Недействующий

ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

УКАЗ

от 21 мая 1998 года N 180

О РЕФОРМЕ ПРЕДПРИЯТИЙ И ИНЫХ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

Утратил силу в связи с изданием Указа Главы РК от 25.02.2004 г. N 27

В целях ускорения структурной перестройки экономики республики, повышения эффективности работы предприятий и иных коммерческих организаций в рыночных условиях, содействия становлению эффективного собственника постановляю:

1. Утвердить Концепцию реформирования предприятий и иных коммерческих организаций в Республике Коми согласно приложению.

2. Министерству экономики Республики Коми совместно с Фондом "Антикризисный центр" разработать систему и планы переподготовки руководителей и специалистов предприятий и иных коммерческих организаций, включающие обучение основам реформирования предприятий, антикризисного управления и составления бизнес - планов, международным стандартам бухгалтерского учета.

3. Министерству экономики Республики Коми, Министерству финансов Республики Коми:

при формировании республиканского бюджета Республики Коми на 1999 год предусмотреть средства на финансирование переподготовки кадров реструктуризируемых предприятий;

изыскать дополнительные источники финансирования переподготовки кадров реструктуризируемых предприятий;

с участием ЗАО "Инвестиционно - финансовая корпорация", Российского центра реструктуризации промышленности, Фонда "Антикризисный центр" обеспечить разработку и применение механизма привлечения инвестиционных ресурсов, направляемых на реформирование предприятий и иных коммерческих организаций;

осуществлять контроль за целевым использованием инвестиционных ресурсов, привлеченных на цели реформирования предприятий и иных коммерческих организаций.

4. Коми центру стандартизации, метрологии и сертификации обеспечить координацию работы и оказание методической помощи хозяйствующим субъектам по внедрению международных стандартов управления качеством продукции.

5. Министерству экономики Республики Коми осуществлять комплексное стимулирование реформирования предприятий и иных коммерческих организаций путем заключения трех, четырехсторонних договоров с предприятиями и иными коммерческими организациями, местными администрациями, инвесторами, предусматривающих условия и порядок предоставления финансовой поддержки реструктуризируемым предприятиям.

6. В целях усиления контроля за эффективным использованием и сохранностью государственного имущества, относящегося к государственной собственности Республики Коми, закрепленного за республиканскими государственными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения, республиканскими государственными учреждениями - на праве оперативного управления, а также в целях получения достоверной информации о финансово - хозяйственной деятельности хозяйственных товариществ и обществ, пакеты акций (доли) которых находятся в государственной собственности Республики Коми, проводить не реже 1 раза в год проверки аудиторами, отобранными на конкурсной основе Министерством Республики Коми по управлению госимуществом и приватизации.

7. Министерству Республики Коми по управлению госимуществом и приватизации совместно с Министерством экономики Республики Коми в двухмесячный срок со дня опубликования настоящего Указа разработать положение о порядке проведения конкурсов аудиторских организаций для проведения вневедомственных проверок указанных в пункте 6 настоящего Указа предприятий и иных коммерческих организаций.

8. Рекомендовать администрациям городов и районов ввести аудиторские проверки уполномоченными аудиторами использования и сохранности муниципального имущества, закрепленного за предприятиями на праве хозяйственного ведения, муниципальными учреждениями - на праве оперативного управления, муниципальных предприятий и предприятий, контрольный пакет акций которых находится в муниципальной собственности.

9. Министерству Республики Коми по управлению госимуществом и приватизации, администрациям городов и районов совместно с Государственным комитетом Республики Коми по статистике и Государственной налоговой инспекцией по Республике Коми до 1 сентября 1998 г. подготовить единый реестр государственной собственности Республики Коми, учитывающий имущество, относящееся к государственной собственности Республики Коми, закрепленное за республиканскими государственными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения, республиканскими государственными учреждениями - на праве оперативного управления, пакеты акций (доли) государственной собственности Республики Коми в хозяйственных товариществах и обществах.

10. Министерству Республики Коми по управлению госимуществом и приватизации, Министерству труда и занятости населения Республики Коми, Министерству экономики Республики Коми до 1 июня 1998 г. внести предложения по совершенствованию Положения о порядке представления интересов Республики Коми в акционерных обществах, товариществах и иных предприятиях смешанной формы собственности, акции (доли, пай) которых закреплены в государственной собственности Республики Коми.

