Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 02 августа 2012 года N 330

Об утверждении методики оценки платежеспособности и качества управления финансами муниципальных образований Республики Саха (Якутия)

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления Правительства РС(Я) от 29.10.2016 N 395, вступившего в силу со дня официального опубликования (опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 02.11.2016).
____________________________________________________________________

В соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", приказом Министерства финансов Российской Федерации от 3 декабря 2010 г. N 552 "О порядке осуществления мониторинга и оценки качества управления региональными финансами", программой Правительства Республики Саха (Якутия) по повышению эффективности бюджетных расходов Республики Саха (Якутия) на 2011 - 2013 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 28 апреля 2011 г. N 175, в целях совершенствования оценки платежеспособности и качества управления финансами муниципальных образований Республики Саха (Якутия) Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:

1. Утвердить прилагаемую методику оценки платежеспособности и качества управления финансами муниципальных образований Республики Саха (Якутия).

2. Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (Жондоров В.А.):

2.1. Проводить оценку платежеспособности и качества управления финансами муниципальных образований ежегодно в соответствии с утвержденной методикой.

2.2. Публиковать результаты оценки платежеспособности и качества управления финансами муниципальных образований Республики Саха (Якутия) в официальном сайте Министерства финансов Республики Саха (Якутия).

3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) ежегодно в срок до 1 мая представлять необходимую информацию для проведения оценки платежеспособности и качества управления финансами Министерству финансов Республики Саха (Якутия).

4. Признать утратившими силу постановления Правительства Республики Саха (Якутия):

от 11 мая 2006 г. N 199 "Об утверждении Порядка применения результатов оценки платежеспособности и качества управления финансами муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия)";

от 30 октября 2008 г. N 450 "Об утверждении методики оценки платежеспособности и качества управления финансами муниципальных образований Республики Саха (Якутия)";

от 30 октября 2008 г. N 451 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 11 мая 2006 года N 199 "Об утверждении Порядка применения результатов оценки платежеспособности и качества управления финансами муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия)".

5. Настоящее постановление вступает в силу с момента его принятия.

6. Контроль исполнения настоящего постановления оставляю за собой.

7. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).

Председатель Правительства

Республики Саха (Якутия)

Г.ДАНЧИКОВА

Утверждена
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 2 августа 2012 г. N 330

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ И КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)


Настоящая методика устанавливает систему показателей, характеризующих платежеспособность и качество управления финансами муниципальных образований Республики Саха (Якутия).

Для расчета показателей используются данные месячной и годовой отчетности об исполнении бюджета, статистической отчетности, долговой книги муниципального образования, бюджета, утвержденного решением муниципального образования, и другие.

Для каждого показателя установлено нормативное значение. Если фактическое значение показателя не соответствует нормативному значению, то оценка по данному показателю равна 0 баллов. Если фактическое значение показателя соответствует нормативному значению, то оценка по показателю равна 1 баллу. Если для определения значения какого-либо показателя платежеспособности и качества управления финансами муниципального образования предоставленных исходных данных недостаточно, то по данному показателю оцениваемый муниципалитет получает 0 баллов.

Оценка по показателю определяется как произведение фактических значений показателя на соответствующий удельный вес с учетом полученных баллов. Итоговая оценка платежеспособности и качества управления финансами (CРi) определяется как сумма полученных оценок по показателю. Данные представляются муниципальными образованиями в форме таблицы с представлением всех материалов, необходимых для проведения мониторинга.

Таблица представления данных для проведения оценки платежеспособности и качества управления финансами муниципальных образований Республики Саха (Якутия)

Муниципальное образование _____________________________________________

-------T------------------------------T-----------T------------T----------¬

¦Пока- ¦Фактические данные для расчета¦Фактическое¦ Требования ¦  Оценка  ¦

¦затель¦          показателя          ¦ значение  ¦ выполнены, ¦показателя¦

¦      ¦                              ¦показателя ¦не выполнены¦          ¦

+------+------------------------------+-----------+------------+----------+

¦Р1    ¦СДН = 4 500, МПМ = 4 300      ¦1,05       ¦1           ¦0,4725    ¦

+------+------------------------------+-----------+------------+----------+

¦Р2    ¦РДД  = 5 000, РДД    = 5 200  ¦0,96       ¦0           ¦0         ¦

¦      ¦   i             i-1          ¦           ¦            ¦          ¦

+------+------------------------------+-----------+------------+----------+

¦...   ¦...                           ¦...        ¦...         ¦...       ¦

+------+------------------------------+-----------+------------+----------+

¦      ¦Итого по МО:                  ¦           ¦1           ¦0,4725    ¦

L------+------------------------------+-----------+------------+-----------

1. Раздел "Оценка платежеспособности муниципальных образований"


В данном разделе оценивается способность муниципальных образований Республики Саха (Якутия) обслуживать существующие долговые обязательства своевременно и в полном объеме. Показатели отражают как текущую платежеспособность муниципалитетов Республики Саха (Якутия), так и их финансовый потенциал.

