Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 03 марта 2010 года N 60

О ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИКАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НА 2010-2015 ГОДЫ"

{Изменения и дополнения:
постановление Правительства Орловской области от 29.12.2010 г. N 460; НГР: ru57000201000583
постановление Правительства Орловской области от 24.05.2012 г. N 165; НГР: ru57000201200347;
постановление Правительства Орловской области от 11.09.2012 г. N 319; НГР: ru57000201200808;
постановление Правительства Орловской области от 12.10.2012 г. N 364; НГР: ru57000201200892}

В целях повышения эффективности реализации мер, направленных на профилактику наркомании, защиту здоровья населения, создание условий для приостановления роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота, поэтапного сокращения распространения наркомании и связанных с ней преступности и правонарушений Правительство Орловской области постановляет:

1. Утвердить долгосрочную областную целевую программу "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010-2015 годы" согласно приложению.

2. Департаменту финансов Орловской области (В. Г. Щипкова) подготовить проект закона Орловской области о внесении изменений в Закон Орловской области от 7 декабря 2009 года N 997-ОЗ "Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" в части дополнения его нормами, устанавливающими финансирование мероприятий долгосрочной областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010-2015 годы", и представить его Губернатору Орловской области для рассмотрения и внесения в качестве законодательной инициативы в Орловский областной Совет народных депутатов.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Орловской области, руководителя блока социального развития В. В. Полякова.

Председатель Правительства

Орловской области

А.П. Козлов


Приложение к постановлению

Правительства Орловской области

от 03 марта 2010 г. N 60

(В редакции постановления
Правительства Орловской области
от 11.09.2012 г. N 319)

Долгосрочная областная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010-2015 годы"

Орловская область 2010 год

Паспорт


Наименование Программы

Долгосрочная областная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010-2015 годы" (далее также -Программа)

Основание для разработки Программы

Распоряжение Правительства Орловской области от 18 декабря 2009 года N 260-р

Заказчик Программы

Правительство Орловской области

Разработчики Программы

Департамент образования, молодежной политики и спорта Орловской области;

 Департамент здравоохранения и социального развития Орловской области;

 Управление культуры и архивного дела Орловской области

Руководитель Программы

Руководитель Департамента образования, молодежной политики и спорта Орловской области

Ответственный исполнитель Программы

Начальник управления по делам молодежи Департамента образования, молодежной политики и спорта Орловской области;

 начальник управления здравоохранения Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области;

 начальник Управления культуры и архивного дела Орловской области

Цели и задачи Программы

Целью Программы является обеспечение условий для приостановления роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота.
 Для достижения поставленной цели Программы предусмотрено решение следующих задач:
 сокращение масштабов распространения наркомании и связанных с ней преступности и правонарушений;

 реализация комплекса мероприятий антинаркотической направленности среди различных категорий населения, прежде всего - среди молодежи;

 снижение доступности наркотических средств и психотропных веществ для незаконного потребления;

 развитие взаимодействия и сотрудничества государственных органов, общественных органы-

заций в сфере профилактики распространения наркомании и связанных с ней правонарушений;

 организация целенаправленной информационно-просветительской работы с населением, прежде всего - среди молодежи, по антинаркотической пропаганде;

 внедрение новых методов и средств профилактики наркомании, лечения, а также медицинской и социально-психологической реабилитации больных наркоманией

Важнейшие целевые
 индикаторы и
 показатели Программы

Заболеваемость синдромом зависимости от наркотических веществ;

 число лиц, больных наркоманией;

 удельный вес несовершеннолетних, состоящих на учете в связи с употреблением наркотиков;

 масштаб незаконного потребления наркотиков;

 степень доступности наркотиков для незаконного потребления;

 доля подростков и молодежи в возрасте от 15 до 30 лет, вовлеченных в профилактические мероприятия;

 доля специалистов, прошедших обучение и переобучение в рамках реализации Программы

Сроки и этапы реализации Программы

Сроки реализации Программы: 2010-2015 годы.
 Учитывая прогноз развития наркоситуации в Российской Федерации и Орловской области, оснований для разграничения этапов, существенно различающихся в стратегическом и структурно-функциональном аспектах выполнения Программы, не имеется, в связи с чем ее реализация осуществляется в один этап

Объемы и источники
 финансирования
 Программы

Объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета составит 14,1345 млн рублей, в том числе:
 2010  год - 1,31 млн рублей;

