МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 24 июля 2013 года N 306

Об утверждении отраслевой программы внедрения композиционных материалов, конструкций и изделий из них в строительном комплексе Российской Федерации



В соответствии с подпунктом "ж" пункта 7 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В.Путина от 12 ноября 2012 года N Пр-3028 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России 24 октября 2012 года

приказываю:

1. Утвердить отраслевую программу внедрения композиционных материалов, конструкций и изделий из них в строительном комплексе Российской Федерации согласно приложению к настоящему приказу.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра регионального развития Российской Федерации С.М.Дарькина.

Министр
И.Н.Слюняев

     

     

Приложение

     

УТВЕРЖДЕНА
приказом Министерства
регионального развития
Российской Федерации
от 24 июля 2013 года N 306

     

Отраслевая программа
внедрения композиционных материалов, конструкций и изделий из них в строительном комплексе Российской Федерации

     

     

Паспорт программы

Ответственный исполнитель программы

Министерство регионального развития Российской Федерации

Соисполнители программы

Федеральное агентство по строительству и жилищно-
коммунальному хозяйству (Госстрой)

Федеральное автономное учреждение "Главное управление государственной экспертизы"
(ФАУ "Главгосэкспертиза России")

Федеральное автономное учреждение "Федеральный центр нормирования, стандартизации технической оценки соответствия в строительстве" (ФАУ "ФЦС")

Федеральное автономное учреждение "Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов" (ФАУ "ФЦЦС")

Ответственные департаменты исполнения программы

Департамент государственной политики в сфере строительства и архитектуры

Департамент инвестиционных проектов, целевых и специальных программ развития субъектов Российской Федерации

Департамент жилищной политики и жилищно-
коммунального хозяйства

Координатор исполнения программы

Департамент государственной политики в сфере строительства и архитектуры

Цель программы

Создание условий наибольшего благоприятствования для широкого применения современных и эффективных композитов, конструкций и изделий из них в строительном комплексе России

Задачи программы

1. Увеличение спроса на продукцию из композиционных материалов (композитов) для широкого применения в строительном комплексе;

2. Увеличение объемов производства и потребления инновационной продукции композитной отрасли, обеспечивающей снижение стоимости владения и увеличение сроков безремонтной эксплуатации зданий и сооружений, конструкций и изделий, построенных, отремонтированных или произведенных с применением композитов;

3. Повышение эффективности и инновационности государственных закупок, осуществляемых Минрегионом России (в том числе в рамках государственных программ, ФЦП, ВЦП и др. целевых программ) за счет применения композитов, конструкций и изделий из них;

4. Повышение эффективности деятельности государственных и частных компаний отраслей, курируемых Минрегионом России, за счет применения композитов, конструкций и изделий из них

Целевые индикаторы и показатели программы

1. Объем производства продукции композитной отрасли для строительного комплекса;

2. Объем потребления продукции из композиционных материалов (композитов) в строительном комплексе;

3. Объем государственных закупок товара или созданного в результате выполнения работы объекта с применением композитов, изделий и конструкций из них, обеспечивающей снижение стоимости владения и увеличение сроков безремонтной эксплуатации товара или объекта, являющегося предметом закупки

Этапы и сроки реализации программы

Реализация программы будет осуществляться в два этапа:

первый этап - 2014-2016 годы;

второй этап - 2017-2020 годы

Объем бюджетных ассигнований программы

Бюджетные ассигнования не предусмотрены

Ожидаемые результаты реализации программы

1. Ежегодное увеличение объема производства продукции композитной отрасли для строительного комплекса составит не менее 25% к показателю предыдущего года (в среднем за 2014-2020 годы).

2. Ежегодное увеличение объема потребления продукции из композиционных материалов (композитов) в строительном комплексе составит не менее 25% к показателю предыдущего года (в среднем за 2014-2020 годы).

3. Ежегодное увеличение объема государственных закупок товара или созданного в результате выполнения работы объекта с применением композитов, изделий и конструкций из них, обеспечивающих снижение стоимости владения и увеличение сроков безремонтной эксплуатации товара или объекта, являющегося предметом закупки, составит не менее 15% к показателю предыдущего года (в среднем за 2014-2020 годы)



1. Основание для разработки программы

Настоящая программа разработана Минрегионом России в соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации от 12 ноября 2012 года N Пр-3028 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России 24 октября 2012 года и поручениями Председателя Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2012 года N ДМ-П8-6998.

Настоящая программа подлежит ежегодной актуализации в срок не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным.

2. Характеристика сферы реализации программы

Современные полимерные композиты, а также конструкции и изделия из них находят во всем мире широкое применение в строительном комплексе, благодаря таким качествам, как высокая прочность, коррозионная стойкость и низкий удельный вес. Около 30% мирового объема производства полимерных композитов (~ 4 млн. тонн) составляет продукция для строительного комплекса.

