Недействующий

ПРЕЗИДЕНТ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

УКАЗ

от 21 марта 2008 года N 25

О Стратегии развития образования в Чувашской Республике до 2040 года

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Указа Главы ЧР от 31.03.2016 N 31, вступившего в силу со дня официального опубликования (опубликован на Портале органов власти Чувашской Республики в сети "Интернет" http://www.cap.ru - 31.03.2016).
____________________________________________________________________

{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
Указ Президента Чувашской Республики от 21 декабря 2011 г. N 125}


В целях последовательного повышения качества жизни населения, развития человеческого потенциала и обеспечения опережающего развития эффективной системы непрерывного образования как главного стратегического ресурса экономики инновационного типа постановляю:

1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития образования в Чувашской Республике до 2040 года (далее - Стратегия).

2. Кабинету Министров Чувашской Республики руководствоваться положениями Стратегии при определении и реализации стратегических приоритетов социально-экономического развития Чувашской Республики.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления, организациям всех форм собственности, образовательным учреждениям в Чувашской Республике руководствоваться Стратегией при определении основных направлений деятельности, разработке и реализации программ развития.

4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент

Чувашской Республики - Н. Федоров

г. Чебоксары

21 марта 2008 г.

N 25

УТВЕРЖДЕНА
Указом Президента
Чувашской Республики
от 21.03.2008 N 25

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ ДО 2040 ГОДА


Стратегия развития образования в Чувашской Республике до 2040 года (далее - Стратегия) - это научное прогнозирование и обоснование развития образования, направленные на определение и реализацию долгосрочных приоритетов образовательной политики республики, находящейся в неразрывном единстве и взаимосвязи с общенациональными стратегическими приоритетами. Разработка Стратегии является важным этапом дальнейших системных изменений в образовательном пространстве Чувашской Республики. Она определяет опережающую роль системы образования в социально-экономическом развитии республики, долгосрочный вектор развития ее интеллектуального потенциала.

Отсутствие в Чувашской Республике значимых сырьевых ресурсов, осознание того, что рост ВВП за счет истощения природных ресурсов сдерживает не только экономический прогресс, но и прогресс человечества в целом, привели к необходимости формирования в последнее десятилетие экономики, основанной на знаниях.

Наукоемкая, высокотехнологичная экономика с мощным обрабатывающим сектором, форсированным развитием отраслей с высокой добавленной, то есть интеллектуальной, собственностью - стратегически обозначенная цель развития республики. Главным источником ее стабильного процветания становятся интеллектуальный потенциал и активная позиция граждан, а основным производственным ресурсом - быстрая обучаемость, знания и технологии. Задача состоит в том, как научно-образовательный потенциал превратить в благосостояние, то есть перейти от общества знаний к "обществу благосостояния, основанному на знаниях".

В сущности, речь идет о становлении новой системы образования, направленной на опережение, максимальное получение социально-экономического эффекта за счет рационального использования интеллектуального потенциала, изменения стиля мышления и формирования нового демократического менталитета инновационно привлекательного региона. Знания сами по себе, даже эффективная система образования сама по себе в недемократическом тоталитарном режиме или в неблагоприятной политической атмосфере не дадут должной, тем более долгосрочной, отдачи ни для экономического развития, ни для общественного прогресса. Очевидные примеры - это история СССР и других социалистических стран, которые имели неплохую систему образования, но развалились.

Стратегия основывается на следующих принципиальных положениях:

признание образования как важнейшего социального института, обеспечивающего всем гражданам, проживающим в Чувашской Республике, равные условия для получения качественного образования как основы благосостояния личности, ее социальной мобильности;

обеспечение динамики развития системы образования на основе всеобщности и вариативности образования, самореализации каждой личности, ее положительной мотивации к получению образования, подготовленности к выбору профессии в соответствии с запросами личности и общества;

признание образования как стратегического ресурса устойчивого развития Чувашской Республики - поликультурного региона, обеспечивающего сочетание национально-региональных, межрегиональных, общероссийских и международных интересов при решении комплексных проблем образования.

Стратегия исходит из целевых ориентиров, заданных в программных документах федерального и регионального уровней, в том числе в:

решениях по реализации приоритетного национального проекта "Образование";

Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. N 1756-р;

Федеральной целевой программе развития образования на 2006 - 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. N 803;

Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года, утвержденной Законом Чувашской Республики от 4 июня 2007 г. N 8;

Республиканской целевой программе развития образования в Чувашской Республике на 2006 - 2010 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 июня 2005 г. N 144, и др.

Стратегия определяет приоритетные направления развития образования в Чувашской Республике и служит основой для разработки республиканских и муниципальных целевых программ в области образования, перспективных и краткосрочных прогнозов развития системы образования в Чувашской Республике и соответствующих законодательных инициатив.

Стратегия призвана обеспечить:

взаимосвязь и согласованность между долгосрочными приоритетами развития экономики и образования, осуществление среднесрочной и краткосрочной образовательной политики на основе сохранения базовых ценностей образования XXI века в эпоху глобализации;

согласованность действий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления, представителей бизнеса и общества в решении задач развития образования.

