Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 сентября 2012 года N 529

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ "РАЗВИТИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ" НА 2013 - 2017 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

Утратило силу: постановление Правительства Республики Бурятия

НГР ru04000201300561 (от 02.07.2013 N 342)

В целях перехода на программно-целевое планирование расходов республиканского бюджета, в соответствии с постановлением Правительства Республики Бурятия от 27.09.2011 N 500 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Бурятия" Правительство Республики Бурятия п о с т а - н о в л я е т:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Бурятия "Развитие здравоохранения" на 2013 - 2017 годы и на период до 2020 года*.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава Республики Бурятия -
 Председатель Правительства
 Республики Бурятия

В. Наговицын

___________________

Проект представлен Министерством здравоохранения

тел. 21-27-16

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 12.09. 2012 N 529

Государственная Программа Республики Бурятия "Развитие здравоохранения" на 2013 - 2017 гг. и на период до 2020 г.

ПАСПОРТ


Наименование Программы

Государственная программа Республики Бурятия "Развитие здравоохранения" на  2013-2017 годы и на период до 2020 года (далее - Программа)

Ответственный исполнитель Программы

Министерство здравоохранения Республики Бурятия

Соисполнители Программы

Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия,
 Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия,
 Государственные учреждения здравоохранения Республики Бурятия (по согласованию)

Подпрограммы Программы

1.  Медицинская помощь и услуги в сфере здравоохранения.
 2.  Приоритетный национальный проект "Здоровье".
 3.  Инвестиционная  программа  развития  инфраструктуры  здравоохранения.  Совершенствование государственного управления в сфере здравоохранения

Программно-целевые инструменты Программы

Осуществление  расходов республиканского бюджета Республики  Бурятия на реализацию Программы

Цель Программы

Увеличение  продолжительности  и  повышение качества жизни населения путем сохранения и укрепления здоровья населения

Задачи Программы

1. Повышение доступности и качества оказания медицинской помощи населению Республики Бурятия,
 2. Улучшение демографической  ситуации, снижение младенческой, перинатальной смертности, смертности от "неестественных" причин и хронических неинфекционных заболеваний ,
 3. Обеспечение стабильного  функционирования  и развития учреждений здравоохранения,
 4. Повышение эффективности государственного управления в сфере здравоохранения

Целевые индикаторы (показатели) Программы

Достижение к 2020 году:
 - ожидаемой продолжительности жизни населения 70,3 года
 - 760,0 случаев умерших трудоспособного возраста на 100 тыс. человек населения
 - степени удовлетворенности населения медицинской помощью до 65%
 -  среднегодовой занятости койки в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения- 330 дней
 - уровня госпитализации  в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения 20,5 на 100 человек населения

Сроки реализации Программы

На 2013-2017 годы и на период до 2020 г.

Объемы бюджетных ассигнований, тыс. руб.

Годы

Всего

ФБ

РБ

2013

5874483,5

2733,0

5871750,5

2014

6089490,3

2733,0

6086757,3

2015

6089490,3

2733,0

6086757,3

2016

6089490,3

2733,0

6086757,3

2017

6089490,3

2733,0

6086757,3

2018-2020

18268470,9

8199,0

18260271,9

Ожидаемые результаты реализации Программы

Увеличение продолжительности активной  (здоровой)  жизни населения;

 Гарантированное своевременное оказание квалифицированной медицинской  помощи,  максимально  приближенной  и направленной на нужды конкретного пациента;

 Повышение  степени удовлетворенности  населения  качеством медицинской помощи;

 Улучшение  демографической  ситуации  в  Республике Бурятия  за  счет  повышения  рождаемости,  снижения уровня смертности, в том числе от предотвратимых причин

I. Общая характеристика сферы реализации государственной программы Республики Бурятия "Развитие здравоохранения на 2013 - 2017 гг. и на период до 2020 г.", основные проблемы в указанной сфере и прогноз ее развития


Реализация мероприятий стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия до 2020 года, федеральных и республиканских целевых программ, приоритетного национального проекта "Здоровье", программы "Модернизация здравоохранения Республики Бурятия на 2011 - 2012 годы" позволили создать комплексную систему охраны и укрепления здоровья населения и улучшить демографическую ситуацию.

