ПРАВИТЕЛЬСТВО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 декабря 2004 года N 191-пп
Об утверждении Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения области
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", приказом Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28 февраля 2003 года N 105 "Об утверждении Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения" правительство области постановляет:
1. Утвердить Требования по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения области (далее - Требования, прилагаются).
2. Создать комиссию для отнесения потенциально опасных объектов к классам опасности и утвердить ее состав (прилагается).
3. Рекомендовать главам местного самоуправления городов и районов области довести настоящие Требования до руководителей предприятий и организаций всех форм собственности и обеспечить их исполнение.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя губернатора области - секретаря Совета безопасности области Пучкова В.В.
Об исполнении постановления информировать к 30 апреля 2005 года.
Губернатор
Белгородской области Е. Савченко
Требования по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения области
1.Требования по предупреждению чрезвычайных ситуаций (далее -ЧС) на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения области (далее - Требования) предусматривают осуществление комплекса мероприятий по уменьшению риска чрезвычайных ситуаций техногенного характера на потенциально опасных объектах, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся и транспортируются пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества (далее - потенциально опасные объекты), и объектах, обеспечивающих жизнедеятельность населения (объекты водоснабжения и канализации, очистки сточных вод, тепло- и электроснабжения, гидротехнические сооружения).
Указанные Требования соблюдаются при:
определении опасности чрезвычайных ситуаций техногенного характера для населения и территорий, организации работы по созданию системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, их моделированию, районированию территорий Российской Федерации по наличию опасных производств и объектов;
организации работы по определению показателей степени риска на объектах экономики и территориях;
классификации потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения в зависимости от опасности возникновения на них
чрезвычайных ситуаций;
проектировании, строительстве, эксплуатации и выводе из эксплуатации объектов, опасных для населения и территорий;
управлении мероприятиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций и защите населения и территорий от их опасных воздействий;
подготовке объектов и территорий к действиям по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
оценке готовности потенциально опасных объектов к предупреждению и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Кроме того, настоящие Требования должны соблюдаться при учете и установлении причин чрезвычайных ситуаций, проведении государственной экспертизы, государственного надзора и контроля, осуществлении разрешительной деятельности в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территорий от их опасных воздействий.
2. Требования разработаны в соответствии с:
постановлением Госгортехнадзора России от 27 октября 2000 года N 61 "Об утверждении изменений N 1 к Положению о порядке оформления декларации промышленной безопасности и перечне сведений, содержащихся в ней";
другими законодательными и иными нормативными правовыми актами по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территорий от их опасных воздействий.
3. Требования предназначаются для применения:
органами исполнительной власти области в соответствии с положением об областной территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее -территориальная подсистема РСЧС);
органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органах исполнительной власти области и органах местного самоуправления (далее - органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям), всех уровней РСЧС;
организациями, эксплуатирующими и проектирующими потенциально опасные объекты и объекты жизнеобеспечения.
4. Настоящие Требования не распространяются на вопросы предупреждения
чрезвычайных ситуаций на радиационно опасных объектах.
5. Опасность чрезвычайных ситуаций техногенного характера для населения и территорий может возникнуть в случае аварий:
на потенциально опасных объектах, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся и транспортируются пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества;
на установках, складах, хранилищах, инженерных сооружениях и коммуникациях, разрушение (повреждение) которых может привести к нарушению нормальной жизнедеятельности людей (прекращению обеспечения водой, газом, теплом, электроэнергией, затоплению жилых массивов, выходу из строя систем канализации и очистки сточных вод).
6. При прогнозировании чрезвычайных ситуаций определяются: показатели степени риска для населения в связи с возможными
авариями на потенциально опасных объектах (потенциальный риск,
коллективный риск, индивидуальный риск, риск нанесения материального
ущерба);
опасность, которую представляет чрезвычайная ситуация
техногенного характера в общем (интегральном) риске чрезвычайных
ситуаций.
7. Для установления степени риска чрезвычайных ситуаций техногенного характера определяются:
расчетные сценарии возможных крупных аварий, приводящих к чрезвычайным ситуациям (условия возникновения, поражающие факторы, продолжительность их воздействия и масштабы);
частота или вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций по каждому из выбранных расчетных сценариев;
границы зон, в пределах которых может осуществляться поражающее воздействие источника чрезвычайной ситуации;
распределение людей (производственного персонала и населения) на территории, в пределах которой может осуществляться поражающее воздействие источника чрезвычайной ситуации.
8. Определение степени риска чрезвычайных ситуаций техногенного характера производится на основе нормативно-методической документации в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территорий от их воздействия.
