МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 21 мая 2012 года N 9833-АК/Д03и

О прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года


Во исполнение пункта 2, подпункта "а" Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" Минэкономразвития России направляет исходную информацию для разработки прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года.

Федеральным органам исполнительной власти поручается с учетом анализа сложившейся ситуации в экономике, тенденций ее развития и в соответствии со сценарными условиями прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, принятыми за основу для разработки прогноза долгосрочного социально-экономического развития до 2030 года на заседании Правительства Российской Федерации 26 апреля 2012 года (протокол N 14, часть II) разработать прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года с учетом возможных вариантов развития.

В качестве организационно-методических материалов считаем целесообразным использовать формы, материалы и показатели к прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период (разделы II (основные показатели), IIа (топливно-энергетические балансы (для Минэнерго России), III (подакцизная продукция) и IV (налогооблагаемая продукция). Прогнозные балансы по автомобильному бензину и дизельному топливу могут быть упрощены (исключены показатели, отражающие октановые числа в автомобильном бензине и марочный состав моторного топлива). В таблице по налогооблагаемой базе в части акцизов могут быть исключены показатели по октановым числам. При этом показатели экспорта и импорта в балансе топливно-энергетических ресурсов по Российской Федерации должны включать позиции "Другие нефтепродукты".

Федеральным органам исполнительной власти, ответственным за разработку и реализацию государственных программ, отразить состав показателей, которые будут использованы в ходе оценки реализации государственных программ и их прогнозные значения на период реализации программ.

Материалы к прогнозу долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года формируются в составе пояснительной записки, основных показателей, расчетов и обоснований и представляются в Минэкономразвития России на бумажном и электронном носителях.

Прогноз разрабатывается и представляется федеральными органами исполнительной власти в два этапа:

На первом этапе: до 20 июня 2012 года - прогнозы развития отраслей и сфер экономики до 2030 года на основе сценарных условий прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года;

на втором этапе: до 10 сентября 2012 года - с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов.

Просим направить в Минэкономразвития России прогноз социально-экономического развития на период до 2030 года по разделам в пределах компетенции федеральных органов исполнительной власти.

А.Н.Клепач

     

     

Приложение

     

Рекомендации по ответственным исполнителям подготовки прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года


Разделы прогноза

Заинтересованные федеральные органы исполнительной власти

Развитие человеческого капитала и уровень жизни

Демографическая политика

Минздравсоцразвития России
ФМС России
Минобрнауки России

Развитие рынка труда

Минздравсоцразвития России

Динамика доходов населения, изменение структуры расходов и социальной структуры общества

Минздравсоцразвития России

Развитие здравоохранения

Минздравсоцразвития России

Развитие образования

Минобрнауки России

Развитие культуры

Минкультуры России

Развитие жилищного строительства и рынка жилья

Минрегион России

Развитие пенсионной системы

Минздравсоцразвития России

Развитие туризма

Минспорттуризм России

Прогноз развития денежно-кредитной сферы. Платежный баланс

Банк России

Прогноз развития налоговой и бюджетной сферы

Минфин России

Прогноз развития финансовых рынков и банковского сектора

Минфин России
ФСФР России
Банк России

Развитие науки, технологий, инноваций

Минобрануки России

Основные тенденции технологического развития

Минобрануки России

Варианты технологического развития

Минобрануки России

Основные траектории технологического развития России

Минобрануки России

Развитие ресурсного потенциала экономики

Минприроды России

Развитие минерально-сырьевой базы и геологоразведочных работ
Лесные ресурсы
Водные ресурсы
Охрана окружающей среды

Минприроды России

Цены (тарифы) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий

ФСТ России
Минэнерго России
Минтранс России

Развитие производственной инфраструктуры

Прогноз развития топливно-энергетического комплекса и энергосбережения

Минэнерго России
Росатом

Транспортный комплекс

Минтранс России

Информационно-коммуникационные технологии

Минкомсвязь России

Развитие отраслей промышленности. Диверсификация и повышение конкурентоспособности производства