Показатель рождаемости за 2007-2011гг. вырос на 5% и составил 16,9 на 1000 жителей, превышает среднероссийский уровень на 34,2%. В течение последних 5 лет общая смертность населения снизилась на 4,5% и составила 1266,5 случаев на 100 тыс. населения, смертность в трудоспособном возрасте - на 7,8% (783,4 на 100 тыс. населения). Медико-социальные меры, направленные на совершенствование службы охраны материнства и детства, способствовали снижению младенческой смертности на 26,3% (8,4‰). Материнская смертность в 2011 году составила 12,3 на 100 тыс. родившихся живыми.

Основными причинами смерти жителей республики на протяжении ряда лет остаются болезни системы кровообращения, травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин, новообразования, а смерти населения трудоспособного возраста - управляемые внешние причины, в том числе связанные с употреблением алкоголя, дорожно-транспортными происшествиями и др.

В 2011 году распространенность заболеваний среди населения Республики Бурятия составила 122703,5 случаев на 100 тыс. населения, первичная заболеваемость - 64472,4 случаев на 100 тыс. населения, которая снизилась в сравнении с 2007 годом на 3,8%. В структуре распространенности ведущее место занимают патология органов дыхания, кровообращения, болезни глаз, пищеварения, костно-мышечной системы и травмы.

Сдерживаются темпы и масштабы распространения в республике социально значимой патологии: в 2011 году по сравнению с 2007 годом первичная заболеваемость туберкулезом (126,8 случаев на 100 тыс. населения) и смертность населения от туберкулеза (16,4 случая на 100 тыс. населения) снизилась на 23,4% и 16,8% соответственно. Тем не менее, первичная заболеваемость туберкулезом в республике превышает показатель по СФО (2010 г.-121,4 случая на 100 тыс. населения) и РФ (2010 г.-77,4 случая на 100 тыс. населения).

Распространенность наркологических расстройств в республике в 2,2 раза ниже, чем в РФ и составляет 997,1 на 100 тыс. населения, первичная заболеваемость - 137,2 на 100 тыс., что на 4,7% превышает среднероссийский показатель (2010 г.-131,0).

Уровень онкологической заболеваемости в республике ниже, чем по РФ и СФО на 30,9% и 30,0% соответственно, и составляет 251,5 на 100 тыс. населения (РФ 2010 г.- 364,2, СФО - 359,6).

Несмотря на позитивную динамику показателей здоровья, медико-демографическая ситуация в Республике Бурятия, как и в Российской Федерации в целом, характеризуется некоторыми негативными процессами. Показатель смертности в трудоспособном возрасте составил 783,4 на 100 тыс. населения. Сельские жители составляют 64,3 % от всех умерших в трудоспособном возрасте. В структуре причин смертности "внешние причины" (самоубийства, убийства, случайные отравления алкоголем, дорожно-транспортные происшествия и пр.) составили 316,1 случаев на 100 тыс. населения, что выше уровня РФ в 1,7 раза (180,8 случаев на 100 тыс. населения). Показатель смертности от самоубийств составляет 61,3 на 100 тыс. населения и превышает среднероссийский показатель в 2,8 раза (РФ - 21,4).

Приоритетный национальный проект "Здоровье" направлен на преодоление негативных тенденций демографической ситуации, снижение младенческой, перинатальной смертности, смертности от "внешних" причин и хронических неинфекционных заболеваний, рост ожидаемой продолжительности жизни.

Основные мероприятия проекта включают формирование здорового образа жизни, развитие первичной медико-санитарной помощи и совершенствование профилактики заболеваний, повышение доступности и качества специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, совершенствование медицинской помощи матерям и детям, проведение дополнительной диспансеризации. C 2011 года в проект включены мероприятия по проведению пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка.

В рамках приоритетного национального проекта "Здоровье" в среднесрочной перспективе планируется внедрить такие приоритетные направления здравоохранения, как организация сосудистых центров, притрассовых пунктов для оказания медицинской помощи при ДТП, создание системы паллиативной (хосписной) помощи взрослым и детям, реализация комплекса мер по выхаживанию новорожденных с низкой и экстремально низкой массой тела.