11. Министерству экономики Республики Коми в двухмесячный срок со дня подписания настоящего Указа представить на утверждение Главе Республики Коми критерии расчета цены на оказание аудиторских услуг победивших в конкурсе аудиторских организаций.

12. Министерству экономики Республики Коми, Министерству Республики Коми по управлению госимуществом и приватизации в трехмесячный срок со дня подписания настоящего Указа подготовить и представить на утверждение Главе Республики Коми проекты нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию настоящего Указа.

13. Рекомендовать главам администраций городов и районов разработать мероприятия по исполнению настоящего Указа.

14. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на первого заместителя Главы Республики Коми Каракчиева А.А.

Глава Республики Коми
Ю.СПИРИДОНОВ


Утверждена
Указом
Главы Республики Коми
от 21 мая 1998 г. N 180

КОНЦЕПЦИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ И ИНЫХ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ


Настоящая концепция разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 1997 г. N 1373 "О реформе предприятий и иных коммерческих организаций" и Указом Главы Республики Коми от 16 марта 1998 г. N 104 "Об основных направлениях экономической и социальной политики Правительства Республики Коми на 1998-1999 годы".

Под реформой предприятий и иных коммерческих организаций (далее именуются - предприятия) в настоящей Концепции понимаются изменение принципов их действия, направленное на их реструктуризацию, способствующую улучшению управления, повышению эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции, производительности труда, снижению издержек производства, улучшению финансово - экономических результатов деятельности, а также меры государственной поддержки указанных изменений.

В настоящей Концепции используется понятие "предприятие", под которым понимаются коммерческие организации, созданные в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Основной предпосылкой для проведения реформы предприятий являются необходимость освоения новых, по сравнению с плановой экономикой, функций и самостоятельной разработки концепции развития предприятия, создание новой структуры предприятия.

1. Общая характеристика ситуации


Усилия органов государственной власти в ходе экономической реформы были направлены, в основном, на проведение рыночной макроэкономической политики, создание нормативно - правовой базы, обеспечивающей проведение рыночных преобразований и рыночной инфраструктуры. В этой области к настоящему времени достигнуты определенные успехи: проведена либерализация экономики, осуществлена приватизация объектов государственной собственности, подавлена инфляция, стабилизировался обменный курс рубля, создана рыночная нормативно - правовая база и соответствующая инфраструктура.

Однако создание макроэкономических условий для экономического роста не переломило негативные тенденции и не сформировало реальные предпосылки для преодоления промышленного кризиса. Недостаточное внимание органов государственной власти к проведению активной микроэкономической политики не позволило максимально реализовать потенциал экономической реформы и наладить эффективное функционирование рыночного механизма.

С достижением высокой степени либерализации экономики одним из основных препятствий на пути к экономическому росту и финансовой стабилизации становится медленный процесс преобразований на уровне предприятий.

Привлеченные инвестиции пока не оказали значительного влияния на рост промышленного производства. Недостаточный уровень инвестиций обуславливается неготовностью, с одной стороны, получателей инвестиций - предприятий к эффективному освоению средств, в первую очередь, из-за низкого качества управления, и, с другой стороны, - инвесторов вкладывать капиталы из-за высоких рисков (незащищенность права собственности, значительный риск потери средств из-за плохого управления, отсутствие действенного механизма выполнения обязательств, непрозрачность финансового состояния предприятия) и возможности более высокой доходности инвестиций на мировом рынке.

К числу наиболее характерных для современных предприятий проблем, препятствующих их эффективному функционированию в условиях сложившихся рыночных отношений, следует отнести:

1. Неэффективность системы управления предприятием, обусловленную:

отсутствием стратегии в деятельности предприятия и ориентацией на краткосрочные результаты в ущерб среднесрочным и долгосрочным;

недостаточным знанием конъюнктуры рынка;

низким уровнем квалификации менеджеров и персонала, отсутствием трудовой мотивации работников, падением престижа рабочих и инженерно - технических профессий;

неэффективностью финансового менеджмента и управления издержками производства.

2. Низкий уровень ответственности руководителей предприятий перед участниками (учредителями) за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также финансово - хозяйственные результаты деятельности предприятия. Несмотря на наличие в законодательных и иных правовых актах ряда положений, позволяющих акционерам (участникам) контролировать деятельность исполнительных органов предприятия, действенный механизм разграничения функций, полномочий и ответственности между акционерами (участниками) и управляющими еще не отлажен.

