Недействующий

АДМИНИСТРАЦИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 ноября 2011 года N 286-па

О краевой целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в Приморском крае" на 2011-2016 годы

г. Владивосток

{Документ утратил силу постановлением Администрации Приморского края от 07.12.2012 N 396-па}

В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", на основании Устава Приморского края, постановления Администрации Приморского края от 26 февраля 2008 года N 46-па "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке краевых долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации в Приморском крае и Порядка проведения оценки эффективности реализации краевых долгосрочных целевых программ" Администрация Приморского края

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую краевую целевую программу "Развитие внутреннего и въездного туризма в Приморском крае" на 2011-2016 годы.

2. Департаменту связи и массовых коммуникаций Приморского края опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации Приморского края.

Губернатор края —
Глава Администрации
Приморского края
С.М. Дарькин

УТВЕРЖДЕНА

постановлением

Администрации Приморского края

от 16 ноября 2011 года N 286-па

КРАЕВАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА В ПРИМОРСКОМ КРАЕ" НА 2011-2016 ГОДЫ

ПАСПОРТ краевой целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Приморском крае" на 2011-2016 годы


Наименование
 программы

краевая целевая программа "Развитие внутреннего
 и въездного туризма в Приморском крае"
 на 2011-2016 годы (далее - Программа).

Дата принятия решения о разработке

распоряжение Администрации Приморского края
 от 31 января 2011 года N 28-ра "О разработке краевой долгосрочной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Приморском крае" на 2011-2016 годы".

Государственный заказчик программы

департамент международного сотрудничества
 и туризма Приморского края.

Разработчик программы

департамент международного сотрудничества
 и туризма Приморского края.

Цели и задачи

цели Программы:
 повышение благосостояния и комфортности проживания населения Приморского края за счет развития инфраструктуры отдыха и туризма;

 обеспечение качества и доступности туристских услуг в Приморском крае;

увеличение объемов въездного и внутреннего туризма в Приморском крае;

создание на территории Приморского края конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса на основе эффективного использования туристского потенциала и имеющихся туристских ресурсов;

формирование позитивного имиджа и узнаваемости Приморского края на внутреннем и международном туристском рынке;

задачи Программы:

разработка и реализация рекламно-информационного обеспечения туристской сферы Пр иморского края;

развитие международного и межрегионального сотрудничества в области туризма;

создание условий для системного развития
 секторов рекреационно-оздоровительного, культурно-исторического, делового и развлекательного туризма;

расширение продуктового ассортимента
 и улучшение качества туристского продукта;

внедрение современных технологий обслуживания на предприятиях индустрии туризма в Приморском крае.

Сроки и этапы реализации программы

Программа реализуется в 2011-2016 годах в 1 этап.

Объемы и источники финансирования
 (в текущих ценах каждого года)

общий объем финансирования Программы составляет за счет средств краевого бюджета 460,0 млн. рублей, в том числе:
 2011 год - 0,0 млн. рублей
 2012 год - 19,0 млн. рублей
 2013 год - 61,1 млн. рублей
 2014 год - 126,2 млн. рублей
 2015 год - 124,1 млн. рублей
 2016 год - 129,6 млн. рублей.

Организация управления и система контроля за исполнением программы

контроль за реализацией Программы осуществляет департамент международного сотрудничества
 и туризма Приморского края.

Целевые индикаторы

численность граждан России, размещенных в коллективных средствах размещения;

 численность иностранных граждан, въезжающих в Приморский край с туристскими целями и размещенных в коллективных средствах размещения;

количество мест в коллективных средствах размещения;

коэффициент заполняемости номерного фонда
 в коллективных средствах размещения;

численность индивидуальных средств размещения
 в сельской местности;

объем платных туристских услуг;

объем платных услуг гостиниц и других коллективных средств размещения;

численность работников, занятых в туристской индустрии.

Ожидаемые конечные результаты программы и показатели социально-
 экономической эффективности

увеличение численности граждан России, размещенных в коллективных средствах размещения
 в 1,7 раза до 1300 тыс. чел.;

 увеличение численности иностранных граждан, въезжающих в Приморский край с туристскими целями и размещенных в коллективных средствах размещения
 в 4,6 раза до 310 тыс. чел. в год;

 увеличение количества мест в коллективных средствах размещения в 1,95 раза до 35,1 тыс. единиц;

 увеличение коэффициента заполняемости номерного фонда в коллективных средствах размещения на 31 процент c 0,38 до 0,5;

 увеличение численности индивидуальных средств размещения в сельской местности до 3000 единиц;
увеличение объема платных туристских услуг в 4,3 раза до 4300 млн. рублей;

 увеличение объема платных услуг гостиниц и других коллективных средств размещения в 3,9 раза
 до 8000 млн. рублей;

 доля работников, занятых в туристской индустрии,
 увеличится в 2,4 раза до 43,3 тыс. человек;

 доля поступлений налоговых доходов в краевой бюджет от сферы туризма увеличится в 4 раза
 до 226,2 млн. рублей;

 доля туристско-рекреационных услуг в валовом региональном продукте увеличится в д ва раза
 на 0,78 процента.