Минпромторг России

Развитие высокотехнологичных отраслей

Минпромторг России
Минобрнауки России
Минкомсвязь России
Роскосмос

Развитие агропромышленного комплекса

Минсельхоз России
Росрыболовство

Региональное развитие

Минрегион России

     

     

Сценарные условия долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года

     

     

1. Характеристика сценариев долгосрочного развития


В долгосрочной перспективе развитие российской экономики будет определяться следующими основными тенденциями:


адаптацией к изменению динамики мировой экономики и спроса на углеводороды;

усилением зависимости платежного баланса и экономического роста от притока иностранного капитала и состояния инвестиционного климата;

исчерпанием имеющихся технологических заделов в ряде высоко- и среднетехнологичных отраслей экономики при усилении потребности в активизации инновационно-инвестиционной компоненты роста;

необходимостью преодоления ограничений в инфраструктурных отраслях (электроэнергетика, транспорт);

начавшимся сокращением населения в трудоспособном возрасте в сочетании с усилением дефицита квалифицированных рабочих и инженерных кадров;

усилением конкуренции как на внутренних, так и на внешних рынках при значительном сокращении ценовых конкурентных преимуществ из-за опережающего роста заработной платы, энергетических издержек и укрепления курса рубля.

С учетом этого, основные варианты долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации определяются степенью реализации следующих ключевых факторов:


степенью развития и реализации сравнительных преимуществ российской экономики в энергетике, науке и образовании, высоких технологиях и других сферах;

интенсивностью инновационного обновления обрабатывающих производств и динамикой производительности труда;

модернизацией транспортной и энергетической инфраструктуры;

развитием институтов, определяющих предпринимательскую и инвестиционную активность, эффективностью государственных институтов;

укреплением доверия в обществе и социальной справедливости, включая вопросы легитимности собственности;

интенсивностью повышения качества человеческого капитала и формирования среднего класса;

интеграцией евразийского экономического пространства.

В зависимости от степени реализации этих факторов выделяются два качественно отличных сценария социально-экономического развития в долгосрочной перспективе - консервативного (энерго-сырьевого) и инновационного развития.

В качестве целевого варианта прогноза, отвечающего основным задачам Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года (КДР), предлагается инновационный умеренно-оптимистичный вариант прогноза.

I. Инновационный сценарий (вариант Inn) характеризуется усилением инвестиционной направленности экономического роста и укреплением позиций России в мировой экономике. Он опирается на создание современной транспортной инфраструктуры и конкурентоспособного сектора высокотехнологичных производств и экономики знаний наряду с модернизацией энерго-сырьевого комплекса.


Сценарий предполагает превращение инновационных факторов в ведущий источник экономического роста и прорыв в повышении эффективности человеческого капитала на рубеже 2020-2022 годов, что позволяет улучшить социальные параметры развития.

Частные и государственные расходы на здравоохранение возрастают с 4,6% ВВП в 2010 году до 5,9% ВВП в 2020 году и до 7,1% ВВП в 2030 году, расходы на образование - соответственно до 6,3% и 7,0% ВВП (в 2010 году - 5,2% ВВП). Расходы на науку возрастают с 1,2% ВВП в 2010 году до 3,0% ВВП в 2020-2030 годах, что сопоставимо с параметрами развитых стран. При этом предполагается существенное повышение параметров эффективности экономики: энергоемкость ВВП по отношению к 2010 году снизится в 2020 году на 26%, в 2030 году на 46%, производительность труда возрастет в 2020 году в 1,6 раза к 2010 году и в 2030 году соответственно в 2,5 раза. Среднегодовые темпы роста российской экономики оцениваются на уровне 4,4% в 2011-2030 годах, без учета эффекта возможных кризисных шоков в мировой экономике.

