ВЫСШИЙ ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОВЕТ

РЕШЕНИЕ

от 29 мая 2013 года N 35

О Концепции согласованной (скоординированной) агропромышленной политики государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства



На основании доклада Председателя Коллегии Евразийской экономической комиссии Христенко В.Б. Высший Евразийский экономический совет на уровне глав государств

решил:

1. Одобрить прилагаемую Концепцию согласованной (скоординированной) агропромышленной политики государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства.

2. Евразийской экономической комиссии совместно с государствами - членами Таможенного союза и Единого экономического пространства:

разработать до 1 января 2014 года план мероприятий по реализации Концепции, указанной в пункте 1 настоящего Решения, и представить его для рассмотрения на очередном заседании Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав правительств;

разработать и включить до 1 мая 2014 года в проект Договора о Евразийском экономическом союзе основные положения согласованной (скоординированной) агропромышленной политики государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Члены Высшего Евразийского
экономического совета:

От Республики Беларусь

От Республики Казахстан

От Российской Федерации

     

ОДОБРЕНА
Решением
Высшего Евразийского
экономического совета
от 29 мая 2013 года N 35

     

     

КОНЦЕПЦИЯ
согласованной (скоординированной) агропромышленной политики государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства

I. Предпосылки формирования согласованной (скоординированной) агропромышленной политики


Интеграционные процессы на территории Таможенного союза и Единого экономического пространства направлены на создание Евразийского экономического союза, ключевыми элементами которого выступают формирование согласованной политики в ключевых секторах и отраслях экономики и обеспечение функционирования полноценного общего рынка.

Сельское хозяйство является одной из стратегических отраслей экономики государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства (далее - государства-члены), обеспечивающей продовольственную безопасность государств-членов, а также влияющей на продовольственную безопасность в мире.

По данным за 2011 год, государства-члены занимают ведущие позиции по производству подсолнечника (1-е место в мире), ячменя (2-е место в мире), ржи (2-е место в мире), пшеницы (3-е место в мире), овса (2-е место в мире), сахара из сахарной свеклы (1-е место в мире). По экспорту пшеницы и ячменя государства-члены занимают 3-е место в мире, по экспорту ржи - 5-е место.

Сельскохозяйственные угодья, в совокупности превышающие 280 млн га, составляют от общей территории страны: в Республике Беларусь - 43%, в Республике Казахстан - 33% и в Российской Федерации - 11%.

Наибольшая доля сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства в валовой добавленной стоимости характерна для Республики Беларусь - 9,6%, в Республике Казахстан и Российской Федерации она составляет 5,4% и 4,3% соответственно (по данным за 2011 год).

Общий объем сельскохозяйственного производства в государствах-членах превышает 143 млрд долларов США, из них на Республику Беларусь приходится 7,1%, на Республику Казахстан - 10,8% и на Российскую Федерацию - 82,1%.

Основная часть сельскохозяйственной продукции в Республике Казахстан и Российской Федерации производится в хозяйствах населения и крестьянских (фермерских) хозяйствах (71,7% и 52,3% соответственно), а в Республике Беларусь - в крупных сельскохозяйственных организациях (около 70%).

Согласно демографической структуре населения государств-членов наибольшая доля сельских жителей в общей численности отмечается в Республике Казахстан - 45,3%, в Республике Беларусь и Российской Федерации данный показатель не превышает 30%. Доля занятых в сельскохозяйственном производстве в Республике Казахстан составляет 27,3% от общего числа экономически активного населения, в Республике Беларусь и Российской Федерации - 10,3% и 8,1% соответственно.

Заработная плата на 1 занятого в сельском хозяйстве составляет в Российской Федерации - 410 долларов США, в Республике Беларусь - 327 долларов США, в Республике Казахстан - 300 долларов США, что практически в 2 раза ниже средней заработной платы в государствах-членах.

Объем инвестиций в сельское хозяйство за 2011 год в целом в государствах-членах по сравнению с 2010 годом вырос на 21%. Наибольший рост отмечен в Российской Федерации и Республике Беларусь - на 28,2% и на 22,3% соответственно, в Республике Казахстан - на 14,5%.

Это свидетельствует о положительных результатах реализации государственной политики развития сельского хозяйства и сельских территорий в рамках целевых программ.

Действующие международные договоры, формирующие договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, включают положения, которые определяют ряд важнейших элементов согласованной агропромышленной политики.

Взаимодействие государств-членов в области агропромышленного производства регулируется Соглашением о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства от 9 декабря 2010 года, которое принято с целью ограничения применения мер государственной поддержки сельского хозяйства, оказывающих искажающее воздействие на взаимную торговлю.