Наиболее широко полимерные композиты применяются при строительстве объектов транспортной инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства, а также в гражданском и промышленном строительстве. Ниже приведен краткий перечень продукции композитной отрасли, наиболее широко применяемой в строительном комплексе в мировой практике:

- конструкции мостовых сооружений;

- мобильные дорожные покрытия;

- арматура и арматурные сетки;

- опоры освещения;

- ограждающие конструкции жилых и общественных зданий;

- трубопроводы и емкости;

- профили для изготовления строительных конструкций;

- профили для изготовления стеклопакетов.

Указанный перечень не является конечным и ежегодно пополняется новыми техническими и технологическими решениями.

Объем потребления полимерных композитов, конструкций и изделий из них в России составляет около 0,5-2% (по разным экспертным оценкам) от общемирового объема потребления полимерных композитов, то есть фактически находится в рамках статистической погрешности.

В России в соответствии с общемировой практикой наибольший потенциальный объем потребления полимерных композитов, конструкций и изделий из них находится в строительном комплексе, а российские компании производят весь спектр продукции из полимерных композитов, пригодных для применения в строительстве. Однако объем потребления продукции российской композитной отрасли в строительстве составляет доли процентов (~ 6-7 тыс. тонн) от аналогичного мирового потребления.

Это связано с тем, что специалисты из строительного комплекса:

1) не обладают должной информацией о возможностях и характеристиках полимерных композитов, в том числе об уже реализованных проектах, которые могут эффективно тиражироваться по всей территории Российской Федерации, обеспечивая высокую эффективность расходования бюджетных средств;

2) не имеют в полном объеме нормативно-технических документов, регламентирующих требования к производству и применению в строительстве полимерных композитов и изделий (конструкций) из них.

В результате, тормозится не только внедрение новейших технических решений с применением полимерных композитов, но и использование технических решений, ранее уже примененных и имеющих подтверждение технической и экономической эффективности, надежности и безопасности. Особенно это касается сферы жилищно-коммунального хозяйства, где применение подобных решений способно обеспечить существенную экономию инвестируемых бюджетных средств и средств частных инвесторов.

Настоящая программа направлена на радикальное изменение ситуации, сложившейся с применением полимерных композитов, конструкций и изделий из них в строительном комплексе Российской Федерации. Ключевой целью программы является создание условий наибольшего благоприятствования для скорейшего и масштабного внедрения и широкого применения современных и эффективных полимерных композитов, конструкций и изделий из них в строительном комплексе России.

3. Единый федеральный каталог полимерных композитов, конструкций и изделий из них, пригодных для применения и рекомендуемых к использованию на территории Российской Федерации при возведении, ремонте и реконструкции объектов капитального строительства за счет средств федерального, региональных и муниципальных бюджетов.

Создание единого федерального каталога полимерных композитов, конструкций и изделий из них, пригодных для применения и рекомендуемых к использованию на территории Российской Федерации, способствует:

- обеспечению внедрения современных и эффективных композитов, конструкций и изделий из них в строительном комплексе России;

- созданию каталогов продукции композитной отрасли для повышения инновационности государственных закупок;

- обеспечению базы данных инновационной продукции для закупок компаний с государственным участием и субъектов естественных монополий;

- созданию механизма оценки соответствия и обеспечению участников рынка композитов наиболее полным набором данных о свойствах композитов, способах их применения и пр.

Единый федеральный каталог полимерных композитов, конструкций и изделий из них, пригодных для применения и рекомендуемых к использованию на территории Российской Федерации при возведении, ремонте и реконструкции объектов капитального строительства за счет средств федерального, региональных и муниципальных бюджетов, приведен в приложении N 1 к настоящей программе.

Настоящий каталог сформирован ФАУ "ФЦС" на основе перечня новой продукции, пригодность которой подтверждена Техническим свидетельством о пригодности для применения в строительстве. Ответственным за ведение и актуализацию каталога является ФАУ "ФЦС" (актуализация каталога проводится совместно с объединением юридических лиц "Союз производителей композитов" (Союзкомпозит). Настоящий каталог подлежит ежегодной актуализации в срок не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным.

В срок до 1 марта 2014 года Департаментом государственной политики в сфере строительства и архитектуры совместно с ФАУ "ФЦС" будут разработаны и утверждены порядок и правила применения каталога в строительном комплексе.

Каталог должен стать составной частью отраслевой электронной системы каталогизации и унификации материалов, технологий, оборудования и перспективных разработок, внедряемой в рамках реализации мероприятий подпрограммы "Развитие производства композиционных материалов (композитов) и изделий из них" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2013 года N 997-р.

4. Перечень нормативно-технических документов, регламентирующих применение полимерных композитов, конструкций и изделий из них в строительном комплексе России.

