Недействующий

ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 30 апреля 2008 года N 196-РП

О республиканской адресной программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда" на 2008 год

ФАКТИЧЕСКИ УТРАТИЛО СИЛУ - истечение срока действия

В целях реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2008 году и во исполнение Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства":

1. Утвердить прилагаемую республиканскую адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда" на 2008 год (далее - Программа).

2. Контроль исполнения настоящего распоряжения возложить на Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Борисова Е.А.

Президент

Республики Саха (Якутия)

В. ШТЫРОВ

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Президента
Республики Саха (Якутия)
от 30 апреля 2008 года N 196

Республиканская адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда" на 2008 год

Паспорт республиканской адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда" на 2008 год


Наименование
 Программы

"Переселение граждан из аварийного жилищного фонда"на 2008 год

Основание для разработки Программы

Федеральный закон от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства"

Государственный
 заказчик Программы

Министерство строительства и промышленности строительных материалов Республики Саха (Якутия)

Разработчик
 Программы

Министерство строительства и промышленности строительных материалов Республики Саха (Якутия)

Цель Программы

переселение в соответствии с жилищным законодательством граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде, признанном до 01.01.2007 года непригодным для проживания

Задачи Программы

- разработка и реализация нормативных правовых актов и организационных механизмов переселения граждан из аварийного жилищного фонда;

 - мониторинг жилищного фонда Республики Саха (Якутия) с постоянной актуализацией реестра ветхого и аварийного жилищного фонда;

 - формирование и корректировка очередности сноса аварийного жилищного фонда и связанной с ним очередности переселения граждан;

 - формирование и реализация финансовых и инвестиционных ресурсов для обеспечения переселения граждан

Важнейшие целевые показатели Программы

- количество граждан, переселенных из аварийного жилищного фонда;

 - площадь расселенного аварийного жилищного фонда;

 - доля аварийного жилищного фонда, признанного до 01.01.2007 года непригодным для проживания, в общем объеме ветхого и аварийного жилищного фонда;

 - доля населения, проживающего в аварийном жилищном фонде, признанном до 01.01.2007 года непригодным для проживания

Сроки реализации
 Программы

2008 год

Объемы и источники финансирования
 Программы

общий объем финансирования - 213,751 млн. рублей, в том числе:
 - средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - 94,095 млн. рублей;

 - средства республиканского бюджета - 28,485 млн. рублей;

 - средства местного бюджета - 23,710 млн. рублей;

 - внебюджетные средства 67,461 млн. рублей

Ожидаемые социально-экономические результаты реализации Программы

- предоставление жилых помещений людям (577 человек), проживающим в настоящее время в аварийном жилищном фонде, признанном до 01.01.2007 года непригодным для проживания;

 - ликвидация 10,827 тыс. кв. метров аварийного жилищного фонда, признанного до 01.01.2007 года непригодным для проживания

___________________

Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа.


Жилищная проблема остается одной из наиболее актуальных в социальной сфере Республики Саха (Якутия). В настоящее время дефицит жилых помещений, существующий в столице и в улусах (районах) республики, усугубляется большой степенью износа жилищного фонда, несоответствием условий проживания в нем нормативным требованиям.

Исключительная важность проблемы подчеркнута и Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в его Послании Федеральному Собранию Российской Федерации в 2007 году. На основе инициативы Президента Российской Федерации сформирован Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, выступающий одним из источников федерального финансирования переселения граждан из аварийного жилищного фонда.

К жилым помещениям с неудовлетворительными условиями проживания можно отнести весь ветхий жилищный фонд. В соответствии с методическими указаниями по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК-2-04.2004, утвержденными Росстроем 01.01.2004 г., к ветхому жилищному фонду относятся дома с износом конструкций свыше 70% для каменных и кирпичных зданий и свыше 65% для деревянных зданий и зданий из других местных материалов. Кроме того, в соответствии с требованием Государственного стандарта Российской Федерации "Жилищно-коммунальные услуги" ГОСТ 51617 - 2000 у жилых домов с такой степенью износа подлежат полной замене все строительные конструкции.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) ветхого и аварийного жилого фонда в республике 2 359,9 тыс.кв.метров, или 12,7% от общей площади жилищного фонда. Из них аварийного жилищного фонда 160,85 тыс. кв.метров или 0,87% от общей площади жилищного фонда.