1.1. Блок "Уровень жизни населения"


В этом тематическом блоке оценивается общее благосостояние населения как показатель, характеризующий перспективы роста местной экономики и влияющий на устойчивость налоговой базы бюджета муниципального образования Республики Саха (Якутия). Данный блок включает 3 показателя.

Показатель Р1 "Отношение среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму"


Показатель рассчитывается как отношение объема денежных доходов на душу населения, определенное Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) (далее - Саха(Якутия) стат), к среднедушевому прожиточному минимуму, установленному Министерством труда и социального развития Республики Саха (Якутия). Показатель отражает уровень жизни населения, определяющий относительный размер налоговой базы и различия в потребности расходов бюджета на социальную политику. При необходимости органы местного самоуправления с высоким уровнем жизни населения могут устанавливать более высокие ставки платежей за оказание муниципальных услуг. В муниципальных образованиях, где население имеет относительно низкие доходы, эта возможность существенно меньше. В таких муниципальных образованиях население испытывает большую потребность в социальных расходах, что также оказывает дополнительное давление на бюджет.

Показатель Р2 "Динамика реальных денежных доходов на душу населения"


Динамика реальных денежных доходов на душу населения отражает перспективы роста местной экономики в краткосрочном периоде. Рост реальных денежных доходов населения свидетельствует о позитивной динамике в местной экономике и является дополнительным фактором роста местной экономики в связи с последующим ростом потребительских расходов и (или) сбережений. Падение реальных денежных доходов приводит к сужению потребительского спроса, что в свою очередь угрожает спадом в экономике, снижением налоговых доходов и ухудшением сбалансированности бюджета.

Данный показатель входит в состав официальной статистики, публикуемой Саха(Якутия) статом. Значение показателя соответствует динамике реальных денежных доходов на душу населения.

Показатель Р3 "Динамика доли занятого населения"


Данный показатель рассчитывается на основе публикуемых Саха(Якутия) стат данных официальной статистики как изменение доли занятого в экономике населения во всем населении муниципального образования. Доля занятого в экономике населения рассчитывается как отношение численности занятых в экономике к численности населения муниципального образования.

Динамика доли занятого населения отражает риски, связанные с ростом расходов бюджета, обусловленных повышением доли "зависимого" населения. Данный показатель отражает тенденцию изменения демографической нагрузки на бюджет. Чем выше доля занятого населения в экономике муниципального образования, тем ниже потребность в муниципальных услугах, финансируемых из бюджета муниципального образования, и, следовательно, ниже налоговая нагрузка на экономику. Отрицательное значение рассматриваемого показателя свидетельствует о наличии существенного риска роста расходов бюджета в связи с неблагоприятными демографическими тенденциями. Помимо роста расходов уменьшение доли занятого населения чревато падением доходов, так как уменьшение занятости сопровождается сужением налоговой базы. С другой стороны, позитивная динамика численности занятых в экономике свидетельствует о росте налоговой базы.

1.2. Блок "Финансовая гибкость"


В данном блоке оцениваются возможности муниципального образования Республики Саха (Якутия) по маневрированию финансовыми средствами. Показатели блока отражают способность муниципалитета сократить расходную часть бюджета и увеличить поступления доходов в случае необходимости. Также в данном блоке оцениваются динамика показателей доходов и расходов, безвозмездной финансовой помощи, просроченной кредиторской задолженности и их влияние на финансовую гибкость.

Показатель Р4 "Зависимость бюджета от финансовой помощи"


Зависимость бюджета муниципального образования от финансовой помощи определяется как отношение объема безвозмездных перечислений, полученных муниципальным образованием из бюджетов других уровней, к общей сумме доходов. При этом объем безвозмездных перечислений из бюджетов других уровней включает все доходы, полученные по коду вида доходов 200 000 000 "Безвозмездные поступления".

Данный показатель характеризует зависимость доходов муниципального образования от безвозмездных поступлений из бюджетов других уровней. Чем выше значение данного показателя, тем выше риск, связанный с возможным выпадением доходов, в результате уменьшения финансовой помощи, что может негативно сказаться на сбалансированности бюджета и способности обслуживать долговые обязательства. Если значение показателя меньше 10%, то данный риск оказывает слабое влияние на общую платежеспособность.

Показатель Р5 "Просроченная кредиторская задолженность учреждений"


Данный показатель рассчитывается как отношение просроченной кредиторской задолженности муниципальных учреждений муниципального образования к общей сумме расходов бюджета. Этот показатель отражает относительный объем просроченной кредиторской задолженности бюджета муниципального образования. Наличие значительной в сравнении с расходами бюджета просроченной кредиторской задолженности косвенно свидетельствует о недостаточной платежеспособности. В случае обращения кредиторов в суд и вынесения положительных для них судебных решений орган местного самоуправления будет вынужден погашать задолженность, что приведет к снижению ликвидности.

