• Текст документа
  • Статус
0 %
Начинаю
Завершаю
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий


АДМИНИСТРАЦИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 сентября 2019 года № 348а


Об утверждении государственной программы
"Развитие рынка труда в Томской области"

(с изменениями на 10 августа 2020 года)

________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Администрации Томской области от 10 августа 2020 года № 393а

постановлением Администрации Томской области от 20 марта 2020 года № 121а

постановлением Администрации Томской области от 14 января 2020 года № 9а

постановлением Администрации Томской области от 27 декабря 2019 года № 505а
_______________________________________________________________



В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", в целях создания правовых, экономических и организационных условий для обеспечения государственных гарантий в области содействия занятости населения и защиты от безработицы

постановляю:

1. Утвердить государственную программу "Развитие рынка труда в Томской области" согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Признать утратившими силу следующие постановления Администрации Томской области:

от 10.12.2014 № 478а "Об утверждении государственной программы "Развитие рынка труда в Томской области" ("Собрание законодательства Томской области", № 12/2 (113), часть 1 от 30.12.2014);

от 31.03.2015 № 116а "О внесении изменений в постановление Администрации Томской области от 10.12.2014 № 478а" ("Собрание законодательства Томской области", № 4/1 (120), часть 2 от 15.04.2015);

от 15.02.2016 № 48а "О внесении изменений в постановление Администрации Томской области от 10.12.2014 № 478а" ("Собрание законодательства Томской области", № 3/2 (143) от 31.03.2016);

от 27.09.2016 № 318а "О внесении изменений в постановление Администрации Томской области от 10.12.2014 № 478а" ("Собрание законодательства Томской области", № 11/1 (158) от 15.11.2016);

от 30.12.2016 № 419а "О внесении изменений в постановление Администрации Томской области от 10.12.2014 № 478а" (Официальный интернет-портал "Электронная Администрация Томской области" http://www.tomsk.gov.ru, 30.12.2016);

от 20.04.2017 № 156а "О внесении изменений в постановление Администрации Томской области от 10.12.2014 № 478а" (Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 26.04.2017);

от 11.07.2017 № 258а "О внесении изменений в постановление Администрации Томской области от 10.12.2014 № 478а" ("Собрание законодательства Томской области", № 7/2 (175) от 31.07.2017);

от 29.12.2017 № 485а "О внесении изменений в постановление Администрации Томской области от 10.12.2014 № 478а" ("Собрание законодательства Томской области", № 1/2 (187) от 31.01.2018);

от 29.03.2018 № 139а "О внесении изменений в постановление Администрации Томской области от 10.12.2014 № 478а" ("Собрание законодательства Томской области", № 4/1 (192) от 13.04.2018);

от 04.02.2019 № 46а "О внесении изменений в постановление Администрации Томской области от 10.12.2014 № 478а" ("Собрание законодательства Томской области", № 2/2 (213) от 28.02.2019);

от 30.04.2019 № 169а "О внесении изменений в постановление Администрации Томской области от 10.12.2014 № 478а" ("Собрание законодательства Томской области", № 5/1 (218) от 15.05.2019);

от 17.06.2019 № 230а "О внесении изменений в постановление Администрации Томской области от 10.12.2014 № 478а" ("Собрание законодательства Томской области", № 6/2 (221), часть 2 от 28.06.2019).

от 11.12.2019 № 462а "О внесении изменений в постановление Администрации Томской области от 10.12.2014 № 478а" ("Собрание законодательства Томской области", № 01/1 (234), том 4 от 10.01.2020).
(абзац дополнительно введен с 24.03.2020 года постановлением Администрации Томской области от 20 марта 2020 года № 121а)

3. Департаменту информационной политики Администрации Томской области обеспечить опубликование настоящего постановления.

4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2020 года.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Томской области по социальной политике.

И.о. Губернатора Томской области
А.М.Рожков

Государственная программа "Развитие рынка труда в Томской области"

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Администрации Томской области
от 27.09.2019 № 348а


Паспорт государственной программы "Развитие рынка труда в Томской области"



(В редакции, введенной в действие с 13.08.2020 года постановлением Администрации Томской области от 10 августа 2020 года № 393а, -
см. предыдущую редакцию)


Наименование государственной программы

Государственная программа "Развитие рынка труда в Томской области" (далее - государственная программа)

Ответственный исполнитель государственной программы

Департамент труда и занятости населения Томской области

Цель социально-экономического развития Томской области,
на реализацию которой направлена государственная программа

Повышение уровня и качества жизни населения на всей территории Томской области, накопление человеческого капитала

