ПРИКАЗ
от 12 марта 2013 года N 103
Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду
(с изменениями на 4 апреля 2023 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минэнерго России от 17 января 2023 года N 5 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.03.2023, N 0001202303020011);
приказом Минэнерго России от 4 апреля 2023 года N 217 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.05.2023, N 0001202305300019).
____________________________________________________________________
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст.4159; 2011, N 23, ст.3263; N 30 (ч.1), ст.4590; 2012, N 50, ст.7359; N 26, ст.3446; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 31.12.2012, N 0001201212310042) и пунктом 4.2.14.6 Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2008 года N 400 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 22, ст.2577; N 42, ст.4825; N 46, ст.5337; 2009, N 3, ст.378; N 6, ст.738; N 33, ст.4088; N 52 (ч.2), ст.6586; 2010, N 9, ст.960; N 26, ст.3350; N 31, ст.4251; N 47, ст.6128; 2011, N 6, ст.888; N 14, ст.1935; N 44, ст.6269; 2012, N 11, ст.1293; N 15, ст.1779; N 31, ст.4386; N 37, ст.5001; N 40, ст.5449),
приказываю:
Утвердить прилагаемые Правила оценки готовности к отопительному периоду.
Министр
А.Новак
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
24 апреля 2013 года,
регистрационный N 28269
(с изменениями на 4 апреля 2023 года)
1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст.4159; 2011, N 23, ст.3263; N 30 (ч.1), ст.4590; 2012, N 50, ст.7359; N 26, ст.3446; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 31.12.2012, N 0001201212310042) (далее - Закон о теплоснабжении) и определяют порядок оценки готовности к отопительному периоду путем проведения уполномоченными органами проверок готовности к отопительному периоду муниципальных образований, теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения (далее - проверка).
2. Проверка муниципальных образований осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, проверка теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов (далее - уполномоченные органы).
3. К потребителям тепловой энергии, объекты которых подлежат проверке, относятся лица, приобретающие тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения (далее - потребители тепловой энергии).
4. В отношении многоквартирных домов проверка осуществляется путем определения соответствия требованиям настоящих Правил:
лиц, осуществляющих в соответствии с жилищным законодательством управление многоквартирным домом и приобретающих тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для оказания коммунальных услуг в части отопления и горячего водоснабжения. В отношении указанных лиц также осуществляется проверка проводимых ими мероприятий по подготовке к отопительному периоду;
лиц, являющихся собственниками жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, заключивших в соответствии с жилищным законодательством договоры теплоснабжения с теплоснабжающей организацией.
5. Проверка осуществляется комиссиями, которые образовываются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору или органами местного самоуправления поселений, городских округов (далее - комиссия).
Работа комиссии осуществляется в соответствии с программой проведения проверки готовности к отопительному периоду (далее - программа), утверждаемой руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа, в которой указываются:
объекты, подлежащие проверке;
сроки проведения проверки;
документы, проверяемые в ходе проведения проверки.
В состав комиссии включаются представители уполномоченного органа, образовавшего комиссию.
В целях проведения проверки потребителей тепловой энергии в состав комиссии включаются представители единой теплоснабжающей организации, а также могут включаться по согласованию представители Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и органа государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений (для оценки жилого фонда), представители иных теплоснабжающих и теплосетевых организаций в соответствующей зоне деятельности единой теплоснабжающей организации, а также иных организаций, к тепловым сетям которых непосредственно подключены теплопотребляющие установки потребителей тепловой энергии.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 марта 2023 года приказом Минэнерго России от 17 января 2023 года N 5. - См. предыдущую редакцию)
В целях проведения проверки в отношении многоквартирного дома, в котором установлено внутридомовое и (или) внутриквартирное газовое оборудование, в состав комиссии могут включаться по согласованию представители газораспределительной организации, осуществляющей аварийно-диспетчерское обеспечение указанного многоквартирного дома.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 марта 2023 года приказом Минэнерго России от 17 января 2023 года N 5. - См. предыдущую редакцию)
В целях проведения проверки теплоснабжающих и теплосетевых организаций в состав комиссии включаются представители единой теплоснабжающей организации (за исключением случаев проверки теплоснабжающей организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации), с которой в соответствующей системе теплоснабжения заключены договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя и (или) договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, а также могут включаться по согласованию представители Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 марта 2023 года приказом Минэнерго России от 17 января 2023 года N 5. - См. предыдущую редакцию)
6. При проверке комиссиями проверяется выполнение требований, установленных главами III-V настоящих Правил (далее - требования по готовности). Проверка выполнения теплосетевыми и теплоснабжающими организациями требований, установленных настоящими Правилами, осуществляется комиссиями на предмет соблюдения соответствующих обязательных требований, установленных техническими регламентами и иными нормативными правовыми актами в сфере теплоснабжения. В случае отсутствия обязательных требований технических регламентов или иных нормативных правовых актов в сфере теплоснабжения в отношении требований, установленных настоящими Правилами, комиссии осуществляют проверку соблюдения локальных актов организаций, подлежащих проверке, регулирующих порядок подготовки к отопительному периоду.
В целях проведения проверки комиссии рассматривают документы, подтверждающие выполнение требований по готовности, а при необходимости - проводят осмотр объектов проверки.
7. Результаты проверки оформляются актом проверки готовности к отопительному периоду (далее - акт), который составляется не позднее одного дня с даты завершения проверки, по рекомендуемому образцу согласно приложению N 1 к настоящим Правилам.
