Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 ноября 2013 года N 643-П


О государственной программе Саратовской области "Развитие образования в Саратовской области до 2025 года"

(с изменениями на 29 декабря 2018 года)

________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Саратовской области
 от 29.12.2018 N 760-П
________________________________________________

_______________________________________________________________

     В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
постановлением Правительства Саратовской области от 18.02.2014 N 85-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 26.02.2014 N 127-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 16.05.2014 N 286-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 30.06.2014 N 372-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 24.11.2014 N 649-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 31.12.2014 N 756-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 11.09.2015 N 466-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 25.12.2015 N 649-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 22.01.2016 N 17-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 30.03.2016 N 135-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 20.04.2016 N 184-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 30.05.2016 N 260-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 30.08.2016 N 468-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 30.08.2016 N 469-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 05.12.2016 N 672-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 30.12.2016 N 762-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 30.12.2016 N 763-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 12.04.2017 N 178-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 14.09.2017 N 473-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 20.12.2017 N 657-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 20.12.2017 N 658-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 29.12.2017 N 715-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 29.12.2017 N 718-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 06.02.2018 N 54-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 16.04.2018 N 199-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 29.05.2018 N 285-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 17.09.2018 N 518-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 26.11.2018 N 639-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 29.12.2018 N 749-П.

_______________________________________________________________


На основании Устава (Основного Закона) Саратовской области и Закона Саратовской области "О бюджетном процессе в Саратовской области" Правительство области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить государственную программу Саратовской области "Развитие образования в Саратовской области до 2025 года" согласно приложению (пункт с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 20.12.2017 N 658-П, см. предыдущую редакцию).

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор области
В. В. Радаев

     

     
Приложение
к постановлению Правительства области
 от 20 ноября 2013 года N 643-П

     
Государственная программа Саратовской области "Развитие образования в Саратовской области до 2025 года"
(наименование с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 20.12.2017 N 658-П, см. предыдущую редакцию)


Паспорт государственной программы
(таблица с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 30.08.2016 N 468-П, см. предыдущую редакцию).

Наименование государственной программы

государственная программа Саратовской области "Развитие образования в Саратовской области до 2025 года" (далее - государственная программа)

(позиция с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 20.12.2017 N 658-П, см. предыдущую редакцию)

Ответственный исполнитель государственной программы

министерство образования области

Соисполнители государственной программы

отсутствуют

Участники государственной программы

министерство молодежной политики, спорта и туризма области, министерство социального развития области, органы местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) области (по согласованию), социально ориентированные некоммерческие организации (по согласованию)

(позиция с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 12.04.2017 N 178-П, см. предыдущую редакцию)

Подпрограммы государственной программы

подпрограмма 1 "Развитие системы дошкольного образования";

подпрограмма 2 "Развитие системы общего и дополнительного образования";

подпрограмма 3 "Поддержка одаренных детей Саратовской области";

подпрограмма 4 "Развитие профессионального образования";

подпрограмма 5 "Социальная адаптация детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей";

подпрограмма 6 "Патриотическое воспитание детей и молодежи Саратовской области";

подпрограмма 7 "Развитие финансовой грамотности населения области";

подпрограмма 8 "Создание в Саратовской области новых мест в общеобразовательных организациях"

(позиция с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 22.01.2016 N 17-П, см. предыдущую редакцию)

Программно-целевые инструменты государственной программы

отсутствуют

Цели государственной программы

обеспечение доступности и вариативности качественных образовательных услуг с учетом современных вызовов к системе дошкольного образования;

обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики; повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного социально ориентированного развития страны; выявление и развитие одаренных детей области;

создание эффективной системы профессионального образования, обеспечивающей сферу производства и услуг области востребованными квалифицированными специалистами и рабочими кадрами;

создание условий для успешной социализации и самореализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

развитие системы патриотического воспитания детей и молодежи;

формирование у жителей области разумного финансового поведения, их ответственного

отношения к личным финансам

Задачи государственной программы

формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного образования, развивающей человеческий потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития области;

развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих максимально равную доступность услуг дошкольного, общего, дополнительного образования детей; модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей, направленная на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации;

создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия; обеспечение эффективной системы по социализации и самореализации молодежи, развитию потенциала молодежи;

создание условий для проявления одаренными детьми выдающихся способностей; модернизация и оптимизация структуры профессионального образования для обеспечения гибкости и эффективности профессионального образования, учитывающей особенности области; внедрение механизмов прозрачного финансирования и стимулирование конкуренции учреждений профессионального образования;

модернизация содержания и технологий профессионального образования для обеспечения их соответствия требованиям современной экономики и изменяющимся запросам населения; реализация комплекса мер профилактики социального сиротства и устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на семейные формы воспитания; формирование у детей и молодежи патриотического сознания; формирование позитивной мотивации у молодежи на прохождение военной службы; создание устойчивых институциональных механизмов реализации мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности на региональном уровне с участием органов исполнительной власти области, учебных заведений, неправительственных организаций, финансового сектора; создание системы эффективных и доступных информационных ресурсов в области финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг, проведение масштабной информационной кампании

Целевые показатели государственной программы

доступность дошкольного образования (отношение численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, к сумме численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, и численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, находящихся в очереди на получение в текущем году дошкольного образования) с 85,8 процента в 2012 году до 100 процентов в 2015 году;

отношение среднемесячной заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения государственных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, к среднемесячному доходу от трудовой деятельности в области с 88 процентов в 2012 году до 100 процентов в 2016 году;

удельный вес обучающихся общеобразовательных организаций, которые обучаются в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов от общего количества обучающихся с 26 процентов в 2012 году до 100 процентов в 2019 году;

количество участников регионального этапа всероссийской олимпиады школьников, научных конференций, конкурсов, фестивалей, интернет-марафонов, областного бала золотых медалистов с 1543 человек в 2012 году до 5364 человек в 2020 году;

удельный вес выпускников профессиональных образовательных организаций очной формы обучения, трудоустроившихся в течение одного года после окончания обучения по полученной специальности (профессии), в общей их численности с 44 процентов в 2012 году до 60 процентов в 2020 году;

удельный вес выпускников по программам профессионального образования/профессиональной подготовки, успешно прошедших независимую оценку квалификаций, с 6 процентов в 2012 году до 30 процентов в 2020 году;

доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан, в общем количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 80 процентов в 2012 году до 91 процента в 2020 году;

доля детей и молодежи от 16 до 18 лет, участвующих в различных мероприятиях по гражданско-патриотическому и военно-патриотическому воспитанию, в общей численности детей и молодежи области, с 26,9 процента в 2012 году до 37,2 процента в 2017 году;

доля образовательных организаций основного и дополнительного образования, участвующих в повышении уровня финансовой грамотности населения области, в их общем количестве до 90 процентов в 2020 году;

доля детей по категориям местожительства, социального и имущественного статуса, состояния здоровья, охваченных моделями и программами социализации, в общем количестве детей по указанным категориям с 79 процентов в 2013 году до 86 процентов в 2020 году;

удельный вес численности населения в возрасте 5-18 лет, охваченного общим и профессиональным образованием, от общей численности населения в возрасте 5-18 лет с 98,9 процента в 2012 году до 99,3 процента в 2020 году;

доля образовательных организаций, в которых созданы условия для получения детьми-инвалидами качественного образования, в общем количестве образовательных организаций в области с 18,5 процента в 2016 году до 22,4 процента в 2020 году

(позиция в редакции, введенной постановлением Правительства Саратовской области от 29.12.2017 N 715-П, см. предыдущую редакцию)

Этапы и сроки реализации государственной программы

2014-2025 годы

(позиция  с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 20.12.2017 N 658-П, см. предыдущую редакцию)

Объемы финансового обеспечения
государственной программы

общий объем финансового обеспечения государственной программы, составляет 114091456,2 тыс. рублей, из них:

2014 год - 1676704,2 тыс. рублей;

2015 год - 4927319,1 тыс. рублей;

2016 год - 20404731,1 тыс. рублей;

2017 год - 20099521,2 тыс. рублей;

2018 год - 23203797,8 тыс. рублей;

2019 год - 21495650,1 тыс. рублей;

2020 год - 21283732,7 тыс. рублей;