Комплекс мероприятий, направленных на реструктуризацию и упорядочение медицинского обслуживания, совершенствование системы его финансирования и фактические объемные показатели реализации Программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам в Республике Бурятия свидетельствуют о том, что в целом по республике объемы медицинской помощи сбалансированы.

Объемные показатели реализации Программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам в Республике Бурятия характеризуются снижением объемов дорогостоящей стационарной помощи, амбулаторно-поликлинической помощи.

Амбулаторно-поликлиническое звено является основополагающей базой для широкого внедрения и тиражирования профилактических мероприятий с целью формирования у населения здорового образа жизни, раннего выявления и снижения заболеваемости социально-значимыми заболеваниями.

Постановлением Правительства Республики Бурятия от 29.10.2009 N 399 утверждена Доктрина оздоровления общества Республики Бурятия на 2009-2011 годы, в которой определены основные направления формирования культуры здоровья у населения, развития физических, интеллектуальных и нравственных аспектов по повышению ценности здоровой и продолжительной жизни.

Министерством здравоохранения Республики Бурятия на протяжении последних лет ведется работа по формированию структурных подразделений по профилактической работе на базе лечебно-профилактических учреждений.

В рамках реализации мероприятий приоритетного национального проекта, направленных на формирование здорового образа жизни в Республике Бурятия, открыты и функционируют 3 Центра здоровья, в том числе 1 детский на базе ГБУЗ "Республиканский центр медицинской профилактики МЗ РБ", МБУЗ "Городской центр медицинской профилактики", ГАУЗ "Детская республиканская клиническая больница".

В среднесрочной перспективе одними из мероприятий по реструктуризации системы оказания медицинской помощи является создание межрайонных медицинских центров специализированной медицинской помощи в соответствии с порядками оказания медицинской помощи больным кардиологического, неврологического профилей, пострадавшим от травм, дальнейшее развитие системы стандартизации в сочетании с модернизацией отрасли здравоохранения, направленных на повышение доступности и качества оказания медицинских услуг, формирование государственных планов-заданий, что способствует оптимизации сети учреждений здравоохранения на основе рационального планирования структуры, объемов медицинской помощи с учетом заболеваемости и смертности населения и необходимых финансовых ресурсов.

В соответствии с изменениями, вносимыми в федеральное законодательство, с 1 января 2013 года муниципальные учреждения здравоохранения Республики Бурятия перейдут в собственность субъекта, что позволит оптимизировать сеть учреждений здравоохранения и создать единую централизованную систему управления региональным здравоохранением.

В соответствии с пунктом 5 статьи 55 ФЗ от 12.04.2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" на территории республики в целях приближения лекарственной помощи населению удаленных сельских территорий организовано обеспечение лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения в сельских поселениях, где отсутствуют аптечные учреждения. В отдаленных сельских населенных пунктах организована выписка и доставка льготных лекарственных средств медицинскими работниками 121 фельдшерско-акушерских пунктов. В 2011 году дополнительно организована выписка и доставка льготных лекарств на 55 фельдшерско-акушерских пунктах.

В Республике Бурятия обеспечение лекарственными препаратами льготных категорий граждан организовано в рамках Программы обеспечения необходимыми лекарственными средствами (базовая программа - ОНЛС и 7-высокозатратных нозологий) и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" (далее - Постановление), постановлением Правительства Республики Бурятия от 16.06.2008 г. N 307 "О порядке предоставления мер медико-социальной поддержки лицам, страдающим сахарным диабетом".

Для сохранения стабильности и доступности лекарственной помощи в системе ОНЛС, предотвращения последующего роста госпитализации необходимо направить дополнительные финансовые средства, что позволит наиболее полноценно обеспечить лекарственными препаратами все категории пациентов.

На сегодняшний день остается нерешенным вопрос обеспечения больных дорогостоящими лекарственными препаратами до включения в Регистр после установления диагноза по высокозатратным нозологиям. В связи с тем, что наблюдаются перебои в снабжении данной группы больных, требуется создание резерва лекарственных препаратов и необходимо предусмотреть финансовые средства бюджета на обеспечение данных больных до включения в Программу обеспечения по высокозатратным нозологиям.

