РЕШЕНИЕ
от 29 мая 2013 года N 35
На основании доклада Председателя Коллегии Евразийской экономической комиссии Христенко В.Б. Высший Евразийский экономический совет на уровне глав государств
решил:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию согласованной (скоординированной) агропромышленной политики государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства.
2. Евразийской экономической комиссии совместно с государствами - членами Таможенного союза и Единого экономического пространства:
разработать до 1 января 2014 года план мероприятий по реализации Концепции, указанной в пункте 1 настоящего Решения, и представить его для рассмотрения на очередном заседании Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав правительств;
разработать и включить до 1 мая 2014 года в проект Договора о Евразийском экономическом союзе основные положения согласованной (скоординированной) агропромышленной политики государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства.
Члены Высшего Евразийского
экономического совета:
От Республики Беларусь
От Республики Казахстан
От Российской Федерации
ОДОБРЕНА
Решением
Высшего Евразийского
экономического совета
от 29 мая 2013 года N 35
Интеграционные процессы на территории Таможенного союза и Единого экономического пространства направлены на создание Евразийского экономического союза, ключевыми элементами которого выступают формирование согласованной политики в ключевых секторах и отраслях экономики и обеспечение функционирования полноценного общего рынка.
Сельское хозяйство является одной из стратегических отраслей экономики государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства (далее - государства-члены), обеспечивающей продовольственную безопасность государств-членов, а также влияющей на продовольственную безопасность в мире.
По данным за 2011 год, государства-члены занимают ведущие позиции по производству подсолнечника (1-е место в мире), ячменя (2-е место в мире), ржи (2-е место в мире), пшеницы (3-е место в мире), овса (2-е место в мире), сахара из сахарной свеклы (1-е место в мире). По экспорту пшеницы и ячменя государства-члены занимают 3-е место в мире, по экспорту ржи - 5-е место.
Сельскохозяйственные угодья, в совокупности превышающие 280 млн га, составляют от общей территории страны: в Республике Беларусь - 43%, в Республике Казахстан - 33% и в Российской Федерации - 11%.
Наибольшая доля сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства в валовой добавленной стоимости характерна для Республики Беларусь - 9,6%, в Республике Казахстан и Российской Федерации она составляет 5,4% и 4,3% соответственно (по данным за 2011 год).
Общий объем сельскохозяйственного производства в государствах-членах превышает 143 млрд долларов США, из них на Республику Беларусь приходится 7,1%, на Республику Казахстан - 10,8% и на Российскую Федерацию - 82,1%.
Основная часть сельскохозяйственной продукции в Республике Казахстан и Российской Федерации производится в хозяйствах населения и крестьянских (фермерских) хозяйствах (71,7% и 52,3% соответственно), а в Республике Беларусь - в крупных сельскохозяйственных организациях (около 70%).
Согласно демографической структуре населения государств-членов наибольшая доля сельских жителей в общей численности отмечается в Республике Казахстан - 45,3%, в Республике Беларусь и Российской Федерации данный показатель не превышает 30%. Доля занятых в сельскохозяйственном производстве в Республике Казахстан составляет 27,3% от общего числа экономически активного населения, в Республике Беларусь и Российской Федерации - 10,3% и 8,1% соответственно.
Заработная плата на 1 занятого в сельском хозяйстве составляет в Российской Федерации - 410 долларов США, в Республике Беларусь - 327 долларов США, в Республике Казахстан - 300 долларов США, что практически в 2 раза ниже средней заработной платы в государствах-членах.
Объем инвестиций в сельское хозяйство за 2011 год в целом в государствах-членах по сравнению с 2010 годом вырос на 21%. Наибольший рост отмечен в Российской Федерации и Республике Беларусь - на 28,2% и на 22,3% соответственно, в Республике Казахстан - на 14,5%.
Это свидетельствует о положительных результатах реализации государственной политики развития сельского хозяйства и сельских территорий в рамках целевых программ.
Действующие международные договоры, формирующие договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, включают положения, которые определяют ряд важнейших элементов согласованной агропромышленной политики.
Взаимодействие государств-членов в области агропромышленного производства регулируется Соглашением о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства от 9 декабря 2010 года, которое принято с целью ограничения применения мер государственной поддержки сельского хозяйства, оказывающих искажающее воздействие на взаимную торговлю.
