Внимание! Об изменениях документа см. ярлык "Оперативная информация"

     

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 марта 2013 года N 168/1222-6

О Методических рекомендациях по приему листов поддержки кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и проверке достоверности подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований



Заслушав сообщение члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации М.В.Гришиной, с учетом информации о практике сбора подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в поддержку выдвижения кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), их приема и проверки избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, в соответствии с пунктом 9 статьи 21 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Центральная избирательная комиссия Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить Методические рекомендации по приему листов поддержки кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и проверке достоверности подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований (прилагаются).

2. Направить указанные Методические рекомендации в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации и Федеральную нотариальную палату.

3. Опубликовать настоящее постановление в журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".

Председатель
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
В.Е.Чуров

     
Секретарь
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
Н.Е.Конкин

     

     

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
от 27 марта 2013 года N 168/1222-6

     

Методические рекомендации по приему листов поддержки кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и проверке достоверности подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований  



Методические рекомендации по приему листов поддержки кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и проверке достоверности подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с подпунктом "е" пункта 9 статьи 21 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в целях обеспечения единообразного применения избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации соответствующих норм избирательного законодательства.

В основу Методических рекомендаций положена практика работы избирательных комиссий субъектов Российской Федерации по приему листов поддержки кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (далее - высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации) и проверке достоверности подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований (далее также - подписи депутатов и (или) глав муниципальных образований) на выборах высших должностных лиц в единый день голосования 14 октября 2012 года пяти субъектов Российской Федерации: Амурской, Белгородской, Брянской, Новгородской и Рязанской областей.

Методические рекомендации разработаны на основании положений модельного закона субъекта Российской Федерации "О выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)", подготовленного в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Порядок работы избирательных комиссий субъектов Российской Федерации при приеме листов поддержки кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и проверке достоверности подписей депутатов и (или) глав муниципальных образований должен учитывать особенности, установленные соответствующими законами субъектов Российской Федерации.

1. Организационно-правовые аспекты приема листов поддержки кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и проверки достоверности подписей, проставленных в листах поддержки кандидата  

1.1. Нормативная база

1.1.1. Нормативными правовыми актами, определяющими порядок сбора подписей депутатов и (или) глав муниципальных образований в поддержку выдвижения кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, порядок их приема и проверки, являются:

Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", устанавливающий обязательность поддержки депутатами представительных органов муниципальных образований и (или) избранными на муниципальных выборах главами муниципальных образований субъекта Российской Федерации выдвижения кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации;

Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), определяющий общие вопросы сбора, приема и проверки достоверности подписей депутатов и (или) глав муниципальных образований;

соответствующие законы субъектов Российской Федерации, конкретизирующие вопросы сбора, приема листов поддержки кандидатов и проверки достоверности подписей депутатов и (или) глав муниципальных образований, в том числе определяющие конкретный процент депутатов и (или) глав муниципальных образований, подписи которых необходимо собрать для выдвижения кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации;

решения избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, организующих выборы высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

1.1.2. В рамках подготовки к выборам высшего должностного лица субъекта Российской Федерации избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации должны быть приняты следующие нормативные акты и распорядительные документы.

1.1.2.1. Решение избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, определяющее число (в абсолютном выражении) подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) действующих глав муниципальных образований, избранных на муниципальных выборах, необходимых для поддержки выдвижения кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (в случае если законом субъекта Российской Федерации не устанавливается обязанность какого-либо органа определить и опубликовать указанное число, то целесообразно его установить решением избирательной комиссии субъекта Российской Федерации).

Оптимальный срок принятия такого решения составляет три дня со дня назначения выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

В решении должно быть указано в абсолютном выражении:

число подписей депутатов и (или) избранных на муниципальных выборах глав, необходимое для поддержки выдвижения кандидата;

число подписей депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов и городских округов, необходимое для поддержки выдвижения кандидата;

число муниципальных районов и городских округов, в которых должен быть поддержан кандидат (в которых должно быть собрано необходимое для регистрации кандидата количество достоверных подписей депутатов и (или) глав муниципальных образований);

максимальное число подписей депутатов и (или) глав муниципальных образований, которое может быть представлено в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации для регистрации кандидата, в целом, а также максимальное число подписей депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов и городских округов.

