АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 сентября 2007 года N 415-А

Об утверждении ведомственной целевой программы "Подготовка населения Ямало-Ненецкого автономного округа, не включённого в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в области безопасности жизнедеятельности на период 2008 2010 годы"

Документ с изменениями внесёнными:

-постановлением Администрации автономного округа от 29.01.2009 N 28-А

-постановлением Администрации автономного округа от 02.07.2009 г. N 368-А

-постановлением Администрации автономного округа от 18.12.2009 N 732-А

В целях обеспечения организации подготовки населения Ямало-Ненецкого автономного округа, не включённого в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - населения), в области безопасности жизнедеятельности на основании Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 февраля 2004 года N 5-ЗАО "О защите населения и территорий Ямало-Ненецкого автономного округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера",Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет: (с изм. от 02.07.2009 г. N 368-А)

1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Подготовка населения Ямало-Ненецкого автономного округа, не включённого в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в области безопасности жизнедеятельности на период 2008 - 2010 годы" (далее - программа).

2. Департаменту гражданской защиты и пожарной безопасности Ямало-Ненецкого автономного округа (Булаев И.В.) осуществлять мероприятия по реализации программы в соответствии с действующими нормативными документами.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Казареза С.Н.

Губернатор Ямало-Ненецкого

автономного округа Ю.В. Неёлов

от 20 сентября 2007 г. N 415-А

Утверждена
постановлением Администрации
Ямало-Ненецкого автономного округа
(с изм. от 29.01.2009 N 28-А)
(с изм. от 02.07.2009 N 368-А)
( с изм. от 18.12.2009 N 732-А)

Ведомственная целевая программа "Подготовка населения Ямало-Ненецкого автономного округа, не включённого в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в области безопасности жизнедеятельности на период 2008 - 2010 годы"

Паспорт программы


Наименование
 субъекта бюджетного
 планирования

департамент гражданской защиты и пожарной безопасности Ямало-Ненецкого автономного округа

Наименование
 программы

ведомственная целевая программа
 "Подготовка населения Ямало-Ненецкого автономного округа, не включённого в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в области безопасности жизнедеятельности на период 2008 - 2010 годы"

Дата утверждения
 и номер
 соответствующего
 нормативного акта

"___" __________ 2007 N ______
 постановление Администрации
 Ямало-Ненецкого автономного округа

Номер и дата учёта
 в департаменте
 экономики
 Ямало-Ненецкого
 автономного округа

N ________ "___" __________ 200_

Цели и задачи
 программы

Цель: обеспечение функционирования системы подготовки населения, не включённого в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - населения),
 в области безопасности жизнедеятельности в соответствии с требованиями нормативных правовых актов
 Задачи:
 - кадровое обеспечение обучения населения в области безопасности ж изнедеятельности в Ямало-Ненецком автономном округе
 - методическое обеспечение обучения населения в области безопасности жизнедеятельности
 - организация практических мероприятий по обучению населения в области безопасности жизнедеятельности
 - приведение учебно-материальной базы учебных учреждений, организаций и учебно-консультационных пунктов в соответствие с требованиями

Целевые индикаторы
 и показатели

число специалистов, принявших участие в профильных семинарах, сборах
 количество учащихся в рамках движений "Школа безопасности" и "Юный спасатель", обучаемых по единой программе
 число практических мероприятий окружного уровня по обучению населения в области безопасности жизнедеятельности
 количество учащихся, получивших практические навыки поведения в условиях чрезвычайных ситуаций
 количество учащихся, обучившихся по программам "Школа безопасности" и "Юный спасатель", выбравших профессии спасателя или пожарного
 соответствие учебно-материальной базы учебных учреждений, организаций, учебно-консультационных пунктов предъявляемым требованиям

Характеристика
 программных
 мероприятий

мероприятия, направленные на подготовку кадров в области обучения по вопросам безопасности жизнедеятельности
 мероприятия, направленные на методическое обеспечение подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности
 мероприятия, способствующие практическому усвоению навыков безопасного поведения и правил действий в чрезвычайных ситуациях
 мероприятии, направленные на приведение учебно-материальной базы в соответствие
 с требованиями
 мероприятия, направленные на популяризацию деятельности спасателей и пожарных и подготовку резерва для них