Цель государственной программы

Развитие эффективного рынка труда в Томской области

Показатели цели государственной программы
и их значения
(с детализацией по годам реализации)

Показатели цели

2018
год

2019 год
(оценка)

2020
год

2021
год

2022
год

2023
год

2024
год

Прогнозный период
2025 год

Прогнозный период
2026 год

1. Уровень безработицы
(по методологии Международной организации труда), %

5,5

5,5

5,4

5,4

5,4

6,1

5,3

5,3

5,2

Сроки реализации государственной программы

2020 - 2024 годы с прогнозом на 2025 и 2026 годы

Объем
и источники финансирования государственной программы
(с детализацией
по годам реализации,
тыс. рублей)

Источники

Всего

2020
год

2021
год

2022
год

2023
год

2024
год

Прогнозный период
2025 год

Прогнозный период
2026 год

федеральный бюджет
(по согласованию) (прогноз):

3 536 755,6

594 795,5

501 909,5

506 331,8

506 331,8

506 331,8

460 527,6

460 527,6

в т.ч. средства федерального бюджета, поступающие напрямую получателям на счета, открытые
в кредитных организациях или в Федеральном казначействе (прогноз)

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

областной бюджет

2 682 042,2

391 095,4

386 776,5

386 800,7

386 800,7

386 800,7

371 884,1

371 884,1

местные бюджеты
(по согласованию) (прогноз)

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

внебюджетные источники
(по согласованию) (прогноз)

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

всего
по источникам

6 218 797,8

985 890,9

888 686,0

893 132,5

893 132,5

896 132,5

832 411,7

832 411,7";



Структура государственной программы

(В редакции, введенной в действие с 24.03.2020 года постановлением Администрации Томской области от 20 марта 2020 года № 121а, -
см. предыдущую редакцию)

Подпрограммы / Направления проектной деятельности / Региональные проекты

Соисполнитель подпрограммы/ Ответственный за региональный проект/ Участники обеспечивающей подпрограммы

Цель подпрограммы/
регионального проекта

Процессная часть государственной программы

Подпрограмма 1.
Активная политика занятости населения
и социальная поддержка безработных граждан

Департамент труда и занятости населения Томской области

Активная политика занятости населения
и социальная поддержка безработных граждан

Подпрограмма 2.
Развитие социального партнерства, улучшение условий и охраны труда
в Томской области

Департамент труда и занятости населения Томской области

Развитие социального партнерства, улучшение условий и охраны труда у работодателей, расположенных на территории Томской области, и, как следствие, снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости

Подпрограмма 3.
Содействие добровольному переселению
в Томскую область соотечественников, проживающих за рубежом

Департамент труда и занятости населения Томской области

Создание условий для добровольного переселения соотечественников, проживающих за рубежом,
в Томскую область для ее социально-экономического и демографического развития

Обеспечивающая подпрограмма

Департамент труда и занятости населения Томской области

Обеспечение реализации государственной программы

Проектная часть государственной программы

Направление проектной деятельности -
Производительность труда
и поддержка занятости

х

х

Региональный проект 1.
Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда
для обеспечения роста
производительности труда

Департамент труда и занятости населения Томской области

Поддержка занятости населения за счет обучения работников организаций - участников регионального проекта "Поддержка занятости" и модернизации инфраструктуры занятости населения
в Томской области к 2024 году

Направление проектной деятельности -
Демография

х

х

Региональный проект 1.
Содействие занятости женщин -
создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет

Департамент общего образования
Томской области

Обеспечить возможность женщинам, имеющим детей, совмещать трудовую деятельность
с семейными обязанностями, в том числе
за счет повышения доступности дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет

Характеристика текущего состояния сферы реализации государственной программы, в том числе основные проблемы в указанной сфере и прогноз ее развития


Сфера реализации государственной программы определяется региональной системой управления трудовым потенциалом, направленной на повышение эффективности использования трудовых ресурсов.

Складывающаяся многоукладная экономика и ее структурная перестройка предъявляют новые требования к качеству рабочей силы, ее профессионально-квалификационному составу и уровню подготовки, обостряют конкуренцию между работниками.

Занятость населения составляет необходимое условие для его воспроизводства, так как от нее зависят уровень жизни людей, издержки общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, на их трудоустройство, на материальную поддержку людей, которые лишились работы. Поэтому такие проблемы, как занятость населения, безработица, конкурентоспособность рабочей силы и в целом рынок труда, актуальны для экономики региона.

Развитие рынка труда напрямую зависит от активности спроса на рабочую силу со стороны реального сектора экономики, масштабов реализации инвестиционных и инновационных проектов, создающих новые рабочие места.