В Стратегии представлен анализ состояния и развития системы образования в Чувашской Республике за последние 10 лет, возможностей, ограничений и рисков с учетом общероссийских и мировых тенденций развития образования.

В ходе подготовки Стратегии проведены исследования, включающие статистический анализ социальной, демографической, финансовой, этнической ситуации, позволяющие прогнозировать процессы в развитии образования.

В разработке Стратегии принимали участие специалисты Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, ученые Чувашского государственного университета им. И.Н.Ульянова (ЧГУ), Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я.Яковлева (ЧГПУ), представители педагогического сообщества, общественных организаций. Проект был размещен на сайте министерства, широко обсуждался на конференциях работников образования и был одобрен на заседании коллегии Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, в котором приняли участие представители органов местного самоуправления, профессиональных объединений, общественных организаций.

Стратегическое планирование развития системы образования основывается на признании образования как приоритетного направления для обеспечения динамичного и гармоничного социально-экономического развития Чувашской Республики. Ключевая задача образовательной политики в условиях перехода к экономике, основанной на знаниях, - достижение современного качества образования, обеспечивающего реализацию актуальных и перспективных потребностей личности, общества и государства.

Функционирование системы образования в республике в долгосрочной перспективе будет определяться внешними и внутренними условиями и факторами.

Среди внешних условий наибольшее значение для образования имеет переход к экономике, основанной на знаниях. К ее ключевым характеристикам относится усиление востребованности знаний и компетентностей на рынке труда. Это, в свою очередь, требует повышения качества человеческого капитала путем формирования системы непрерывного профессионального образования.

К внутренним условиям, влияющим на развитие образования, относятся следующие факторы:

дальнейшая активизация инвестиционной деятельности, реализация крупных инвестиционных проектов в сфере образования;

развитие сектора образовательных услуг;

маркетинговый подход к развитию образования;

реализация бюджетной политики по формированию эффективной системы бюджетных расходов и их оптимизации.

Комплексная оценка развития системы образования за последние 10 лет подтверждает, что совершен инновационный прорыв по целому ряду системообразующих направлений, в том числе по внедрению нового организационно-экономического механизма, оптимизации сети образовательных учреждений, созданию государственно-общественной системы управления образованием и независимой системы оценки качества образования, модернизации учебно-материальной базы и др.

Стратегическим документом, положившим начало модернизации всей системы образования, стала Президентская программа "Новая школа", утвержденная Указом Президента Чувашской Республики от 31 января 1997 г. N 10. В соответствии с ней реализовывались идеи последовательного увеличения ресурсов, направленных на удовлетворение потребностей образования (строительство новых школ, увеличение финансирования образовательных учреждений, развитие информатизации и др.). Активно решались вопросы общесоциального и экономического характера (строительство дорог, газификация сел, благоустройство населенных пунктов). Принятые меры существенно увеличили возможности получения доступного качественного образования всеми детьми независимо от места проживания и доходов родителей.

1.1. Дошкольное образование: равные стартовые возможности

1.1.1. Обеспечение доступности дошкольных образовательных услуг


За последнее десятилетие созданы условия для развития дошкольного образования и обеспечения равных стартовых возможностей для всех детей. Система дошкольного образования представлена 401 дошкольным образовательным учреждением и 29 учреждениями "начальная школа - детский сад". Открываются группы дошкольного образования в общеобразовательных школах и группы кратковременного пребывания детей. В настоящее время их насчитывается соответственно 168 и 124. В помощь семьям, воспитывающим детей дома, во всех районах и городах созданы консультационные пункты. Более 40 дошкольных учреждений оказывают специализированные услуги по коррекции зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллекта и т.п. Разнообразными видами коррекционно-педагогической помощи охвачено более 6 тыс. воспитанников детских садов, более 85 процентов детей старшего дошкольного возраста заняты различными формами предшкольной подготовки.

С 2000 года отмечается значительный рост потребности населения в услугах дошкольных образовательных учреждений. Численность детей, посещающих детские сады, увеличивается ежегодно на 2,5 - 3,5 процента, увеличивается охват детей различными формами дошкольного образования. Если в 2000 году детские сады посещали 56,2 процента детей, то в 2007 году - 68 процентов.

Рис. 1. Охват детей в возрасте 1 - 6 лет дошкольными образовательными учреждениями, в процентах Рисунок не приводится.

1.1.2. Основные проблемы развития дошкольного образования


Однако в развитии системы дошкольного образования есть ряд проблем, требующих ускоренного решения. Главная из них - отсутствие возможности обеспечения доступности дошкольного образования для всех детей. Существующая сеть дошкольных образовательных учреждений не полностью удовлетворяет потребности населения. В настоящее время спрос на дошкольное образование и услуги превышает предложения, очередь на устройство ребенка в детский сад составляет в республике свыше 10 тыс. детей. 30 процентов детей воспитываются в домашних условиях, что требует квалифицированного социально-педагогического и психологического сопровождения семьи.

