Недействующий

АДМИНИСТРАЦИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 мая 2002 года N 495

О программах содействия занятости населения, организации и развития общественных работ в Воронежской области на 2002 год

В соответствии с распоряжением администрации области от 30.10.2001 г. N 2042-р "О программах содействия занятости населения Воронежской области, организации и развития общественных работ в Воронежской области на 2002 год" и приказом Минтруда России от 19 февраля 2002 года N 23 "Об утверждении Мероприятий по содействию занятости населения Российской Федерации на 2002 год" и в целях реализации прав граждан области на труд и социальную защиту от безработицы

1. Утвердить программу содействия занятости населения Воронежской области на 2002 год, согласованную с Министерством труда и социального развития Российской Федерации (приложение N 1).

2. Утвердить программу организации и развития общественных работ Воронежской области на 2002 год (приложение N 2).

3. Предложить органам местного самоуправления в месячный срок рассмотреть и утвердить городские (районные) программы содействия занятости населения, организации и развития общественных работ на 2002 год.

4. Рекомендовать департаменту федеральной государственной службы занятости населения по Воронежской области:

4.1. Совместно с управлениями администрации области, органами местного самоуправления, а также объединениями работодателей, объединениями профсоюзов, другими заинтересованными структурами, ответственными за реализацию программ, установить контроль за своевременным выполнением предусмотренных ими мероприятий.

4.2. Довести материалы программ до ответственных исполнителей.

5. Ответственным за исполнение программ содействия занятости населения, организации и развития общественных работ Воронежской области на 2002 год ежеквартально (в срок до 15 числа следующего за отчетным кварталом месяца).представлять сведения о ходе выполнения мероприятий программ в департамент ФГСЗН для обобщения и представления информации администрации области.

6. Главному финансово-экономическому управлению обеспечить финансирование расходов по программам в пределах средств, предусмотренных Законом "Об областном бюджете на 2002 год" и сводной бюджетной росписью областного бюджета на 2002 год.

7. Признать утратившими силу следующие постановления администрации области:

- N 928 от 05.09.97 г. "О разработке областной программы содействия занятости населения на 1998 год";

- N 615 от 04.07.2000 г. "О программе организации и развития общественных работ в Воронежской области на 2000 год";

- N 595 от 13.06.2001 г. "О программе содействия занятости населения Воронежской области";

- N 786 от 24.07.2001 г. "О программе организации и развития общественных работ в Воронежской области на 2001 год";

8. Контроль за выполнением данного постановления возложить на заместителя главы администрации области Савинкова Ю.А.

Глава администрации области В.Г.Кулаков

Приложение N 1

к постановлению Администрации

области от 18.05.2002 N 495

Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"(ст.14), распоряжение администрации Воронежской области от 30.10.2001 г. N 2042-р "О программах содействия занятости населения Воронежской области, организации и развития общественных работ в Воронежской области на 2002 год"

- создания условий для сокращения "Экономической бедности" за счет вторичной занятости;

Развитие автоматизированной информационной системы "Занятость"

Департамент ФГСЗН по Воронежской области, Воронежский областной центр профориентации и психологической поддержки безработных граждан и незанятого населения, Воронежский областной модельный центр профессиональной и медико-социальной реабилитации инвалидов, учебный центр "Кадры", Воронежская областная биржа временных и сезонных работ, отделы, управления администрации области, органы местного самоуправления, работодатели

Финансовые затраты на реализацию Программы составят 169,6 млн.руб: средства федерального бюджета - 159,5 млн.руб;
средства областного бюджета - 5,8 млн. руб, работодателей - 4,3 млн.руб

Программа содействия занятости населения Воронежской области на 2002 год (далее - Программа) направлена на повышение эффективности государственной политики занятости, дальнейшее смягчение диспропорций и дискриминационных явлений на региональном и локальных рынках труда.

Параметры Программы рассчитаны на основе:

- прогноза социально-экономического развития Воронежской области на 2002 год, разработанного информационно-аналитическим центром администрации области;

- результатов анализа и прогноза ситуации на общем и регистрируемом рынках труда, выполненного департаментом ФГСЗН по Воронежской области;

- планируемых объемов финансирования мероприятий содействия занятости населения.

Программа реализует основные направления и приоритеты государственной политики занятости в Воронежской области на 2002 год через городские и районные программы содействия занятости населения.

