Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА


ПИСЬМО


от 24 июня 2013 года N ЕД-4-3/11412


О применении норм глав 26.2 и 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации     


Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение и по вопросам применения норм глав 26.2 и 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) сообщает следующее.

1. Пунктом 2 статьи 346.13 Кодекса определено, что организации и индивидуальные предприниматели, которые перестали быть налогоплательщиками единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД), вправе на основании уведомления перейти на упрощенную систему налогообложения (далее - УСН) с начала того месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате ЕНВД.

При этом следует иметь в виду, что согласно пункту 1 статьи 346.13 Кодекса о переходе на УСН налогоплательщики уведомляют налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя), в то время как снимаются с учета в качестве налогоплательщика ЕНВД в связи с переходом на иной режим налогообложения они в налоговом органе по месту осуществления предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась система налогообложения в виде ЕНВД, что не всегда совпадает с местом нахождения организации (местом жительства индивидуального предпринимателя).

Кроме того, формами заявлений о снятии с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика ЕНВД, в частности, в связи с переходом на иной режим налогообложения (утверждены приказом ФНС России от 11.12.2012 N ММВ-7-6/941, зарегистрированным в Минюсте России 19.02.2013, регистрационный N 27198) не предусмотрено, что в них налогоплательщиком указывается на какой именно режим налогообложения он переходит.

Учитывая изложенное, представление данными налогоплательщиками заявления о снятии с учета организации (индивидуального предпринимателя) в качестве налогоплательщика ЕНВД в связи с переходом на иной режим налогообложения не является основанием для перехода на УСН в соответствии с пунктом 2 статьи 346.13 Кодекса.

2. Пунктом 10 статьи 346.29 Кодекса с 01.01.2013 предусмотрена возможность определения размера вмененного дохода исходя из фактического количества дней осуществления организацией или индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в квартале, в течение которого была произведена постановка налогоплательщика на учет (снятие с учета) в качестве налогоплательщика ЕНВД.

На сегодняшний день данное изменение в налоговой декларации по ЕНВД не отражено, поэтому, в целях реализации данного положения Кодекса, ФНС России считает возможным при представлении налоговой декларации по ЕНВД по строкам 050-070 раздела 2 "Расчет суммы единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" указывать в месяце постановки на учет (снятия с учета) в качестве налогоплательщика ЕНВД величину физического показателя, скорректированную на коэффициент, определяемый как отношение количества календарных дней осуществления соответствующего вида деятельности в месяце постановки на учет (снятия с учета) в качестве налогоплательщика ЕНВД к количеству календарных дней в данном месяце налогового периода.

Пример. Организация, начав 11 апреля 2013 года осуществлять розничную торговлю через магазин с площадью торгового зала 30 кв.м и встав на учет в налоговом органе по месту осуществления данного вида деятельности, в декларации по единому налогу за второй квартал 2013 года может указать в первом месяце налогового периода в качестве величины физического показателя 20 кв.м (30 кв.м х 20/30), а во втором и третьем месяцах - 30 кв.м.

Действительный государственный
советник Российской Федерации
3 класса
Д.В.Егоров

     

     

Приложение

     

Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН


ПИСЬМО


О порядке применения ЕНВД



Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан, в связи с многочисленными запросами налогоплательщиков и территориальных налоговых органов, просит дать разъяснения по следующим вопросам применения норм главы 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - Кодекс) "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности":

1. Пунктом 2 ст.346.13 Кодекса установлено, что с 1 января 2013 года организации и индивидуальные предприниматели, которые перестали быть плательщиками единого налога на вмененный доход (далее по тексту - ЕНВД), вправе на основании уведомления перейти на УСН с начала того месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате ЕНВД. Согласно разъяснениям, изложенным в совместном письме Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службы России от 25.02.2013 N ЕД-3-3/639@, применение п.2 ст.346.13 Кодекса возможно в случаях, если нормативным правовым актом представительных органов муниципальных районов и городских округов будет отменен ЕНВД в отношении осуществляемого налогоплательщиком вида предпринимательской деятельности или в случае, если налогоплательщик прекратит в течение календарного года осуществлять деятельность, подлежащую налогообложению ЕНВД, и начнет осуществлять любой другой вид деятельности, подлежащий или не подлежащий налогообложению ЕНВД.