В этих условиях с каждым годом растет роль службы занятости населения в системе кадрового обеспечения экономики. Динамично развивающийся регион требует усиливать позиции службы занятости населения на рынке труда и создавать такие механизмы, которые позволят выйти на совершенно иной уровень взаимодействия с гражданами и работодателями.

В этой связи основными целями деятельности Департамента труда и занятости населения Томской области являются эффективная занятость населения и развитие трудовых ресурсов, высокий уровень обеспечения трудовых прав и социальных гарантий граждан в области труда и занятости населения.

1. Анализ текущего состояния сферы реализации государственной программы.

Одним из основных показателей эффективности работы службы занятости является состояние рынка труда Томской области.

В 2016 - 2018 гг. на рынке труда Томской области отмечалась тенденция на стабилизацию общей и снижение регистрируемой безработицы.

Среднегодовая численность безработных граждан, определяемая в соответствии с методологией Международной организации труда, за 2018 год составила 34,4 тыс. человек. Уровень общей безработицы - 6,3%, что соответствует показателю за 2017 год (в Российской Федерации - 4,8%, в Сибирском федеральном округе (далее - СФО) - 6,7%).

Данные выборочных обследований рабочей силы показали, что наиболее низкий уровень общей безработицы в Томской области был зафиксирован в среднем за декабрь 2017 года - февраль 2018 года (4,8%), наиболее высокий - в среднем за май - июль 2018 года (8,7%).

Среди регионов СФО лучшие показатели по уровню общей безработицы в 2018 году отмечены в Красноярском (4,9%), Алтайском краях и Кемеровской области (по 6,1%). Наиболее высокий уровень общей безработицы зафиксирован в Республике Тыва (14,8%) и Республике Алтай (11,2%).

По результатам выборочных обследований рабочей силы Росстатом уровень занятости населения в возрасте старше 15 лет в экономике Томской области увеличился с 56,3% в 2017 году до 57,9% в 2018 году.

Рост уровня занятости населения обусловлен следующими факторами: сложившаяся демографическая ситуация, принимаемые меры по легализации трудовых отношений, а также результат реализации комплекса мероприятий активной политики занятости населения.

Об утверждении государственной программы



Численность зарегистрированных безработных граждан на 01.01.2019 составила 7029 человек, что на 926 человек меньше, чем на 01.01.2018. Уровень регистрируемой безработицы снизился с 1,45% до 1,32% от численности рабочей силы (в Российской Федерации - 0,9%, в СФО - 1,2%).

По уровню регистрируемой безработицы в 2018 году Томская область заняла 59-е место в Российской Федерации и 5-е место в СФО. Среди регионов СФО лучшие показатели отмечены в Новосибирской области, Красноярском крае (по 0,8%), Иркутской области (1,1%) и Омской области (1,2%). Наиболее высокий уровень регистрируемой безработицы зафиксирован в Республике Тыва (3,9%).

Рынок труда Томской области характеризуется значительной дифференциацией по показателям уровня регистрируемой безработицы, территориальной диспропорцией спроса и предложения рабочей силы и наличием отдельных территорий с высокой напряженностью на рынке труда. Среди муниципальных образований Томской области самый низкий уровень регистрируемой безработицы за 2018 год отмечен в городах Стрежевом (0,5%), Томске (0,7%), Асиновском и Томском районах (по 0,9%). Наиболее высокий уровень зафиксирован в Зырянском, Тегульдетском (по 4,3%) и Бакчарском (4,0%) районах.

Динамика показателей оплаты труда населения Томской области в 2018 году характеризовалась следующими тенденциями.

По данным Томскстата с 2013 г. по 2018 г. уровень среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организаций Томской области увеличился в 1,4 раза: с 29 814 до 41 240 рублей и составил 95% от заработной платы в среднем по Российской Федерации.


Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников, рублей

2013

2014

2015

2016

2017

2018

Российская Федерация

29 792

32 495

34 030

36 709

39 167

43 431

Сибирский федеральный округ

26 398

28 347

29 616

31 383

33 822

37 494

Томская область

29 814

32 042

34 041

35 459

37 518

41 240



Среди 10 регионов Сибирского федерального округа Томская область занимает третье место по размеру среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в расчете на одного работника, уступая лишь Красноярскому краю (44 837 рублей) и Иркутской области (41 919 рублей).

Реальная начисленная заработная плата, рассчитанная с учетом индекса потребительских цен, в 2018 году соответствовала 105,9% к уровню 2017 года. В 2018 году среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций Томской области увеличилась по сравнению с 2017 годом на 9,9%.

