Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 декабря 2011 года N 391

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ НА ПЕРИОД ДО 2013 ГОДА

В целях повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания по выполнению государственных функций и обеспечению потребностей граждан и общества в государственных услугах, увеличению их доступности и качества, а также реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 1101-р "О Программе Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года" и Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-2013 годах Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Программу по повышению эффективности бюджетных расходов Республики Северная Осетия-Алания на период до 2013 года (далее - Программа).

2. Органам исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания, участвующим в реализации Программы, обеспечить своевременное выполнение предусмотренных ею мероприятий.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Первого заместителя Председателя Правительства Республики Северная Осетия-Алания О.А.Калаева.

Председатель Правительства

Республики Северная Осетия-Алания Н.Хлынцов

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 29 декабря 2011 года N 391

Программа по повышению эффективности бюджетных расходов Республики Северная Осетия-Алания на период до 2013 года

Раздел 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Проводимая в Российской Федерации бюджетная реформа, предусматривающая переход на новый уровень бюджетного планирования, реформирование бюджетного процесса, межбюджетных отношений, реструктуризацию бюджетной сети, а также кардинальные изменения в действующем бюджетном законодательстве диктуют необходимость вовлечения исполнительных органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания в процесс перехода на новый уровень методологии и технологий в бюджетном управлении, становления высокоэффективной бюджетной сферы.

Стратегией социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания до 2030 года и Программой экономического и социального развития Республики Северная Осетия-Алания на 2008-2012 годы определены стратегические цели и задачи, требующие финансового обеспечения при ограниченном объеме внутренних ресурсов республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания. В связи с этим актуальными становятся проблемы оптимизации бюджетных ресурсов, определения и внедрения в практику бюджетного планирования и финансирования технологий результативного бюджетного планирования и управления.

Стратегия социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания до 2030 года ориентирует бюджетную политику Республики Северная Осетия-Алания на содействие социальному и экономическому развитию республики при безусловном учете критериев эффективности и результативности бюджетных расходов, основными задачами которой являются:

превращение республиканского бюджета в эффективный инструмент макроэкономического регулирования;

обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета;

обеспечение исполнения расходных обязательств;

проведение анализа эффективности всех расходов бюджета, внедрение в практику деятельности органов исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания современных методов оценки эффективности бюджетных расходов с точки зрения конечных целей социально-экономической политики;

усиление ответственности органов исполнительной власти и бюджетных учреждений за результативность бюджетных расходов и повышение качества государственных и муниципальных услуг, расширение их полномочий, создание стимулов к повышению прозрачности и эффективности использования бюджетных средств.

Программой экономического и социального развития Республики Северная Осетия-Алания на 2008-2012 годы перед органами исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания поставлено решение следующих задач:

обеспечение удвоения валового регионального продукта;

обеспечение устойчивого увеличения реальных доходов населения путем целевого ориентирования отраслей экономики и социальной сферы на достижение конкретных показателей;

повышение занятости населения, обеспечение притока инвестиций в экономику республики;

повышение бюджетной обеспеченности;

развитие отраслей реального сектора экономики на основе диверсификации производства.

В целях повышения эффективности использования бюджетных средств субъектами Российской Федерации Министерством регионального развития Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2009 г. N 322 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. N 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" ежегодно рассчитываются неэффективные расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. Объем неэффективных расходов консолидированного бюджета Республики Северная Осетия-Алания в 2010 году составил 1007,1 млн.руб., что ниже уровня в 2007 году на 324,5 млн.руб., или на 24,4%. Доля неэффективных расходов в общей сумме расходов консолидированного бюджета Республики Северная Осетия-Алания в 2010 году - 5,1%, что ниже уровня в 2007 году на 3,5%. Несмотря на снижение неэффективных расходов, они остаются значительными.

Динамика неэффективных расходов консолидированного бюджета Республики Северная Осетия-Алания, млн.руб.


