Недействующий

ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

УКАЗ

от 16 ноября 1998 года N 394

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОЙ ПРОГРАММЫ РЕФОРМЫ ПРЕДПРИЯТИЯ И СОСТАВА МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ КОМИССИИ ПО РЕФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДПРИЯТИЙ И ИНЫХ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

(в ред. Указов Главы РК от 08.02.1999 N 33;
от 03.02.2000 N 47)

Утратил силу в связи с изданием Указа Главы РК от 25.02.2004 г. N 27

В целях реализации Концепции реформирования предприятий и иных коммерческих организаций в Республике Коми, утвержденной Указом Главы Республики Коми от 21 мая 1998 г. N 180 "О реформе предприятий и иных коммерческих организаций в Республике Коми", постановляю:

1. Утвердить Типовую программу реформы предприятия согласно приложению N 1.

2. Утратил силу. - Указ Главы РК от 03.02.2000 N 47.

3. Утратил силу. - Указ Главы РК от 03.02.2000 N 47.

Глава Республики Коми
Ю.СПИРИДОНОВ
Утверждена
Указом
Главы Республики Коми
от 16 ноября 1998 г. N 394

(приложение N 1)

ТИПОВАЯ ПРОГРАММА РЕФОРМЫ ПРЕДПРИЯТИЯ


1. Основные положения

Целью реформы предприятия является обеспечение успешной работы предприятия в условиях рыночной экономики.

Эта цель достигается путем реструктуризации предприятия, заключающейся в осуществлении комплекса мероприятий по приведению условий функционирования предприятия в соответствие с выработанной стратегией его развития: улучшение управления, повышение эффективности производства, конкурентоспособности выпускаемой продукции, рост производительности труда, снижение издержек производства, улучшение финансово - экономических результатов деятельности.

Реформа предприятия проводится в соответствии с Концепцией реформирования предприятий и иных коммерческих организаций в Республике Коми, утвержденной Указом Главы Республики Коми от 21 мая 1998 г. N 180 "О реформе предприятий и иных коммерческих организаций в Республике Коми".

2. Задачами реформы предприятия являются:

обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;

защита прав участников (акционеров);

создание эффективного механизма управления предприятием;

четкое разграничение ответственности участников (учредителей) и управляющих, развитие механизмов корпоративного управления, обеспечение свободного перераспределения прав участия в капитале акционерного общества и перехода таких прав к лицам, заинтересованным в долгосрочном развитии предприятия (эффективным собственникам);

создание системы хозяйственно - договорной деятельности предприятия, обеспечивающей соблюдение контрактных обязательств;

достижение информационной доступности (открытости) финансово - экономического состояния предприятия для участников (учредителей), инвесторов, кредиторов;

использование предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых средств;

ликвидация просроченной задолженности предприятия перед бюджетами всех уровней, персоналом и другими кредиторами;

повышение квалификации работников предприятия как один из факторов повышения устойчивости развития предприятия.

3. Для разработки Программы реформирования предприятия на предприятии создается специальная рабочая группа.

На основе анализа финансово - хозяйственной деятельности предприятия и задач по реформированию предприятия его органами управления принимается решение о возможности реализации этих задач силами существующего управленческого персонала либо о полной или частичной замене его кадрового состава.

Типовая программа реформы предприятия включает в себя комплекс мероприятий, ряд из которых предприятие должно будет реализовать в обязательном порядке в целях приведения условий своей деятельности в соответствие с действующими законодательными и иными нормативными правовыми актами. Остальные мероприятия носят рекомендательный характер, и необходимость их реализации определяется лицами, принимающими решение о реформировании предприятия с учетом особенностей его функционирования, уровня развития и соответствия современным требованиям тех или иных компонентов менеджмента.

4. Критерии реформирования предприятия

Критериями реформирования предприятия являются:

введение реестра акционеров (для акционерных обществ) независимым регистратором;

четкое разграничение полномочий и ответственности между участниками (учредителями) предприятия и его руководителем;

наличие земельного участка, на котором расположено предприятие, в его собственности;

отсутствие задолженности по платежам в бюджеты всех уровней либо ее реструктуризация;

отсутствие задолженности по заработной плате либо наличие конкретной программы мер по ликвидации указанной задолженности;

отсутствие неденежных форм расчетов либо наличие конкретной программы мер по их снижению.

5. Передача независимому регистратору ведения реестра акционеров (для акционерных обществ) осуществляется с целью повышения инвестиционной привлекательности предприятия за счет уменьшения риска от недобросовестных действий руководства предприятия. Ведение реестра акционеров независимым регистратором позволит создать системы регистрации прав акционеров, а также регистрации прав пользования, владения и распоряжения имуществом предприятия.

6. В целях ограничения возможностей злоупотреблений и недобросовестных действий руководителей, усиления их ответственности перед участниками (учредителями) предприятий и заинтересованности в результатах деятельности предприятия, а также повышения на этой основе качества управленческих решений более четко разграничиваются полномочия и ответственность между участниками (учредителями) и руководителем предприятия. Для этого уточняются условия контракта, заключаемого участниками (учредителями) или уполномоченным органом с руководителем предприятия, а в случае необходимости производится пересмотр устава хозяйственного общества.

При этом в контрактах определяется ответственность руководителя предприятия за:

реализацию плана реформирования предприятия и выполнение бизнес - планов по реформированию предприятия (в случае принятия решения по реформированию предприятия и реализации разработанных указанных бизнес - планов);

сохранность и целевое использование имущества предприятия;

финансово - хозяйственные результаты деятельности предприятия;

результаты заключенных сделок с аффилированными или заинтересованными лицами и структурами;

задержку передачи реестра акционеров независимому регистратору;

разглашение коммерческой тайны;

нарушение условий контракта.