Заработная плата работников Томской области дифференцирована по видам экономической деятельности. Самая высокая заработная плата по итогам 2018 года сложилась у работников, занятых добычей полезных ископаемых, - 80 976 рублей, что в 2 раза превышает среднее значение по области, в деятельностях профессиональной, научной и технической - 57 813 рублей (в 1,4 раза).

Увеличение средней заработной платы работников организаций Томской области в 2018 году наблюдается по всем видам экономической деятельности.

Росту средней заработной платы способствовало обеспечение повышения заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы Томской области в соответствии с "майскими" Указами Президента Российской Федерации и увеличение минимального размера оплаты труда с 1 января 2018 года до 9 489 рублей, с 1 мая 2018 года - до 11 163 рублей.

С 2013 года Департамент труда и занятости населения Томской области является координатором реализации Указов Президента Российской Федерации в части достижения целевого значения соотношений средней заработной платы отдельных категорий работников бюджетных учреждений социальной сферы Томской области в процентах от средней заработной платы в экономике региона.

В 2018 году целевые показатели, определенные "майскими" Указами, достигнуты в полном объеме по всем 12 категориям работников бюджетной сферы.

В 2018 году на срок до 2020 года продлен срок действия утвержденной потребительской корзины, состав которой планируется пересмотреть на федеральном уровне до конца 2020 года для приближения его к "принципам здорового питания". По итогам 2018 года Томская область находится на третьем месте среди регионов СФО по величине прожиточного минимума после Красноярского края (11 642 рубля) и Иркутской области (10 698 рублей).

2. Потенциал развития рынка труда.

Одной из основных причин низкого уровня занятости населения и высокой доли длительно ищущих работу граждан является изменение структуры спроса на рынке труда. С одной стороны, растет количество вакансий, требующих более высокого уровня профессиональной подготовки и опыта работы, с другой стороны, отмечается перераспределение (увеличение или уменьшение) количества вакансий в определенных видах экономической деятельности. В настоящее время наибольшая потребность в работниках отмечается в обрабатывающем производстве, строительстве, оптовой и розничной торговле, образовании, здравоохранении и предоставлении социальных услуг населению.

Гибкий, эффективно функционирующий рынок труда является важнейшей составляющей инновационной экономики. Вместе с тем современное развитие экономики невозможно без продуктивной занятости, являющейся производной от эффективно функционирующего гибкого рынка труда, позволяющего оперативно реагировать на экономические вызовы (Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р).

В этих условиях важным является факт сохранения действующих программ / отдельных мероприятий содействия занятости и мер социальной поддержки граждан, гарантированных в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", с осуществленным в 2019 году реформированием системы государственной социальной поддержки безработных граждан с целью стимулирования их к активному поиску работы.

Достижение цели государственной программы основывается на расчете целевых прогнозных показателей в области содействия занятости населения. При этом едиными общими требованиями к политике субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения являются:

обеспечение единства, полноты и качества предоставления и исполнения установленных Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" государственных услуг и государственных функций в области содействия занятости населения в соответствии с федеральными государственными стандартами государственных услуг и государственных функций;

обеспечение нормативов доступности государственных услуг в области содействия занятости населения;

реализация в установленной сфере деятельности региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов "Демография", "Производительность труда и поддержка занятости".

Одним из приоритетов становится позиционирование идеи государственно-частного партнерства в вопросах развития человеческого потенциала, популяризация значимости кадрового ресурса, взаимодействие образования, бизнес-сообществ и власти. Начиная с 2018 года используется проектный подход как инновационный метод повышения эффективности деятельности службы занятости и взаимодействия с работодателями.

Целью государственной политики в области охраны труда является улучшение условий труда работников и, как следствие, снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. В связи с этим в рамках государственной программы будут решаться задачи реализации превентивных мер, направленных на снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, обеспечение оценки условий труда работников, информационное обеспечение и пропаганду охраны труда, будет продолжена реализация стратегии развития культуры безопасных условий труда.

Сокращение дефицита трудовых ресурсов и обеспечение потребности экономики Томской области в квалифицированных кадрах будут реализованы также за счет создания условий для добровольного переселения соотечественников, проживающих за рубежом, в Томскую область для ее социально-экономического и демографического развития.

3. Существующие ограничения (проблемы): планируемые значения показателей реализации задач государственной программы и целевой индикатор определены исходя из прогноза баланса трудовых ресурсов и могут оказаться недостижимыми при ухудшении общей макроэкономической ситуации.