Решение должно быть незамедлительно обнародовано в средствах массовой информации, в том числе размещено на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

1.1.2.2. Решение, которым определяются формы документов, представляемых кандидатами в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, в том числе содержащее формы:

листа поддержки кандидата с подписями депутатов и (или) глав муниципальных образований в поддержку выдвижения кандидата (содержится в законе субъекта Российской Федерации);

списка лиц, поставивших свои подписи в поддержку выдвижения кандидата (в бумажном и машиночитаемом виде), в котором целесообразно в том числе предусмотреть указание фамилии, имени, отчества депутата и (или) главы муниципального образования, наименования представительного органа муниципального образования, депутатом которого является лицо, ставящее подпись, и (или) наименования должности главы муниципального образования, которым является лицо, ставящее подпись, а также указание наименования муниципального образования, номера папки и номера листа поддержки кандидата, на котором содержится соответствующая подпись.

1.1.2.3. Решение о создании и составе рабочей группы, в функции которой будут входить прием листов поддержки кандидатов и проверка достоверности подписей депутатов и (или) глав муниципальных образований, собранных в поддержку выдвижения кандидатов (далее - рабочая группа).

1.1.2.4. Решение, определяющее порядок приема листов поддержки кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и проверки достоверности подписей депутатов и (или) глав муниципальных образований.

В данном решении в том числе предусматриваются:

действия, выполняемые членами рабочей группы при приеме листов поддержки кандидатов и иных связанных с ними документов;

порядок обнародования списка лиц, которые поставили свои подписи в листах поддержки кандидата, в том числе его размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

действия, выполняемые членами рабочей группы при проверке достоверности подписей депутатов и (или) глав муниципальных образований, включая порядок уведомления кандидатов о проведении рабочей группой проверки; проведения опроса лиц, поставивших свои подписи в поддержку выдвижения кандидатов; фиксирования присутствия кандидатов, их доверенных лиц и иных лиц, имеющих право в соответствии с законом присутствовать при проверке;

порядок ведения делопроизводства, в том числе хранения документов в рабочей группе;

формы документов, которые готовятся рабочей группой, включая итоговый протокол проверки достоверности подписей депутатов и (или) глав муниципальных образований, а также ведомости проверки;

примеры заполнения форм документов, включая листы поддержки кандидата, списка лиц, которые поставили свои подписи в листах поддержки кандидата, и т.д.

1.1.2.5. Также избирательная комиссия субъекта Российской Федерации может утвердить разъяснения или рекомендации для кандидатов по вопросам сбора подписей депутатов и (или) глав муниципальных образований и представления в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации листов поддержки кандидата и связанных с ними документов, в которых возможно также дать разъяснения о порядке нотариального заверения подписей.

1.1.3. Если Федеральный закон либо закон субъекта Российской Федерации обязывает избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, организующую выборы, установить какую-либо форму, то она является обязательной для кандидата. В ином случае избирательная комиссия субъекта Российской Федерации рекомендует кандидатам представлять документы по единообразной форме, но отклонение от этой формы, при условии указания в документе всех предусмотренных законом сведений, не является нарушением.