Программа предусматривает инвентаризацию такого фонда, постоянную актуализацию информации о нем, обобщение программных и внепрограммных механизмов и мероприятий по расселению граждан.

Необходимость учета всего ветхого жилищного фонда обусловлена еще и тем, что именно из этой группы жилых помещений пополняется жилищный фонд с высокой степенью износа (70% и выше), являющийся предметом мероприятий федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 г. N 675 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 годы", по подпрограмме "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" (далее - ФЦП "Жилище).

Расчеты показывают, что весь объем ветхих жилых помещений не может быть ликвидирован в рамках мероприятий настоящей Программы в силу большого объема требуемого финансирования, которое составляет более 39 млрд. рублей.

Предметом мероприятий данной Программы является аварийный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, которые признаны до 01.01.2007 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Объем таких жилых помещений в республике на 01.01.2007 составляет 160,85 тыс.кв.метров, или 0,87% от общего жилищного фонда и 6,8% от ветхого жилищного фонда.

Распределение ветхого и аварийного жилищного фонда по муниципальным районам и городским округам приведено в приложении N 1.

Распределение аварийного жилищного фонда, непригодного для проживания, по муниципальным образованиям приведено в приложении N 2.

В соответствии с требованиями главы 5 "Условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда" Федерального закона от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" установить для расселения в 2008 году Перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2007 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, определенный Программой согласно приложению N 3.

Проблема аварийного жилищного фонда - источник целого ряда отрицательных социальных тенденций. Этот жилищный фонд негативно влияет и на здоровье граждан, и на демографические проблемы. Проживание в нем зачастую понижает социальный статус гражданина, не дает возможности реализовать право на приватизацию жилого помещения. Проживание в указанных жилых помещениях практически всегда сопряжено с низким уровнем благоустройства, что создает неравенство доступа граждан к ресурсам городского хозяйства и сужает возможности их использования.

Масштабы проблемы велики, поскольку в период переходной экономики произошел спад, как в строительстве новых жилых помещений, так и в поддержании в нормативном состоянии существующего жилищного фонда. Поэтому финансовые возможности республиканского и местных бюджетов даже с учетом федеральной бюджетной поддержки не позволят решить во временных рамках Программы проблему переселения всех граждан, проживающих в жилых помещениях с высокой степенью износа.

Необходимо определить критерии очередности переселения. В первую очередь за счет бюджетных средств переселению будут подлежать граждане, проживающие в жилищном фонде, признанном до 01.01.2007 г. в установленном порядке непригодным для проживания. Соответственно, расселяться в первую очередь будут аварийные дома, подлежащие сносу. Приоритет этой задачи очевиден, поскольку помимо неудовлетворительных жилищных условий, проживание в таких домах прямо угрожает жизни и здоровью граждан.

При таком подходе финансовые ресурсы Программы будут использованы максимально рационально и социально справедливо. Конкретные механизмы очередности расселения предлагается определить в соответствующих муниципальных программах, в которые предполагается включить списки граждан на переселение.

Параллельно со строительством жилых помещений за счет бюджетных средств будут продолжать работать и механизмы переселения граждан при сносе ветхих и аварийных жилых помещений застраиваемых площадей за счет внебюджетных источников.

1. Основная цель и задачи Программы с указанием сроков и этапов ее реализации.

Целью Программы является переселение в соответствии с жилищным законодательством граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде, признанном до 01.01.2007 г. непригодным для проживания.

Для ее достижения будут решаться следующие задачи:

- разработка и реализация нормативных правовых актов и организационных механизмов переселения граждан из аварийного жилищного фонда;

- мониторинг жилищного фонда республики с постоянной актуализацией реестра ветхого и аварийного жилья;

- формирование и корректировка очередности сноса аварийного жилищного фонда и связанной с ним очередности переселения граждан;

- формирование и реализация финансовых и инвестиционных ресурсов для обеспечения переселения граждан.