2021 год - 200000,0 тыс. рублей;

2022 год - 200000,0 тыс. рублей;

2023 год - 200000,0 тыс. рублей;

2024 год - 200000,0 тыс. рублей;

2025 год - 200000,0 тыс. рублей,

в том числе:

областной бюджет - 106820468,3 тыс. рублей, из них:

2014 год - 446075,5 тыс. рублей;

2015 год - 4147884,3 тыс. рублей;

2016 год - 19692288,3 тыс. рублей;

2017 год - 19506309,0 тыс. рублей;

2018 год - 20877528,5 тыс. рублей;

2019 год - 20269520,2 тыс. рублей;

2020 год - 20880862,5 тыс. рублей;

2021 год - 200000,0 тыс. рублей;

2022 год - 200000,0 тыс. рублей;

2023 год - 200000,0 тыс. рублей;

2024 год - 200000,0 тыс. рублей;

2025 год - 200000,0 тыс. рублей,

федеральный бюджет (прогнозно) - 6417416,7 тыс. рублей, из них:

2014 год - 1192440,8 тыс. рублей;

2015 год - 679307,6 тыс. рублей;

2016 год - 665215,4 тыс. рублей;

2017 год - 469366,0 тыс. рублей;

2018 год - 2311921,4 тыс. рублей;

2019 год - 960295,3 тыс. рублей;

2020 год - 138870,2 тыс. рублей,

местные бюджеты (прогнозно) - 739832,4 тыс. рублей, из них:

2014 год - 24457,9 тыс. рублей;

2015 год - 73321,6 тыс. рублей;

2016 год - 29604,2 тыс. рублей

2017 год - 109266,2 тыс. рублей;

2018 год - 847,9 тыс. рублей;

2019 год - 252334,6 тыс. рублей;

2020 год - 250000,0 тыс. рублей,

внебюджетные источники (прогнозно) - 113738,8 тыс. рублей, из них:

2014 год - 13730,0 тыс. рублей;

2015 год - 26805,6 тыс. рублей;

2016 год - 17623,2 тыс. рублей;

2017 год - 14580,0 тыс. рублей;

2018 год - 13500,0 тыс. рублей;

2019 год - 13500,0 тыс. рублей;

2020 год - 13500,0 тыс. рублей,

в том числе:

подпрограмма 1 "Развитие системы дошкольного образования" - 27490889,0 тыс. рублей;

подпрограмма 2 "Развитие системы общего и дополнительного образования" - 63084352,4 тыс. рублей;

подпрограмма 3 "Поддержка одаренных детей Саратовской области" - 31736,4 тыс. рублей;

подпрограмма 4 "Развитие профессионального образования" - 11625841,5 тыс. рублей;

подпрограмма 5 "Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" - 6272702,4 тыс. рублей;

подпрограмма 6 "Патриотическое воспитание детей и молодежи Саратовской области" - 1590,0 тыс. рублей;

подпрограмма 7 "Развитие финансовой грамотности населения области" - 30000,0 тыс. рублей;

подпрограмма 8 "Создание в Саратовской области новых мест в общеобразовательных организациях" - 5554344,5 тыс. рублей

(позиция с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 29.12.2018 N 749-П, см. предыдущую редакцию)

Ожидаемые результаты реализации государственной программы

ликвидация очередности в дошкольные образовательные организации для детей в возрасте от 3 до 7 лет;

переход на обучение по общеобразовательным программам, соответствующим требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, 100 процентов обучающихся 1-10-х классов;

привлечение в общеобразовательные организации молодых педагогов;

увеличение удельного веса детей, охваченных образовательными программами дополнительного образования детей, в общей численности детей и молодежи в возрасте 5-18 лет до 74 процентов;

выявление и развитие способностей 31739 одаренных детей;

повышение квалификации 1860 тыс. педагогических работников образовательных организаций области, работающих с одаренными детьми;

обеспечение потребностей экономики области в кадрах высокой квалификации по приоритетным востребованным направлениям;

сертификация профессиональных квалификаций не менее 3500 выпускников профессиональных образовательных организаций;

создание во всех профессиональных образовательных организациях условий, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов и санитарным нормам и правилам;