Переход к инновационной экономике, вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию в перспективе ведут к изменению структуры занятости, которое сопровождается сокращением неэффективных рабочих мест, оптимизацией численности персонала, увольнением работников в связи с ликвидацией организаций или сокращением штатов. Продолжение действия экономических санкций могут нивелировать признаки восстановительного роста в экономике Томской области и в целом по Российской Федерации.

На первый план выходят проблемы обеспечения необходимыми квалифицированными кадрами секторов экономики с высоким потенциалом устойчивого роста, соответствия структуры профессионального образования и спроса на рабочую силу.

Помимо этого обеспеченность экономики Томской области трудовыми ресурсами будет определяться тенденциями демографического развития.

По данным баланса трудовых ресурсов в экономике Томской области в 2017 году трудились 496,1 тыс. человек, из них работающие граждане, выходящие за пределы трудоспособного возраста, составляли 38,2 тыс. человек (7,7%), иностранные трудовые мигранты - 7,6 тыс. человек (1,5%).

Согласно демографическому прогнозу Томскстата численность населения Томской области в 2018 - 2021 годах будет ежегодно увеличиваться и в 2021 году составит 1086,5 тыс. человек (в 2017 году - 1078,6 тыс. человек).

При этом в соответствии с прогнозным трендом Томскстата и с учетом увеличения пенсионного возраста для мужчин - 65 лет, для женщин - 60 лет численность населения в трудоспособном возрасте будет увеличиваться, также будет расти численность населения моложе трудоспособного возраста, а старше трудоспособного - снижаться.

Среднегодовая численность населения трудоспособного возраста увеличится на 20,6 тыс. человек (с 629,8 тыс. человек в 2017 году до 650,4 тыс. человек в 2021 году). Лиц моложе трудоспособного возраста станет больше на 5,9 тыс. человек (с 204,2 тыс. человек в 2017 году до 210,1 тыс. человек в 2021 году). Среднегодовая численность населения старше трудоспособного возраста уменьшится на 18,7 тыс. человек (с 244,6 тыс. человек в 2017 году до 225,9 тыс. человек в 2021 году).

С учетом демографического прогноза Томскстата и новых пенсионных правил численность трудовых ресурсов Томской области увеличится с 663,3 тыс. человек в 2017 году до 671,4 тыс. человек в 2021 году.

Улучшение экономической ситуации и увеличение трудовых ресурсов приведет к ежегодному росту численности занятых в экономике.

С учетом прогнозного тренда социально-экономического развития Томской области на 2019 год и на плановый период 2020 - 2021 годов численность занятых в экономике увеличится с 496,1 тыс. человек в 2017 году до 499,8 тыс. человек в 2021 году.

При этом под действием новых пенсионных правил снизится численность работающих пенсионеров старше трудоспособного возраста с 38,2 тыс. человек в 2017 году до 30,2 тыс. человек в 2021 году.

Ожидаемое увеличение трудовых ресурсов приведет к снижению привлечения иностранной рабочей силы, так как потребность экономики в кадрах преимущественно будет заполняться за счет постоянного населения Томской области.

Численность иностранных трудовых мигрантов снизится с 7,6 тыс. человек в 2017 году до 6,8 тыс. человек в 2021 году.

Вследствие повышения производительности труда и технологического переоснащения производств спрос на рабочую силу будет расти более сдержанными темпами, чем численность трудовых ресурсов, что приведет к росту общей численности незанятых в экономике с 167,2 тыс. человек в 2017 году до 171,6 тыс. человек в 2021 году (учащиеся в трудоспособном возрасте, обучающиеся с отрывом от производства; военнослужащие; российские граждане, работающие за границей; безработные; лица, занятые ведением домашнего хозяйства, граждане, отчаявшиеся найти работу и прекратившие ее поиск; другие лица, которым нет необходимости работать, независимо от источника дохода).

4. Ожидаемый результат реализации цели государственной программы: при сохранении наметившихся положительных тенденций в экономической ситуации и повышении спроса на рабочую силу численность безработных граждан, определяемых по методологии Международной организации труда, уменьшится с 33,8 тыс. человек в 2017 году до 29,2 тыс. человек в 2021 году. При этом уровень общей безработицы снизится с 6,3% до 5,4% к численности рабочей силы.

В 2019 - 2024 годах в рамках реализации пенсионной реформы будут созданы условия для смягчения дефицита рабочей силы, вызванного уменьшением численности населения в трудоспособном возрасте. Кроме того, в целях улучшения ситуации на рынке труда будут реализовываться мероприятия федеральных проектов национального проекта (программы) "Производительность труда и поддержка занятости", национального проекта "Демография", а также Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года.