Отношения в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям, или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации устанавливаются Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

В соответствии с указанным Федеральным законом особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".

С учетом вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) и создания Таможенного союза в настоящее время активно формируется система технического регулирования Таможенного союза, гармонизированная с международной и региональной (Европейский союз) нормативно-правовой базой в данной области. Нормативно-правовой базой для создания указанной системы является Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации (заключено в Санкт-Петербурге 18 ноября 2010 года).

Основными документами такой системы являются технические регламенты, устанавливающие требования безопасности к продукции, обращающейся на рынке стран Таможенного союза. Ниже приведен перечень технических регламентов Таможенного союза, устанавливающих требования к продукции в строительном комплексе России, включая строительство объектов транспортной инфраструктуры.

1. О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий (проект; внутригосударственное согласование завершено).

2. О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта.

3. Безопасность автомобильных дорог.

5. Перечень проблемно-ориентированных НИОКР, направленных на разработку полимерных композитов, конструкций и изделий из них, предназначенных для применения в строительном комплексе России.

Перечень реализуемых в настоящее время и планируемых к реализации НИОКР (включая источники финансирования), направленных на разработку полимерных композитов, конструкций и изделий из них, предназначенных для применения в строительном комплексе России и обеспечивающих снижение стоимости владения и увеличение сроков безремонтной эксплуатации зданий и сооружений, конструкций и изделий, построенных, отремонтированных или произведенных с применением полимерных композитов, приведен в приложении N 2 к настоящей программе.

6. Порядок и правила оценки пригодности для применения полимерных композитов, конструкций и изделий из них в строительном комплексе России, требования к которым не регламентированы действующими нормативно-техническими документами системы технического регулирования (технические регламенты, стандарты (ГОСТ, ГОСТ Р), своды правил (СНиП, СП, СН).

В каждой стране широкому использованию инновационных (вновь разрабатываемых, модернизируемых или завозимых из других стран) строительных материалов, изделий, конструкций и технологий нередко мешает отсутствие или недостаточная полнота нормативных документов, определяющих свойства и условия применения этой новой продукции.

Поскольку для разработки норм на новую продукцию данных недостаточно, законодательством большинства технически развитых стран для такой продукции предусмотрена соответствующая процедура подтверждения ее пригодности (одобрения) для применения в строительстве с выдачей документа, свидетельствующего об одобрении.

Например, в Европейском союзе (ЕС) подтверждение пригодности взаимно поставляемых странами ЕС инновационных материалов и изделий для строительства при отсутствии на них соответствующих гармонизированных европейских стандартов осуществляется в соответствии с директивой Совета от 21 декабря 1988 года N 89/106/ЕЕС (с поправками в директиве Совета от 22 июля 1993 года N 93/68 EEC).

На уровне ЕС эту работу возглавляет специально созданная Европейская организация по техническому подтверждению пригодности (одобрению) продукции для строительства (EOTА). Подтверждение пригодности продукции с выдачей документа - Европейское техническое одобрение (ЕТА) осуществляется в следующих случаях:

- отсутствуют гармонизированные в рамках ЕС стандарты, относящиеся к данной продукции;

- показатели и характеристики продукции существенно отклоняются от установленных в соответствующих гармонизированных стандартах.

В рамках каждой страны-члена ЕС процедуры технической оценки и подтверждения пригодности инновационной продукции с выдачей соответствующего документа об одобрении осуществляются органом, уполномоченным правительством страны. Например, в Германии такую работу осуществляет "Немецкий институт строительной техники" (DIBt), подтверждая пригодность инновационной продукции документом - "Общий допуск" (к применению); во Франции - "Научный центр строительной техники" (CSTB) с выдачей документа "Техническое одобрение".

Аналогичная работа ведется и национальными организациями в других странах, не входящих в ЕС. Например, в Соединенном Королевстве (UK) подтверждение пригодности осуществляет "Британский орган по одобрению в строительстве" (ВВА), в Канаде - "Канадский центр строительных материалов" (ССМС).

В целях гармонизации на международном уровне требований к процедуре подтверждения пригодности инновационной продукции для строительства и создания условий для взаимного признания странами результатов этой деятельности в 1996 году была учреждена "Международная федерация организаций по технической оценке" (WFTAO). Членами этой Федерации являются около 40 организаций (в том числе - ФАУ "ФЦС") из большинства технически развитых стран мира.

В Российской Федерации правила подтверждения пригодности для применения в строительстве новой продукции, требования к которой не регламентированы действующими нормативными документами полностью или частично и от которой зависит безопасность и надежность зданий и сооружений, определены постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1997 года N 1636 "О правилах подтверждения пригодности новых материалов, изделий, конструкций и технологий для применения в строительстве" (далее - Правила).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»