создание во всех общеобразовательных организациях условий, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов и санитарным нормам и правилам, обеспечение безопасных условий для получения качественного образования, обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;


создание во всех общеобразовательных организациях условий, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов и санитарным нормам и правилам, обеспечение безопасных условий для получения качественного образования;

увеличение количества детей и молодежи, участвующих в различных мероприятиях по гражданско-патриотическому и военно-патриотическому воспитанию с 80 тыс. человек в 2012 году до 85 тыс. человек в 2017 году;

увеличение количества преподавателей и учителей, прошедших обучение по вопросам финансовой грамотности
(позиция с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 17.09.2018 N 518-П, см. предыдущую редакцию)


1. Характеристика сферы реализации государственной программы
(раздел с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 20.12.2017 N 658-П, см. предыдущую редакцию)


Государственная программа "Развитие образования в Саратовской области до 2025 года" (далее - государственная программа) разработана в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", государственной программой Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы, Стратегией социально-экономического развития Саратовской области до 2030 года, постановлением Правительства Саратовской области от 25 июля 2013 года N 362-П "Об утверждении Положения о порядке принятия решений о разработке государственных программ Саратовской области, их формирования и реализации, проведения оценки эффективности реализации государственных программ Саратовской области".

     Государственная программа включает подпрограммы:

     
     "Развитие системы дошкольного образования";

     
     "Развитие системы общего и дополнительного образования";

     
     "Поддержка одаренных детей Саратовской области";

     
     "Развитие профессионального образования";

     
     "Социальная адаптация детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей";

     "Патриотическое воспитание детей и молодежи Саратовской области";

     "Развитие финансовой грамотности населения области";

     "Создание в Саратовской области новых мест в общеобразовательных организациях".


Министерство образования области при разработке и реализации государственной программы основывалось на результатах, достигнутых в ходе выполнения областных и ведомственных целевых программ, реализации на территории области проекта модернизации региональных систем общего образования на 2011-2013 годы и задачах, поставленных в национальной образовательной инициативе "Наша новая школа", Стратегии социально-экономического развития Саратовской области на период до 2030 года.

     Развитие системы дошкольного образования.

     
     Развитие системы дошкольного образования является одним из факторов улучшения демографической ситуации в области.


Определяющее влияние на развитие дошкольного образования оказывают демографические тенденции. Следствием спада рождаемости и уменьшения численности детей дошкольного возраста в 90-е годы 20 века стало сокращение числа дошкольных образовательных учреждений.

В 2000-х годах рост показателей рождаемости обусловил рост численности детей, состоящих на учете для предоставления места в дошкольных образовательных учреждениях. По официальным данным Саратовстата, на учете для определения в дошкольные образовательные учреждения стоит 32 308 ребенка в возрасте до 7 лет (из них 14 172 ребенка - в г. Саратове). Актуальная очередность в дошкольные образовательные учреждения области (дети в возрасте от 1,5 до 7 лет) составляет 26 228 человек, в том числе в возрасте от 3 до 7 лет - 12 417 человек.

В период реализации государственной программы продолжится рост численности детей, что потребует создания дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях.

     Развитие системы общего и дополнительного образования.


В системе общего и дополнительного образования области существует целый ряд проблемных вопросов, требующих системных решений в рамках государственной программы.

Остается нерешенным вопрос привлечения молодых специалистов в образовательные учреждения области: доля учителей в возрасте до 30 лет составляет всего 10 процентов от общего количества работников образовательных учреждений области.

Показатели качества общего образования свидетельствуют о значительных различиях в темпах развития муниципальных систем образования и качества подготовки выпускников.

Несмотря на увеличение доли классов, где осуществляется профильная подготовка с 64 до 68 процентов, модель сетевой организации профильного обучения реализуют только 14,6 процента образовательных учреждений области, предпрофильную подготовку по этому принципу проводят только 4 процента образовательных учреждений.

Отсутствие доступности качественного образования для всех категорий обучающихся подтверждается результатами оценки учебных достижений выпускников 9, 11-х классов общеобразовательных учреждений.