Наименование показателя

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

Структура
  (%)

Неэффективные расходы в сфере организации государственного управления

174,7

174,7

296,7

316,6

31,4

Неэффективные расходы в сфере здравоохранения

240,1

304,6

307,4

305,1

30,3

Неэффективные расходы в сфере общего образования

384,1

429,0

495,8

382,4

38,0

Неэффективные расходы в сфере жилищно-коммунального хозяйства

532,7

174,5

180,8

2,98

0,3

Общий объем неэффективных расходов

1331,6

1082,8

1 280,7

1007,1

100

Доля неэффективных расходов бюджета в общей сумме расходов бюджета ( % )

8,61

5,47

6,52

5,1

Исполнительным органам государственной власти Республики Северная Осетия-Алания необходимо проводить работу по сокращению, а в перспективе добиться полного отсутствия неэффективных расходов. Наличие неэффективных расходов бюджета негативно отражается на показателях эффективности деятельности органов исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания, рассчитываемых Министерством регионального развития Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. N 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации".

В условиях дефицита бюджета Республики Северная Осетия-Алания, высокого уровня долговой нагрузки и просроченной кредиторской задолженности наличие неэффективных расходов бюджета является недопустимым.

Основанием для разработки и реализации Программы повышения эффективности бюджетных расходов является необходимость решения комплекса проблем системного характера.

Бюджетное планирование слабо увязано со стратегическим планированием и не ориентировано на достижение конечных результатов.

Несмотря на использование при планировании бюджетных расходов программно-целевых инструментов, формирование республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания в целом продолжается по сметному принципу путем индексации сложившихся расходов с детальной разбивкой их по статьям бюджетной классификации Российской Федерации. Бюджетные ассигнования на обеспечение деятельности государственных учреждений Республики Северная Осетия-Алания продолжают планироваться и расходоваться без привязки к результатам деятельности.

Применяемые методы программно-целевого планирования носят формальный характер.

Сложившаяся практика использования долгосрочных целевых программ показывает, что зачастую они являются дополнительным источником финансирования мероприятий текущего ведомственного характера. Состав программных мероприятий не всегда тщательно продумывается и просчитывается, что в дальнейшем приводит к необходимости их корректировки.

Расходование бюджетных средств ориентировано на поддержание бюджетной сети, а не на предоставление услуг.

Несмотря на создание в республике правовых основ для перехода к финансовому обеспечению государственных заданий, финансирование деятельности государственных учреждений продолжает происходить вне зависимости от количества и качества оказываемых ими услуг.

Отсутствие на федеральном уровне единых подходов к классификации услуг, к оценке стоимости услуг, показателей качества оказания услуг создает условия для манипулирования планируемыми результатами и демонстрации ложной эффективности деятельности.

Низкое качество управления муниципальными финансами.

Внедрение современных механизмов в систему планирования и исполнения местного бюджета осуществляется медленно, отсутствует система целеполагания, к нововведениям в системе управления финансами органы местного самоуправления относятся пассивно, расходование бюджетных средств продолжает осуществляться неэффективно.

В соответствии с Методикой расчета неэффективных расходов местных бюджетов, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2008 г. N 1313-р "О реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов", неэффективные расходы местных бюджетов за 2010 год составили 53,4 млн. руб., из них по сферам: здравоохранение - 24,9 млн. руб., общее образование – 0,3 млн. руб., жилищно-коммунальное хозяйство – 1,9 млн. руб., муниципальное управление - 26,3 млн. руб. Таким образом, максимальная сумма неэффективных расходов бюджета образовалась в сфере муниципального управления, причиной чего является избыточная численность муниципальных работников.

Все вышеобозначенные проблемы формируют необходимость системной и последовательной реализации комплекса управленческих решений, обеспеченных системой контроля за результатами реализации и необходимыми ресурсами. Наиболее эффективным, с точки зрения соблюдения данных условий, является применение программно-целевого метода, обеспечивающего в установленном порядке наличие четко закрепленных результатов реализации системы взаимосвязанных мероприятий и привлечение необходимого финансового обеспечения.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 1101-р утверждена Программа Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, которой органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано разработать аналогичные программы по повышению эффективности бюджета.

Раздел 2. Цели и задачи Программы по повышению эффективности бюджетных расходов Республики Северная Осетия-Алания на период до 2013 года


Главная стратегическая цель бюджетной политики в Республике Северная Осетия - Алания — обеспечение долгосрочной сбалансированности республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания при снижении государственного долга.

