ЗАКОН

ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 20 декабря 2006 года N 650-ОЗ

ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "КУЛЬТУРА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2006-2010 ГОДЫ"

Принят областным Советом народных депутатов 7 декабря 2006 года

{Изменения и дополнения:
Закон Орловской области от 16.06.2008 г. N 785-ОЗ, НГР: ru57000200800171;
Закон Орловской области от 05.02.2010 г. N 1027-ОЗ; НГР: ru57000201000059;
Закон Орловской области от 04.08.2010 г. N 1105-ОЗ; НГР: ru57000201000347}

Настоящим Законом утверждается областная целевая программа "Культура Орловской области на 2006-2010 годы", направленная на приоритетность культурного и духовного воспитания населения, сохранение культурного наследия, развитие культурного потенциала, обеспечение доступности культурных благ для всех групп населения области, создание новых информационных технологий.

Статья 1


Утвердить областную целевую программу "Культура Орловской области на 2006-2010 годы" согласно приложению.

Статья 2


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор

Орловской области

Е.С. Строев

г. Орел

20 декабря 2006 года

N 650-ОЗ

Приложение
к Закону Орловской области
от 20 декабря 2006 г. N 650-ОЗ
"Об областной целевой программе
"Культура Орловской области
на 2006-2010 годы"
(В редакции закона Орловской области
от 05.02. 2010 г. N 1027-ОЗ)

Областная целевая программа "Культура Орловской области на 2006 - 2010 годы"

Паспорт Программы


Наименование программы

Областная целевая программа "Культура Орловской области
 на 2006 - 2010 годы" (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Основы законодательства Российской Федерации о культуре, постановление Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2005 года  N 740 "О Федеральной целевой программе "Культура России (2006 - 2010 годы) "

Заказчик Программы

Губернатор Орловской области

Руководитель Программы

Руководитель Департамента образования, культуры и спорта Орловской области

Ответственный исполнитель

Начальник управления культуры и архивного дела Департамента образования, культуры и спорта Орловской области

Разработчик Программы

Департамент социальной политики Орловской области

Цели и задачи Программы

Реализация государственной политики в сфере культуры, сохранение культурного наследия и развитие культурного потенциала нации, приоритетность культурного и духовного воспитания народа, обеспечение доступности культурных благ для всех групп населения области, создание благоприятных условий для творчества и самореализации специалистов в сфере культуры, внедрение новых информационных технологий, формирование единого культурного пространства, адаптация сферы культуры к рыночным условиям

Важнейшие целевые индикаторы и показатели результативности Программы

1. Доля объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия областного значения.
 2. Доля студентов, обучающихся по образовательным программам повышенного уровня.
 3. Доля студентов, участвующих в международных и всероссийских конкурсах.
 4. Увеличение количества культурно-досуговых мероприятий в одном учреждении по сравнению с предыдущим годом (число мероприятий / число учреждений).
 5. Книгообеспеченность (число изданий в библиотеках / число читателей).
 6. Обновляемость фондов библиотек (число поступлений / к общему фонду документов) .
 7. Доля предоставленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда.
 8.  Прирост количества посещений музеев.
 9. Прирост количества посещений спектаклей, концертов, представлений, в том числе  гастрольных и фестивальных.
 10. Прирост количества документов на электронных носителях

Сроки и этапы реализации Программы

Первый этап - 2006 - 2007 годы;

 второй этап - 2008 - 2010 годы

Объем и источники финансирования Программы

Всего - 62 680 тыс. руб., в том числе
 областной бюджет - 62 680 тыс. руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально- экономической эффективности

1. Сохране ние историко-культурного наследия Орловской области: доля объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия регионального значения составит 24%.
 2. Поддержка и распространение лучших традиций и достижений многонациональной культуры области:
  доля участия студентов, обучающихся по образовательным программам повышенного, уровня составит 3,7%;

  доля студентов, участвующих в международных и всероссийских конкурсах и выставках, составит 16%.
 3. Создание благоприятных условий для обеспечения свободы слова, творчества и развития культурно-информационного пространства,  увеличение количества культурно-досуговых мероприятий в одном учреждении, по сравнению с предыдущим годом (число мероприятий / число учреждений) составит 1,7%.
 4. Обеспечение единого культурно-информационного пространства и повышение доступности культурных благ для населения области:
  книгообеспеченность (число изданий в библиотеках / число  читателей)  составит 16,4 экземпляров;