Указанным Соглашением определены полномочия Евразийской экономической комиссии (далее - Комиссия) по осуществлению мониторинга и проведению сравнительно-правового анализа законодательства каждого из государств-членов на предмет соответствия этому Соглашению, подготовке ежегодных отчетов о соблюдении его положений, а также по содействию в организации консультаций по вопросам осуществления гармонизации и унификации законодательства государств-членов.
Соглашение о согласованной макроэкономической политике от 9 декабря 2010 года предполагает координацию макроэкономической политики, в том числе определение основных направлений экономического развития и сценарных параметров для разработки прогнозов социально-экономического развития, проведение консультаций и обмен информацией по приоритетам структурной политики, в том числе аграрной.
Соглашением о единых принципах и правилах конкуренции от 9 декабря 2010 года предусматривается формирование единой конкурентной политики для обеспечения свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности и эффективного функционирования товарных рынков на единой таможенной территории Таможенного союза.
Проведение единой политики в отношении внешней торговли, в том числе сельскохозяйственной продукцией и продовольствием, обеспечивается комплексом международных договоров, в том числе Соглашением о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года, Соглашением о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран от 25 января 2008 года, Соглашением о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам от 25 января 2008 года и др.
Формируется договорно-правовая база в отношении обязательных требований к продукции, основанная на Соглашении о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 года. Соответствующие требования устанавливаются техническими регламентами Таможенного союза.
К вопросам сельского хозяйства относится установление единых принципов и норм обеспечения ветеринарного контроля, карантинного фитосанитарного контроля, контроля за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами в соответствии с Соглашением Таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам от 11 декабря 2009 года и Соглашением Таможенного союза о карантине растений от 11 декабря 2009 года.
Таким образом, сформированы многие положения, необходимые для осуществления согласованной (скоординированной) политики в отношении сельскохозяйственной продукции и продовольствия и обеспечения свободного передвижения такой продукции на единой таможенной территории Таможенного союза.
В то же время действующая договорно-правовая база Таможенного союза и Единого экономического пространства не позволяет реализовать целостную политику в вопросах развития сельского хозяйства, формирования и регулирования общего аграрного рынка, обеспечения ветеринарного и фитосанитарного благополучия, продовольственной безопасности. Не определены механизмы согласования приоритетов и индикативных показателей развития сельскохозяйственных отраслей государств-членов, координации в сферах регулирования общего аграрного рынка, развития экспортного потенциала, научных разработок и технологической модернизации, унификации требований и правил в области семеноводства, племенного животноводства, формирования единой системы информационного обеспечения и в ряде других сфер.
В государствах-членах приняты на государственном уровне долгосрочные программы развития сельского хозяйства, но их положения не учитывают возрастающий уровень интеграции в рамках Таможенного союза, прогнозы развития аграрной отрасли государств-членов не в полной мере отражают потенциал общего аграрного рынка.
В рамках интеграционных образований, в которых участвуют государства-члены, прорабатывались проекты согласованной аграрной политики. Так, Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 24 марта 2005 года N 204 утверждена Концепция агропромышленной политики государств - членов ЕврАзЭС, 22 декабря 2010 года. Решением совместного заседания Коллегии Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации утверждена Концепция единой аграрной политики Союзного государства России и Беларуси. Вместе с тем их положения не были закреплены в форме международных договоров, не созданы межгосударственные механизмы реализации согласованной аграрной политики.
Необходимо учитывать, что в соответствии с Декларацией о евразийской экономической интеграции от 18 ноября 2011 года осуществляется переход к следующему этапу интеграционного строительства на территории Таможенного союза - Единому экономическому пространству. К 1 января 2015 года должна быть завершена кодификация международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, что станет основой для формирования Евразийского экономического союза.
В рамках указанного Союза должно быть обеспечено эффективное функционирование общего рынка товаров, углубление сотрудничества в целях обеспечения экономической безопасности во всех ее аспектах, формирование согласованной политики, в том числе в аграрной сфере.
Решение Высшего Евразийского экономического совета от 19 декабря 2012 года N 21 подтверждает курс на развитие интеграции государств - членов, содержательным наполнением которой будет проведение согласованной политики в ключевых отраслях, и нацеливает на ускорение формирования такой политики.
Согласованная (скоординированная) агропромышленная политика (далее - согласованная агропромышленная политика) должна охватывать все сферы агропромышленного комплекса, базироваться на гармонизированных механизмах регулирования, координации и мониторинга на межгосударственном уровне. Для ее реализации необходимо принять соответствующий международный договор, а также внести изменения в некоторые действующие соглашения, регулирующие отдельные аспекты функционирования отрасли. Настоящая Концепция определяет цель и задачи согласованной агропромышленной политики, перечень механизмов межгосударственного взаимодействия, необходимых для ее реализации.