9. При отсутствии достаточных исходных данных для определения степени риска чрезвычайных ситуаций на конкретных потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения допускается использование информации об оценках риска для объектов-аналогов, а также статистические данные о частоте аварий для отдельных видов технологического оборудования и коммуникаций.
10. В основу организации взаимодействия области и других субъектов Российской Федерации при прогнозировании чрезвычайных ситуаций должны быть положены:
существующая структура построения функциональных и территориальных подсистем РСЧС;
документы, определяющие порядок сбора и обмена информацией в сфере прогнозирования чрезвычайных ситуаций.
11. По результатам прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного характера потенциально опасные объекты и объекты жизнеобеспечения подразделяются по степени опасности в зависимости от масштабов возникающих чрезвычайных ситуаций на пять классов:
1 класс - потенциально опасные объекты и объекты жизнеобеспечения, аварии на которых могут являться источниками возникновения федеральных и (или) трансграничных чрезвычайных ситуаций;
2 класс - потенциально опасные объекты и объекты жизнеобеспечения, аварии на которых могут являться источниками возникновения региональных чрезвычайных ситуаций;
3 класс - потенциально опасные объекты и объекты жизнеобеспечения, аварии на которых могут являться источниками возникновения территориальных чрезвычайных ситуаций;
4 класс - потенциально опасные объекты и объекты жизнеобеспечения, аварии на которых могут являться источниками возникновения местных чрезвычайных ситуаций;
5 класс - потенциально опасные объекты и объекты жизнеобеспечения, аварии на которых могут являться источниками возникновения локальных чрезвычайных ситуаций.
12. Отнесение потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения к классам опасности осуществляется комиссией, образуемой правительством Белгородской области. В состав комиссии включаются представители Главного управления МЧС России по Белгородской области и специально уполномоченных органов в области промышленной, экологической, санитарно-эпидемиологической безопасности, специализированных организаций.
13. Сведения о классификации потенциально опасных объектов представляются комиссией в МЧС России. Главное управление МЧС России по Белгородской области осуществляет учет потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения в установленном порядке.
14. Организация прогнозирования техногенных чрезвычайных ситуаций осуществляется на основе представляемой информации о всех имеющихся на территории области потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения.
15. Результаты прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного характера учитываются при решении вопросов проектирования, строительства, эксплуатации и выводе из эксплуатации объектов, выдаче разрешений и лицензий на виды деятельности, связанные с повышенной опасностью.
16. Организация прогнозирования чрезвычайных ситуаций в области осуществляется Главным управлением МЧС России по Белгородской области совместно с заинтересованными территориальными органами федеральных органов исполнительной власти области и координируется областной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.
17. Система прогнозирования чрезвычайных ситуаций на территории области предусматривает:
организацию взаимодействия между территориальной подсистемой РСЧС области и звеньями функциональных подсистем РСЧС через областную комиссию по предупреждению ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (представление областной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности сведений о состоянии обстановки на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения и прилегающих к ним территориях, принятых мерах по защите населения, предупреждению чрезвычайных ситуаций и снижению риска их возникновения, мерах по повышению готовности сил и средств, предназначенных для локализации и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций и планах их действий);
организацию обмена оперативными сводками между территориальными органами федеральных органов исполнительной власти области и органами местного самоуправления городов и районов области
и регламентацию форм отчетности об авариях и чрезвычайных ситуациях в пределах всех муниципальных образований области (ежесуточных, ежемесячных, ежеквартальных и др.);
создание в Главном управлении МЧС России по Белгородской области, органах местного самоуправления городов и районов области необходимых банков данных по прогнозированию чрезвычайных ситуаций;
создание пакетов необходимой научно-технической и методической документации Главным управлением МЧС России по Белгородской области по прогнозированию чрезвычайных ситуаций;
анализ принятых технических решений по предупреждению и прогнозированию чрезвычайных ситуаций на объектовом, местном, территориальном уровнях;
разработку методологий и методик вариантных прогнозов возникновения, развития и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
18. В соответствии с принятыми в установленном порядке нормативными правовыми актами и документами в строительстве вероятность, масштаб, продолжительность возможных чрезвычайных ситуаций и затраты на предупреждение чрезвычайных ситуаций учитываются в ходатайстве (декларации) о намерениях инвестирования в строительство (далее - ходатайство о намерениях) и в обосновании инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений (далее -обоснования инвестиций) при определении номенклатуры продукции, мощности и выборе места (района) размещения потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения.