Вопрос:
ООО осуществляет деятельность по морской и речной перевозке наливных грузов.
Согласно трудовому и коллективному договорам, заключенным между ООО и сотрудниками плавсостава компании, ООО возмещает расходы работникам плавсостава на оплату проезда к месту работы, т.е. от места фактического проживания до порта смены (места посадки на судно), определенного судовой ролью, и обратно, в том числе сопутствующих расходов (оплата провоза багажа, страхования пассажира, сборов за оформление билетов, сервисных сборов). А также компенсирует расходы на оплату проживания в гостинице за период ожидания подхода судна в удобный для смены порт членам экипажей судов.
При этом статья 58 Кодекса торгового мореплавания закрепляет безусловную обязанность судовладельца обеспечить репатриацию членов экипажа, а также возместить сопутствующие расходы (питание, проживание и т.п.). Такое же правило закреплено международным правом (Правило А2.5 Конвенции о труде в морском судоходстве, ратифицированной Российской Федерацией ФЗ N 56-ФЗ от 05.06.2012). Пункт 3.5.5 Федерального отраслевого соглашения по морскому транспорту на 2009-2012 годы, зарегистрированного в Федеральной службе по труду и занятости (от 24 декабря 2009 года N 138/09-12) и носящего для работодателя обязательный характер, устанавливает, что в коллективном договоре, трудовом договоре, локальном нормативном акте с учетом финансово-экономического положения организации могут устанавливаться порядок выдачи и размеры компенсации: ... - стоимости проезда к месту работы и с работы. Раздел 5.5 Соглашения гласит, что судовладелец несёт расходы, связанные с направлением работника на судно, а также его репатриацией в случаях, предусмотренных настоящим разделом, соответственно из/в базового(ый) порта (порт). В этом случае базовым портом сторонами признается, как правило, порт регистрации судна. В трудовом договоре с работником по соглашению сторон договора в целях реализации положений настоящего раздела может предусматриваться иной, чем базовый порт, населенный пункт.