ПИСЬМО
от 26 августа 2013 года N 03-07-13/1/35013
[О возмещении в Российской Федерации налога на добавленную стоимость по топливу казахстанским транспортным организациям, перевозящим грузы автомобильным транспортом через территорию Российской Федерации]
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики выражает свое уважение Министерству индустрии и новых технологий Республики Казахстан и по вопросу возмещения в Российской Федерации налога на добавленную стоимость по топливу казахстанским транспортным организациям, перевозящим грузы автомобильным транспортом через территорию Российской Федерации, сообщает.
В соответствии с нормами главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации возврат (зачет, возмещение) налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам) предусмотрен в порядке, установленном данной главой Налогового кодекса Российской Федерации, только налогоплательщикам этого налога, зарегистрированным в налоговых органах Российской Федерации, при условии использования приобретенных товаров (работ, услуг) в операциях, признаваемых объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации.
Возврат налога на добавленную стоимость, налогоплательщикам иностранных государств, в том числе налогоплательщикам государств-членов Таможенного союза, в настоящее время российским законодательством не предусмотрен. В связи с этим возмещение налога на добавленную стоимость, предъявленного при приобретении топлива налогоплательщикам Республики Казахстан, осуществляющим перевозку грузов автомобильным транспортом через территорию Российской Федерации, не представляется возможным.
Что касается вашего предложения о возврате налога на добавленную стоимость казахстанским перевозчикам через их постоянные представительства на территории Российской Федерации, то наличие таких представительств не изменит действующий порядок применения налога на добавленную стоимость, поскольку услуги по транспортировке грузов будут по-прежнему оказываться организациями, зарегистрированными на территории Республики Казахстан, а их представительства, являющиеся налогоплательщиками в Российской Федерации, услуги по транспортировке грузов самостоятельно оказывать не будут.
Таким образом, решение вопроса о возврате налога на добавленную стоимость по топливу, приобретаемому иностранными перевозчиками возможно только путем внесения изменений в действующее законодательство Российской Федерации о налоге на добавленную стоимость. Однако внесение подобных изменений не предполагается.
Директор Департамента
И.В.Трунин
МИНИСТЕРСТВО ИНДУСТРИИ И НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
от 16 августа 2013 года N 19-09/2-4146
Министерство индустрии и новых технологий Республики Казахстан (далее - Министерство) выражает свое уважение Министерству финансов Российской Федерации и сообщает следующее.
Министерство, будучи уполномоченным органом, в сфере реализации государственной политики по продвижению экспорта товаров, работ и услуг в Республике Казахстан, просило бы рассмотреть вопросы, связанные с исполнением Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25 января 2008 года (далее - Соглашение) и/или с применением норм Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в отношении казахстанских экспортеров.
Статья 1 Соглашения содержит следующие определения:
нулевая ставка - обложение НДС по ставке ноль процентов, что означает для налогоплательщиков (плательщиков) НДС право на возмещение (зачет, возврат) из бюджета сумм НДС;
услуга - деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности, а также передача, предоставление патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных прав.
Кроме того, из статьи 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 11 декабря 2009 года вытекает, что взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве - члене Таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг, а при выполнении работ, оказании услуг налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг.
Следует отметить, что национальные законодательства двух стран предусматривают обложение по нулевой ставке НДС международных автомобильных перевозок грузов, как в Казахстане, так и в России, при соблюдении перевозчиками соответствующих требований.
Так, в частности пункт 1 статьи 164 Главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса гласит, что налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита при перевозке иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия на территорию Российской Федерации до таможенного органа в месте убытия с территории Российской Федерации. В этой же статье указывается о российских и иностранных лицах.
Суть вопроса заключается в том, что казахстанские перевозчики, выполняющие международные автомобильные перевозки грузов (далее - Перевозчики) по маршруту Казахстан - Европа и обратно с использованием книжки МДП (система таможенного транзита), следуя транзитом через территорию России, заправляются топливом на российских автозаправочных станциях (далее - АЗС). При этом в стоимость топлива включен 18% НДС.
Крупные российские нефтяные компании (Лукойл, Роснефть и др.) готовы представить соответствующий пакет документов для оформления возврата 18% НДС за топливо, приобретенное на их АЗС.
Во многих странах Европы Перевозчикам, при выполнении ими необходимых процедур, возвращают НДС за топливо, реализованное на их территории.
Республика Казахстан и Российская Федерация являются стратегическими партнерами в деле экономической интеграции, как результат завершается процесс формирования Единого Экономического Пространства.
С учетом вышеизложенного и принимая во внимание положительную европейскую практику, просим вас рассмотреть возможность возврата 18% НДС за топливо, приобретенное на АЗС Перевозчиками, следующими транзитом по территории России, включая систему таможенного транзита.
В этой связи, одновременно просим разъяснить следующие вопросы.
1. Возможно, ли осуществить возврат 18% НДС за российское топливо из госбюджета Перевозчикам напрямую либо необходимо организовать их представительства в Российской Федерации?
2. Имеются ли иные законные механизмы для Перевозчиков возврата 18% НДС за российское топливо (уполномоченный экономический оператор, участие подведомственных структур Казахстана, страховых компаний и др.) или российская сторона может содействовать в их организации?
Решение изложенной проблемы является для Министерства ключевой задачей, и мы надеемся, что наши коллеги из Министерства финансов Российской Федерации помогут в этом вопросе.
Первый вице-министр
А.Рау
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка