ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ДУМА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 декабря 2017 года № 828


О результатах мониторинга правоприменения Закона Томской области от 11.10.2011 № 253-ОЗ "О применении пониженной ставки по налогу на прибыль организаций для учреждений, исполняющих наказания, и федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы, а также организаций, в которых работают лица, осужденные к исправительным работам и(или) освобожденные из мест лишения свободы"



Рассмотрев проект постановления Законодательной Думы Томской области "О результатах мониторинга правоприменения Закона Томской области от 11.10.2011 № 253-ОЗ "О применении пониженной ставки по налогу на прибыль организаций для учреждений, исполняющих наказания, и федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы, а также организаций, в которых работают лица, осужденные к исправительным работам и(или) освобожденные из мест лишения свободы", в соответствии с пунктом 37 статьи 6 Закона Томской области от 12 ноября 2015 года № 182-ОЗ  "О Законодательной Думе Томской области" и пунктами 21-24 Положения о проведении мониторинга правоприменения нормативных правовых актов Томской области, принятых Законодательной Думой Томской области, утвержденного постановлением Законодательной Думы Томской области от 25 июня 2015 года  № 2768, Законодательная Дума Томской области

постановляет:


1. Утвердить результаты мониторинга правоприменения Закона Томской области от 11.10.2011 № 253-ОЗ "О применении пониженной ставки по налогу на прибыль организаций для учреждений, исполняющих наказания, и федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы, а также организаций, в которых работают лица, осужденные к исправительным работам и(или) освобожденные из мест лишения свободы" согласно приложению.

2.  Администрации Томской области рекомендовать рассмотреть вопросы:

целесообразности сохранения льгот по налогу на прибыль организаций, установленных вышеуказанным Законом Томской области;

целесообразности внесения изменений в Закон Томской области от 13.06.2007 № 109-ОЗ "О льготном налогообложении на территории Томской области" в части актуализации категорий налогоплательщиков, на которых распространяется действие данного Закона.

3.  Настоящее постановление разместить на официальном сайте Законодательной Думы Томской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

4.  Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Законодательной Думы
Томской области
        О.В.Козловская


Приложение к постановлению
Законодательной Думы
Томской области
от 21.12.2017 № 828



О результатах мониторинга правоприменения Закона Томской области от 11.10.2011 № 253-ОЗ "О применении пониженной ставки по налогу на прибыль организаций для учреждений, исполняющих наказания, и федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы, а также организаций, в которых работают лица, осужденные к исправительным работам и(или) освобожденные из мест лишения свободы"


Введение


Мониторинг проводился бюджетно-финансовым комитетом Законодательной Думы Томской области в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2011 года № 657 "О мониторинге правоприменения в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 года № 694 "Об утверждении Методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации", Постановлением Законодательной Думы Томской области от 25.06.2015 № 2768 "Об утверждении Положения о проведении мониторинга правоприменения нормативных правовых актов Томской области, принятых Законодательной Думой Томской области" и Постановлением Законодательной Думы Томской области от 27.08.2015 № 2822 "О плане мониторинга правоприменения нормативных правовых актов Томской области, принятых Законодательной Думой Томской области, на 2015 - 2016 годы".

При осуществлении мониторинга бюджетно-финансовый комитет руководствовался Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Налоговым кодексом Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом (Основным Законом) Томской области, Законом Томской области от 13.06.2007 № 109-ОЗ "О льготном налогообложении на территории Томской области", иными законами и нормативными правовыми актами Томской области.

В целях мониторинга реализации указанного нормативного правового акта была запрошена, обобщена и проанализирована информация Управления Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Томской области, Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Томской области, Администрации Томской области за период 2011 - 2016 годов.

Проведен анализ состояния регионального законодательства в сфере предоставления аналогичных налоговых льгот в 53 субъектах Российской Федерации.

Юридическим отделом Законодательной Думы Томской области проведена правовая и антикоррупционная экспертиза Закона Томской области от 11.10.2011 № 253-ОЗ "О применении пониженной ставки по налогу на прибыль организаций для учреждений, исполняющих наказания, и федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы, а также организаций, в которых работают лица, осужденные к исправительным работам и(или) освобожденные из мест лишения свободы". При подготовке заключения проведена комплексная работа по обобщению, оценке и правовому анализу федеральных Закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Закона Томской области и иных подзаконных нормативных актов Томской области, регламентирующих указанную сферу общественных отношений.

