Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 26 августа 2013 года N АС-4-3/15395@


О водном налоге



Федеральная налоговая служба направляет на согласование проект ответа ФНС России на обращение Управления ФНС России по Республике Татарстан от 04.07.2013 по вопросу определения лимита водозабора в случае отсутствия в лицензии на право пользования недрами распределения указанного лимита по целевому назначению водопользования.

В целях единообразного информирования налоговых органов и налогоплательщиков ФНС России просит Минфин России подтвердить или опровергнуть позицию, изложенную в настоящем письме.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Н.Андрющенко

     

     

ПРОЕКТ

     

О Водном налоге



Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо Управления ФНС России по Республике Татарстан от 04.07.2013 N 2.20-0-48/01498@ по вопросу определения лимита водозабора в случае отсутствия в лицензии на право пользования недрами распределения указанного лимита по целевому назначению водопользования и сообщает.

Пользование недрами с целью добычи подземных вод для питьевого, хозяйственно-бытового и технологического водоснабжения осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.02.92 N 2395-1 "О недрах" и оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии (п.1 ст.11).

Согласно пункту 4 Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами с целью добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности (далее - Порядок), утвержденному приказом Минприроды России от 29.11.2004 N 710, для получения вышеуказанной лицензии заявитель обязан предоставить сведения о целевом назначении использования подземных вод и обоснованной потребности в подземных водах с учетом перспективы развития (расчет водопотребления).

На основании данных сведений заявителя и утвержденных запасов подземных вод в лицензии устанавливается предельная величина водоотбора. При этом в связи с тем, что добыча подземных вод для хозяйственно-питьевых нужд и технологических целей, как правило, осуществляется из одних и тех же скважин, отсутствует распределение водоотбора между хозяйственно-питьевым и технологическим использованием.

Вместе с тем согласно пункту 1 статьи 333.10 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), в случае если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется плательщиком водного налога применительно к каждой налоговой ставке.

Следовательно, налогоплательщик обязан вести раздельный учет воды, забранной как для хозяйственно-питьевых нужд, так и для технологических целей, поскольку Налоговым кодексом установлена пониженная ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения.

В соответствии с Порядком заполнения налоговой декларации по водному налогу, утвержденному приказом Минфина России от 03.03.2005 N 29н, раздел 2.1 "Расчет налоговой базы и суммы водного налога при заборе воды из водного объекта" декларации заполняется налогоплательщиком отдельно по каждому водному объекту и каждой лицензии (при её наличии) с учетом целевого использования забранной воды.

В случае осуществления забора воды для различных целей, по которым установлены различные налоговые ставки, раздел 2.1 декларации заполняется в количестве экземпляров, соответствующем количеству расчетов налога по разным налоговым ставкам (т.е. применительно к каждой ставке).

По строке 060 этого раздела отражается лимит водопользования (в тыс.куб.м), установленный в лицензии для конкретного водного объекта и данной цели водопользования при наличии отдельно установленных по целям водопользования лимитов.

По мнению ФНС России, в случае если отсутствуют в лицензии установленные лимиты по целям водопользования, в целях расчета величины квартального лимита по целям водопользования, следует использовать данные обоснованной потребности в водозаборе, которые указываются организацией (индивидуальным предпринимателем) в документах, представляемых вместе с заявкой на получение лицензии (п.3-4 Порядка).

Рассмотрим конкретный пример.

Организация при получении лицензии предоставила сведения о целевом назначении использования водных ресурсов и обоснованной потребности в заборе воды, согласно которым для водоснабжения населения необходим забор воды 120 тыс.куб.м в год, для иных целей - 80 тыс.куб.м в год. В лицензионном соглашении, являющемся неотъемлемой частью лицензии на право пользования водным ресурсом, установлен общий лимит забора воды из данного водного объекта - 200 тыс.куб.м в год.

Учитывая требования пункта 1 статьи 333.10 (налоговая база определяется отдельно для каждой налоговой ставки), а также положения пункта 2 статьи 333.12 Налогового кодекса, согласно которым в случае отсутствия у налогоплательщика утвержденных квартальных лимитов квартальные лимиты определяются расчётно, как одна четвертая утвержденного годового лимита, квартальный лимит забора воды организации составит 50 тыс.куб.м в квартал, в т.ч. для водоснабжения населения - 30 тыс.куб.м, для иных целей - 20 тыс.куб. метров.

В налоговом периоде организацией добыто воды для снабжения населения 40 тыс.куб.м, на иные цели - 30 тыс. куб. метров.

Соответственно, в разделе 2.1 декларации по водному налогу с кодом цели забора воды "1" (водоснабжение населения) следует отразить:

по строке 060 (лимит установленный для данного водного объекта и данной цели водопользования) - 30 тыс.куб.м;

по строке 070 (фактический объем воды, забранный из водного объекта за налоговый период) - 40 тыс.куб.м;

по строке 080 (фактический объем воды, забранный из водного объекта за налоговый период в пределах установленного лимита) - 30 тыс.куб.м;

по строке 090 (фактический объем воды, забранный из водного объекта за налоговый период сверх установленного лимита) - 10 тыс.куб. метров.

При этом следует учесть, что в случае забора воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования для водоснабжения населения увеличение в пятикратном размере ставок водного налога главой 25.1 Налогового кодекса не предусмотрено.