1.2. Организация работы

1.2.1. В задачи рабочей группы, образуемой решением избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, как правило, входят:

прием листов поддержки кандидатов и иных связанных с ними документов;

подготовка для обнародования списка лиц, которые поставили свои подписи в листах поддержки кандидатов;

извещение кандидатов о проводимой проверке;

проверка достоверности подписей депутатов и (или) глав муниципальных образований, в том числе оформления листов поддержки кандидатов;

взаимодействие с кандидатами, нотариальной палатой, главами муниципальных образований, территориальным органом Министерства юстиции Российской Федерации, правоохранительными органами, иными государственными органами по вопросам приема листов поддержки кандидатов и проверки достоверности подписей депутатов и (или) глав муниципальных образований;

проведение опроса лиц, поставивших свои подписи в поддержку выдвижения кандидатов (в случаях, предусмотренных законом);

подготовка итогового протокола проверки подписей, проставленных в листах поддержки кандидатов;

хранение листов поддержки кандидатов и иных связанных с ними документов, а также документов, подготовленных в ходе приема листов поддержки кандидатов и проверки достоверности подписей, проставленных в листах поддержки кандидатов;

подготовка материалов, необходимых в случае обжалования в вышестоящих избирательных комиссиях либо суде постановлений о регистрации либо об отказе в регистрации кандидатов.

1.2.2. В соответствии с законами субъектов Российской Федерации в состав рабочей группы могут входить члены избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, нижестоящих избирательных комиссий и работники их аппаратов. Руководителем рабочей группы, как правило, является секретарь избирательной комиссии субъекта Российской Федерации либо член избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с правом решающего голоса.

1.2.3. Документы, подготовленные в рабочей группе, включая запросы, формы, уведомления и справки, подписываются руководителем рабочей группы.

1.2.4. До начала избирательной кампании необходимо решить все вопросы организационного и материально-технического обеспечения работы по приему листов поддержки кандидата и проверке достоверности подписей депутатов и (или) глав муниципальных образований.

1.2.5. Проверка, как правило, проводится в отдельном помещении. При необходимости проверки большого объема подписей депутатов и (или) глав муниципальных образований может быть организована двухсменная работа.

1.2.6. При проведении проверки могут присутствовать сами кандидаты, их доверенные лица, а также иные лица, присутствие которых предусмотрено Федеральным законом и соответствующим законом субъекта Российской Федерации. Их информирование о проведении указанных процедур осуществляется письменным извещением (телеграмма) либо непосредственно, либо по телефону. Факт передачи уведомления (в том числе при информировании по телефону или непосредственно) должен быть зафиксирован в специальном журнале передачи извещений. Дополнительно информация о проведении указанных процедур может быть направлена посредством смс-сообщений в случае согласия на уведомление таким способом. При этом фиксируются отправка и доставка смс-сообщения адресату.

2. Определение числа лиц (в абсолютном выражении), подписи которых необходимо собрать для поддержки выдвижения кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, а также числа муниципальных районов и городских округов субъекта Российской Федерации, в которых должна быть получена поддержка выдвижения кандидата  

2.1. Общие вопросы расчета количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) действующих глав муниципальных образований, избранных на муниципальных выборах, необходимого для поддержки выдвижения кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации

2.1.1. Исходя из требований пункта 3 статьи 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", возникает необходимость определения числа лиц (в абсолютном выражении), подписи которых необходимо собрать для поддержки выдвижения кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, а также числа муниципальных районов и городских округов субъекта Российской Федерации, в которых должна быть получена поддержка выдвижения кандидата.

Выдвижение кандидата политической партией и выдвижение кандидата в порядке самовыдвижения должны поддержать от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта Российской Федерации. Число лиц, необходимое для поддержки кандидата, устанавливается законом субъекта Российской Федерации и определяется в процентном отношении от общего числа указанных депутатов, предусмотренного уставами этих муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав этих муниципальных образований.

В числе лиц, поставивших свои подписи в поддержку выдвижения кандидата, должно быть от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов и городских округов субъекта Российской Федерации. Число лиц, необходимое для такой поддержки кандидата, устанавливается законом субъекта Российской Федерации и определяется в процентном отношении от общего числа депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов, предусмотренного уставами этих муниципальных районов и городских округов на день принятия решения о назначении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав муниципальных районов и городских округов субъекта Российской Федерации. При этом кандидат должен быть поддержан указанными лицами не менее чем в трех четвертях муниципальных районов и городских округов субъекта Российской Федерации.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»