При указанных предпосылках российская экономика будет развиваться быстрее мировой и ее доля повысится к 2020 году до 3,2-3,5%, а к 2030 году до 3,7% мирового ВВП (3,0% в 2010 году). По размеру экономики Россия переместится с шестого места в 2011 году на пятое место в 2014-2021 году. Экономика России в 2021 году превысит размер экономики Германии. Сценарий предполагает сохранение положительного текущего счета, который достигается за счет существенного наращивания экспорта высокой степени переработки. При этом преобладает тенденция к умеренному ослаблению курса рубля.

________________

Временной рубеж определяется использованием базы оценки ППС - 2014 год по сопоставлению ППС 2008 года, тогда как 2021 год - по сопоставлению ППС 2005 года.


Реализация инновационного сценария позволяет значительно сократить разрыв с развитыми странами по уровню благосостояния россиян и повысить статус России в мировой экономике. Уровень доходов на душу населения (ВВП на душу населения с учетом паритета покупательной способности 2005 года) возрастет с 48% от уровня Еврозоны до 65-70% в 2020 году и 90-95% в 2030 году. Россия укрепит свои позиции как одного из лидеров научно-технологического и образовательного развития в мире.

Рост экономики будет опираться на активные социальные сдвиги, связанные с ростом среднего класса и креативных созидательных слоев общества. Доля среднего класса повысится с 22% в 2010 году до 37% в 2020 году и 48% в 2030 году.

________________

В прогнозе в качестве основного критерия отнесения граждан к среднему классу определен уровень дохода свыше 6 прожиточных минимумов. Исходя из этого в 2010 году представители среднего класса имели среднедушевой доход более 34 тыс. рублей в месяц. В 2020 году уровень дохода, позволяющего относится к этой категории населения, составит около 70 тыс. рублей. Однако доходный критерий не является исчерпывающим. Предполагается, что представители среднего класса должны иметь жилье, сбережения, автомобиль, обладать возможностью регулярного отдыха (в т.ч. зарубежом).

II. Консервативный или энерго-сырьевой сценарий (вариант En) характеризуется умеренными (не более 3,6%) долгосрочными темпами роста экономики на основе активной модернизации топливно-энергетического и сырьевого секторов российской экономики при сохранении относительного отставания в гражданских высоко- и среднетехнологичных секторах.


Модернизация экономики ориентируется в большей степени на импортные технологии и знания. Расходы на научные исследования и разработки возрастут к 2030 году до уровня не выше 2% ВВП. Расходы на образование на протяжении всего периода стабилизируются на уровне 4,8-6,0% ВВП. Расходы на здравоохранение к 2030 году вырастут до 6%. Уровень частных и государственных инвестиций в человеческий капитал будет значительно уступать параметрам развитых стран.

Темп роста экономики по данному варианту прогноза на 0,9-1,1 п.п. ниже, чем в инновационном сценарии. Экономика увеличится к 2030 году всего в 2 раза, реальные доходы населения увеличатся в 2 раза, а доля России в мировом ВВП стабилизируется на нынешнем уровне 3,0-3,1 процента.

В основных сценариях (Inn, En) предполагается умеренный рост цен на нефть и другие сырьевые ресурсы (в среднем около 1% в год в реальном выражении). Цена на нефть Urals в 2020 году достигает 122 долларов США за баррель, в 2030 году - 158 долларов США за баррель. Это означает, что в реальном выражении цена на нефть в 2013-2030 годах будет находиться в диапазоне 90-106 долларов за баррель (в ценах 2010 года). Цена газа при экспорте в дальнее зарубежье в реальном выражении в среднем оценивается в 380 долларов за тыс. куб. м, что превышает уровень 2010-2011 годов. Риски снижения цены газа, особенно в среднесрочной перспективе выше, чем риски снижения цен на нефть, что может значительно изменить условия сценариев развития российской экономики.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»