Указанным Соглашением определены полномочия Евразийской экономической комиссии (далее - Комиссия) по осуществлению мониторинга и проведению сравнительно-правового анализа законодательства каждого из государств-членов на предмет соответствия этому Соглашению, подготовке ежегодных отчетов о соблюдении его положений, а также по содействию в организации консультаций по вопросам осуществления гармонизации и унификации законодательства государств-членов.

Соглашение о согласованной макроэкономической политике от 9 декабря 2010 года предполагает координацию макроэкономической политики, в том числе определение основных направлений экономического развития и сценарных параметров для разработки прогнозов социально-экономического развития, проведение консультаций и обмен информацией по приоритетам структурной политики, в том числе аграрной.

Соглашением о единых принципах и правилах конкуренции от 9 декабря 2010 года предусматривается формирование единой конкурентной политики для обеспечения свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности и эффективного функционирования товарных рынков на единой таможенной территории Таможенного союза.

Проведение единой политики в отношении внешней торговли, в том числе сельскохозяйственной продукцией и продовольствием, обеспечивается комплексом международных договоров, в том числе Соглашением о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года, Соглашением о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран от 25 января 2008 года, Соглашением о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам от 25 января 2008 года и др.

Формируется договорно-правовая база в отношении обязательных требований к продукции, основанная на Соглашении о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 года. Соответствующие требования устанавливаются техническими регламентами Таможенного союза.

К вопросам сельского хозяйства относится установление единых принципов и норм обеспечения ветеринарного контроля, карантинного фитосанитарного контроля, контроля за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами в соответствии с Соглашением Таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам от 11 декабря 2009 года и Соглашением Таможенного союза о карантине растений от 11 декабря 2009 года.

Таким образом, сформированы многие положения, необходимые для осуществления согласованной (скоординированной) политики в отношении сельскохозяйственной продукции и продовольствия и обеспечения свободного передвижения такой продукции на единой таможенной территории Таможенного союза.

В то же время действующая договорно-правовая база Таможенного союза и Единого экономического пространства не позволяет реализовать целостную политику в вопросах развития сельского хозяйства, формирования и регулирования общего аграрного рынка, обеспечения ветеринарного и фитосанитарного благополучия, продовольственной безопасности. Не определены механизмы согласования приоритетов и индикативных показателей развития сельскохозяйственных отраслей государств-членов, координации в сферах регулирования общего аграрного рынка, развития экспортного потенциала, научных разработок и технологической модернизации, унификации требований и правил в области семеноводства, племенного животноводства, формирования единой системы информационного обеспечения и в ряде других сфер.

В государствах-членах приняты на государственном уровне долгосрочные программы развития сельского хозяйства, но их положения не учитывают возрастающий уровень интеграции в рамках Таможенного союза, прогнозы развития аграрной отрасли государств-членов не в полной мере отражают потенциал общего аграрного рынка.

В рамках интеграционных образований, в которых участвуют государства-члены, прорабатывались проекты согласованной аграрной политики. Так, Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 24 марта 2005 года N 204 утверждена Концепция агропромышленной политики государств - членов ЕврАзЭС, 22 декабря 2010 года. Решением совместного заседания Коллегии Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации утверждена Концепция единой аграрной политики Союзного государства России и Беларуси. Вместе с тем их положения не были закреплены в форме международных договоров, не созданы межгосударственные механизмы реализации согласованной аграрной политики.

Необходимо учитывать, что в соответствии с Декларацией о евразийской экономической интеграции от 18 ноября 2011 года осуществляется переход к следующему этапу интеграционного строительства на территории Таможенного союза - Единому экономическому пространству. К 1 января 2015 года должна быть завершена кодификация международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, что станет основой для формирования Евразийского экономического союза.

В рамках указанного Союза должно быть обеспечено эффективное функционирование общего рынка товаров, углубление сотрудничества в целях обеспечения экономической безопасности во всех ее аспектах, формирование согласованной политики, в том числе в аграрной сфере.

Решение Высшего Евразийского экономического совета от 19 декабря 2012 года N 21 подтверждает курс на развитие интеграции государств - членов, содержательным наполнением которой будет проведение согласованной политики в ключевых отраслях, и нацеливает на ускорение формирования такой политики.

Согласованная (скоординированная) агропромышленная политика (далее - согласованная агропромышленная политика) должна охватывать все сферы агропромышленного комплекса, базироваться на гармонизированных механизмах регулирования, координации и мониторинга на межгосударственном уровне. Для ее реализации необходимо принять соответствующий международный договор, а также внести изменения в некоторые действующие соглашения, регулирующие отдельные аспекты функционирования отрасли. Настоящая Концепция определяет цель и задачи согласованной агропромышленной политики, перечень механизмов межгосударственного взаимодействия, необходимых для ее реализации.