Сроки реализации

2008 - 2010 годы

Объём и источники финансирования

Общий объём затрат на реализацию Программы за счёт окружного бюджета - 1364 тыс. рублей:
  2008 год - 700 тыс. рублей;

  2009 год - 332 тыс. рублей;

  2010 год - 332 тыс. рублей (в ред. от 18.12.2009 N 732-А )

Ожидаемые
 конечные результаты
 реализации программы
 и показатели социально-
 экономической
 эффективности

увеличение числа специалистов, способных реализовывать практические формы обучения населения в области безопасности жизнедеятельности, в три раза, как следствие, обеспечение проведения мероприятий на муниципальном и объектовом уровнях(не менее 6 в год)
 увеличение количества обученных и повышение качества обучения
 приведение обучения в рамках движений "Школа безопасности" и "Юный спасатель"к единому стандарту и доведение числа обучающихся в рамках движений "Школа безопасности" и "Юный спасатель" по единой программе до 100%
 проведение не менее 6 практических мероприятий окружного уровня в области обучения населения по вопросам безопасности жизнедеятельности в год
 увеличение количества учащихся, приобретающих практические навыки поведенияв условиях чрезвычайных ситуаций на 46%
 подготовка резерва для аварийно-спасательной и противопожарной службы Ямало-Ненецкого автономного округа
 приведение учебно-материальной базы в соответствие с предъявляемыми требованиями на 100%

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программным методом


Основным принципом защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, закреплённым Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", является то, что мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

Одним из таких мероприятий, входящим в полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, является обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях (пункт 1 б статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").

В Ямало-Ненецком автономном округе (далее - автономный округ) создана система обучения населения в области безопасности жизнедеятельности. Обучение осуществляется в различных формах в зависимости от категорий обучаемых, определённых Правительством Российской Федерации.

Обучение населения, не включённого в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществляется по следующим основным группам:

- лица, занятые в сфере производства и обслуживания (далее - работающее население) путём плановых занятий по месту работы и самостоятельной подготовки;

- лица, не занятые в сфере производства и обслуживания (далее - неработающее население) - путём плановых занятий в учебно-консультационных пунктах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям (далее - УКП по ГОЧС) и самостоятельной подготовки;

- лица, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования (далее - обучающиеся) - в учебных заведениях.

Цель подготовки работающего населения - обучение государственных служащих, служащих и производственного персонала учреждений, предприятий, организаций, учебных заведений умелым действиям при угрозе и возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий с учётом специфических особенностей административных и экономических регионов, отраслей и объектов экономики. Обучение должно проводиться ежегодно в количестве 14 часов по рабочим программам обучения, разрабатываемым на основе примерных программ обучения, утверждённых органом исполнительной власти автономного округа. Для достижения целей обучения, выработки у обучаемых знаний, умений и навыков, а также морально-психологической готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях в организациях создается соответствующая учебно-материальная база по ГОЧС - комплекс учебных объектов с учебно-методической литературой, учебным имуществом и оборудованием. На предприятиях и в организациях автономного округа создано 40 классов и 397 уголков по ГОЧС.

Цель обучения неработающего населения - формирование практических навыков безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени с учётом специфических особенностей административных и экономических регионов, отраслей и объектов экономики. Основной формой обучения неработающего населения автономного округа является обучение в УКП по ГОЧС, создаваемых органами местного самоуправления. На текущий момент в автономном округе создано 14 УКП по ГОЧС в 6 из 13 муниципальных образований.

На территории автономного округа 146 общеобразовательных учреждения, 7 учреждений начального профессионального образования, 5 среднего профессионального образования и 33 филиалов учреждений высшего профессионального образования.

