ПИСЬМО
от 14 декабря 2012 года N 08-910
О мониторинге организации школьного питания
Минобрнауки России в соответствии с п.3 протокола заседания рабочей группы по сопровождению экспериментальных проектов организации питания учащихся в образовательных учреждениях при Комиссии при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политики от 13 апреля 2012 года N 13 сообщает.
В целях дальнейшего совершенствования организации школьного питания в субъектах Российской Федерации в 2012 году Министерством совместно с АНО "Институт отраслевого питания" продолжено проведение ежегодного всероссийского мониторинга школьного питания в субъектах Российской Федерации, что позволило оценить состояние системы школьного питания и провести сравнительный анализ полученных данных.
По результатам проведения мониторинга Минобрнауки России совместно с АНО "Институт отраслевого питания" разработало и направляет общие рекомендации по совершенствованию организации школьного питания в Российской Федерации.
Адресные рекомендации по совершенствованию организации школьного питания для каждого из субъектов Российской Федерации, участвовавших в мониторинге школьного питания в 2012 году, были разосланы АНО "Институт отраслевого питания" в ноябре 2012 года.
Просьба учесть вышеуказанные рекомендации при организации дальнейшей работы в данном направлении.
Директор Департамента
государственной политики
в сфере общего образования
Е.Л.Низиенко
Рекомендации для субъектов Российской Федерации по повышению эффективности мероприятий по совершенствованию организации школьного питания (разработаны АНО "Институт отраслевого питания")
Основным направлением повышения эффективности мероприятий являются разработка и реализация региональных и муниципальных программ по совершенствованию организации питания в образовательных учреждениях.
В основу регионального плана действий (программы) рекомендуется включить мероприятия по совершенствованию школьного питания по следующим направлениям:
1. Совершенствование организации, повышение качества, сбалансированности и безопасности питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях.
1.1. Разработка и внедрение нормативов финансирования закупок пищевых продуктов.
1.2. Разработка ассортиментного перечня, единых требований к безопасности и качеству пищевых продуктов.
1.3. Разработка единых рационов питания (наборов продуктов) и типовых меню.
1.4. Разработка методики учета национальных и территориальных особенностей питания населения, состояния здоровья детей школьного возраста в формировании рационов питания для общеобразовательных учреждений.
1.5. Анализ национальных и территориальных особенностей питания населения, состояния здоровья детей.
1.6. Анализ состояния обеспечения общеобразовательных учреждений специализированными продуктами детского питания.
1.7. Организация и проведение выборочных проверок лабораторными методами фактического качества и безопасности пищевых продуктов, поступающих на обеспечение в общеобразовательные учреждения.
1.8. Разработка и уточнение технической документации (технические условия, технологические условия, технико-технологические карты, стандарты организации) на блюда для школьного питания для создаваемых, реконструируемых и модернизированных предприятий детского питания.
1.9. Совершенствование организации питьевого режима обучающихся в общеобразовательных учреждениях.
1.10. Разработка и внедрение методики по проведению медико-биологической оценки возможности использования новых пищевых продуктов в питании детей и подростков в организованных коллективах.
1.11. Разработка и внедрение методики индивидуальной корректировки рациона питания и приготовления блюд.
2. Совершенствование организации управления, мониторинга системы школьного питания, подготовки кадров.
2.1. Формирование и организация работы специальной группы управления мероприятиями по совершенствованию школьного питания в системе органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
2.2. Организация исследований и разработок.
2.3. Организация лабораторного контроля качества на всех стадиях производства, переработки и потребления пищевой продукции, поступающей для обеспечения общеобразовательных учреждений.
2.4. Осуществление информационно-пропагандистской кампании по развитию системы школьного питания в СМИ и по другим каналам.
2.5. Внедрение информационных технологий для систем питания, управления, контроля качества и безопасности продукции.
2.6. Создание специализированного сайта по питанию обучающихся в общеобразовательных учреждениях (раздела на сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования).
2.7. Организация сертификации системы управления качеством производства пищевых продуктов для детей школьного возраста на соответствие требованиям ISO 22000.
2.8. Совершенствование подготовки специалистов системы школьного питания.
3. Строительство, реконструкция и переоснащение пищеблоков и залов столовых всех общеобразовательных учреждений субъекта Российской Федерации.
4. Организация планового технического обслуживания и ремонта технологического оборудования пищеблоков общеобразовательных учреждений через специализированные организации.
5. Рассмотрение по необходимости перевода питания в бюджетных учреждениях на аутсорсинг.
Учитывая, что в действующих программах субъектов Российской Федерации предусмотрено финансирование, не позволяющее в течение 5-7 лет создать современную материально-техническую базу школьного питания, в рамках разработки региональных планов действий и соответствующих региональных и муниципальных программ рекомендуется предусмотреть мероприятия по дальнейшему переоснащению пищеблоков всех государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации современным технологическим оборудованием с указанием источников финансирования. Одним из направлений данной работы могут быть привлечение средств организаторов питания, внедрение лизинга и др.
К участию рекомендуется привлекать представителей заинтересованных ведомств следующих органов управления: финансово-экономических, здравоохранения, агропромышленного комплекса, социальной защиты, культуры, спорта, управления имуществом и др. При организации управления важное значение придается долгосрочному (перспективному) планированию финансирования и организации поставок (услуг), развитию государственно-частного партнерства, проведению пилотных проектов.