Показатель Р6 "Просроченная кредиторская задолженность по оплате труда и начислениям на оплату труда" Показатель Р7 "Просроченная кредиторская задолженность по оплате коммунальных услуг"


Данные показатели характеризуют просроченную кредиторскую задолженность муниципальных учреждений муниципальных образований. Эти показатели рассчитываются как отношение объема кредиторской задолженности муниципального образования к среднемесячному объему расходов бюджета на оплату труда, начислениям на оплату труда и оплату коммунальных услуг. Наличие данных задолженностей характеризует о том, что при всех равных условиях муниципальное образование будет вынуждено в первую очередь нести расходы по погашению данных задолженностей. Данная ситуация оказывает негативное влияние на уровень платежеспособности.

1.3. Блок "Долговая нагрузка"


Показатели данного блока отражают прямые риски, связанные с величиной и параметрами долговой нагрузки на бюджет, и включают в себя оценку размеров и структуры долга муниципального образования Республики Саха (Якутия) по срочности, размеру выплат по обслуживанию и погашению долга.

Долговые обязательства для целей данного раздела включают все виды обязательств, составляющих муниципальный долг, в том числе задолженность по бюджетным ссудам и другим долговым обязательствам. Для расчета значений показателей данного блока необходима следующая информация по каждому действующему долговому обязательству муниципального образования: объем обязательства, сроки действия обязательства, ежегодные объемы погашения и обслуживания долга. Для определения значений показателя используются данные долговой книги муниципального образования.

Показатель Р8 "Отношение муниципального долга (без учета гарантий и поручительств) к доходам бюджета"


Для расчета данного показателя под долгом муниципального образования понимаются долговые обязательства муниципального образования Республики Саха (Якутия) перед сторонними кредиторами, по которым муниципальное образование выступает заемщиком. Долг составляют кредитные соглашения и договоры, займы органа местного самоуправления, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг. В долг для целей расчета данного показателя не включаются гарантии и поручительства по обязательствам третьих лиц. Для расчета значения данного показателя рассчитывается сумма объемов действующих долговых обязательств, включая основную сумму долга и не включая процентные платежи. Далее полученное значение относится к общей сумме доходов бюджета. Чем выше уровень долговой нагрузки, тем выше риск невыполнения долговых обязательств.

Показатель Р9 "Отношение объема выданных гарантий (поручительств) к доходам бюджета"


Показатель отражает практику ограничения муниципальным образованием объема выдаваемых гарантий и поручительств по долговым обязательствам третьих лиц (юридических лиц, муниципальных образований). Гарантии и поручительства являются условными долговыми обязательствами, необходимость выплат по которым определяется финансовым состоянием заемщика, по обязательству которого выдана гарантия. В силу специфики гарантий как обязательств для объема действующих гарантий необходимо устанавливать отдельное ограничение, закрепляемое нормативно-правовым актом. В обратном случае возникает риск увеличения муниципального долга в отсутствие долгосрочных ограничений на объем выданных гарантий, кроме установленных федеральным законодательством. В этой ситуации возникает опасность необходимости масштабных выплат по действующим договорам гарантии и поручительства в результате ухудшения финансового состояния всех получателей гарантий и их неспособности обслуживать гарантированные обязательства. Значительные выплаты по гарантиям, особенно в пределах текущего финансового года, способны серьезно ухудшить финансовое состояние муниципального образования.

Показатель Р10 "Отношение просроченных обязательств к доходам бюджета"


Данный показатель отслеживает практику добросовестного (своевременно и в полном объеме) обслуживания и погашения долговых обязательств муниципального образования. При этом долговые обязательства муниципального образования дифференцируются по типам кредиторов: отдельно рассматриваются обязательства перед сторонними кредиторами и обязательства перед бюджетами других уровней - выданные им кредиты и бюджетные ссуды, а также гарантии и поручительства муниципального образования по долговым обязательствам третьих лиц перед бюджетами других уровней. Наличие просроченных обязательств перед сторонними кредиторами характеризует низкую платежеспособность, так как все доходы муниципального образования Республики Саха (Якутия) будут направлены на погашение данной задолженности.

2. Раздел "Качество управления финансами муниципальных образований"


В данном разделе оценивается качество управления финансами муниципальных образований Республики Саха (Якутия). Методика ориентирована на оценку результатов управления финансами. Высокая оценка качества управления финансами муниципального образования отражает эффективное, а не формальное внедрение лучших практик управления финансами. В рамках данного раздела оцениваются достигаемые органами местного самоуправления результаты в выполнении требований финансовой дисциплины и достижении эффективного распределения финансовых ресурсов.

2.1. Блок "Выполнение требований федерального законодательства"


Показатели блока отражают соответствие параметров бюджета и муниципального долга требованиям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации. Показатели блока включают показатели сбалансированности бюджета, объема муниципального долга, расходов на обслуживание государственного долга.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»