Обучение учащихся автономного округа правилам поведения в неблагоприятных условиях воздействия вредных и опасных факторов природного, техногенного, социально-экономического, криминогенного и медико-биологического характера осуществляется в учебных учреждениях в ходе изучения курса "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Во всех городах и районах имеются опорные школы по изучению курса "ОБЖ" (13 школ). Преподавателей ОБЖ 148 человек, из них 87 проходили переподготовку в период с 2004 по 2006 годы. Учебно-материальная база по ГОЧС учебных заведений обеспечена на 89,8 %.

Система обучения населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций автономного округа в целом соответствует общим задачам обучения и подкреплена необходимой нормативной правовой базой.

Важнейшая задача департамента гражданской защиты и пожарной безопасности автономного округа (далее - департамент), в чьи полномочия входит организация подготовки и обучения населения мерам пожарной безопасности, способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях (постановление Администрации автономного округа от 22 сентября 2005 года N 118-А "О департаменте гражданской защиты и пожарной безопасности Ямало-Ненецкого автономного округа") создавать необходимые условия для функционирования системы подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности в соответствии с требованиями нормативных правовых актов.

Как показывают результаты плановых проверок, проводимых департаментом, а также отчёты, представляемые органами местного самоуправления, организация обучения вопросам безопасности жизнедеятельности работающего и неработающего населения находится пока не на должном уровне. Учебно-материальная база не везде соответствует современным требованиям и не обеспечивает учебный процесс.

Рычагом воздействия на органы местного самоуправления и организации по исполнению ими полномочий по обучению населения в области безопасности жизнедеятельности стало ежегодное проведение смотра-конкурса на лучший учебно-консультационный пункт по ГОЧС и лучшую учебно-материальную базу по ГОЧС организаций.

На изучение предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" в общеобразовательных учебных заведениях федеральным базисным учебным планом отведено 70 часов (35 часов в 8 классе и 35 часов в 10 классе, то есть по одному часу в неделю), чего явно недостаточно для того, чтобы охватить все аспекты безопасного поведения. Кроме того, руководители некоторых учебных учреждений недостаточно понимают роль дисциплины ОБЖ в процессе социализации детей и подростков, результатом чего является сокращение количества часов, необходимых для изучения этой дисциплины, в пользу других предметов. Не во всех учебных учреждениях есть оборудованные классы ОБЖ и современные технические средства обучения. Недостаточное количество часов отводится для практических занятий.

Мерой стимулирования развития и совершенствования системы подготовки учащейся молодёжи по вопросам безопасности жизнедеятельности, развития учебно-материальной базы образовательных учреждений по вопросам безопасности, развития дополнительных форм обучения учащейся молодёжи вопросам безопасности жизнедеятельности, повышения статуса предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" в системе школьного образования и привлечения внимания должностных лиц к проблемам подготовки учащейся молодёжи вопросам безопасности жизнедеятельности должно стать ежегодное проведение смотра конкурса на лучшую организацию обучения безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях автономного округа.

В целях углубленного изучения курса "ОБЖ", получения практических навыков и умений по действиям в чрезвычайных ситуациях департамент совместно с другими заинтересованными ведомствами проводит для учащихся школ окружные полевые молодёжные лагеря, слёты, соревнования "Школа безопасности", "Юный спасатель", мероприятия в рамках "Дня защиты детей", "Месячника безопасности детей", "Месячника гражданской защиты". Это наиболее эффективные формы обучения учащейся молодёжи по вопросам безопасности жизнедеятельности, так как формируют практические навыки безопасного поведения и поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций, морально-психологическую готовность к оказанию само- и взаимопомощи.

При этом данные формы подготовки учащихся практически не развиты в большинстве муниципальных образований. Связано это с недостаточным количеством подготовленных для данной работы кадров, отсутствием программ обучения по "Школе безопасности" и "Юному спасателю".

До настоящего момента решение указанных проблем осуществлялось за счёт сметы расходов на содержание департамента на текущий год. В связи с тем, что финансирование данных расходов не соответствует целевой статье расходов по смете содержания департамента, начиная с 2008 года расходы на осуществление мероприятий по обучению населения в области безопасности жизнедеятельности сметой расходов на содержание департамента предусматриваться не будут.