Также в разделе 2.1 декларации с кодом забора воды "3" (иные цели) следует отразить:

по строке 060 - 20 тыс.куб.м;

но строке 070 - 30 тыс.куб.м;

по строке 080 - 20 тыс.куб.м;

по строке 090 - 10 тыс.куб. метров.

В соответствии с пунктом 2 статьи 333.12 Налогового кодекса при заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере налоговых ставок, установленных в пункте 1 данной статьи.

В связи с тем, что обществом превышен рассчитанный квартальный лимит водопользования на 10 тыс.куб.м, налоговую ставку в части данного превышения следует применять с повышающим коэффициентом 5.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Н.Андрющенко

     

Министерство финансов Российской Федерации
Федеральная налоговая служба
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

ПИСЬМО

от 4 июля 2013 года N 2.20-0-48/01498


О порядке отражения в налоговой декларации лимитов водопользования



Управление ФНС России по Республике Татарстан, в связи с возникающими вопросами по порядку отражения в налоговой декларации лимитов водопользования для разных целей при наличии в лицензионных условиях только общего объема забираемой воды просит разъяснить следующее.

Порядок заполнения налоговой декларации по водному налогу (далее - Порядок) утвержден Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 3 марта 2005 года N 29н.

Согласно названному Порядку Раздел 2.1 "Расчет налоговой базы и суммы водного налога при заборе воды из водных объектов" должен быть заполнен налогоплательщиком отдельно по каждому водному объекту и каждой лицензии (при ее наличии) с учетом целевого использования забранной воды.

В случае осуществления забора воды для различных целей, по которым установлены различные ставки Раздел 2.1 заполняется в количестве экземпляров, соответствующим количеству расчетов по различным налоговым ставкам (применительно к каждой налоговой ставке).

Пунктом 5.1.8. Порядка установлено, что в строке 060 указывается квартальный лимит водопользования, установленный для данного водного объекта и данной цели водопользования (при наличии отдельно установленных по целям водопользования лимитов). В случае отсутствия утвержденных квартальных лимитов квартальные лимиты для целей исчисления налога определяются расчетно как одна четвертая утвержденного годового лимита.

В соответствии со ст.7 Закона Российской Федерации "О недрах" участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр. Недропользователь в пределах предоставленного участка имеет право осуществлять добычу подземных вод для указанных в лицензии целей в соответствии с техническим проектом.

Действующим законодательством о недрах не предусмотрено требование дифферинциации в лицензии на пользование недрами водоотбора по конкретным скважинам и целевому назначению использования подземных вод.

В адрес Управления ФНС России по РТ поступило обращение Муниципального унитарного предприятия "Водоканал" (прилагается*) с вопросом о порядке отражения в налоговой декларации лимитов водопользования для разных целей при наличии в лицензионных условиях только общего объема забираемой воды.

________________

* Текст приложения в рассылке не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


Аналогичный вопрос в 2009 году задавался организацией ОАО "Уруссу-Водоканал".

Управление ФНС России по РТ письмом от 20.10.2009 N 16-0-55/017225 (прилагается*) ответило, что размер лимита забора воды для водоснабжения населения следует принимать равной объему воды, забранной из водного объекта, фактически использованной для водоснабжения населения. Значение лимита объема забора воды используемой в производственных целях будет равен остатку разрешенного водоотбора за минусом лимита для водоснабжения населения.

________________

* Текст приложения в рассылке не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


Федеральная налоговая служба, в связи с обращением ОАО "Уруссу-Водоканал", в адрес Управления ФНС России по РТ направило письмо от 07.10.2010 N 3-3-06/474@ (прилагается*), которым разъяснила, что при определении значения квартального лимита водозабора для производственного использования фактически не должны приниматься во внимание объемы забора воды для водоснабжения населения, так как в случае забора воды сверх установленных квартальных лимитов водопользования для водоснабжения населения увеличение в пятикратном размере ставок водного налога главой 25.2 Налогового кодекса не предусмотрено.

________________

* Текст приложения в рассылке не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


Из данного письма ФНС России следует, что позиция Управления ФНС России по РТ была не верной, но при этом в названном письме не раскрыт порядок отражения лимитов водопользования в налоговой декларации по водному налогу при заборе воды из одного водного объекта для разных целей.

Исходя из вышеизложенного, просим разъяснить порядок заполнения налоговой декларации по водному налогу на конкретном примере.

Организация при получении лицензии предоставила сведения о целевом назначении использования водных ресурсов и обоснованной потребности в водных ресурсах. Согласно названным сведениям для водоснабжения населения ей необходимо 120 тыс.куб.м в год, для иных целей - 80 куб.м в год. Лицензионным соглашением организации одним значением установлен предельно допустимый водоотбор - 200 куб.м в год.

В соответствии с п.2 статьи 333.12 Налогового кодекса в случае отсутствия у налогоплательщика утвержденных квартальных лимитов квартальные лимиты определяются расчетно как одна четвертая утвержденного годового лимита.

Таким образом, квартальный лимит составляет 50 тыс.куб.м в квартал. При этом, в отчетном квартале организацией добыто для водоснабжения населения 40 тыс.куб.м, для иных целей 30 тыс.куб.м.

Как в этом случае в разделах 2.1 налоговой декларации по водному налогу должен быть отражен лимит водопользования (строка 060 указанного раздела).

Советник государственной
гражданской службы
Российской Федерации
1 класса
Ч.Ф.Госсамова





Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»