Будет ли в данном случае заявление предпринимателя о снятии его с налогового учета как плательщика ЕНВД основанием для перехода на УСН в соответствии с п.2 ст.346.13 Кодекса?

Полагаем, что применение УСН налогоплательщиком, добровольно прекратившим применение ЕНВД в течение календарного года, не противоречит нормам Кодекса.

2. Пунктом 10 ст.346.29 Кодекса с 01.01.2013 предусмотрена возможность определения размера вмененного дохода исходя из фактического количества дней осуществления организацией или индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в рамках ЕНВД. В налоговой декларации по ЕНВД не отражено данное изменение. На сегодняшний день плательщики ЕНВД при постановке на учет или снятии с учета представляют налоговую декларацию за 1 квартал 2013 года, в которой по строке "налоговая база" сразу отражают величину дохода, рассчитанную по формуле, указанной в пункте 10 ст.346.29 Кодекса, что противоречит действующему порядку заполнения налоговой декларации.

Полагаем необходимым внести изменения в Порядок заполнения налоговой декларации по ЕНВД.

3. Письмом ФНС России от 29.12.2012 N ЕД-4-3/22653@ было разъяснено, что в случае, если организацией (индивидуальным предпринимателем) заявление о постановке на учет в качестве налогоплательщика ЕНВД не будет подано в налоговый орган до представления в 2013 году налоговой декларации по ЕНВД за первый налоговый период, и налоговый орган не будет уведомлен о переходе этого лица на упрощенную систему налогообложения или патентную систему налогообложения, то эта организация (индивидуальный предприниматель) признается с 2013 года налогоплательщиком, применяющим общий режим налогообложения.

Во избежание жалоб налогоплательщиков на действия сотрудников инспекции просим разъяснить порядок работы с налогоплательщиками, не представившими заявление в установленный в письме ФНС срок, в случае:

- если налогоплательщики, уже представившие декларации за I квартал 2013 года, до истечения срока подачи декларации за I квартал 2013 года (т.е. до 22 апреля 2013 года) представят заявление о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД. Возможно ли будет применение указанными налогоплательщиками ЕНВД в 2013 году, или им необходимо представить декларации по общему режиму налогообложения?

Полагаем возможным, в случае, если заявление о постановке на учет плательщика ЕНВД представлено после представления декларации по ЕНВД за I квартал, но в установленные законом сроки представления в 2013 году налоговой декларации по ЕНВД за первый налоговый период, применение системы налогообложения в виде ЕНВД правомерным.

- если налогоплательщик представляет налоговую декларацию по ЕНВД за I квартал 2013 года без постановки на учет как плательщика ЕНВД и налоговый орган не имеет оснований для отказа налогоплательщику в приеме декларации.

Действующая версия системы ЭОД не позволяет в автоматизированном режиме отследить факт отсутствия заявления о постановке на учет и исключить регистрацию в ЭОД деклараций от налогоплательщиков, не стоящих на учете в качестве плательщиков ЕНВД, уже на стадии приема отчетности.

Полагаем необходимым предусмотреть в системе ЭОД возможность автоматического контроля за фактом отсутствия заявления о постановке на учет плательщика ЕНВД с целью своевременного уведомления налогоплательщика о неправомерном применении ЕНВД и необходимости пересчитать свои обязательства по общему режиму налогообложения.

- если налогоплательщики продолжают представлять заявления о постановке на учет в качестве плательщиков ЕНВД с указанием даты фактического начала осуществления деятельности по ЕНВД до 01.01.2013 после установленной в письме даты и налоговый орган не имеет оснований для отказа налогоплательщику в приеме заявления.

Полагаем необходимым предусмотреть в системе ЭОД возможность автоматического контроля за фактом нарушения срока подачи заявления и возможность направления налогоплательщику уведомления о необходимости представлять отчетность по общему режиму налогообложения.

- если налогоплательщик, пропустивший срок подачи заявления, установленный письмом ФНС России от 29.12.2012 N ЕД-4-3/22653@, представит в налоговый орган заявление с указанием даты начала применения ЕНВД с 01.04.2013.

Полагаем возможным в данном случае применение ЕНВД со второго квартала 2013 года.

Советник государственной гражданской
службы Российской Федерации
1 класса
Ч.Ф.Госсамова




Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»