Одной из актуальных проблем остается образование детей с ограниченными возможностями здоровья. Не создана система раннего педагогического сопровождения детей. Слабо развиты интеграционные формы организации дошкольного образования для тех, кто нуждается в коррекции развития, особенно в сельской местности.

Качество и набор услуг, предоставляемых дошкольными образовательными учреждениями, не в полной мере отвечают меняющимся запросам родителей. Требует дальнейшего развития преемственность связей между дошкольным и начальным звеньями образования и согласованность каждого компонента образования (целей, задач, содержания, технологий и др.).

С 2006 года введено нормативное подушевое финансирование дошкольного образования. Но финансирование дошкольных образовательных учреждений в муниципалитетах не соответствует заявленным нормам.

Требуют решения вопросы создания новых форм дошкольного образования с учетом потребностей населения, повышения профессионального уровня воспитателей и педагогов, разработки новых подходов взаимодействия с родительской общественностью.

Воспитанием детей заняты 5833 педагогических работника, более 40 процентов из них имеют высшее образование (остальные - среднее профессиональное), 12 процентов - молодые специалисты со стажем работы до двух лет.

Рис. 2. Доля педагогических работников дошкольных образовательных учреждений, имеющих высшее образование, в процентах Рисунок не приводится.

1.2. Школьное образование: образование для всех

1.2.1. Обеспечение доступности качественных образовательных услуг для детей с разными потребностями


Значительные изменения произошли в системе общего образования. В настоящее время на территории республики функционируют 542 школы, из них 43 - начальные, 143 - основные, 340 - средние и 16 - специальные коррекционные, в них обучаются 134,5 тыс. учащихся.

Инновационная деятельность общеобразовательных учреждений отражается в перспективных программах развития, основу их составляют компетентностный подход в содержании образования, соответствующие инновационные технологии и средства обучения.

Рис. 3. Модели образовательных учреждений Рисунок не приводится.


"Точками роста" стали 138 базовых школ и 11 ресурсных центров профессионального образования, которые обеспечены высококвалифицированными кадрами, в них создана современная учебно-материальная, лабораторно-технологическая и спортивная база. Широкое развитие получает сетевое взаимодействие базовых школ с образовательными учреждениями в организации профильного обучения, направленного на реализацию индивидуальных образовательных запросов, интересов и потребностей старшеклассников. В 2007/2008 учебном году более 2/3 старшеклассников занимается по профильным направлениям: знакомятся с рынком труда, проходят тестирование на выявление профессиональных интересов и способностей, углубленно изучают предметы, необходимые для получения будущей профессии и др. Некоторые из них по программам предпрофессиональной подготовки уже в школе получают соответствующие свидетельства. Технологический, физико-математический, естественнонаучный профили пользуются повышенным спросом, то есть около 60 процентов учащихся свою будущую профессиональную деятельность связывают с реальной экономикой. Это показывает, что интересы учащихся, пожелания родителей начинают совпадать с запросами рынка труда, общества.

Рис. 4. Профильное обучение Рисунок не приводится.


В современные образовательные центры в сельской местности ежедневно подвозятся более 11 тыс. детей почти из 800 деревень на 277 школьных автобусах.

Реализация республиканской программы "Школьный автобус" также способствует широкому развитию творческих, интеллектуальных, спортивных способностей детей. В 2007 году в 3 раза по сравнению с 2000 годом возросло количество участников олимпиад, соревнований, конкурсов, расширились возможности получения школьниками дополнительного образования.

В республике сформирована многоуровневая система развития одаренных и талантливых детей. Сеть инновационных образовательных учреждений, интеллектуальные и творческие конкурсы различных уровней, индивидуальные программы сопровождения талантов, курирование их ведущими учеными и педагогами республики, в том числе в дистанционной форме, профильные смены в лагерях, государственная поддержка юных дарований - все эти меры обеспечивают равные условия для открытой конкуренции. Ежегодно растет число участников олимпиад на школьном, муниципальном и республиканском уровнях. В 2007 году каждый третий старшеклассник участвовал в различных интеллектуальных состязаниях, 28 учащихся стали победителями и призерами по 14 предметам (в 2006 году - 18, в 2005 году - 10).

Значительное внимание уделяется созданию условий для сохранения и укрепления здоровья детей. Положено начало формированию целостной системы физического воспитания школьников, включающей урочную и внеурочную деятельность, проведение различных физкультурно-оздоровительных мероприятий (77 процентов учащихся занимаются в спортивных школах, кружках, секциях и др.). Чувашия в числе первых регионов России ввела в учебную программу школ 3 часа занятий физической культурой в неделю. Для обеспечения 6 - 8-часовой двигательной активности ежедневно в школах проводятся утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры. Конкурсность, состязательность, спортивный образ жизни для большинства школьников Чувашии стали реальностью. Ежегодно проводится более 300 крупных спортивных мероприятий разного уровня. Наиболее массовыми являются Спартакиада школьников на Кубок Главы Чувашской Республики, которая включает самые популярные и доступные виды спорта, республиканская олимпиада по физической культуре, физкультурно-оздоровительные фестивали для дошкольников "Малышиада", республиканские конкурсы "Самый спортивный класс", "Самая спортивная школа".

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»