Недействующий

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 декабря 1999 года N 564

О КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ И ПРИВАТИЗАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

утратило силу:

постановлением губернатора Костромской области N 530 от 17.07.2006

В редакции:

постановления главы администрации Костромской области N 41 от 02.02.2000 года

постановления главы администрации Костромской области N 273 от 03.07.2000 года

постановления главы администрации Костромской области N 413 от 12.10.2000 года

постановления губернатора Костромской области N 148 от 11.04.2001 года

постановления губернатора Костромской области N 332 от 12.08.2002 года

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Одобрить Концепцию управления государственным имуществом и приватизации на территории Костромской области (приложение 1).

2. Утвердить:

- программу реализации Концепции (приложение 2);

- положение о межведомственной комиссии по контролю и регулированию государственного сектора экономики (приложение 3);

- состав межведомственной комиссии (приложение 4);

3. Возложить межведомственную координацию деятельности по реализации Концепции на территории Костромской области на Комитет по управлению государственным имуществом администрации (С.Б.Косарев);

4. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Глава администрации Костромской области В.А. Шершунов

Приложение N 1
Одобрена
постановлением
главы администрации
Костромской области
от 22.12.1999 г. N 564

КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ И ПРИВАТИЗАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ


Настоящая Концепция разработана на основании одобренной постановлением Правительства Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, определяет основные цели, задачи и принципы государственной политики в сфере управления государственным сектором экономики и направлена на обеспечение единого подхода к управлению государственным сектором экономики на территории Костромской области, под которым понимается совокупность экономических отношений, связанных с использованием государственного имущества, закрепленного за государственными унитарными предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (далее именуются - унитарные предприятия), государственными учреждениями (далее именуются - учреждения), казны Костромской области, а также имущественных прав государства, вытекающих из его участия в коммерческих организациях (за исключением государственного имущества, вовлекаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации и Костромской области в бюджетный процесс).

Не являются предметом рассмотрения настоящей Концепции земля, недра, леса и другие природные ресурсы, объекты интеллектуальной собственности и права на эти объекты.

Концепция содержит два раздела.

В первом разделе рассматриваются цели, задачи, приоритеты и механизмы, направленные непосредственно на повышение эффективности управления государственным имуществом в соответствии с полномочиями Костромской области по формированию инфраструктуры области.

Во втором разделе рассмотрены вопросы осуществления государственной политики в сфере приватизации государственного имущества, включая систему взаимосвязанных целей, задач, принципов и мер в области приватизации государственного имущества, направленных на создание благоприятной экономической среды и повышение эффективности работы отечественных производителей товаров и услуг.

1. Цели, задачи и принципы управления государственным имуществом


В сложившейся социально-экономической ситуации назрела необходимость пересмотра принципов и приоритетов в области управления и распоряжения государственным имуществом, усиления государственного контроля и регулирования в государственном секторе экономики.

Усиление роли государства в регулировании экономики не следует понимать как политику наращивания массы объектов государственной собственности и экономическом пространстве страны. Сегодня как никогда ощущается объективная потребность в создании стройной, экономически и логически выверенной системы критериев, в соответствии с которыми те или иные объекты выбираются для осуществления государственного управления на базе жесткого, детально регламентированного механизма управления и контроля за государственной собственностью.

Государственная политика, в основу которой положена настоящая Концепция, преследует следующие цели:

- увеличение доходов федерального бюджета, консолидированного бюджета Костромской области на основе эффективного управления государственной собственностью;

- оптимизации структуры собственности (с точки зрения пропорций на макро- и микроуровне) в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста;

- вовлечение максимального количества объектов государственной собственности в процесс совершенствования управления;

- использование государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики;

- повышение конкурентоспособности коммерческих организаций, улучшение финансово-экономических показателей их деятельности путем содействия внутренним преобразованиям в них и прекращению выполнения несвойственных им функций.

Для реализации указанных целей органам исполнительной власти необходимо решить следующие задачи:

- полная инвентаризация объектов государственной собственности, разработка и реализация системы учета этих объектов и оформление прав на них;

- повышение эффективности управления государственным имуществом с использованием всех современных методов и финансовых инструментов, детальная правовая регламентация процессов управления;

- классификация объектов государственной собственности по признакам, определяющим специфику управления;

- оптимизация количества объектов управления и переход к пообъектному управлению;

- определение цели государственного управления по каждому объекту управления (группе объектов);

- обеспечение прав государства как участника (акционера) коммерческих и некоммерческих организаций;

- обеспечение контроля за использованием и сохранностью государственного имущества, а также контроля за деятельностью лиц, привлекаемых в качестве управляющих 1;

--------------------------------

1 В целях настоящей Концепции пол управляющими понимаются руководители унитарных предприятий и учреждений, представители государства в органах управления коммерческих и некоммерческих организаций, доверительные управляющие государственным имуществом, управляющие компании.

- обеспечение поступления дополнительных доходов в бюджета всех уровней путем создания новых возобновляемых источников платежей и более эффективного использования имеющегося имущества.

Задачи реализации настоящей Концепции являются приоритетными для всех Органов исполнительной власти.

В рамках настоящей Концепции наряду с установленными Правительством Российской Федерации будут установлены меры ответственности областных органов исполнительной власти за реализацию предоставленных им полномочий по управлению и распоряжению государственным имуществом.

В основу настоящей Концепции положены следующие принципы управления государственным имуществом, обеспечивающие достижение указанных целей и решение вытекающих из них задач.

Определение цели управления


Применительно к каждому объекту управления (группе объектов) государством должна быть определена и зафиксирована цель, которую оно преследует и достижению которой служит объект.