Число работников, занятых в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения республики (физических лиц), в 2011 году составляло 20492 человека. За последние 5 лет их число уменьшилось на 10,2% (928 человек), составив в расчете на 10 тыс. населения 210,9 работающих.

Укомплектованность врачей первичного звена достигла в 2011 году 89,8%, коэффициент совместительства составил 1,12, обеспеченность врачами первичного звена в расчете на 10 тыс. человек населения уменьшилась с 5,45 в 2007 году до 5,3 в 2011 году.

В период реализации мероприятий программы запланированы мероприятия по развитию кадрового потенциала учреждений здравоохранения: определена расчетная потребность в обеспечении врачами всех специальностей, ведется подготовка и повышение квалификации кадров, работа по устранению кадрового дисбаланса, оптимизации штатного расписания в целях сокращения коэффициента совместительства, приведения к нормативам фактической нагрузки врачей (функция врачебной должности в поликлинике, число коек в расчете на 1 врача в стационаре) в соответствии с прогнозируемыми объемами медицинской помощи в рамках Программы государственных гарантий оказания медицинской помощи населению Республики Бурятия.

Степень удовлетворенности жителей Республики Бурятия качеством предоставляемых медицинских услуг является одним из важнейших показателей результатов деятельности Министерства здравоохранения. Общий показатель удовлетворенности населения работой учреждений здравоохранения составил в 2011 году 40 %.

II. Основные цели и задачи Программы.


Приоритеты государственной политики в сфере здравоохранения в Республике Бурятия направлены на сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности и повышение качества жизни населения, создание благоприятных условий для устойчивого демографического развития республики, формирование у граждан ответственного отношения к своему здоровью и здоровью своих детей. Для достижения целей и задач долгосрочного развития здравоохранения

республики целесообразно смещение акцентов проводимой экономической политики в сторону мер, ориентированных на модернизацию и инновационное развитие отрасли здравоохранения Республики Бурятия.

Основными проблемами при реализации Программы государственных гарантий в Республике Бурятия являются:

дефицит финансового обеспечения Программы государственных гарантий;

недостаток в обеспечении населения врачебными кадрами амбулаторно-поликлинической помощи, что не гарантирует доступности качественной медицинской помощи для населения.

В целях дальнейшего укрепления материально-технической базы учреждений здравоохранения в Республике Бурятия и содержания их основных фондов в рамках государственной программы Республики Бурятия "Развитие здравоохранения на 2013 - 2017 гг. и на период до 2020 г." (далее - Государственная программа) планируется произвести капитальный ремонт, реконструкцию помещений, внутренних инженерных сетей в учреждениях здравоохранения с использованием современных энергосберегающих технологий и материалов. Планируется ввод в эксплуатацию 40 объектов здравоохранения.

Результатом мероприятий по капитальному ремонту помимо уменьшения физического и морального износа зданий планируется приведение отдельных подразделений учреждений здравоохранения (операционные, реанимационные, приемные, кардиологические, неврологические, травматологические, хирургические, детские, гинекологические, акушерские и др.) в соответствие с действующими нормативами: санитарными правилами, противопожарными нормами, федеральными стандартами и порядками оказания медицинской помощи.

На реализацию Программы "Модернизация здравоохранения Республики Бурятия на 2011-2012 годы" предусмотрено 4184,4 млн.. рублей (в том числе средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования - 3102,4 млн. рублей, консолидированного бюджета Республики Бурятия -382,8 млн. руб., бюджета территориального фонда ОМС - 699,2 млн. руб.), что позволит улучшить материально – техническую базу учреждений здравоохранения, внедрить информационные технологии и стандарты оказания медицинской помощи.

На фоне роста инвестиций в основные фонды учреждений здравоохранения за последние годы, их изношенность остается высокой - до 50%. Количество единиц медицинского оборудования со степенью износа более 75% по всем учреждениям здравоохранения республики составляет 60,5% от имеющегося оборудования. Наибольшее количество устаревшего оборудования сосредоточено в сельских муниципальных

образованиях (49,7%). В учреждениях здравоохранения города Улан-Удэ сосредоточено 29,2% от всей численности устаревшего оборудования, в республиканских учреждениях - 21,1%.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»