 2011  год - 2,111 млн рублей;

 2012  год - 2,1705 млн рублей;

 2013  год - 2,543 млн рублей;

 2014  год - 2,809 млн рублей;

 2015  год- 3,191 млн рублей

в том числе
 по направлениям
 затрат:
 капитальные вложения

_

НИОКР прочие нужды

14,1345 млн рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации
 Программы и показатели социально-экономической эффективности

Снижение заболеваемости синдромом зависимости от наркотических веществ на 17 %;

 уменьшение числа лиц, больных наркоманией, на 7 %;

 сокращение на 10 % несовершеннолетних, состоящих на учете в связи с употреблением наркотиков;

 сокращение масштаба незаконного потребления наркотиков на 20 %;

 снижение степени доступности наркотиков для незаконного потребления на 14 %;

 рост численности подростков и молодежи в возрасте от 15 до 30 лет, вовлеченных в профилактические мероприятия, к концу 2015 года должен быть равен 125 %;

 рост численности специалистов, прошедших обучение и переобучение в рамках реализации Программы, к концу 2015 года должен быть равен 112%.

I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом

Наркомания как социально и криминально опасное явление присутствовала в жизни общества на всех стадиях его развития. Однако наиболее высокого уровня ее распространение достигло в последнее десятилетие XX века, сформировавшись в глобальную наркоугрозу, которая уже привела к необратимой деградации и гибели огромного числа людей, выступая катализатором общего роста преступности, теневой экономики и коррупции.

Высокая смертность значительной части больных наркоманией даже при их стабильном общем числе на деле означает наличие скрытого систематического притока новых больных вместо выбывающих. Как показывает практика, большинство наркозависимых лиц в течение короткого промежутка времени переходят из разряда трудоспособного населения в категорию безработных, ведущих асоциальный, а в некоторых случаях и противоправный образ жизни. При этом государству наносится серьезный экономический ущерб, возникающий как от производственных убытков (снижение количества трудовых ресурсов), ухудшения демографической ситуации в стране, увеличения социальных затрат на реабилитацию и лечение наркозависимых, так и от их криминальной деятельности.

Оперативная обстановка в Центральном федеральном округе (далее также - округ) в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ по-прежнему остается сложной.

Округ занимает лидирующее место среди индустриальных регионов страны и обладает развитой транспортной инфраструктурой, что делает его высокодоходным рынком сбыта наркотиков и позволяет наркопреступникам использовать его как часть наркотрафика из Азии в Европу.

За 9 месяцев 2009 года территориальными органами наркоконтроля зарегистрировано свыше 17,5 тысяч (17 544) наркопреступлений (снижение на 5 %, в аналогичном периоде прошлого года — 18 465). При этом 78 % из зарегистрированных преступлений являются тяжкими и особо тяжкими, что на 3 % превышает аналогичный показатель прошлого года.

Всего по округу из незаконного оборота изъято 1 634 кг наркотиков, и это больше показателя прошлого года на 9 % (1 493 кг). Следует отметить, что половина наркотических средств изъято на территории Москвы и Московской области, что вполне естественно, так как эти два субъекта являются самыми крупными транспортными узлами с высоким уровнем пассажиропотоков и грузоперевозок.

Благодаря предпринятым мерам территориальным органам округа удалось добиться неплохих показателей на линии противодействия контрабанде наркотиков. За 9 месяцев 2009 года выявлено 170 преступлений данной категории, что более чем на 19 % превышает показатели аналогичного периода прошлого года (142).

В 2009 году территориальными органами наркоконтроля округа ликвидирована деятельность 874 наркопритонов, что на 28 % превышает аналогичный показатель прошлого года.

Современное состояние проблемы противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Орловской области в целом характеризуется некоторым улучшением по отдельным показателям.

Так, если в 2004 году на учете в ОГУЗ "Орловский наркологический диспансер" находилось 923 наркопотребителя, то в 2008 году их количество составило 759 человек, а по состоянию на 1 октября 2009 года - 766. Таким образом, количество лиц, состоящих на учете по наркозависимости, за прошедшие шесть лет уменьшилось на 17 %, несовершеннолетних наркопотребителей - на 39 %.