Предметом мониторинга являются правовые отношения в сфере предоставления льгот по налогам и сборам в рамках полномочий субъекта Российской Федерации.

Объектом мониторинга выступил Закон Томской области от 11.10.2011  № 253-ОЗ "О применении пониженной ставки по налогу на прибыль организаций для учреждений, исполняющих наказания, и федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы, а также организаций, в которых работают лица, осужденные к исправительным работам и(или) освобожденные из мест лишения свободы" (далее - Закон Томской области  № 253-ОЗ).

Целью мониторинга являются оценка эффективности указанного закона, его совершенствование, а также повышение качества и эффективности нормотворческой и правоприменительной деятельности в сфере его реализации.

Основные задачи мониторинга заключаются в следующем:

1) определение соответствия Закона законодательству Российской Федерации, в том числе Налоговому кодексу Российской Федерации, выявление коллизий между нормативными правовыми актами;

2) соответствие законодательству Томской области, в том числе Закону Томской области от 13.06.2007 № 109-ОЗ "О льготном налогообложении на территории Томской области";

3) выявление и восполнение пробелов в правовом регулировании вопросов в сфере предоставления льгот по налогам и сборам в Томской области, выявление и устранение дублирующих норм;

4) выявление факторов (в том числе коррупциогенных), снижающих эффективность реализации Закона;

5) анализ и оценка соответствия практики применения Закона их целям;

6) обеспечение контроля за исполнением и соблюдением Закона;

7) формирование перспективных направлений нормотворческой деятельности в сфере предоставления льгот по налогам и сборам на территории Томской области;

8) определение степени урегулированности вопросов в сфере предоставления льгот по налогам и сборам, отнесенных к предметам ведения Томской области и предметам совместного ведения Российской Федерации и Томской области;

9) выявление невостребованных или не применяемых на практике положений Закона.

Мониторинг включал в себя сбор, изучение, анализ, обобщение и оценку практики применения Закона. При осуществлении мониторинга использована следующая основная информация:

а) информация о внесенных и планируемых изменениях законодательства Российской Федерации в сфере оказания бесплатной юридической помощи;

б) отраслевая и межотраслевая информация о практике применения Закона (в том числе об обращениях граждан и юридических лиц в связи с их применением), поступившая от Администрации Томской области, Управления Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Томской области);

в) информация о нормативных правовых актах, принятых на основе Закона;

г) статистическая информация о практике правоприменения Закона;

д) информация об итогах заседания комиссии по налогам бюджетно-финансового комитета Законодательной Думы Томской области;

е) информация, изложенная в заключении юридического отдела аппарата Законодательной Думы Томской области, подготовленном в рамках мониторинга правоприменения Закона.


Юридическая характеристика


Закон Томской области № 253-ОЗ принят в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, Уставом (Основным Законом) Томской области, Законом Томской области от 13.06.2007 № 109-ОЗ "О льготном налогообложении на территории Томской области" и иными законами Томской области.

В соответствии со статьей 2 Налогового кодекса Российской Федерации нормативное правовое регулирование отношений по установлению, введению и взиманию в Российской Федерации налога на прибыль организаций осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами о налогах и сборах, законами субъектов Российской Федерации о налогах, нормативными правовыми актами муниципальных образований. При этом Налоговым кодексом Российской Федерации (пункт 1 статьи 284) предусмотрено, что налоговая ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков.

В соответствии со статьей 1 Закона Томской области от 13.06.2007 № 109-ОЗ "О льготном налогообложении на территории Томской области" на территории Томской области нормативное правовое регулирование отношений, связанных с установлением и отменой пониженной налоговой ставки налога на прибыль организаций в части, зачисляемой в областной бюджет, определением категории налогоплательщиков, которым может быть установлена пониженная налоговая ставка налога на прибыль организаций в части, зачисляемой в областной бюджет, осуществляется в соответствии с указанным Законом.

Частью 1 статьи 2 указанного Закона предусмотрено, что пониженная налоговая ставка налога на прибыль организаций в части, зачисляемой в областной бюджет, может предоставляться отдельным категориям налогоплательщиков, в том числе:

учреждениям, исполняющим наказания, и федеральным государственным унитарным предприятиям уголовно-исполнительной системы на территории Томской области, использующим труд лиц, отбывающих наказания в виде лишения свободы в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации;

организациям, в которых работают лица, осужденные к исправительным работам и(или) освобожденные из мест лишения свободы.