I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ


Разработка и реализация Программы на территории Приморского края осуществляется в соответствии с Концепцией федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011- 2016 годы)", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2010 года N 1230-р (далее - Концепция), и в рамках Стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2025 года, утвержденной Законом Приморского края от 20 октября 2008 года N 324-КЗ (далее – Стратегия).

В соответствии с Концепцией одним из главных направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны является создание условий для улучшения качества жизни российских граждан, в том числе за счет развития инфраструктуры отдыха и туризма, а также обеспечения качества, доступности и конкурентоспособности туристских услуг в России.

В Стратегии Приморского края туризм определен как сектор возможной специализации региональной экономики, в связи с чем поставлена задача формирования соответствующей мировым стандартам инфраструктуры туризма.

По данным Федерального агентства по туризму (Ростуризма) в 2009 году международный туристский поток Приморского края составил 2,5 процента всего въездного потока в Российскую Федерацию (67,9 тыс. чел.) и 49,7 процента потока в Дальневосточный федеральный округ, после спада 2005-2009 годов наметился рост въездного потока, который в 2010 году, по сравнению с 2008 годом, составил 28 процента.

За период 2006-2009 годов в туристском секторе Приморского края было создано 1,3 тыс. рабочих мест. Налоговые поступления в консолидированный бюджет Приморского края в 2009 году от обслуживания одного международного туриста составили 62,9 рубля с ростом к уровню 2008 года в 1,6 раза. Большая часть из 277 официально зарегистрированных туристских организаций Приморского края осуществляют деятельность в области внутреннего туризма. Объем внутреннего туризма в Приморском крае стабильно увеличивается с ежегодным темпом роста 10-15 процентов.

В 2010 году в Приморском крае по оценочным данным этот показатель составил порядка 740 тыс. туристских поездок.

На территории Приморского края действует более 200 баз отдыха, 191 гостиница, 23 санаторно-курортных учреждения, около 1100 предприятий питания, более 100 транспортных предприятий, осуществляющих пассажирские перевозки. Туристскими организациями Приморского края разработано более 300 маршрутов различной направленности. Все это свидетельствует о растущем интересе к Приморскому краю как туристскому региону.

Исследования показывают, что основой развития туризма на территориальном уровне являются два ключевых фактора: туристская инфраструктура и события, привлекающие туристов. В настоящее время в Приморском крае определен ключевой перечень событийных деловых и развлекательных мероприятий, а также проводятся различные спортивные мероприятия и в области культуры, в том числе и международного уровня.

В целом, возможность развития внутреннего и въездного туризма в Приморском крае обусловлена следующими факторами:

близостью к странам Азиатско-Тихоокеанского региона (далее - АТР) – целевым потребителям туристских ресурсов в пределах 2-3-х часовой доступности;

развитием Приморского края как крупного логистического центра внутренних и внешних пассажиропотоков;

близостью потребителей туристских услуг, проживающих на территории Дальневосточного федерального округа;

развитием г. Владивостока как центра деловой активности всего Дальневосточного федерального округа;

наличием разнообразного природно-рекреационного потенциала, богатого культурно-исторического наследия, сложившихся исторических связей с народами, населяющими страны АТР, обладающих высокой степенью привлекательности для иностранных туристов;

наличием образовательных учреждений высшего профессионального образования и центров профессиональной подготовки специалистов в сфере туризма и гостеприимства.

Ускоренное развитие межрегиональных туристских возможностей и повышение качества услуг обеспечиваются территориальной концентрацией приоритетных проектов федерального и регионального характеров:

строительством объектов транспортной, образовательной, научной, культурной, гостиничной инфраструктуры к Саммиту Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (далее - Саммит АТЭС) в соответствии с краевой целевой программы "Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе на 2008-2012 годы", утвержденной Законом Приморского края от 17 марта 2008 года N 226-КЗ. Строительство современных отелей, масштабных объектов спортивного, развлекательного и делового туризма (Ледового дворца на 7500 мест, Театра оперы и балета на 1800 мест, океанариума, объектов Дальневосточного федерального университета и т.д.) обеспечат проведение масштабных зрелищных, культурных и деловых мероприятий;

созданием игорной зоны "Приморье" на территории Артемовского городского округа Приморского края в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 года N 1213-р;