3. Низкие размеры уставного капитала акционерных обществ.

Уставный капитал акционерных обществ, который является одним из показателей, характеризующих масштаб деятельности предприятия, практически не выполняет главной своей функции - обеспечения минимальной гарантии удовлетворения возможных требований кредиторов.

4. Слабо развитый рынок земли также препятствует развитию рыночных механизмов. Необеспеченность единства предприятия как имущественного комплекса снижает его инвестиционную привлекательность.

5. Отсутствие эффективного механизма исполнения решений судов, особенно в части обращения взыскания на имущество должника.

6. Высокие расходы на содержание объектов социально - культурного назначения и жилищно - коммунального хозяйства.

7. Практика перекрестного субсидирования и деформированная структура издержек производства вследствие дифференциации (по потребителям) цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий, оказывающих существенное влияние на конкурентоспособность продукции предприятий республики.

8. Отсутствие достоверной информации о финансово - экономическом состоянии предприятия для акционеров (участников), руководителей предприятия, потенциальных инвесторов и кредиторов, а также для органов исполнительной власти.

Подчиненность системы бухгалтерского учета налоговому законодательству приводит к искажению соотношений доходов и расходов предприятий, обложению налогами фиктивной прибыли, возникающей при продаже продукции по цене ниже себестоимости, лишает предприятия права самостоятельной квалификации расходов на капитальные и текущие затраты, на текущие затраты и расходы будущих периодов. Существующая государственная статистическая отчетность в основном направлена на обеспечение органов государственной власти необходимой информацией и позволяет частично удовлетворить спрос предприятий на маркетинговую информацию. Недостаточный объем достоверной экономической и маркетинговой информации наряду с неразвитостью информационной инфраструктуры затрудняет принятие управленческих решений на уровне предприятий и определение контрагентами степени риска при заключении ими договоров.

2. Основные цели и задачи реформирования предприятий


Для устранения отмеченных негативных тенденций экономического развития необходимо сконцентрировать внимание на обеспечение эффективного развития предприятий как основного структурного образующего элемента экономической системы.

Изменение среды функционирования предприятий, являвшееся до настоящего времени основным направлением реформы, должно быть в ближайшие годы дополнено стимулированием внутренних преобразований на предприятиях.

Содержание реформы предприятий составляет поэтапный стимулируемый государством процесс перехода предприятий на общепринятые в рыночной экономике принципы функционирования.

Целью реформы предприятий являются улучшение управления, финансово - хозяйственное оздоровление, вывод их на новые рынки.

Реформирование должно проводиться предприятиями самостоятельно. Однако в условиях экономического спада и платежного кризиса, недостаточного кадрового потенциала лишь незначительное число предприятий способно реформироваться без государственной поддержки.

Органы исполнительной власти, прямо не вмешиваясь во внутренние дела предприятий, должны стимулировать реформирование предприятий с учетом текущего финансово - хозяйственного состояния каждого предприятия, его значимости для экономики Республики Коми и отдельных населенных пунктов.

Ресурсами реформирования предприятий могут быть:

финансовые;

средства налогового инвестиционного кредита;

средства предприятий;

средства инвесторов;

льготы по налогам, предоставленные предприятием в соответствии с действующим законодательством;

средства республиканского бюджета Республики Коми, специально предусмотренные на оказание инвестиционной поддержки реформируемым предприятиям и на переобучение кадров реформируемых предприятий;

реструктуризация задолженности в различные уровни бюджетов;

прием социальной сферы в муниципальную собственность;

иные:

досудебная санация предприятий по процедурам, предусмотренным Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)";

возможность участия в федеральных программах и проектах;

привлечение средств иных внебюджетных российских и иностранных частных и государственных фондов;

антикризисное управление.

Приоритетными задачами реформы предприятий являются:

обеспечение инвестиционной привлекательности предприятий;

защита прав акционеров (для акционерных обществ);

четкое разграничение ответственности участников (учредителей) и управляющих, развитие механизмов корпоративного управления, обеспечение свободного перераспределения прав участия в капитале акционерного общества;

совершенствование механизмов исполнения решений судов;

обеспечение учредителей, акционеров, участников, инвесторов и кредиторов достоверной информацией о финансово - экономическом положении предприятий;

создание эффективного механизма управления на предприятиях.

3. Формы и методы государственной поддержки реформирования предприятий


3.1. Государственная поддержка реформирования предприятий.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»