За период 2004-2008 годов общее число выявленных в Орловской области наркопреступлений возросло почти в 2 раза, почти в 4 раза увеличилось количество расследованных групповых преступлений в общем объеме наркопреступности, в 2 раза увеличился удельный вес наркопреступлений в общеуголовной преступности.

Основные показатели деятельности правоохранительных органов по линии незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ представлены следующим образом:

Показатель

Зарегистрировано преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ
 (УВД + УФСКН)

2004 год

2005 год

2006 год

2007 год

2008 год

Количество
 преступлений,
 всего

535 (212+323)

861
 (316+545)

1108 (340+768)

1196
 (372+824 )

1072 (368 +699)

Тяжких и особо тяжких

410

700

827

837

638

В крупном размере

198

266

461

610

595

В особо
 крупном размере

68

122

127

133

103

Изъято всего наркотических
 средств, психотропных веществ и сильнодействующих веществ по оконченным производством уголовным делам, кг

79,19

56,81

56,96

54,51

67,59

Расследовано преступлений

401

563

814

933

770

В 2008 году впервые в Орловской области было ликвидировано преступное сообщество, связанное с наркопреступностью.

С 2004 года количество ВИЧ-инфицированных, заразившихся путем внутривенного введения наркотиков, остается на уровне 23-30 человек ежегодно.

За это же время несколько изменилась структура наркопотребления: уменьшилась доля потребителей наркотиков группы конопли, увеличилась доля потребителей наркотиков группы опия, появились потребители синтетических наркотиков.

Это позволяет говорить о том, что областная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы" способствовала снижению наркозаболеваемости в Орловской области. Согласованные меры по реализации программных мероприятий, проводимых в целях обеспечения условий для приостановления роста злоупотребления наркотиками и развития системы профилактики их потребления различными группами населения, прежде всего -молодежью, позволили удержать наркоситуацию под контролем.

К числу негативных факторов, влияющих на развитие наркоситуации, относятся:

повышение уровня организованности лиц, занимающихся незаконным производством и распространением наркотиков;

высокая доходность операций, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что способствует сохранению рынка незаконного предложения наркотиков и втягиванию в него наиболее уязвимой части трудоспособного населения;

транснациональный характер наркопреступности, появление новых крупных источников производства наркотиков за рубежом и каналов поступления наркотиков на территорию Орловской области;

распространение видов наркотиков, зависимость от которых наступает быстрее, чем от традиционно используемых;

формирование новых элементов пропаганды и каналов сбыта наркотиков.

Отсутствие адекватных и эффективных мер по противодействию распространению наркомании может привести к утрате достигнутых в настоящее время положительных результатов и к возможному увеличению численности лиц, больных наркоманией, что будет представлять широкомасштабную угрозу для здоровья и благополучия населения Орловской области.

В этих условиях возникает необходимость подготовки и последующей реализации долгосрочной областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010-2015 годы".

Основными факторами, оказывающими комплексное действие на снижение распространения наркомании, должны стать:

целенаправленная работа правоохранительных органов и органов исполнительной власти;

повышение эффективности профилактической работы среди населения совместно с общественными организациями, всеми заинтересованными структурами;

пропаганда здорового образа жизни через средства массовой информации;

ужесточение мер по предотвращению поступления, изъятию из незаконного оборота наркотиков.

Основными резервами для улучшения показателей практически по всем направлениям являются:

общественная и социальная безопасность граждан, формирование устойчивой антинаркотической ценностной ориентации у населения и адекватного общественного мнения;

предупреждение преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, а также иных правонарушений, связанных с этим видом преступности, обеспечение финансовых расследований в целях противодействия легализации (отмыванию) наркодоходов;

сотрудничество в противодействии незаконному обороту наркотиков, терроризму, религиозному экстремизму и организованной преступности на межрегиональном и международных уровнях;

выделение приоритетных направлений разработки и внедрения программ пропаганды здорового образа жизни, профилактики наркомании среди несовершеннолетних и молодежи.

Основанием для разработки Программы явились:

Закон Российской Федерации от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах";

Указ Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 года N 1374 "О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров";

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (глава 9 "Молодежная политика"), утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р;

Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 1760-р;

Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года";

постановление Правительства Орловской области от 29 июня 2009 года N 69 "О работе с долгосрочными областными целевыми программами";

Концепция долгосрочной областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010-2015 годы", утвержденная распоряжением Правительства Орловской области от 18 декабря 2009 года N 260-р.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»