В контракты также включаются положения, предусматривающие зависимость вознаграждения руководителя от доходов предприятия от основной производственной деятельности, а также устанавливается для руководителей предприятий разрешительный порядок совместительства (только с согласия общего собрания участников - для хозяйственных обществ, уполномоченных органов исполнительной власти - для государственных предприятий, либо иными уполномоченными представителями собственника).

7. Для повышения инвестиционной привлекательности предприятия за счет полноценной реализации прав собственности на весь имущественный комплекс предприятия рекомендуется оформлять право собственности на земельные участки, на которых расположены предприятия.

8. Для улучшения финансово - экономического положения предприятия, пополнения оборотных средств и создания условий для реформирования предприятия проводится реструктуризация задолженности по платежам во все уровни бюджетов, а также во внебюджетные фонды и просроченной задолженности иным кредиторам.

9. Для восстановления стимулирующей роли заработной платы и улучшения социально - психологического климата на предприятии, что является одним из решающих факторов повышения производительности труда, разрабатывается конкретная программа мер по ликвидации задолженности по оплате труда работникам предприятия.

В этой связи реализуются следующие мероприятия:

проведение анализа основных причин несвоевременной выплаты заработной платы;

разработка конкретного плана мероприятий по погашению задолженности по выплате заработной платы, включая определение срока и порядка возврата долга, согласование указанного плана с территориальными органами Рострудинспекции и профсоюзными организациями;

установление взаимозависимости поощрения руководителя предприятия и наличия (отсутствия) задолженности по оплате труда работникам предприятия.

10. В целях создания более эффективного механизма учета и управления финансами предприятия и снижения объемов расчетов в неденежной форме реализуются следующие мероприятия:

создание резервов наличности и иных ликвидных активов, быстро обращаемых в денежную форму;

диверсификация потребителей продукции;

повышение личной заинтересованности работников структурного подразделения, отвечающего за сбыт продукции предприятия, в проведении расчетов в денежной форме;

использование стимулирующей ценовой политики по отношению к потребителям, использующим денежные формы расчетов, с учетом финансовых и коммерческих рисков;

постепенный отказ от деловых отношений с контрагентами, использующими неденежные формы расчетов;

установление лимитов по бартерным расчетам с потребителями и их постепенное устойчивое снижение по различным категориям потребителей производимой предприятием продукции;

составление регулярных отчетов о бартерных операциях и бартерном ценообразовании и регулярное представление указанных отчетов участникам (учредителям) предприятия;

участие в капитале предприятия крупных потребителей производимой продукции, позволяющее ввести своего представителя в их управляющие органы, что даст возможность осуществлять постоянный контроль за финансовыми потоками, деловой активностью и инвестиционной деятельностью таких предприятий.

11. Основные направления реформирования предприятия

Основными направлениями реформирования предприятия являются следующие:

выявление и устранение нарушенных прав акционеров (для акционерных обществ);

инвентаризация имущества и осуществление реструктуризации имущественного комплекса предприятия;

рыночная оценка активов предприятия;

анализ положения предприятия на рынке, его финансово - хозяйственной деятельности и эффективности управления предприятием;

выработка стратегии развития предприятия;

разработка системы подготовки и переподготовки кадров;

проведение реструктуризации задолженности по платежам в бюджеты всех уровней, во внебюджетные фонды, а также задолженности иным кредиторам (банкам, поставщикам) и последовательное погашение всех указанных видов задолженности;

расчет норматива оборотных средств предприятия, необходимых ему для поддержания устойчивой платежеспособности, а также разработка плана - графика формирования собственных оборотных средств в пределах рассчитанного норматива.

12. В целях выявления и устранения нарушенных прав акционеров (для акционерных обществ) необходимо принятие общим собранием акционеров решений, обеспечивающих:

представительство в совете директоров, адекватное доле участия в капитале общества;

восстановление нарушенных прав акционеров при наличии фактов их нарушения;

организацию контроля со стороны участников (учредителей) с соответствующей формой отчетности за направлениями использования свободных финансовых ресурсов в пользу приоритетов долгосрочного развития.

13. Для оптимального использования имущества предприятия и снижения непроизводительных затрат, связанных с наличием избыточных фондов, производится инвентаризация имущества и осуществление реструктуризации имущественного комплекса предприятия, которая предполагает реализацию следующих мероприятий:

выделение вспомогательных производств в самостоятельные структурные подразделения (малые предприятия), сдача в аренду, вывод неиспользуемых основных фондов, в том числе вывод мобилизационных мощностей по согласованию с уполномоченными органами исполнительной власти;

снижение накладных расходов на содержание избыточных производственных мощностей;

передача объектов социально - бытового и культурного назначения в муниципальную собственность, включая согласование с местными органами власти графика передачи объектов социально - бытового и культурного назначения в их ведение.

14. Рыночная оценка активов предприятия предполагает осуществление следующих мер:

определение оптимального числа объектов оценки и степени участия специалистов предприятия в работе, проводимой специализированной оценочной фирмой по оценке основных средств;

выбор оптимального для предприятия метода оценки недвижимости:

метод прямого сравнения основных стоимостей;

инвестиционный метод;

метод прибыли (метод учета) (стоимость объекта прямо зависит от объема приносимой им прибыли);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»