.

10. Разработка системы мер, направленных на профессиональную подготовку всех субъектов реализации Воспитательной компоненты (включая участие педагогов, родителей, представителей органов ученического самоуправления, детских общественных объединений) посредством организации мастер-классов, круглых столов, обучающих семинаров.

11. Рассмотрение хода реализации программы воспитания и социализации обучающихся на заседании коллегиального органа управления, внесение последующей корректировки.

Мероприятия

1. В сфере гражданско-патриотического воспитания:

- организация межпоколенческого взаимодействия;

- организация краеведческой деятельности;

- организация профориентационной работы;

- организация туристско-экскурсионной деятельности;

- организация работы школьных музеев;

- организация экологического всеобуча.

2. В сфере нравственного и духовного воспитания:

- организация нравственного просвещения;

- организация приобщения к культурам народов Российской Федерации;

- организация формирования культуры толерантности;

- организация формирования активной жизненной позиции обучающихся.

3. В сфере воспитания положительного отношения к труду и творчеству:

- организация знакомства со спецификой различных профессий;

- организация повышения мотивации к обучению;

- организация дополнительного образования детей в контексте внеурочной деятельности.

4. В сфере интеллектуального воспитания:

- организация развития техносферы в образовательных учреждениях;

- организация повышения мотивации к научным исследованиям;

- организация выявления, поддержки и развития творческих способностей обучающихся.

5. В сфере здоровьесберегающего воспитания:

- организация профилактики вредных привычек и различных форм асоциального поведения;

- развитие здорового образа жизни и социального здоровья обучающихся;

- развитие условий для занятий физической культурой и спортом.

6. В сфере социокультурного и медиакультурного воспитания:

- организация предупреждения социальной агрессии и противоправной деятельности;

- организация интернационального воспитания;

- организация профилактики экстремизма, радикализма, нигилизма, ксенофобии и др.

7. В сфере культуротворческого и эстетического воспитания:

- организация деятельности творческих объединений, проведение творческих конкурсов;

- развитие эстетического воспитания;

- создание условий для посещения музеев, выставок и др.

8. В сфере правового воспитания и культуры безопасности:

- организация повышения правовой грамотности обучающихся;

- создание условий деятельности органов ученического самоуправления;

- обеспечение физической, информационной и психологической безопасности обучающихся.

9. В сфере формирования коммуникативной культуры:

- организация повышения уровня межкультурной коммуникации;

- создание условий для безопасной коммуникации;

- организация риторической компетентности обучающихся;

- создание условий для развития школьных средств массовой информации.

10. В сфере экологического воспитания:

- организация повышения уровня экологической культуры обучающихся;

- создание условий для развития школьных живых уголков, биологических и экологических лабораторий;

- создание условий формирования благоприятной и безопасной среды обитания.



Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

Вестник образования,

N 20, октябрь 2013 года


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»