ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 декабря 2010 года N 530-П
Об утверждении окружной долгосрочной целевой программы Использование результатов космической деятельности в интересах социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011 - 2013 годы
(с изменениями внесенными постановлениями Правительства автономного округа от 27.06.2011 N 451-П; от 31.05.2012 N 416-П; от 16.11.2012 N 934-П; от 24.12.2012 N 1144-П; от 16.04.2013 N 247-П; от 30.05.2013 N 398-П; от 27.12.2013 N 1157-П)
В целях ускорения социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа, обеспечения благосостояния и безопасности населения и объектов инфраструктуры Ямало-Ненецкого автономного округа Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа
постановляет:
1.Утвердить прилагаемую окружную долгосрочную целевую программу "Использование результатов космической деятельности в интересах социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011 - 2013 годы".
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на и.о. заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа, руководителя аппарата Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Фиголь Н.В. (в ред. от 27.12.2013 N 1157-П)
Губернатор Ямало-Ненецкого
автономного округа
Д.Н. Кобылкин
от 27 декабря 2010 г.
N 530-П
Окружная долгосрочная целевая программа "Использование результатов космической деятельности в интересах социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011 - 2013 годы"
Наименование Программы | окружная долгосрочная целевая программа "Использование результатов космической деятельности в интересах социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011 - 2013 годы" (далее – Программа) |
Основания для разработки | Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" ; |
Госзаказчик | департамент информационных технологий и связи Ямало-Ненецкого автономного округа |
Разработчик Программы | департамент информационных технологий и связи Ямало-Ненецкого автономного округа |
Цели и задачи Программы ( в ред. от 31.05.2012 N 416-П) | цели Программы: |
Сроки и этапы реализации | 2011 - 2013 годы, без разделения на этапы |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели по годам реализации Программы ( в ред. от 31.05.2012 N 416-П) | - целевые системы мониторинга и управления ключевыми |
Основные направления реализации мероприятий ( в ред. от 31.05.2012 N 416-П) | Программа включает в себя три раздела, каждый из которых |
Объёмы финансирова ния | объем финансирования Программы за счет средств окружного |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | реализация Программы позволит: |
Программа по использованию результатов космической деятельности в интересах социально-экономического развития автономного округа разработана в соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации от 13 апреля 2007 года N Пр-619ГС и условиями Соглашения от 09 июля 2010 года N АП-13 между Федеральным космическим агентством и Правительством автономного округа о взаимодействии в области использования результатов космической деятельности.
Расширение масштабов практического использования результатов космической деятельности обусловлено необходимостью использования дополнительных резервов, способных придать новый импульс развитию экономики автономного округа.
Целями такого использования являются ускорение социально-экономического развития, обеспечение благосостояния и безопасности населения и объектов инфраструктуры автономного округа.
Основным и наиболее широко используемым результатом космической деятельности в гражданских целях является информация, полученная на основе технологии дистанционного зондирования Земли.
Дистанционное зондирование Земли (далее - ДЗЗ) – наблюдение поверхности Земли авиационными и космическими средствами, оснащёнными различными видами съёмочной аппаратуры.
Наиболее перспективными направлениями использования дистанционного зондирования Земли в целях ускорения социально-экономического развития регионов являются:
-цифровое картографирование территорий с целью информационного обеспечения кадастровых работ, градостроительной деятельности и планирования территориального развития;
-мониторинг промышленной и сельскохозяйственной деятельности, нефтегазового комплекса, природных ресурсов и природопользования, экологической ситуации, чрезвычайных ситуаций и других объектов и процессов.
- формирования организационно-технических условий для оказания услуг на базе использования результатов космической деятельности для достижения текущих и долгосрочных целей устойчивого развития автономного округа и обеспечения информационной поддержки управленческой и аналитической деятельности Правительства автономного округа при территориальном управлении и региональном планировании; (в ред. от 31.05.2012 N 416-П)
Вторым широко применяемым результатом космической деятельности является создание космических систем позиционирования и навигации (высокоточного определения местоположения - координат) соответственно стационарных и мобильных объектов и/или субъектов, оснащённых приёмниками систем спутникового позиционирования.
Основные направления использования данных систем:
-высокоточное позиционирование для проведения геодезических работ;
-мониторинг и управление различных сфер деятельности (местоположения (состояния) и управления автотранспортом и т.д.).
На сегодня в автономном округе слабо развито направление широкого использования результатов данных ДЗЗ.
В автономном округе практически отсутствуют специалисты и инфраструктура в области использования результатов космической деятельности. Для решения этой задачи необходимо создать инфраструктуру для подготовки и повышения квалификации специалистов в области использования результатов космической деятельности, а также сформировать организационно-технические условия и инфраструктуру для эффективного использования результатов космической деятельности.
Геополитические особенности автономного округа (протяжённая территория с разнообразным рельефом и климатом, высокая доля слабоосвоенных и труднодоступных зон, большие запасы природных ресурсов и другие факторы) объективно приводят к необходимости использования таких преимуществ космических систем, как глобальность и непрерывность связи, управления и передачи данных, навигационного, гидрометеорологического, картографического и других видов обеспечения.
В этих условиях эффективное использование результатов космической деятельности и их интеграция с реальными процессами обеспечения жизнедеятельности исполнительных органов государственной власти и населения приобретает значение стратегического фактора для дальнейшего ускорения социально-экономического развития автономного округа.
Однако в настоящее время в автономном округе отсутствуют или не получили достаточное развитие многие компоненты, необходимые для эффективного использования результатов космической деятельности.