  обновляемость фонда (число поступлений / общий фонд документов) составит 2,2%;

  доля предоставленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда составит 6,5%;

  количество посещений музеев на 1000 человек составит 14,0%;

  количество посещений спектаклей, концертов, представлений, в том числе гастрольных и фестивальных, на 1000 человек населения составит 25,5%.
 5. Интеграция в мировой культурно-информационный процесс и повышение конкурентоспособности продуктов отечественной культуры: количество документов на электронных носителях составит 10%

Система организации управления и контроля за исполнением Программы

Осуществляется заместителем Председателя Правительства области, руководителем блока социального развития Орловской области, Департаментом образования, культуры и спорта Орловской области

I. Введение


Областная целевая программа "Культура Орловской области на 2006-2010 годы" разработана во исполнение федерального законодательства и нацелена на решение задач, поставленных перед органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области культуры и определенных в Законе Российской Федерации от 9 октября 1992 года N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", Федеральном законе от 29 декабря 1994 года N 78-ФЗ "О библиотечном деле", Законе Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", Федеральном законе от 26 мая 1996 года N 54-ФЗ "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации", постановлении Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2005 года N 740 "О Федеральной целевой программе "Культура России (2006 - 2010 годы)", постановлении Правительства Российской Федерации от 25 марта 1999 года N 329 "О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации", Законе Орловской области от 6 февраля 2006 года N 579-ОЗ "О библиотечном деле в Орловской области", Законе Орловской области от 8 сентября 2008 года N 807-ОЗ "О музейном фонде и музеях в Орловской области", Законе Орловской области от 6 апреля 2004 года N 391-ОЗ "Об объектах культурного наследия, памятниках истории и культуры, расположенных на территории Орловской области", Законе Орловской области от 30 декабря 2004 года N 475-ОЗ "О начальном профессиональном образовании и среднем профессиональном образовании в Орловской области", Законе Орловской области от 22 августа 2005 года N 533-ОЗ "Об образовании в Орловской области".

Реализация Программы позволит обеспечить повышение социальной роли культуры путем создания благоприятных условий для творческой деятельности, консолидации всех сил общества для решения социально значимых проблем через объединительный, нравственный, воспитательный потенциал культуры, что позволит расширить круг предоставляемых населению услуг по доступности культурных благ и информации в сфере культуры, активизировать экономические процессы развития культуры, расширить рост негосударственных ресурсов, привлекаемых в отрасль.

Реализация Программы предусматривает решение вопросов по созданию конкурентоспособности молодых специалистов творческих профессий, развитию эстетического воспитания молодежи.

II. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом


Орловская область представляет собой уникальную территорию, имеющую свои культурные корни, культурное прошлое и собственные пути развития. По богатству и значимости памятников истории и культуры всех типов область является одной из интереснейших территорий России, что в значительной степени обусловлено ее географическим положением и исторической спецификой формирования территории. Это регион с высокой степенью интенсивности культурных процессов, который в течение многих веков являлся зоной многочисленных культурных контактов.

Памятники истории и культуры, являясь одной из составляющих культурного наследия, выполняют чрезвычайно важные социальные функции, будучи наряду с природным наследием своего рода стабилизатором и неотъемлемой частью экономического и социального развития общества, неизменным условием преемственности поколений.

На государственную охрану в области поставлено 1789 памятников истории и культуры (что составляет 2,1% от всего числа памятников, расположенных на территории Российской Федерации). Из памятников, состоящих на государственной охране, 1574 имеют статус регионального значения. В том числе:

памятников археологии - 307;

памятников архитектуры и градостроительства - 561;

памятников истории и монументального искусства - 966 (в том числе воинских захоронений - 874).

В списки исторических населённых мест России по Орловской области внесено семь городов - Орёл (1564 г.), Болхов (1556 г.), Дмитровск-Орловский (1782 г.), Ливны (1586 г.), Малоархангельск (1778 г.), Мценск (1147 г.), Новосиль (1155 г.).

Техническое состояние объектов культурного наследия, находящихся на территории области, характеризуется как неудовлетворительное. Подавляющее число памятников находится в ветхом состоянии, имеет значительные разрушения и утраты. До настоящего времени не уточнен объектный и имущественный состав памятников культурного наследия. Значительная часть объектов культурного наследия не имеет учетной документации и утвержденных зон охраны. Археологические исследования проведены лишь на 30% территории области.