В рамках реализации регионального проекта "Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда" в период с 2019 г. по 2024 г. планируется организовать переобучение, повышение квалификации работников предприятий Томской области.

Для решения поставленной задачи работодателям - участникам регионального проекта "Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда" предоставляется субсидия на финансовое обеспечение (возмещение затрат) на переобучение, повышение квалификации работников в целях поддержки занятости и повышения эффективности рынка труда в соответствии с бюджетным законодательством.

В целях развития инфраструктуры занятости и достижения системного эффекта повышения производительности труда и поддержки уровня занятости населения в Томской области с 2020 года планируется внедрять в работу службы занятости организационные и технологические инновации.

Планируемые мероприятия по повышению эффективности работы системы занятости будут направлены на обновление и стандартизацию процессов государственных учреждений службы занятости населения - центров занятости населения в целях решения проблем занятости и снижения дисбаланса спроса и предложения на рынке труда, активизации взаимодействия работодателей, органов службы занятости, образовательных организаций и других участников рынка труда. Предполагается создание центров занятости населения нового типа, оперативно и проактивно действующих в отношении возможных рисков безработицы и неэффективной занятости.

Центры занятости населения должны соответствовать Единым требованиям к организации работы службы занятости, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.04.2019 № 302 "Об утверждении Единых требований к организации деятельности органов службы занятости". Перечень мероприятий по внедрению Единых требований к организации деятельности органов службы занятости утверждается правовым актом Департамента труда и занятости населения Томской области.

В рамках реализации в Томской области федерального проекта "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет" национального проекта "Демография" в период с 2020 г. по 2024 г. планируется организовать переобучение и повышение квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, а также женщин, имеющих детей дошкольного возраста, не состоящих в трудовых отношениях и обратившихся в органы службы занятости в целях поиска работы, что позволит женщинам повысить конкурентоспособность на рынке труда и совместить трудовую занятость с семейными обязанностями.

Для этих целей исполнительный орган государственной власти Томской области, осуществляющий полномочия в области содействия занятости населения, утверждает порядок организации переобучения, повышения квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, а также женщин, имеющих детей дошкольного возраста, не состоящих в трудовых отношениях и обратившихся в органы службы занятости; разрабатывает порядок предоставления субсидии на финансовое обеспечение (возмещение затрат) работодателям на переобучение и повышение квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет.

Сохранение экономического роста, дальнейшее развитие экономики и соответствующий рост потребности в трудовых ресурсах приведут к повышению уровня участия населения в рабочей силе.

По базовому варианту прогноза численность рабочей силы Томской области уменьшится с 547,2 тыс. человек в 2018 году до 545,6 тыс. человек в 2024 году, тогда как численность занятых в экономике за соответствующий период увеличится с 512,7 до 517,1 тыс. человек.

Рост спроса на рабочую силу и постепенное устранение барьеров, затрудняющих движение рабочей силы, в том числе за счет сокращения времени поиска работы в результате широкого распространения и активного использования интернет-технологий, будет способствовать дальнейшему снижению безработицы. В результате уровень общей безработицы в Томской области по базовому варианту прогноза может снизиться с 6,3% в 2018 году до 5,3% к 2024 году. Долгосрочный прогноз общей безработицы к концу 2026 года запланирован на уровне 5,2% к численности рабочей силы.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 24.03.2020 года постановлением Администрации Томской области от 20 марта 2020 года № 121а

Перечень показателей цели государственной программы, сведения о порядке сбора
информации по показателям и методике их расчета


п/п

Наименование показателя

Единица измерения

Пункт Федерального плана статистических работ (<1>)

Периодичность сбора данных (<2>)

Временные характеристики показателя (<3>)

Алгоритм формирования (формула) расчета показателя (<4>)

Метод сбора информации (<5>)

Ответственный за сбор данных по показателю (<6>)

Дата получения фактического значения показателя (<7>)

Показатели цели государственной программы

1.

Уровень безработицы
(по методологии Международной организации труда)

%

1.30.10

(<1>) Указывается по показателям, включенным в Федеральный план статистических работ, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 671-р. По соответствующим показателям заполняются только графы 1 - 4.

(<2>) Указывается периодичность сбора данных (год, квартал, месяц и т.д.).

(<3>) Указывается вид временной характеристики (за отчетный период, на начало отчетного периода, на конец отчетного периода, на конкретную дату
и т.д.).

(<4>) Приводится формула или краткий алгоритм расчета показателя.

