ПРИКАЗ
от 29 августа 2013 года N 227
Об утверждении Концепции реформирования системы бюджетных платежей на период до 2017 года
В целях реализации государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2013 года N 293-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 10, ст.1061),
приказываю:
Утвердить прилагаемую Концепцию реформирования системы бюджетных платежей на период до 2017 года.
Министр
А.Г.Силуанов
СОГЛАСОВАНО
Председатель
Центрального банка
Российской Федерации
Э.С.Набиуллина
Концепция реформирования системы бюджетных платежей на период до 2017 года
Концепция реформирования системы бюджетных платежей* на период до 2017 года (далее - Концепция) разработана в соответствии с разделом XI "Реформирование системы бюджетных платежей" Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 1101-р, подпрограммой 2 "Нормативно-методическое обеспечение и организация бюджетного процесса" государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2013 года N 293-р, в условиях развития платежной системы Банка России в соответствии с Концепцией развития платежной системы Банка России на период до 2015 года, одобренной решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации (протокол N 16 от 16 июля 2010 года).
_______________
* Под системой бюджетных платежей, в рамках настоящей Концепции, понимается совокупность процессов, обеспечивающих проведение расчетов и учет денежных средств в ходе кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также операций со средствами иных организаций в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2000 года N 107-р была утверждена Концепция функционирования единого счета Федерального казначейства Минфина России по учету доходов и средств федерального бюджета, определявшая основные направления развития единого казначейского счета на 1999-2004 годы.
В рамках реализации указанной Концепции были осуществлены следующие мероприятия:
переведены счета, ранее открытые в кредитных организациях получателям средств федерального бюджета, на лицевые счета, открытые в территориальных органах Казначейства России;
централизованы операции по осуществлению расходов и учету доходов федерального бюджета на уровне территориальных органов Казначейства России;
обеспечен учет и распределение доходов на счетах, открытых территориальным органам Казначейства России в Банке России на балансовом счете N 40101 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации" в каждом из субъектов Российской Федерации;
введена система электронного документооборота между территориальными органами Казначейства России и обслуживаемыми ими участниками бюджетного процесса федерального уровня;
введена система электронного обмена полноформатными документами между Банком России и Казначейством России;
открыт единый казначейский счет для учета доходов и средств федерального бюджета в валюте Российской Федерации (далее - единый казначейский счет), позволивший сконцентрировать остатки доходов и средств федерального бюджета на одном счете, открытом Казначейству России в Банке России.
Результатами внедрения Концепции функционирования единого счета Федерального казначейства Минфина России по учету доходов и средств федерального бюджета стало формирование в Российской Федерации современной системы управления государственными финансами путем развития системы Казначейства России, обеспечивающей кассовое обслуживание исполнения федерального бюджета, эффективный учет и контроль в процессе исполнения расходных обязательств Российской Федерации, управление единым казначейским счетом.
В рамках решения задач по реализации положений статьи 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, вступившей в силу с 2005 года, Казначейством России открыты единые счета федеральному бюджету, бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам (далее - единые счета бюджетов), что позволило сконцентрировать в Банке России средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и обеспечить их сохранность.
В процессе кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов обеспечено проведение платежей в платежной системе Банка России с возможностью осуществления расчетов в режиме реального времени.
Концентрация средств федерального бюджета на едином казначейском счете позволила Правительству Российской Федерации приступить к созданию с 2008 года современной системы управления ликвидностью единого казначейского счета в соответствии с положениями статьи 236 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Такой инструмент управления ликвидностью как размещение средств федерального бюджета на депозиты в кредитных организациях доказал свою эффективность в условиях нестабильной ситуации на финансовых рынках как одна из мер антикризисной политики Правительства Российской Федерации.
В целом, кассовое обслуживание исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов (далее при совместном упоминании - бюджеты) с использованием технологий единых счетов бюджетов позволило:
обеспечить соблюдение принципа единства кассы;
обеспечить внедрение единой методологии кассового обслуживания исполнения бюджетов;
обеспечить прозрачность движения денежных средств;
повысить качество, достоверность и своевременность предоставления отчетности об исполнении бюджетов;
создать условия для налогоплательщиков по перечислению налогов и сборов на один счет, открытый в Банке России каждому территориальному органу Казначейства России для учета и распределения доходов, что позволило снизить объем невыясненных поступлений.
Вместе с тем, к несовершенствам сформированной системы бюджетных платежей следует отнести:
проведение Казначейством России операций по счетам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с участием Банка России в рамках многочисленных счетов (более 50000 счетов), открытых Казначейству России и его территориальным органам (далее при совместном упоминании - Казначейство России) в Банке России. В настоящее время при осуществлении Казначейством России кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, законодательство Российской Федерации не позволяет проводить операции распределения доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации минуя счета Казначейства России по распределению доходов бюджетов, открытые в Банке России. В связи с этим, операции по лицевым счетам, открытым в территориальных органах Казначейства России, происходят одновременно с проведением аналогичных операций на счетах открытых Казначейству России в Банке России;
ограниченный перечень инструментов для размещения свободных остатков средств федерального бюджета, а также неиспользованный потенциал увеличения эффективности существующих механизмов управления свободными остатками средств единых счетов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. В настоящее время Казначейство России осуществляет управление свободными остатками денежных средств федерального бюджета посредством размещения указанных средств на банковских депозитах. Таким образом, свободные остатки средств большинства бюджетов субъектов Российской Федерации не используются при размещении. При этом перечень инструментов для размещения этих свободных остатков средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации должен быть расширен;
недостаточную оперативность распределения доходов в бюджетной системе Российской Федерации при использовании счетов, открытых Казначейству России в Банке России, и отражения на лицевых счетах администраторов доходов бюджета поступающих платежей (в отдельных случаях до 3-х рабочих дней);
отсутствие у администраторов доходов бюджетов, а также у организаций, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, оперативной информации о поступлении на счета денежных средств, в том числе информации по лицевым счетам, открытым в финансовых органах;
значительный объем операций с наличными денежными средствами.