В связи с этим возникла необходимость решения данных проблем программно-целевым методом, так как это позволит создавать и поддерживать необходимые условия для функционирования системы подготовки населения автономного округа в области безопасности жизнедеятельности в соответствии с требованиями нормативных правовых актов.

II. Основная цель и задачи программы


Цель: обеспечение функционирования системы подготовки населения, не включённого в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - населения), в области безопасности жизнедеятельности в соответствии с требованиями нормативных правовых актов.

Задачи:

- кадровое обеспечение обучения населения в области безопасности жизнедеятельности в автономном округе;

- методическое обеспечение обучения населения в области безопасности жизнедеятельности;

- организация практических мероприятий по обучению населения в области безопасности жизнедеятельности;

- приведение учебно-материальной базы учебных учреждений, организаций и учебно-консультационных пунктов в соответствие с утверждёнными нормативами.

III. Целевые индикаторы и показатели


Реализация программы рассчитана на 2008 - 2010 годы. Показатели и индикаторы, позволяющие оценить эффективность реализации программы, приведены в приложении N 1 к настоящей программе.

Источниками информации для оценки степени достижения плановых показателей (целевых индикаторов) будут являться отчёты о подготовке населения в области безопасности жизнедеятельности муниципальных образований, предоставляемых в соответствии с "Перечнем сведений, донесений, представляемых органами управления по делам ГО и ЧС муниципальных образований Ямало-Ненецкого автономного округа" (приказ департамента гражданской защиты и пожарной безопасности Ямало-Ненецкого автономного округа от 2 апреля 2007 года N 44-к "О назначении ответственных за сбор информации, представляемой органами управления по делам ГО и ЧС муниципальных образований Ямало-Ненецкого автономного округа", ежеквартальный доклад о деятельности департамента гражданской защиты и пожарной безопасности Ямало-Ненецкого автономного округа постановление Губернатора автономного округа от 27 ноября 2008 года N 124-ПГ "О подготовке доклада о ситуации в сфере деятельности судебной системы, органов обеспечения безопасности, правоохранительных и фискальных органов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа" отчёты о проведённых мероприятиях, подготовка которых определена постановлением Администрации автономного округа от 27 июля 2006 года N 350-А "Об организации ежегодного планирования основных мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории Ямало-Ненецкого автономного округа". (с изм. от 18.12.2009 N 732-А)

IV. Перечень и характеристика программных мероприятий


Мероприятия, предусмотренные программой, направлены на выполнение требований нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (статьи 11, 20), постановления Правительства от 4 сентября 2003 года N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановления Правительства от 11 июля 2005 года N 422 "О Государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы", Закона автономного округа от 11 февраля 2004 года N 5-ЗАО "О защите населения и территорий Ямало-Ненецкого автономного округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (ст. 8 п. 17), организационно-методических указаний по подготовке населения Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2006 - 2010 годы (письмо МЧС РФ от 17 августа 2005 года N 43-2324-14). (с изм. от 18.12.2009 N 732-А)

Мероприятия будут реализовываться по следующим направлениям:

1. Кадровое обеспечение (Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 февраля 2004 года N 5-ЗАО "О защите населения и территорий Ямало-Ненецкого автономного округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (ст. 8, п. 17)):

1.1. Проведение обучающих семинаров и мастер-классов для специалистов по организации обучения населения по вопросам безопасности жизнедеятельности, судей необходимо для подготовки кадров к реализации различных форм обучения населения в области безопасности жизнедеятельности, обмена опытом, внедрения новых обучающих технологий.

В ходе таких семинаров и мастер-классов изучаются вопросы:

- нормативная правовая база в области подготовки населения по вопросам безопасности жизнедеятельности;

- обзор проведения "Дня защиты детей", "Месячника гражданской защиты", соревнований по школе безопасности, юному спасателю, смотров-конкурсов;

- организация и подготовка соревнований, месячников, смотров-конкурсов;

- проведение соревнований, месячников на уровне школы, муниципального образования;

- организация и подготовка дистанций для соревнований по школе безопасности, юному спасателю;

- разработка необходимой организационной документации;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»