В акте содержатся следующие выводы комиссии по итогам проверки:
объект проверки готов к отопительному периоду;
объект проверки будет готов к отопительному периоду при условии устранения в установленный срок замечаний к требованиям по готовности, выданных комиссией;
объект проверки не готов к отопительному периоду.
8. При наличии у комиссии замечаний к выполнению требований по готовности или при невыполнении требований по готовности к акту прилагается перечень замечаний (далее - Перечень) с указанием сроков их устранения.
9. Паспорт готовности к отопительному периоду (далее - паспорт) составляется по рекомендуемому образцу согласно приложению N 2 к настоящим Правилам и выдается уполномоченным органом, образовавшим комиссию, по каждому объекту проверки в течение 15 дней с даты подписания акта в случае, если объект проверки готов к отопительному периоду, а также в случае, если замечания к требованиям по готовности, выданные комиссией, устранены в срок, установленный Перечнем.
10. Сроки выдачи паспортов определяются руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа в зависимости от особенностей климатических условий, но не позднее 15 сентября - для потребителей тепловой энергии, не позднее 1 ноября - для теплоснабжающих и теплосетевых организаций, не позднее 15 ноября - для муниципальных образований.
11. В случае устранения указанных в Перечне замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности в сроки, установленные в пункте 10 настоящих Правил, комиссией проводится повторная проверка, по результатам которой составляется новый акт.
12. Организация, не получившая по объектам проверки паспорт готовности до даты, установленной пунктом 10 настоящих Правил, обязана продолжить подготовку к отопительному периоду и устранение указанных в Перечне к акту замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности. После уведомления комиссии об устранении замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности осуществляется повторная проверка. При положительном заключении комиссии оформляется повторный акт с выводом о готовности к отопительному периоду, но без выдачи паспорта в текущий отопительный период.
13. В целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены в отношении данных организаций:
1) наличие соглашения об управлении системой теплоснабжения, заключенного в порядке, установленном Законом о теплоснабжении;
2) готовность к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения;
3) соблюдение критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами;
4) наличие нормативных запасов топлива на источниках тепловой энергии;
5) функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб, а именно:
укомплектованность указанных служб персоналом;
обеспеченность персонала средствами индивидуальной и коллективной защиты, спецодеждой, инструментами и необходимой для производства работ оснасткой, нормативно-технической и оперативной документацией, инструкциями, схемами, первичными средствами пожаротушения;
6) проведение наладки принадлежащих им тепловых сетей;
7) организация контроля режимов потребления тепловой энергии;
8) обеспечение качества теплоносителей;
9) организация коммерческого учета приобретаемой и реализуемой тепловой энергии;
10) обеспечение проверки качества строительства принадлежащих им тепловых сетей, в том числе предоставление гарантий на работы и материалы, применяемые при строительстве, в соответствии с Законом о теплоснабжении;
11) обеспечение безаварийной работы объектов теплоснабжения и надежного теплоснабжения потребителей тепловой энергии, а именно:
готовность систем приема и разгрузки топлива, топливоприготовления и топливоподачи;
соблюдение водно-химического режима;
отсутствие фактов эксплуатации теплоэнергетического оборудования сверх ресурса без проведения соответствующих организационно-технических мероприятий по продлению срока его эксплуатации;
наличие утвержденных графиков ограничения теплоснабжения при дефиците тепловой мощности тепловых источников и пропускной способности тепловых сетей;
наличие расчетов допустимого времени устранения аварийных нарушений теплоснабжения жилых домов;
наличие порядка ликвидации аварийных ситуаций в системах теплоснабжения с учетом взаимодействия тепло-, электро-, топливо- и водоснабжающих организаций, потребителей тепловой энергии, ремонтно-строительных и транспортных организаций, а также органов местного самоуправления;
проведение гидравлических и тепловых испытаний тепловых сетей;
выполнение утвержденного плана подготовки к работе в отопительный период, в который включено проведение необходимого технического освидетельствования и диагностики оборудования, участвующего в обеспечении теплоснабжения;
выполнение планового графика ремонта тепловых сетей и источников тепловой энергии;
наличие договоров поставки топлива, не допускающих перебоев поставки и снижения установленных нормативов запасов топлива;
12) наличие документов, определяющих разграничение эксплуатационной ответственности между потребителями тепловой энергии, теплоснабжающими и теплосетевыми организациями;
13) отсутствие не выполненных в установленные сроки предписаний, влияющих на надежность работы в отопительный период, выданных уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) органами государственной власти и уполномоченными на осуществление муниципального контроля органами местного самоуправления;
14) работоспособность автоматических регуляторов при их наличии.
15) наличие сведений о выполненных мероприятиях:
по установке (приобретению) резервного оборудования;
по организации совместной работы нескольких источников тепловой энергии на единую тепловую сеть;
по резервированию тепловых сетей смежных районов поселения, городского округа, города федерального значения;
по устройству резервных насосных станций.
В случае отсутствия одного или нескольких мероприятий, указанных в абзацах втором - пятом настоящего подпункта, в инвестиционной программе теплоснабжающей или теплосетевой организации оценка готовности к отопительному периоду по выполнению такого мероприятия не производится;
(Подпункт дополнительно включен с 13 марта 2023 года приказом Минэнерго России от 17 января 2023 года N 5)
16) выполнение графиков проведения противоаварийных тренировок.
(Подпункт дополнительно включен с 13 марта 2023 года приказом Минэнерго России от 17 января 2023 года N 5)