Обзор судебной практики по вопросам предоставления грантов (субсидий) субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса

Постановление ФАС Поволжского округа от 14.06.2011 по делу N А57-12962/2010

     
     Ситуация

Суд отказал в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя об отмене отказа Минэкономразвития России в предоставлении субсидии на предоставление гранта на создание собственного бизнеса в рамках реализации областной целевой программы, поскольку отсутствуют доказательства реального вложения денежных средств предпринимателем в представленный бизнес-проект, кроме того, при подаче заявки не было представлено свидетельство о государственной регистрации права на недвижимое имущество.

     
     Суть дела

07.04.2010 Зенкин А.Н. зарегистрирован в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Саратовской области в качестве индивидуального предпринимателя. В материалах дела имеется справка государственного учреждения "Центр занятости населения Саратовского района" от 31.05.2010, согласно которой ИП Зенкин А.Н. зарегистрирован в службе занятости с 12.03.2010 по 06.04.2010.

В соответствии с постановлением правительства Саратовской области от 05.07.2010 N 277-П "О предоставлении из областного бюджета субсидии на предоставление грантов субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса в рамках реализации областной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Саратовской области на 2008-2010 годы" ИП Зенкиным А.Н. 22.07.2010 подана заявка в адрес Минэкономразвития на предоставление гранта начинающему субъекту малого предпринимательства с приложением пакета документов: заявление на получение субсидии; копия паспорта; копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; копия свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе на территории РФ; копия выписки из ЕГРИП; справка государственного учреждения "Центр занятости населения Саратовского района" от 31.05.2010 N 184; копия справки территориального органа федеральной службы государственной статистики по Саратовской области от 08.04.2010 N 04-117/2010; копия справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций от 22.07.2010 N 2960; справка об отсутствии у субъекта малого предпринимательства (индивидуального предпринимателя) признаков, ограничивающих возможность предоставления субсидии за счет бюджетных средств в соответствии с законодательством области; бизнес-проект на получение гранта на создание собственного бизнеса: "Открытие парикмахерской сети в Саратовском районе"; копия накладной от 13.04.2010 N 733 на общую сумму 38720 рублей 3 копейки; рекомендательное письмо государственного учреждения "Центр занятости населения Саратовского района" от 22.07.2010 N 01-13/б-н; копии договоров аренды нежилых зданий от 24.05.2010 между предпринимателем и Саратовским районным потребительским обществом.

Минэкономразвития, рассмотрев рабочей группой заявки по вопросам поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, письмом от 15.09.2010 N 16-6-697/10 отказало ИП Зенкину А.Н. в предоставлении субсидии на основании части 5 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

Данное обстоятельство послужило основанием для обращения ИП в арбитражный суд.

     
     Позиция суда

В соответствии с постановлением N 277-П субсидия предоставляется субъектам малого предпринимательства на безвозмездной и безвозвратной основе в порядке очередности поступления заявок субъектов малого предпринимательства, отвечающих условиям, установленным статьями 4 и 14 Федерального закона N 209-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона N 209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в ЕГРЮЛ потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в ЕГРИП и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также крестьянские (фермерские) хозяйства.

Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона N 209-ФЗ при обращении заявителей за оказанием поддержки такие лица должны представить документы, подтверждающие их соответствие категории субъектов малого и среднего предпринимательства и условиям, предусмотренным федеральными, региональными, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона N 209-ФЗ условия и порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки устанавливаются федеральными, региональными и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства.

Пунктом 5 Положения определена приоритетная целевая группа получателей субсидии - это учредители субъектов малого предпринимательства (индивидуальные предприниматели), являющиеся аспирантами, безработными, зарегистрированными в установленном законодательством порядке, военнослужащими, уволенными в запас в связи с сокращением Вооруженных Сил РФ не ранее одного года от даты подачи документов, лицами, находящимися под угрозой увольнения в связи с сокращением штата или ликвидацией организации, а также являющиеся (являвшиеся) в текущем году студентами последнего курса образовательных учреждений высшего или среднего профессионального образования.

Приказом Минэкономразвития от 06.07.2010 N 390 утверждена форма бизнес-проектов субъектов малого предпринимательства на получение грантов на создание собственного бизнеса. Согласно разделу IV приложения N 2 к указанному приказу в бизнес-проекте субъекту предпринимательства необходимо изложить характеристику производственного помещения, офиса (собственность, аренда, покупка) с приложением копий документов, подтверждающих право собственности, покупки, аренды.

     

Комментарий к постановлению ФАС Поволжского округа от 14.06.2011 по делу N А57-12962/2010


В комментируемом постановлении ФАС Поволжского округа пришел к следующим выводам:


1. Цели, условия предоставления из бюджета грантов начинающим субъектам малого предпринимательства (субсидий), категории получателей и порядок возврата указанной субсидии в случае нарушения условий ее предоставления могут устанавливаться региональным или муниципальным законодательством.

2. Комплексную оценку представленных документов и их проверку на соответствие условиям и критериям получения субсидии на предоставление гранта на создание собственного бизнеса осуществляет рабочая группа по вопросам поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, которая создается приказом уполномоченного органа из представителей законодательного, исполнительных органов власти области и общественных организаций, предпринимателей области.


3. Законодательством субъектов РФ могут быть предусмотрены очередность рассмотрения заявок на получение гранта на открытие бизнеса, а также приоритетная целевая группа учредителей субъектов малого предпринимательства, заявки которой рассматриваются в первоочередном порядке.

4. Накладная (первичный учетный документ), оформленная ненадлежащим образом (без подписи и печати хозяйствующего субъектам), не может являться доказательством подтверждения софинансирования.


5. Для получения субсидии субъекту малого предпринимательства необходимо представить в уполномоченный орган бизнес-проект по форме, установленной уполномоченным органом.

6. Отсутствие доказательств реального вложения денежных средств ИП в бизнес-проект служит основанием для отказа в получении субсидии.