Основной целью согласованной агропромышленной политики является эффективная реализация ресурсного потенциала государств-членов для оптимизации объемов производства конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции и продовольствия, удовлетворения потребностей общего аграрного рынка, а также наращивания экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие наиболее важные задачи:
сбалансированное развитие производства и рынков сельскохозяйственной продукции и продовольствия;
обеспечение справедливой конкуренции между субъектами государств-членов, в том числе равных условий доступа на общий аграрный рынок;
унификация требований, связанных с обращением сельскохозяйственной продукции и продовольствия;
защита интересов производителей государств-членов на внутреннем и внешнем рынках;
обеспечение ветеринарного и фитосанитарного благополучия на территориях государств-членов на основе единых требований и правил.
Согласованная агропромышленная политика будет осуществляться на основе принципов равенства и учета интересов всех государств-членов, взаимной выгоды в торговле, приоритетности удовлетворения внутреннего спроса.
Решение задач согласованной агропромышленной политики предполагает внедрение механизмов межгосударственного взаимодействия по следующим основным направлениям, которые будут регламентироваться международными договорами.
Проведение согласованной политики в аграрном секторе предполагает совместное определение приоритетов развития и индикативных показателей по Таможенному союзу и Единому экономическому пространству в целом с учетом национальных приоритетов государств-членов.
Индикативные показатели включают в себя прогнозные показатели, характеризующие аграрный сектор, производство и переработку, внутреннюю и внешнюю торговлю сельскохозяйственной продукцией и продовольствием, социальную сферу, продовольственную безопасность.
Индикативные показатели могут разрабатываться на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды.
Необходимо осуществлять разработку совместных прогнозов спроса и предложения государств-членов по агрегированным товарным позициям (зерно, мясо, молоко и др.) и по отдельным видам сельскохозяйственной продукции и продовольствия, в том числе в целях определения объемов тарифных квот.
При разработке индикативных показателей и прогнозов спроса и предложения необходимо учитывать соответствующие программы государств-членов и ориентироваться на повышение конкурентоспособности производимой продукции на внутреннем и внешнем рынках, обеспечение продовольственной безопасности.
Необходимо проводить постоянный мониторинг ситуации в агропромышленном комплексе государств-членов, который позволит оценивать степень достижения индикативных показателей и состояние продовольственной безопасности, разрабатывать предложения о необходимости корректировки индикативных показателей и программ развития агропромышленного комплекса с учетом изменения макроэкономических показателей и рыночной конъюнктуры.
Совместная деятельность государств-членов по формированию прогнозов спроса и предложения и индикативных показателей будет развиваться поэтапно.
На первом этапе предполагаются определение перечня индикативных показателей и подготовка совместных прогнозов спроса и предложения на основе действующих методик государств-членов.
На втором этапе будет гармонизироваться методологическая база для прогнозирования спроса и предложения с учетом современного международного инструментария моделирования и прогнозирования.
Третий этап предполагает разработку совместных прогнозов спроса и предложения и индикативных показателей на основе единой методологии.
Предполагается, что международным договором, предусматривающим проведение государствами-членами согласованной агропромышленной политики, будет предусмотрено обеспечение Комиссией на основе предложений и информации государств-членов подготовки:
методологии расчета индикативных показателей, совместных прогнозов спроса и предложения по основным видам продукции;
сводных индикативных показателей и совместных прогнозов спроса и предложения;
периодических сводных информационно-аналитических материалов о ситуации в агропромышленном комплексе государств-членов.
Для реализации перечисленных функций необходимо осуществление взаимодействия Комиссии с экспертным, научным и отраслевым сообществами государств-членов, зарубежных стран, международными организациями. Комиссия с привлечением органов исполнительной власти государств-членов, экспертного, научного и отраслевого сообществ может создавать экспертные центры для информационного обмена и консультирования по вопросам формирования и реализации агропромышленной политики государств-членов.
Основные требования в отношении государственной поддержки агропромышленного комплекса определяются Соглашением о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства от 9 декабря 2010 года, в основе которого - Соглашение по сельскому хозяйству Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года.
Государства-члены будут учитывать сформированные согласованные индикативные показатели развития агропромышленного комплекса и прогнозы спроса и предложения при определении объемов и приоритетных направлений предоставления государственной поддержки.