Необходимость совершенствования системы бюджетных платежей, в условиях развития инструментов безналичных расчетов, увеличивает актуальность реформирования системы бюджетных платежей и применения современных эффективных платежных технологий в расчетах организаций сектора государственного управления.
Текущее состояние системы бюджетных платежей приведено в Приложении N 1.
Основная цель реализации Концепции - повышение эффективности управления свободными остатками денежных средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и осуществления операций в секторе государственного управления.
Для достижения указанной цели Концепции необходимо решить следующие задачи:
сокращение количества счетов, открытых Казначейству России в Банке России и кредитных организациях, с последующей централизацией средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на едином банковском счете Казначейства России*;
_______________
* В целях настоящей Концепции под единым банковским счетом Казначейства России понимается совокупность банковских счетов, открываемых Казначейству России в Банке России для осуществления и учета операций в валюте Российской Федерации со средствами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также операций со средствами иных организаций в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
ускорение аккумулирования (мобилизации) и распределения доходов в бюджетную систему Российской Федерации;
обеспечение возможности прогнозирования ежедневного остатка денежных средств на едином банковском счете Казначейства России;
создание условий для использования современных платежных технологий для осуществления платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
обеспечение оперативного доступа к информации о начислениях и платежах, осуществляемых физическими и юридическими лицами в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
создание условий для перехода от осуществления расчетов с использованием наличных денежных средств к осуществлению безналичных расчетов.
Для решения указанных задач в период до 2017 года необходимо осуществить развитие системы бюджетных платежей по следующим направлениям:
построение единого банковского счета Казначейства России и совершенствование операций, проводимых по нему;
развитие инструментов управления свободными остатками денежных средств на едином банковском счете Казначейства России;
использование современных электронных платежных сервисов;
развитие Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах;
минимизация наличного денежного обращения в секторе государственного управления.
Единый банковский счет Казначейства России должен представлять собой совокупность банковских счетов, через которые осуществляются операции по поступлениям и выплатам денежных средств организаций сектора государственного управления*, а также иных организаций, операции которых осуществляются Казначейством России в соответствии с законодательством Российской Федерации.
_______________
* Организации сектора государственного управления - федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами, государственные и муниципальные учреждения.
Для начала функционирования единого банковского счета Казначейства России, а также для управления свободными остатками денежных средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации Казначейство России должно быть наделено соответствующими полномочиями по осуществлению указанных операций.
Для перехода к использованию единого банковского счета Казначейства России в валюте Российской Федерации в Банке России Казначейству России присваивается идентификационный код участника расчетов, аналогичный банковскому идентификационному коду, для указания в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств.
Для осуществления Казначейством России валютных операций предполагается использование банковских счетов Казначейства России в иностранной валюте и использование сети Сообщества Всемирных Интербанковских Финансовых Телекоммуникаций (SWIFT).
Наличие единого банковского счета Казначейства России позволит сосредоточить счета организаций сектора государственного управления и иных организаций, операции со средствами которых осуществляются Казначейством России в соответствии с законодательством Российской Федерации, в Казначействе России. Функционирование системы бюджетных платежей в условиях использования единого банковского счета Казначейства России позволит:
исключить дублирование операций на счетах Казначейства России, открытых в Банке России, путем проведения операций, связанных с распределением доходов в бюджетную систему Российской Федерации, предоставлением межбюджетных трансфертов, уплатой налогов, сборов и иных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации организациями, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Казначейства России, внутри баланса Казначейства России, путем осуществления записей на соответствующих лицевых счетах;
повысить эффективность управления свободными остатками денежных средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В период реализации Концепции до момента централизации операций со средствами федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов на едином банковском счете Казначейства России, открытом в Банке России, система бюджетных платежей будет реформироваться в два этапа.
На первом этапе (2013-2015 годы), обеспечивающем переход к использованию единого банковского счета Казначейства России при ведении учета операций на лицевых счетах организаций и лицевых счетах бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, открытых в территориальных органах Казначейства России, необходимо провести следующие мероприятия:
внесение изменений в законодательные и иные нормативные правовые акты в части, затрагивающей сферы регулирования направлений, предусмотренных настоящей Концепцией;
начать открытие в Банке России банковских счетов территориальным органам Казначейства России в очередности, согласованной с Банком России, с проведением поэтапного закрытия счетов, ранее открытых территориальным органам Казначейства России в Банке России;
На втором этапе (2015-2017 годы) необходимо провести анализ изменений, внесенных в законодательные и иные нормативные правовые акты на первом этапе реализации Концепции, и при необходимости провести их доработку.
На данном этапе будет производиться:
формирование системы единого банковского счета Казначейства России;