Целевыми показателями оценки хода реализации Программы являются:

- количество граждан, переселенных из аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания;

- площадь расселенного аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания;

- доля аварийного жилищного фонда, признанного до 01.01.2007 г. непригодным для проживания, в общем объеме ветхого и аварийного жилищного фонда;

- доля населения, проживающего в аварийном жилищном фонде, признанном до 01.01.2007 г. непригодным для проживания.

2. Перечень программных мероприятий.


Мероприятия по реализации Программы представлены в приложении N 5.

3. Обоснование ресурсного обеспечения Программы.


Финансирование Программы будет осуществляться за счет бюджетных и внебюджетных источников.

Общий объем финансирования - 213,751 млн. рублей, в том числе:

- средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - 94,095 млн. рублей,

- средства республиканского бюджета - 28,485 млн. рублей,

- средства местного бюджета 23,710 млн. рублей,

- внебюджетные средства 67,461 млн. рублей.

4. Механизм реализации Программы, включающий в себя механизм управления Программой и механизм взаимодействия государственного заказчика и участников Программы.


Основными механизмами реализации Программы являются:

- Строительство жилых помещений для расселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания за счет бюджетных средств разного уровня и внебюджетных средств;

- Приобретение жилых помещений на вторичном рынке жилья;

- Предоставление жилищных субсидий для приобретения жилых помещений на вторичном рынке или строительство жилья за счет бюджетных средств для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания.

1. Строительство жилых помещений для расселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, за счет бюджетных средств разного уровня и внебюджетных средств.

Это один из механизмов реализации Программы. Софинансирование строительства жилых помещений будет осуществляться из федерального, республиканского, местных бюджетов и внебюджетных средств. Финансирование из федерального бюджета планируется за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Порядок формирования заявки субъекта Российской Федерации на финансирование Программы и механизм предоставления средств из Фонда содействия реформированию ЖКХ установлен Федеральным законом от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".

Модификацией этого механизма Программы может стать расселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, за счет строительства и реализации жилых помещений, построенных за счет бюджетных средств разного уровня и внебюджетных средств для предоставления жилищных субсидий переселяемым гражданам из аварийного жилищного фонда. При реализации данного механизма уполномоченные организации, занимающиеся расселением граждан из ветхих и аварийных жилых домов, определенные Правительством Республики Саха (Якутия), реализуют жилые помещения в строящихся по данной программе жилых домах. За счет средств от реализации предоставляются жилищные субсидии переселяемым гражданам из аварийного жилищного фонда. При использовании данного механизма существенно возрастает отдача от вложенных бюджетных средств и как следствие - увеличивается количество переселенных граждан из аварийного жилищного фонда.

Еще одной модификацией этого механизма Программы может стать внебюджетное софинансирование строительства жилых помещений для целей расселения граждан из аварийных жилых помещений, признанных непригодными для проживания. Это необходимо в случае недостатка бюджетных средств для строительства всего объекта, либо строительство всего дома за счет бюджетных средств нецелесообразно. В этом случае заказчик-застройщик, реализующий бюджетные ассигнования, выступает в качестве долевого участника строительства жилого дома. Построенные за счет такого долевого участия квартиры предоставляются переселяемым гражданам в соответствии с жилищным законодательством.

Для расчета необходимых ресурсов Программы на строительство жилья принимается стоимость 1 кв. метра жилого дома в соответствии с проектно-сметной документацией планируемого к строительству объекта. Данный механизм применяется в муниципальном районе "Нюрбинский улус (район)", где планируется строительство объекта "40 квартирный жилой дом в г. Нюрба". В ценах 2008 года стоимость 1 кв. метра строительства составляет 30,89 тыс. рублей/кв. метр. Объемы необходимых ресурсов для реализации механизма Программы приведены в таблице 1.

Таблица 1

Расчет ресурсов Программы на строительство жилых помещений


Годы реализации Программы

2008

Всего

Площадь строящегося жилья (кв. метров)

2525,2

2525,2

Стоимость 1 кв. метра,
 (тыс. рублей)

_ 30,891__________

30,891

Необходимые средства
 (млн. рублей)

78,00

78,00

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»