II. Цель и задачи согласованной агропромышленной политики


Основной целью согласованной агропромышленной политики является эффективная реализация ресурсного потенциала государств-членов для оптимизации объемов производства конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции и продовольствия, удовлетворения потребностей общего аграрного рынка, а также наращивания экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие наиболее важные задачи:

сбалансированное развитие производства и рынков сельскохозяйственной продукции и продовольствия;

обеспечение справедливой конкуренции между субъектами государств-членов, в том числе равных условий доступа на общий аграрный рынок;

унификация требований, связанных с обращением сельскохозяйственной продукции и продовольствия;

защита интересов производителей государств-членов на внутреннем и внешнем рынках;

обеспечение ветеринарного и фитосанитарного благополучия на территориях государств-членов на основе единых требований и правил.

Согласованная агропромышленная политика будет осуществляться на основе принципов равенства и учета интересов всех государств-членов, взаимной выгоды в торговле, приоритетности удовлетворения внутреннего спроса.

Решение задач согласованной агропромышленной политики предполагает внедрение механизмов межгосударственного взаимодействия по следующим основным направлениям, которые будут регламентироваться международными договорами.

III. Основные направления согласованной агропромышленной политики

1. Прогнозирование в агропромышленном комплексе


Проведение согласованной политики в аграрном секторе предполагает совместное определение приоритетов развития и индикативных показателей по Таможенному союзу и Единому экономическому пространству в целом с учетом национальных приоритетов государств-членов.

Индикативные показатели включают в себя прогнозные показатели, характеризующие аграрный сектор, производство и переработку, внутреннюю и внешнюю торговлю сельскохозяйственной продукцией и продовольствием, социальную сферу, продовольственную безопасность.

Индикативные показатели могут разрабатываться на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды.

Необходимо осуществлять разработку совместных прогнозов спроса и предложения государств-членов по агрегированным товарным позициям (зерно, мясо, молоко и др.) и по отдельным видам сельскохозяйственной продукции и продовольствия, в том числе в целях определения объемов тарифных квот.

При разработке индикативных показателей и прогнозов спроса и предложения необходимо учитывать соответствующие программы государств-членов и ориентироваться на повышение конкурентоспособности производимой продукции на внутреннем и внешнем рынках, обеспечение продовольственной безопасности.

Необходимо проводить постоянный мониторинг ситуации в агропромышленном комплексе государств-членов, который позволит оценивать степень достижения индикативных показателей и состояние продовольственной безопасности, разрабатывать предложения о необходимости корректировки индикативных показателей и программ развития агропромышленного комплекса с учетом изменения макроэкономических показателей и рыночной конъюнктуры.

Совместная деятельность государств-членов по формированию прогнозов спроса и предложения и индикативных показателей будет развиваться поэтапно.

На первом этапе предполагаются определение перечня индикативных показателей и подготовка совместных прогнозов спроса и предложения на основе действующих методик государств-членов.

На втором этапе будет гармонизироваться методологическая база для прогнозирования спроса и предложения с учетом современного международного инструментария моделирования и прогнозирования.

Третий этап предполагает разработку совместных прогнозов спроса и предложения и индикативных показателей на основе единой методологии.

Предполагается, что международным договором, предусматривающим проведение государствами-членами согласованной агропромышленной политики, будет предусмотрено обеспечение Комиссией на основе предложений и информации государств-членов подготовки:

методологии расчета индикативных показателей, совместных прогнозов спроса и предложения по основным видам продукции;

сводных индикативных показателей и совместных прогнозов спроса и предложения;

периодических сводных информационно-аналитических материалов о ситуации в агропромышленном комплексе государств-членов.

Для реализации перечисленных функций необходимо осуществление взаимодействия Комиссии с экспертным, научным и отраслевым сообществами государств-членов, зарубежных стран, международными организациями. Комиссия с привлечением органов исполнительной власти государств-членов, экспертного, научного и отраслевого сообществ может создавать экспертные центры для информационного обмена и консультирования по вопросам формирования и реализации агропромышленной политики государств-членов.

2. Государственная поддержка производства и переработки сельскохозяйственной продукции


Основные требования в отношении государственной поддержки агропромышленного комплекса определяются Соглашением о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства от 9 декабря 2010 года, в основе которого - Соглашение по сельскому хозяйству Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года.

Государства-члены будут учитывать сформированные согласованные индикативные показатели развития агропромышленного комплекса и прогнозы спроса и предложения при определении объемов и приоритетных направлений предоставления государственной поддержки.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»