Всесторонний анализ проблем, связанных с сохранением историко-культурного наследия, показывает необходимость применения комплексного подхода с использованием программно-целевых методов по основным приоритетным направлениям государственной охраны, сохранения, использования и популяризации недвижимых памятников истории и культуры.

В области сохранена и стабильно развивается система детского дополнительного образования, которая реализует образовательные программы художественно-эстетической направленности на базах 40 детских школ искусств. Среднее профессиональное образование представляют три образовательных учреждения среднего профессионального образования (музыкальный колледж, художественное училище, колледж культуры и искусств). Учебные заведения играют важную роль в социальной стабильности и развитии нашего общества. Средние специальные учебные учреждения являются методическими центрами, которые организуют и проводят различные конкурсы, выставки, олимпиады. Лучшие музыканты и художники представляют Орловскую область в странах Западной Европы и различных регионах России. Особое внимание уделяется образованию и воспитанию детей в сельской местности, приобщению подрастающего поколения к культурно-историческим традициям. Развивается обучение редчайшим технологиям народных ремесел и промыслов (традиционные плешковские и чернышенские глиняные игрушки г. Ливны и г. Новосиль, школа кружевоплетения г. Мценска).

Реализация программных мероприятий позволит решить задачи, направленные на поддержку талантливой молодежи, развитие и совершенствование методической базы образовательных учреждений.

Сегодня на Орловщине учреждения культуры являются основными хранителями нематериального культурного наследия. Областные учреждения совершенствуют формы и методы своей деятельности, целенаправленно приобщают молодежь к истокам народной культуры, нравственно-эстетическим ценностям. Основной составляющей работы клубных учреждений области является работа кружков самодеятельного народного творчества, любительских объединений и клубов по интересам. Задачей всех организаций культуры региона является создание и развитие общей системы нравственных ориентиров, направленных на уважение к родному языку, к самобытной культуре и культурным ценностям, к памяти своих предков.

С целью сохранения и возрождения традиционной народной культуры Орловского края проводятся многочисленные мероприятия, такие как международный фольклорный праздник "Троицкие хороводы в Орловском Полесье", День славянской письменности и культуры, областной фестиваль старинной музыки Орловщины "Родники веков", областной фестиваль "Обрядовая культура моего села", выставки декоративно-прикладного искусства. Самой распространенной формой проведения культурно-массовых мероприятий в области стали традиционные фестивали народного творчества: "Салют Победы", "Люблю тебя, моя Орловщина!", "И играла гармонь в День Победы", областные конкурсы: "Звездочка провинции", "Державы Российской орлы" и многие другие.

В Орловской области последовательно реализуется политика поддержки и развития библиотечного и информационного обслуживания различных категорий граждан и групп населения. Сейчас, во время интенсивного развития информационного общества, в библиотеках области появляется множество новых направлений и видов деятельности, связанных с формированием и освоением информационного пространства, обеспечением доступа пользователей к социально значимой информации, независимо от места проживания, органичным вхождением документного ресурса области в национальную информационную систему.

В решении указанных задач существует ряд проблем, преодоление которых позволит вывести библиотечное дело на качественно новый уровень и значительно расширить роль библиотек в современном обществе. Сегодня продолжается процесс ненормативного комплектования фондов документов библиотек на различных информационных носителях, что серьезно затрудняет работу любой библиотеки. Для этого необходимо целевым способом решать проблемы материально-технического обеспечения библиотек, внедрять в практику работы современные научно-технические решения и компьютерные технологии, активизировать деятельность по предоставлению Интернет-услуг. Благодаря реализации комплекса мероприятий, предусмотренных целевой программой, удастся добиться расширения спектра предоставляемых услуг и повысить эффективность библиотечного обслуживания населения.

Визитной карточкой литературной Орловщины считаются музеи. Коллекции орловских музеев включают в себя рукописные и изобразительные материалы, редкие и мемориальные книжные издания, личные вещи, мебель, предметы археологии и многое другое. Музеи проводят большую просветительскую работу среди населения, организуют научные конференции, выставки, готовят научные публикации. Крупным литературным музеем с многочисленными филиалами является областное государственное учреждение культуры "Орловский объединенный государственный литературный музей И. С. Тургенева". Литературные музеи размещены в исторических зданиях ХIХ века, часть из которых является мемориальными. В экспозициях музеев и фондах представлены уникальные экспонаты, раскрывающие творческие биографии всемирно известных русских писателей: И. С. Тургенева, Н. С. Лескова, И. А. Бунина, Л. Н. Андреева, А. А. Фета, М. М. Пришвина и других.