В 2001 году в области, по данным информационно-аналитического центра администрации области, продолжился экономический рост. Рост валового регионального продукта составил 5%, в промышленности - 0,1%, в сельском хозяйстве - 2,2%. Рост характерен не для всех отраслей экономики - в электроэнергетике, черной металлургии динамика объемов производства отрицательная. В социальной сфере также отмечаются положительные тенденции. Вместе с тем душевые доходы ниже прожиточного минимума имеют 30% населения области (32,8% в предыдущем году). Превышение среднемесячной начисленной заработной платы над прожиточным минимумом составляет 2 раза - практически на уровне предыдущего года.

Демографическая ситуация остается сложной. Сохраняется тенденция снижения миграционного прироста, что вкупе с возрастающей естественной убылью населения ведет к дальнейшему сокращению его численности. Однако трудовая структура населения остается благоприятной: в трудоспособный возраст входят большие контингенты молодежи. Благодаря этому, а также миграционному притоку численность трудоспособного населения обнаруживает тенденцию к некоторому росту, а его доля в общей численности населения возрастает до 56%. Численность экономически активного населения составляет 1168,0 тыс. чел. и также имеет тенденцию к увеличению.

На рынке труда повысился спрос на рабочую силу, еще более активизировался ее оборот, возросла востребованность услуг службы занятости. В течение года к ним прибегло около одной трети экономически активного населения области, против одной четвертой в 2000 году. Заметно возросла потребность в информационных услугах, в связи с чем в ходе реализации программы содействия занятости населения на 2001 год в приоритетном порядке решалась задача повышения уровня информационного обслуживания субъектов рынка труда. Дополнительно к ранее открытым информационно-консультационные пункты введены в поселках Масловка, Никольское, Краснолесное, Подгорное, отдаленном микрорайоне ВАИ г. Воронежа, воинской части в Ленинском районе г. Воронежа. Вошли в эксплуатацию спра-вочно-информационные киоски в вузах областного центра: в технологической академии, государственном университете, педагогическом университете, заочном финансово-экономическом институте и ПТУ N 12. Принятые меры позволили охватить в течение года различными видами услуг по оказанию содействия в области занятости 408 тыс. чел., что в 1,4 раза больше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

Численность граждан, зарегистрированных как ищущие работу, увеличилась за год почти на 2,7 тыс. чел., усложнился их социально - психологический состав: возросла доля лиц со сниженным трудовым потенциалом, нуждающихся в социальной защите, пассивных в поиске вариантов занятости. В 2001 году удельный вес таких граждан превысил 60% и имеет тенденцию к дальнейшему росту.

Число заявленных в службу занятости вакансий возросло в 1,3 раза, улучшилось их качество. Доля вакансий постоянных рабочих мест повысилась с 43,3% до 53%, для служащих - с 18% до 21%. Улучшилось соотношение между средней заработной платой безработных на последнем месте работы и оплатой труда на предлагаемых вакансиях, составив 1,1:1, против 1,5:1 за 2000 год. Расхождение между ними снизились в г. Воронеже до 276 руб. и до 116 руб. - в среднем по области. По рабочим профессиям заработная плата на заявленных вакансиях выше средней заработной платы безработных на последнем месте работы соответственно на 66 руб. и 220 руб. (табл. 1). Величина средней заработной платы на свободных вакансиях превысила величину областного прожиточного минимума (974 руб.) в 1,7 раза.

Таблица 1

по состоянию на 1 января 2002 года

Мониторинг трудовой активности ищущих работу и оценки проблем рынка труда работодателями

Трудовые мотивации ищущих работу усложняются, что проявляется в снижении их готовности к трудоустройству на любых условиях и, наоборот, большем стремлении подбирать работу на подходящих для себя условиях. При этом:

- повышается доля ориентированных на трудоустройство по полученной профессии, специальности (на 4 п.п. за последний год - до 70,4%);

- главным критерием подбора работы, как и ранее, остается заработная плата, но при этом половина претендует на заработок выше среднеобластного. В 5 раз увеличилась доля ориентированных на высокооплачиваемый труд (с 5,4% в 2000 г. до 27,5% в 2001 г.);

- возросло число отказов от предложений работодателей по всем не устраивающим ищущих работу факторам: из-за неподходящего заработка (на 19 п.п. среди опрошенных), условий и режима труда (на 12 п.п.), местоположения предприятия (на 7 п.п.), отсутствия социальных гарантий (на 10 п.п.). Каждый 13-й отказывается от работы из-за предлагаемой ему неофициальной занятости.

Повышение спроса на рабочую силу на рынке труда сопровождается ростом уверенности ищущих работу в возможностях своего трудоустройства (с 39% до 63%). Однако одновременно усиливаются профессионально - квалификационные несоответствия между требованиями работодателей и качеством рабочей силы, каждый третий получает отказ в приеме на работу по этой причине.