(<5>) Указывается метод сбора информации для расчета показателя (периодическая отчетность, перепись, единовременное обследование (учет), бухгалтерская отчетность, финансовая отчетность, социологический опрос, ведомственная статистика, прочее).

(<6>) Приводится наименование исполнительного органа государственной власти Томской области или структурного подразделения Администрации Томской области, ответственного за сбор данных по показателю.

(<7>) Указывается месяц и год (очередной, плановый) получения фактического значения показателя.


5. В целях реализации пункта 1.6 Плана первоочередных мероприятий (действий) по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, утвержденных Правительством Российской Федерации 17.03.2020:

постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2020 № 980 утверждены Правила предоставления и распределения в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации (далее - Правила);

распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.07.2020 № 1726-р утверждено распределение иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых в 2020 году из резервного фонда Правительства Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.

Для оперативного контроля ситуации на рынке труда Федеральной службой по труду и занятости на базе портала "Работа в России" организован онлайн-мониторинг, в июле 2020 года в нем участвует более 4 тысяч компаний региона, в которых заняты более 278 тысяч работников или 55% от общего числа занятых в экономике области.

По состоянию на 03.07.2020 33 тыс. работающих граждан трудятся удаленно. Свыше 13 тыс. человек заняты неполный рабочий день либо неполную рабочую неделю (из них в связи с карантином - 3,7 тыс. человек), в простое - 5,4 тыс. работников (из них в связи с карантином - 4,6 тыс. человек) и 1,8 тыс. человек находятся в неоплачиваемом отпуске (из них в связи с карантином - 161 человек). Численность граждан, вышедших на рынок труда с начала года в связи с высвобождением, составила 974 человека. Под угрозой увольнения находятся 960 работников.

Ситуация на рынке труда Томской области остается напряженной. С начала года в службу занятости обратилось более 26 тыс. человек, из них за период пандемии - 21 тыс. человек. Численность зарегистрированных безработных граждан на 01.07.2020 составляет 20 851 человек, это в 3,4 раза больше чем на начало года.

Изменился состав безработных, увеличилась доля молодежи, женщин, если раньше большое число безработных проживали в сельской местности, то теперь это городское население. Наибольшая численность официально зарегистрированных безработных наблюдается в г. Томске - 9 989 человек, это 47% численности безработных в области. Численность безработных граждан в областном центре увеличилась в 6,6 раза относительно начала года.

Количество вакансий существенно уменьшилось. За последние годы проявился рынок кандидатов, сейчас же существует дефицит вакансий, который будет сохраняться. За январь - июнь 2020 года количество вакансий, заявленных в органы службы занятости, снизилось на 43% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Если на начало текущего года численность зарегистрированных безработных граждан на одну вакансию в целом по области составляла 0,5 человека, то на 01.07.2020 коэффициент напряженности на рынке труда - 1,8 человек.

Учитывая, что к концу 2020 года необходимо снизить напряженность на рынке труда, значение программного показателя "Коэффициент напряженности на рынке труда" должно быть ниже, чем значение показателя на 1 июля 2020 года. Следовательно, плановый показатель на конец 2020 года устанавливается в объеме 1,7 человек на одну вакансию.

Прогноз ситуации на рынке труда во втором полугодии 2020 года: предприятия только начинают выходить из режима ограничений, при этом ситуация на рынке труда будет оставаться сложной до конца года. По оценкам пик роста численности безработных граждан придется на конец июля - начало августа - более 24 тыс. человек.
(Пункт дополнительно введен с 13.08.2020 года постановлением Администрации Томской области от 10 августа 2020 года № 393а)


Ресурсное обеспечение реализации государственной программы за счет средств областного бюджета и целевых межбюджетных трансфертов из федерального бюджета по главным распорядителям средств областного бюджета


(В редакции, введенной в действие с 13.08.2020 года постановлением Администрации Томской области от 10 августа 2020 года № 393а, -
см. предыдущую редакцию)

тыс. рублей

№ п/п

Наименование задачи, мероприятия государственной программы

Срок исполнения

Объем финансирования
за счет средств областного бюджета,
в том числе за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета

Главные распорядители средств областного бюджета (ГРБС)

Департамент труда и занятости населения Томской области

1

2

3

4

5

Подпрограмма 1
"Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан"

Задача 1 подпрограммы 1: содействие занятости населения Томской области

1.

Ведомственная
целевая программа 1
"Содействие занятости населения Томской области"

всего

1 919 949,6

1 919 949,6

2020 г.

273 685,2

273 685,2

2021 г.

274 377,4

274 377,4

2022 г.