В числе приоритетных задач — оптимизация функций органов государственной власти республики и реструктуризация бюджетной сети, а также сбалансированная политика в области межбюджетных отношений, направленная на поэтапное сокращение финансовой зависимости муниципальных образований от республиканского бюджета. Основные направления бюджетной политики Республики Северная Осетия-Алания предопределили стратегическую цель Программы по повышению эффективности бюджетных расходов Республики Северная Осетия-Алания на период до 2013 года - создание условий для повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания по выполнению государственных функций и обеспечению потребностей граждан в государственных услугах, повышению их доступности и качества.

Достижение стратегической цели Программы требует последовательной реализации системы задач и мероприятий в рамках следующих базовых направлений повышения эффективности бюджетных расходов:

1. Обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета Республики Северная Осетия-Алания.

2. Внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания.

Задачами в рамках базового направления повышения эффективности бюджетных расходов "Обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета Республики Северная Осетия-Алания" являются:

1) сокращение и реструктуризация просроченной кредиторской задолженности бюджета;

2) снижение долговой нагрузки на бюджет;

3) повышение консервативности бюджетного планирования;

4) повышение стабильности межбюджетных отношений.

Задачами в рамках базового направления повышения эффективности бюджетных расходов "Внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания" являются:

1) повышение доли расходов, осуществляемых программно-целевым методом;

2) переход к программной структуре расходов бюджета.

Раздел 3. Описание текущей ситуации в области повышения эффективности бюджетных расходов Республики Северная Осетия-Алания, система программных мероприятий

3.1. Базовое направление повышения эффективности бюджетных расходов "Обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета Республики Северная Осетия-Алания"

3.1.1. Сокращение и реструктуризация кредиторской задолженности


Исходное состояние

Общая кредиторская задолженность консолидированного бюджета Республики Северная Осетия-Алания по балансу на 1 января 2011 года составляет 1 681,0 млн. руб. Из нее с истекшими сроками погашения - 513,0 млн. руб., или 30,5 % от общего объема (источник информации: баланс на 01.01.2012 г.).

Просроченная кредиторская задолженность на 1 января 2011 года в структуре, млн.руб.:

Объем
 (млн. руб.)

В структуре,
 ( % )

Расчеты с кредиторами -поставщиками товаров, работ и услуг

351,30

62,1

Расчеты с кредиторами  по платежам в бюджеты

161,70

28,6

Прочие расчеты с кредиторами

0,02

9,3

Всего

513,0

100

Просроченная кредиторская задолженность по платежам в бюджеты занимает 28,6% от общего объема. Момент ее образования приходится на период экономического кризиса конца 90-х годов, когда все субъекты Российской Федерации испытывали дефицит бюджета, а выделяемые из федерального бюджета трансферты обеспечивали покрытие только самых первоочередных, социально ориентированных расходов. Предоставление из республиканского бюджета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности местным бюджетам осуществлялось только в объемах, достаточных для выплаты заработной платы, без учета отчислений во внебюджетные фонды. Собственными средствами, достаточными для осуществления расчетов с внебюджетными фондами, местные бюджеты на тот момент не располагали, в результате чего и образовался первоначальный долг по платежам во внебюджетные фонды. На протяжении всего периода с момента возникновения этого долга налоговыми органами осуществляется начисление штрафов и пени. В соответствии с данными годовой отчетности Республики Северная Осетия-Алания за 2010 год (форма N 469 "Сведения по кредиторской задолженности"), просроченная кредиторская задолженность по платежам во внебюджетные фонды с учетом начисленных штрафов и пени составляет 161,7 млн.руб. В соответствии с данными Справочной таблицы к месячному отчету об исполнении консолидированного бюджета Республики Северная Осетия-Алания на 1 января 2011 года, основной долг по платежам во внебюджетные фонды - 33,0 млн.руб. Таким образом, на начисленные штрафы и пени приходится 128,7 млн.руб. (161,7 млн.руб. - 33,0 млн.руб.), что почти в 4 раза превышает сам долг.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»