Проблемными вопросами по использованию результатов космической деятельности являются:
1) слабый базовый картографический комплект, обеспечивающий решение задач мониторинга, управления и навигации окружного значения. Имеющиеся в автономном округе цифровые картографические материалы, снимки высокого разрешения и данные ДЗЗ, созданные или приобретённые за счёт средств федерального и окружного бюджетов, не могут быть использованы для решения задач комплексного анализа и планирования регионального развития и многоаспектного мониторинга состояния природной среды и результатов деятельности субъектов экономики автономного округа;
2)доведение результатов космической деятельности до населения автономного округа и отсутствие базовых навыков их использования в повседневной жизни;
3)отсутствие в исполнительных органах государственной власти автономного округа специалистов в области использования результатов космической деятельности.
Вышеуказанные проблемы использования результатов космической деятельности имеют системный и взаимосвязанный характер. Их решение возможно только на основе программно-целевого подхода, что подтверждается реализацией аналогичных программ в других субъектах Российской Федерации (Калужская область, Республика Татарстан и т.д.).
Указанные обстоятельства требуют незамедлительного решения следующих вопросов:
-создание информационно-навигационной инфраструктуры использования результатов космической деятельности, в т. ч. базовых систем мониторинга;
-формирование инфраструктуры оказания услуг различным потребителям в области использования результатов космической деятельности;
- обучение специалистов в целях использования результатов космической деятельности. (с изм. от 30.05.2013 N 398-П)
Программа направлена на достижение приоритетных целей социально-экономического развития автономного округа на основе:
-стратегического планирования продвижения космических продуктов и услуг, созданных космическими системами, удовлетворяющих действительные потребности и возможности массового потребителя, который является не только потребителем информации, но и фактически составляет часть этой системы, так как с одной стороны формирует требования к системе и режимам её работы, а с другой стороны участвует в процессе использования результатов космической деятельности;
-формирования организационно-технических условий и базовой инфраструктуры оказания услуг на базе использования результатов космической деятельности для достижения текущих и долгосрочных целей устойчивого развития автономного округа и обеспечения информационной поддержки управленческой и аналитической деятельности Правительства автономного округа при территориальном управлении и региональном планировании;
-максимальной интеграции результатов космической деятельности с реальными социально-экономическими процессами, протекающими в автономном округе, анализа и обобщения данных о социально-экономической эффективности использования космических технологий, услуг и продукции;
-системной увязки Программы и её сопряжения со Стратегией социально-экономического развития автономного округа до 2020 года;
-реализации подхода, при котором работы по использованию результатов космической деятельности в социальной и экономической сферах направлены на их ускоренное внедрение в деятельность государственных и муниципальных органов власти различных уровней, расширение видов оказываемых услуг и в конечном итоге на повышение конкурентоспособности автономного округа.
Программа позволит сформировать фундамент для динамичного развития автономного округа на длительную перспективу, а опыт её реализации заложит основу для эффективного внедрения результатов космической деятельности на его территории.
Предлагаемые программные мероприятия будут реализовываться на территории автономного округа впервые.
Актуальность и целесообразность использования программно-целевого метода заключается в обеспечении прозрачности и системного решения задач, направленных на развитие информационных коммуникационных технологий, а также взаимосвязи между выделяемыми бюджетными ресурсами и предусматриваемыми результатами их использования.
Без использования программно-целевого метода невозможна скоординированная деятельность исполнительных органов государственной власти, которая позволит обеспечить целенаправленную реализацию государственной политики в сфере использования информационных и телекоммуникационных технологий.
Невозможность внепрограммного решения проблем, связанных с повышением качества эффективности функционирования системы государственного управления регионом на основе использования результатов космической деятельности, обусловлена рядом объективных причин: (с изм. от 31.05.2012 N 416-П)
-наличием межведомственного и межуровневого характера информационного электронного взаимодействия, требующего урегулирования отношений по передаче и использованию информационных электронных ресурсов на региональном, муниципальном и федеральном уровнях;
-наличием разных собственников информационных ресурсов, программно-аппаратных средств и автоматизированных информационных систем в целом;
-наличием многообразия, сложности и масштабности формируемых ведомствами банков данных.
Период реализации Программы 2011 - 2013 годы.
Цели Программы:
-организация эффективного использования результатов космической деятельности в интересах ускорения социально-экономического и инновационного развития, повышение конкурентоспособности и обеспечения безопасной жизнедеятельности автономного округа; (утр. силу от 27.06.2011 N 451-П)
-повышение качества предоставления государственных услуг населению и организациям и повышение эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления в автономном округе.
Для достижения поставленных целей предусмотрено решение следующих задач:
1.Создание и развитие Окружного центра космических услуг как элемента Ситуационного центра Губернатора автономного округа.
Целевыми индикаторами и показателями, характеризующими эффективность выполнения, являются:
-процент покрытия территории автономного округа сигналами высокоточной спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS; (утр. силу от 27.06.2011 N 451-П)
- целевые системы мониторинга и управления ключевыми отраслями экономики и территориями с использованием средств дистанционного зондирования Земли и результатов космической деятельности; (в ред. от 27.06.2011 N 451-П)
- доля исполнительных органов государственной власти автономного округа, использующих геоинформационные системы; (в ред. от 27.06.2011 N 451-П)
- доля территории региона, покрытой актуальными космическими снимками; (в ред. от 27.06.2011 N 451-П)
-количество хозяйствующих субъектов и организаций, использующих систему высокоточной спутниковой навигации; (утр. силу от 27.06.2011 N 451-П)