Перечень целей государства применительно к управлению различными видами объектов управления должен определяться соответствующими правовыми актами.

Выбор способа достижения цели


Государство в силу многообразия объектов управления, их специфики, невозможности оперативной обработки актуальной информации о состоянии каждого объекта управления, необходимой для принятия своевременных и адекватных управленческих решений, в большинстве случаев не может и не должно определять способы достижения цели, то есть детальные, экономически обоснованные планы конкретных мероприятий в отношении объекта управления.

Способ достижения цели определяется в рамках установленной (как правило, конкурсной) процедуры назначения управляющего и утверждается уполномоченным государственным органом.

Ответственность за осуществление утвержденного способа достижения цели государства возлагается на управляющего и должна не только стимулировать его надлежащую деятельность, но и сводить к минимуму риски государства при не достижении запланированного качественного результата управления.

Построение системы управления


Важнейшим принципом является использование системы управления как неразрывного единства следующих элементов: обеспечение обязательного порядка определения способа достижения цели, регламентация порядка принятия управленческих решений государственными органами, порядка выбора управляющих, мотивации управляющих, контроль за объектами управления и деятельностью управляющих, предоставление отчетности государственными органами и управляющими, принятие управленческих решений на основании анализа результатов контроля и отчетности, ответственность за результаты управления, постоянное поступление, обработка и анализ информации о работе управляющих и объектов управления.

Функционирование системы управления и порядок взаимодействия государственных органов должны быть детально регламентированы соответствующими и правовыми актами.

Обеспечение эффективности управления


Принцип эффективности управления заключается в достижении цели управления (определенного качественного результата деятельности или состояния объекта управления) ценой максимальной экономии ресурсов. Указанный критерии является обязательным при оценке деятельности государственных органов и управляющих по управлению государственным имуществом.

Обеспечение профессионализма управления

Государство крайне заинтересовано в профессиональном управлении государственным имуществом, в связи с чем необходимо отдать систему подготовки и аттестации управляющих.

Принципы управления, а также подходы к их реализации являются едиными на территории Костромской области для объектов государственной собственности (федеральной и областной) и конкретизируются в настоящей Концепции применительно к таким объектам управления, как унитарные предприятия и учреждения, акции, находящиеся в государственной собственности, доли в уставных капиталах хозяйственных обществ и товариществ, недвижимость, в следующей логической последовательности;

а) оценка состояния (количественная характеристика, классификация объектов, распределение полномочий между государственными органами, положение дел и основные выводы);

б) постановка целей и задач управления;

в) предлагаемый механизм управления (алгоритм достижения целей и решения поставленных задач, перечень правовых актов, которые необходимо разработать или изменить для обеспечения эффективной реализации механизма управления);

г) контроль эффективности управления.

2. Управление унитарными предприятиями и учреждениями Оценка состояния управления унитарными предприятиями и учреждениями


В настоящее время на территории Костромской области находится 157 государственных предприятий и 383 учреждения, из них 46 предприятий и 274 учреждения федеральной собственности, 111 предприятий и 109 учреждений областной собственности.

Предприятия

Функции по управлению унитарными предприятиями четко не разделены как между Федеральными так и областными органами исполнительной власти.

Полномочия собственника по управлению государственными предприятиями на территории Костромской области осуществляет Комитет по управлению государственным имуществом администрации. В отношении предприятий федеральной собственности - на основании соглашения, заключенного между Мингосимуществом РФ и главой администрации области, в отношении областных предприятий - в соответствии с положением о комитете, утвержденном постановлением главы администрации.

Комитет по управлению госимуществом администрации области наделяет унитарные предприятия имуществом, согласовывает вопросы распоряжения недвижимым имуществом унитарных предприятий, ведет их реестр, осуществляет контроль за эффективностью использования имущества, закрепленного за унитарными предприятиями, в отношении областных предприятий, кроме перечисленного, контролирует соблюдение руководителем предприятия контракта, утверждает уставы.

Уставы федеральных унитарных предприятий утверждаются отраслевыми федеральными органами исполнительной власти, которые также назначают на должность и освобождают от должности их руководителей, заключают, изменяют и расторгают контракты с руководителями унитарных предприятий. Назначение руководителей федеральных унитарных предприятий, расположенных на территории Костромской области должно производиться только по согласованию с Администрацией Костромской области.

С большинством руководителей унитарных предприятий контракты отраслевыми федеральными органами исполнительной власти не заключены вообще, а имеющиеся не предусматривают ответственности руководителей за результаты деятельности.

Уставы федеральных унитарных предприятий зачастую не соответствуют законодательству. Особенно острой является проблема предприятий агропромышленного комплекса.

Количество унитарных предприятий весьма значительно, основная их деятельность не всегда отвечает интересам государства. В число действующих унитарных предприятий входят и предприятия, подлежащие приватизации, но не приватизированные по ряду причин (в основном в силу низкой ликвидности имущества). Законодательство, ориентированное на массовую приватизацию, не могло учитывать экономические особенности ряда объектов и, соответственно, предусматривать особый порядок приватизации.

Предусмотренные гражданским законодательством организационно - правовая форма унитарного предприятия и институт права хозяйственного ведения имеют ряд отрицательных свойств.

Юридическая конструкция права хозяйственного ведения предоставляет субъекту такого права широкий круг полномочий по владению, пользованию, распоряжению имуществом собственника. Реально эти полномочия осуществляются единолично руководителем унитарного предприятия, взаимоотношения которого с собственником регулируются законодательством о труде. Напротив, круг полномочий собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, определен исчерпывающим образом. Вмешательство государственных органов в деятельность унитарных предприятий (их руководителей) вне установленного круга полномочий является неправомерным.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»