6. Обеспеченность обучающихся горячим питанием в соответствии с установленными санитарными нормами и правилами. Обеспечение потребности обучающихся в диетическом питании в соответствии с состоянием их здоровья.
В настоящее время в данной сфере существуют определенные диспропорции в полноте и качестве обеспечения питанием учащихся в разных образовательных учреждениях в зависимости от объема выделяемых средств, фактического меню, применяемых технологий.
С учетом данных, полученных в ходе мониторинга, рекомендуется провести анализ:
- объемов и влияния на охват горячим питанием размеров субсидий бюджета на бесплатное горячее питание льготных категорий обучающихся и субсидий бюджета на частичное или полное финансирование;
- отдельных видов расходов по организации питания других категорий питающихся.
7. Рекомендации по совершенствованию применяемых рационов питания (фактически применяемые рационы питания).
В настоящее время имеются значительные различия в качественных показателях фактически применяемых рационов и меню.
Целесообразно провести анализ соблюдения при разработке и организации питания действующих рекомендаций по потреблению основных пищевых веществ, прежде всего белков животного происхождения, фруктов, соков, витаминизированных напитков.
Определить следующие виды рационов школьного питания:
- рекомендуемые типовые рационы субъекта Российской Федерации (муниципального образования);
- типовые рационы;
- недельные рационы образовательных учреждений.
8. Ценообразование и стоимость школьного питания.
Целесообразно разработать мероприятия по повышению эффективности использования выделяемых денежных средств на организацию питания.
При анализе нормативов финансирования организации питания в образовательных учреждениях уточнить все виды расходов и определить источники их финансирования, в том числе затраты на выполнение санитарно-эпидемиологических требований, своевременную замену и техническое обслуживание технологического оборудования, ремонт помещений и т.д.
9. Обеспечение закупок продуктов питания для школьных столовых, а также услуг по организации питания учащихся общеобразовательных учреждений.
При заключении договоров и контрактов на организацию питания заказчикам целесообразно учесть следующие позиции:
- заключение договоров (контрактов) возмездного оказания услуг согласно требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"; указание в договорах (контрактах) объема услуг: количество льготников и нельготников, а также требуемого для указанных категорий количества завтраков, обедов и полдников (при наличии групп продленного дня);
- наличие в договорах (контрактах) требований к безопасности и качеству каждого вида пищевой продукции, используемой при организации питания;
- наличие в договорах (контрактах) графика оказания услуг;
- наличие в договорах (контрактах) обязанности исполнителя организовать питание обучающихся согласно меню, согласованному руководителями образовательного учреждения и территориального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
- наличие в договорах (контрактах) обязанностей исполнителя, сопутствующих организации питания: организация потребления (накрытие столов, раздача рационов, уборка столов), организация питьевого режима и пр.;
- необходимость соответствия фактического рациона питания утвержденному примерному меню и установление случаев, когда допускается замена одних продуктов, блюд и кулинарных изделий на другие;
- наличие в договорах (контрактах) механизма контроля за составом рациона питания, ассортиментом используемых пищевых продуктов и продовольственного сырья;
- заключение с исполнителем договора безвозмездного пользования (аренды) помещениями и технологическим оборудованием для целей исполнения контракта на основании статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
- недопустимость превышения предельной величины наценки;
- установление санкций существенных размеров.
При заключении договоров и контрактов на поставку продуктов питания в школьные столовые заказчикам целесообразно учесть следующие позиции:
- установление в договорах целевого назначения поставляемой продукции "для организации питания детей школьного возраста" и недопустимости использования при изготовлении такой продукции сырья, запрещенного для использования в питании детей школьного возраста;
- необходимость установления сроков замены некачественной продукции;
- установление санкций существенных размеров;
- выполнение требований законодательства Российской Федерации, связанных с заключением договоров.
10. Соответствие школьных пищеблоков требованиям установленных санитарных норм и правил, а также современных технологий организации питания.
С целью реализации обязательных санитарно-гигиенических и санитарно-технических требований к организации питания необходимо создавать условия для применения организаторами питания систем обеспечения качества и безопасности питания согласно национальным стандартам в сфере систем управления качеством на предприятиях пищевой промышленности и общественного питания.
Для воссоздания полноценной современной инфраструктуры системы школьного питания необходимо провести ряд мероприятий по следующим направлениям:
- регулярное техобслуживание технологического оборудования;
- реконструкция и модернизация действующих предприятий в рамках разработки регионального плана действий по совершенствованию питания в образовательных учреждениях;
- определение порядка формирования и концентрации отчислений от денежных средств, поступающих в счет отплаты за питание в школе, для обеспечения своевременного обновления материально-технической базы предприятий системы школьного питания.
11. Реализуемые модели организации питания в школах.
Перспективной формой организации питания является передача функции организации питания сторонней организации, при которой обеспечивается минимальное отвлечение персонала общеобразовательного учреждения от выполнения хозяйственных функций, формируются условия для развития конкуренции в данной сфере и снижения бюджетных затрат на организацию питания.
12. Организация работы по формированию позитивного общественного мнения о деятельности органов власти по обеспечению здорового и безопасного школьного питания.
Рассмотрение возможности создания специализированного сайта по школьному питанию в регионе или отдельной страницы на портале регионального органа исполнительной власти, осуществляющего управление в сфере образования. Размещение новостной, отчетной информации о состоянии школьного питания, нормативно-правовых документов.
Планирование мероприятий по вопросам здорового и безопасного школьного питания и освещение их реализации в средствах массовой информации.