274 377,4

274 377,4

2023 г.

274 377,4

274 377,4

2024 г.

274 377,4

274 377,4

2025 г.

274 377,4

274 377,4

2026 г.

274 377,4

274 377,4

2.

Основное мероприятие "Реализация дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда Томской области,
за счет резервного фонда Правительства Российской Федерации", в том числе:

всего

69 217,7

69 217,7

2020 г.

69 217,7

69 217,7

2021 г.

0,0

0,0

2022 г.

0,0

0,0

2023 г.

0,0

0,0

2024 г.

0,0

0,0

2025 г.

0,0

0,0

2026 г.

0,0

0,0

2.1.

Мероприятие
"Возмещение работодателям расходов на частичную оплату труда при организации общественных работ для граждан, ищущих работу
и обратившихся в органы службы занятости, а также безработных граждан"

всего

32 210,9

32 210,9

2020 г.

32 210,9

32 210,9

2021 г.

0,0

0,0

2022 г.

0,0

0,0

2023 г.

0,0

0,0

2024 г.

0,0

0,0

2025 г.

0,0

0,0

2026 г.

0,0

0,0

2.2.

Мероприятие
"Возмещение работодателям расходов на частичную оплату труда при организации временного трудоустройства работников организаций, находящихся под риском увольнения (введение режима неполного рабочего времени, временная остановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, проведение мероприятий по высвобождению работников)"

всего

37 006,8

37 006,8

2020 г.

37 006,8

37 006,8

2021 г.

0,0

0,0

2022 г.

0,0

0,0

2023 г.

0,0

0,0

2024 г.

0,0

0,0

2025 г.

0,0

0,0

2026 г.

0,0

0,0

Задача 2 подпрограммы 1: социальная поддержка безработных граждан

3.

Основное мероприятие "Социальные выплаты безработным гражданам
в соответствии с Законом Российской Федерации
от 19 апреля 1991 года
№ 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"
,
в том числе:

всего

3 208 891,4

3 208 891,4

2020 г.

456 783,8

456 783,8

2021 г.

457 778,1

457 778,1

2022 г.

458 865,9

458 865,9

2023 г.

458 865,9

458 865,9

2024 г.

458 865,9

458 865,9

2025 г.

458 865,9

458 865,9

2026 г.

458 865,9

458 865,9

3.1.

Мероприятие
"Осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными"

всего

3 160 758,0

3 160 758,0

2020 г.

449 932,1

449 932,1

2021 г.

450 911,4

450 911,4

2022 г.

451 982,9

451 982,9

2023 г.

451 982,9

451 982,9

2024 г.

451 982,9

451 982,9

2025 г.

451 982,9

451 982,9

2026 г.

451 982,9

451 982,9

3.2.

Мероприятие
"Организация осуществления переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными"

всего

48 133,4

48 133,4

2020 г.

6 851,7

6 851,7

2021 г.

6 866,7

6 866,7

2022 г.

6 883,0

6 883,0

2023 г.

6 883,0

6 883,0

2024 г.

6 883,0

6 883,0

2025 г.

6 883,0

6 883,0

2026 г.

6 883,0

6 883,0

Задача 3 подпрограммы 1: координация деятельности участников рынка труда

4.

Ведомственная
целевая программа 2
"Регулирование рынка труда Томской области"

всего

211 807,1

211 807,1

2020 г.

33 287,9

33 287,9

2021 г.

29 753,2

29 753,2

2022 г.

29 753,2

29 753,2

2023 г.

29 753,2

29 753,2

2024 г.

29 753,2

29 753,2

2025 г.

29 753,2

29 753,2

2026 г.

29 753,2

29 753,2

Итого по подпрограмме 1

всего

5 409 865,8

5 409 865,8

2020 г.

832 974,6

832 974,6

2021 г.

761 908,7

761 908,7

2022 г.

762 996,5

762 996,5

2023 г.

762 996,5

762 996,5

2024 г.

762 996,5

762 996,5

2025 г.

762 996,5

762 996,5

Об утверждении государственной программы "Развитие рынка труда в Томской области" (с изменениями на 10 августа 2020 года)

Название документа: Об утверждении государственной программы "Развитие рынка труда в Томской области" (с изменениями на 10 августа 2020 года)

Номер документа: 348а

Вид документа: Постановление Администрации Томской области

Принявший орган: Администрация Томской области

Статус: Действующий

Опубликован: Опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru 04.10.2019)
Дата принятия: 27 сентября 2019

Дата начала действия: 01 января 2020
Дата редакции: 10 августа 2020