созданием на территории острова Русский Владивостокского городского округа Приморского края туристско-рекреационной особой экономической зоны в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2010 года N 201;

учреждением на территории Приморского края национальных парков "Зов тигра" (распоряжение Правительства Российской Федерации от 02 июня 2007 года N 708-р) и "Удэгейская легенда" (распоряжение Правительства Российской Федерации от 09 июня 2007 года N 745-р);

организацией крупных международных и региональных деловых, спортивных и развлекательных мероприятий: Тихоокеанского экономического конгресса, Международного конгресса рыбаков, Международного кинофестиваля стран АТР "Меридианы Тихого", Международного правового форума стран АТР, Международного молодежного форума по сохранению тигра на Земле, Международного экологического форума "Природа без границ", международных соревнований.

Формирование современной туристской инфраструктуры объектов Саммита АТЭС и иных масштабных проектов определяет в дальнейшем необходимость эффективного использования туристских ресурсов, обеспечения соответствующего уровня загрузки коллективных средств размещения, разработки и активного продвижения туристских продуктов и услуг, событийных мероприятий, маршрутов, направленных на привлечение дополнительных сегментов внутреннего и въездного рынков.

В то же время в Приморском крае имеется ряд факторов, сдерживающих полноценное развитие сферы туризма:

недостаточно развита туристская инфраструктура Приморского края, что обусловлено высоким уровнем капиталоемкости и, зачастую, длительным сроком окупаемости в силу сезонного характера предоставляемых услуг;

не в полной мере реализованы полномочия органов местного самоуправления по развитию туризма на муниципальном уровне в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Так, лишь в трех из 34 муниципальных образований Приморского края имеются соответствующие структурные подразделения, координирующие туристскую деятельность на местах;

отсутствует надежная, оперативная информационная база туристских ресурсов, объектов, услуг, отработанных форм и методов туристкой статистики, системы сбора маркетинговой информации, обеспечивающая полноценное продвижение туристского продукта Приморского края;

ограничен ассортимент сувенирной продукции по тематике Приморского края, низко позиционированы места ее реализации, что не позволяет сформировать образ муниципальных образований Приморского края благоприятный для туризма;

рекреационный и историко-культурный потенциал Приморского края используется в незначительной степени (не более чем на 10 процентов возможностей по оценке экспертов);

несоответствие мест коллективных средств размещения туристов и рекреантов возможностям отрасли и характеру туристского продукта порождает низкий уровень их заполняемости, средний показатель которого не превышает 40 процентов;

высокий уровень цен на авиаперевозки и услуги коллективных средств размещения туристов снижает конкурентоспособность туристского продукта Приморского края на международных туристских рынках стран АТР;

ограниченный круг масштабных событийных мероприятий регионального и международного уровня современной инфраструктуры не обеспечивает активного роста туристского потока. На сегодняшний момент в Приморском крае официально зарегистрированы всего два парка культуры и отдыха; число учреждений культурно-досугового типа с 2002 года уменьшилось на 125 единиц, снизилось количество творческих коллективов театральной, музыкальной, фольклорной направленности на 840 единиц;

количество и качество объектов экскурсионного показа не способны обеспечить наполнение длительных туров. Сегодняшний объем объектов экскурсионного показа позволяет организовать лишь 2-3-х дневную программу тура;

несмотря на наличие целого ряда образовательных программ туристской направленности, в Приморском крае отсутствует системный подход в практико-ориентированном образовании, подготовке отдельных категорий специалистов в сфере туризма, в том числе экскурсоводов, аниматоров развлекательных программ, в установлении профессиональных требований к ним с учетом потребностей рынка туристских услуг. Экспертная оценка показывает, что лишь 20 процентов гостиничных предприятий Приморского края привлекают на работу выпускников вузов без опыта работы, при этом степень неудовлетворенности уровнем подготовки и профессионализма своих сотрудников проявляется у порядка 80 процентов руководителей предприятий.

Основные направления развития туризма в Приморском крае определены в соответствии с задачами, поставленными Концепцией на основе кластерного подхода и использования механизмов государственно-частного партнерства.

В Приморском крае, в силу наличия соответствующих туристских ресурсов и тенденций формирования туристского спроса, имеют приоритетный характер следующие направления:

Развитие экологического туризма.

Направление предусматривает:

создание и реконструкцию специализированных средств размещения круглогодичного и летнего отдыха, рыболовно-охотничьих баз, инфраструктуры национальных парков "Зов тигра", "Удэгейская легенда";

формирование туристского кластера "Пидан";

разработку туристских маршрутов и программ, в том числе по охоте, рыбалке, организации речных сплавов;

проведение турниров по ловле рыбы, экологических туров.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»