Среди причин отказов работодателей по-прежнему преобладают дискриминационные. По оценке, частота их по совокупности причин пола, возраста, наличия ребенка составляет 37% (43% в предыдущем опросе). В итоге в регистрируемом секторе рынка труда сохраняется предрасположенность к длительной безработице: подходящий вариант работы упорно будут искать 38%, против 29% в 2000 г. В поведении и намерениях пассивной части безработных также наметился перелом в сторону активизации поиска вариантов занятости.

Усиление тенденции активизации безработных в поиске работы проявляется в следующем:

- растет готовность к трудовой мобильности. Согласие на переезд в сельскую местность на условиях высокого заработка или обеспечения жильем, землей высказал 31 % респондентов - наибольшая доля за все годы проведения мониторингов. Готовность к трудоустройству по рабочей профессии выразили 2/3 специалистов (около 50% в 2000 году). Основная масса обусловливает смену социального статуса устраивающей зарплатой;

- увеличивается востребованность активных программ службы занятости (табл. 2).

Таблица 2

Мониторинг ориентации ищущих работу через информационные структуры службы занятости показал, что третья часть их клиентов относится к категории занятых, желающих сменить работу, главным образом по причине не устраивающего заработка. Посетители указанных структур нуждаются в специфических услугах: 87,5% - в информации о вакансиях, каждый 6-7-й - в справочно-консультационных услугах, 8,4% претендуют быть включенными в банк квалифицированных специалистов, около 2% интересуются информацией об учебных заведениях. Потенциальная трудовая мобильность у этой категории населения выше, чем у зарегистрированных безработных, а трудовые мотивации идентичны. Из них 1/3 ориентирована на трудоустройство по специальности, 1/4 - на высокий заработок, около 10% - на (пере)обучение или повышение квалификации. При этом материальные притязания выше, чем у безработных.

Мониторинговый опрос работодателей показал, что, с их точки зрения, на областном рынке труда обостряются две основные проблемы: качества рабочей силы и дефицита кадров, в основном квалифицированных рабочих. Полностью укомплектованы специалистами -65%, рабочими - лишь 27% предприятий. Однако около 2/3 состоящих на учете в службе занятости граждан ищут работу по специальностям, требующим высшего и среднего профессионального образования, только 23% - по профессии квалифицированного рабочего и лишь 15% - не требующую квалификации. К уже известным причинам растущего дефицита работодатели добавили смену трудовых мотиваций молодежи (нежелание обучаться многим дефицитным профессиям, не гарантирующим быстрого и достаточно высокого заработка) и ориентацию людей на более свободный режим работы. Значительная часть руководителей предприятий считает, что неудовлетворенный спрос будет усиливаться (37,2%) и тормозить дальнейший экономический рост (30%).

Усредненное мнение экспертов - работодателей по возможным мерам смягчения дефицита кадров отражено в таблице 3.

Таблица 3

(мнение работодателей)

Меры

Численность безработных и уровень безработицы

Несмотря на продолжающееся улучшение социально-экономической ситуации и положительные сдвиги на рынке труда, положение с безработицей в области остается сложным.

Уровень общей безработицы за 1999-2001 гг. снизился на 1,7 п.п., но остается высоким - 10,0% экономически активного населения, против 7,3% по Центральному федеральному округу, 8,9% в среднем по Российской Федерации. Лишь в 4 регионах округа этот показатель выше, чем в Воронежской области. По-прежнему велик разрыв между уровнями полной и регистрируемой безработицы, более чем в 7 раз.

Основными категориями ищущих работу являются:

- лица со сниженными конкурентоспособностью, трудовыми мотивациями и жизненными потребностями, среди которых много застойных безработных;

- способные к самостоятельному трудоустройству квалифицированные рабочие и специалисты, склонные к длительному поиску подходящей работы;

- живущие на периодические заработки или занятые в теневом секторе экономики граждане.

Проблема вынужденной неполной занятости потеряла для области прежнюю актуальность.

В регистрируемом секторе рынка труда рост числа безработных на конец 2001 года составил 12,4%. Увеличилось число безработных среди сельских жителей (с 3,5 тыс. за 2000 год до 4,5 тыс. за 2001 год), что связано, в первую очередь, с ограниченными возможностями территориальной мобильности, низким спросом на рабочую силу во многих районах области.

Среди безработных каждый второй имеет высшее или среднее профессиональное образование, возросла доля лиц, имеющих начальное профессиональное и среднее общее, а также ранее работавших по рабочим профессиям (табл. 4).

Таблица 4.

5,3

Несколько снизилась доля безработных состоящих на учете в службе занятости более 8 месяцев (на 2,7 п.п.), продолжительность безработицы сократилась до 4,6 мес.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»