Большую работу по научному изучению истории края проводит Областное государственное учреждение культуры "Орловский краеведческий музей". Интересные выставки, конкурсы, круглые столы, встречи с художниками, народными мастерами проводят областные государственные учреждения культуры "Орловский музей изобразительных искусств" и "Областной выставочный центр".

Значительные трудности в организации учета и хранения уникальных материалов на уровне современных требований обусловлены отсутствием у музеев фондохранилищ, соответствующих нормативным требованиям. Требуется проведение реставрации музейных экспонатов, пополнение фондов областных музеев. Необходимо проведение плановых сверок всех музейных коллекций всех видов музеев на территории области, нормативно-правовых, научно-технических условий для обеспечения безопасности музейных фондов.

За эти годы удалось реализовать значимые проекты и подготовить мероприятия в профессиональном искусстве. Продолжилась работа по сохранению лучших традиций российского репертуарного театра и музыкального искусства, реализации инновационных проектов, гастрольной деятельности, эстетическому и нравственному воспитанию подрастающего поколения, популяризации песенного и инструментального фольклора Орловской области и творчества композиторов-орловцев, обеспечению стабильного финансово-экономического положения театров.

В сфере театрально-концертной деятельности расширилась гастрольная деятельность театров и филармонии, участие орловских театров в российских и международных фестивалях. Областное государственное учреждение культуры "Орловский государственный академический театр им. И.С. Тургенева" продолжает работать над осуществлением программы "Классика", на базе театра создан курс Санкт-Петербургской Академии театрального искусства для непосредственной подготовки артистов.

В областном государственном учреждении культуры "Орловский государственный театр для детей и молодежи "Свободное пространство" преобладают спектакли музыкального жанра, адресованные широкой зрительской аудитории, успех которых определяется соединением энергии молодой части труппы с опытом зрелых мастеров. Особой популярностью пользуется программа "Сезоны европейских театров", проведение польского, французского, немецкого сезонов.

Храмом искусства для самых маленьких является областное государственное учреждение культуры "Орловский театр кукол". Театр - участник российских и международных фестивалей. Коллектив театра находится в постоянном поиске новых форм, своеобразной драматургии.

Существующие на базе областного государственного учреждения культуры "Орловская государственная филармония" Губернаторский симфонический оркестр и Губернаторский камерный хор "Лик" занимают достойное место в концертной жизни области и формируют художественный вкус орловцев на примере высоких образцов классического искусства.

Оснащение организаций культуры области существенно отстает от современных требований. Обновление специального оборудования, приобретение музыкальных инструментов, автотранспорта, средств охраны и пожаротушения, средств консервации и реставрации библиотечных фондов, информатизация решат вопросы развития и повышения качества услуг, оказываемых областными учреждениями культуры.

Требует решения проблема расширения научной, экспозиционной и выставочной деятельности областных государственных учреждений культуры "Орловский музей изобразительных искусств" и "Областной выставочный центр". Предстоит работа по завершению реконструкции домов-музеев И. А. Бунина, Л. Н. Андреева, музея писателей-орловцев, третьего этажа краеведческого музея в здании торговых рядов, экспозиции военно-исторического музея, внедрению комплексной автоматизированной музейной информационной системы.

Концепция Программы исходит из того, что эффективность региональной культурной политики и ее реализация в значительной степени зависят от согласованности и взаимодействия целевых программ различного уровня, которые предполагают долевое финансирование. Включение мероприятий в Программу предусматривает процедуру отбора проектов на конкурсной основе.

III. Основная цель и задачи Программы


Основной целью Программы является реализация государственной политики в сфере культуры.

Основными задачами Программы являются:

сохранение культурного наследия и развитие культурного потенциала нации, приоритетность культурного и духовного воспитания народа;

обеспечение доступности культурных благ для всех групп населения области;

создание благоприятных условий для творчества и самореализации специалистов в сфере культуры;

внедрение новых информационных технологий;

формирование единого культурного пространства;

адаптация сферы культуры к рыночным условиям .

IV. Сроки и основные этапы реализации Программы

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»