В связи с вышеизложенным, Закон Томской области № 253-ОЗ принят в рамках компетенции и предоставленных полномочий Томской области по регулированию указанных правоотношений.

Законом Томской области № 253-ОЗ устанавливается право применять пониженную ставку по налогу на прибыль организаций для учреждений, исполняющих наказания, и федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы, а также организаций, в которых работают лица, осужденные к исправительным работам и(или) освобожденные из мест лишения свободы в размере 13,5 процента.

В настоящее время в целях реализации положений Закона Томской области  № 253-ОЗ подзаконных нормативных актов Томской области не принималось.

Рассматриваемая сфера общественных отношений на региональном уровне полностью урегулирована и принятия дополнительных регулирующих подзаконных нормативных актов Томской области не требуется.

В результате проведенного анализа несогласованности рассматриваемого нормативного правового акта с иными нормативными правовыми актами Томской области в системе действующего правового регулирования данной сферы, а также коллизий норм не выявлено.

Налоговый кодекс Российской Федерации является единственным федеральным законодательным актом, регламентирующим отношения по установлению, введению и взиманию в Российской Федерации налога на прибыль организаций, в том числе по применению пониженной ставки по налогу на прибыль организаций для учреждений, исполняющих наказания, и федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы, а также организаций, в которых работают лица, осужденные к исправительным работам и(или) освобожденные из мест лишения свободы.

В целях реализации указанных положений Налогового кодекса Российской Федерации на федеральном уровне подзаконные нормативные правовые акты не принимались.

Бюджетным кодексом Российской Федерации регламентируются отношения по вопросу зачисления и распределения налога на прибыль организаций в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации.

Анализ федерального законодательства свидетельствует о полноте правового урегулирования данной сферы отношений на федеральном уровне.

Предложения по совершенствованию федерального законодательства отсутствуют

В ходе проведенной экспертизы противоречия Закона Томской области № 253-ОЗ Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и нормативным правовым актам органов государственной власти Российской Федерации, Уставу (Основному Закону) Томской области и законам Томской области не выявлены.

В связи с вышеизложенным полагаем, что внесения соответствующих изменений в региональное законодательство не требуется.

Антикоррупционная экспертиза Закона Томской области № 253-ОЗ проведена в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96  "Об антикоррупционной экспертизе нормативных актов и проектов нормативных актов". Коррупциогенных факторов в указанном Законе Томской области не выявлено. Предложений о способах устранения коррупциогенных факторов не имеется в связи с отсутствием таковых.

Противоречий между нормативными правовыми актами общего характера и нормативными правовыми актами специального характера, регулирующими однородные правоотношения не обнаружены.

В результате проведенного мониторинга установлено, что в нормативных правовых актах используется единая понятийно-терминологическая система регулирования правоотношений.

Противоречия в нормативных правовых актах, в том числе регулирующих однородные отношения, принятых в разные периоды, не выявлены.

Ошибок юридико-технического характера в Законе Томской области № 253-ОЗ также не обнаружено.


Практика применения


В соответствии с Законом Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1  "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с настоящим Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации. Доходы от производственной деятельности учреждений, исполняющих наказания, и прибыль федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы после уплаты обязательных платежей в соответствующие бюджеты расходуются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (статья 9).

В целях создания условий для функционирования учреждений и органов уголовно-исполнительной системы органы государственной власти субъекта Российской Федерации за счет средств бюджетных ассигнований собственных бюджетов вправе оказывать содействие в обеспечении трудовой занятости осужденных, реализации федеральных и региональных программ стабилизации и развития уголовно-исполнительной системы, устанавливать дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также для работников (за исключением федеральных государственных служащих) учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и членов их семей (статья 10.1).

В статье 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации сформулированы основные принципы привлечения к труду осужденных к лишению свободы. К ним, прежде всего, относятся: а) обязательность труда осужденных; б) подчинение производственной деятельности ИУ их основной задаче - исправлению осужденных. Время привлечения осужденных к оплачиваемому труду засчитывается им в общий трудовой стаж, работающие осужденные имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск (статья 104 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

Целью принятия рассматриваемого Закона Томской области являлось привлечение осужденных к труду и, как следствие, - получение источника возмещения исков потерпевших, создание условий для сокращения преступлений и правонарушений стабилизации улучшение криминогенной обстановки в местах лишения свободы, исправление и ресоциализация осужденных.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»