Таким образом, различия в уровне развития муниципальных образовательных систем, а также отсутствие стандартизированных процедур оценки качества образования, автоматизированных систем организации работы с базами данных на муниципальном и областном уровнях не позволяют обеспечить системный мониторинг деятельности образовательных учреждений, повысить эффективность работы органов, осуществляющих управление в сфере образования, а также в целом решить проблему повышения качества образования.

Общеобразовательные учреждения области испытывают дефицит квалифицированных кадров, способных обеспечить здоровьесберегающее обучение: не хватает школьных психологов, логопедов, преподавателей лечебной физкультуры. Это не позволяет в должной мере создать необходимые условия для развития детей, имеющих отклонения в здоровье.

Решение поставленного комплекса проблем в рамках государственной программы позволит обеспечить адресность, последовательность и контроль инвестирования бюджетных средств в областную систему общего и дополнительного образования воспитанников и обучающихся.

     Поддержка одаренных детей Саратовской области.


Необходимость разработки подпрограммы "Поддержка одаренных детей Саратовской области" государственной программы "Развитие образования в Саратовской области" до 2025 года основывается на исполнении Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденной Президентом Российской Федерации от 3 апреля 2012 года, в части отработки эффективной системы по выявлению, созданию условий для развития одаренных детей и их педагогического сопровождения.

Увеличивающаяся конкуренция среди обучающихся в вопросе получения качественного профессионального образования, дальнейшего преуспевания в профессии вызывает заинтересованность у школьников в учебно-тренировочных сборах по предметам областной летней школы для одаренных обучающихся (математика, физика, химия, информатика, история). Данная летняя школа проводится министерством образования области в течение 25 лет. Ежегодно в областной летней школе в течение 10-12 дней на базе оздоровительного центра занимается 120 человек.

В последние годы обучающиеся проявляют повышенный интерес к углубленным занятиям с преподавателями вузов по экологии, биологии, географии, филологии, лингвистике, праву, экономике. С целью расширения указанных областей знаний для одаренных детей на областном уровне недостаточно проведения учебно-тренировочных сборов в летний период, доступными должны стать занятия в течение учебного года.

Министерством образования области изучен опыт работы с одаренными детьми Ставропольского края, Республики Татарстан, Самарской, Кировской областей. Стабильность ежегодных высоких результатов на интеллектуальных соревнованиях одаренных детей в Республике Татарстан обеспечивает тесное взаимодействие педагогов, работающих с детьми школьного возраста, и преподавателей учреждений профессионального образования.

В то же время в работе с одаренными детьми в настоящее время имеются проблемы, эффективно решить которые позволит программный метод.

     Развитие профессионального образования.


Стратегической целью деятельности системы профессионального образования выступает кадровое обеспечение социально-экономического развития региона путем создания мобильной и гибкой системы профессионального образования, включенной в проекты регионального социально-экономического развития. Достижение этой цели возможно путем модернизации потенциала системы профессионального образования и повышения эффективности его использования в интересах экономики и социальной сферы области.

В последнее десятилетие предпринят ряд шагов по содержательной модернизации профессионального образования, по повышению его качества. В первую очередь, речь идет о вхождении России в Болонский процесс, повышении гибкости образовательных программ, преодолении ранней узкой специализации, внедрении федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования. Эти стандарты предусматривают большую самостоятельность образовательных организаций, возможность индивидуализации.

В системе профессионального образования существует ряд проблем, который свидетельствуют о том, что существующая организация ресурсов профессионального образования недостаточно эффективна, развитие системы профессионального образования пока слабо учитывает стратегию социально-экономического развития области. Данные проблемы могут быть решены только совместными усилиями учебных заведений, организаций-работодателей, органов власти при использовании программно-целевого метода, что обеспечит создание условий для максимально эффективного управления ресурсами в соответствии с приоритетами развития экономики области в условиях бюджетных ограничений.

     Социальная адаптация детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.


Важнейшей проблемой для системы образования и воспитания подрастающих поколений является социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Развивать семейное устройство и добиться увеличения притока замещающих родителей, предотвратить случаи жестокого обращения с детьми невозможно без информационной и рекламной работы. Без постоянного контакта с общественностью и средствами массовой информации.

Замещающая семья без психолого-педагогической поддержки имеет очень высокий риск разрушения. Ежегодно в области около 80 детей возвращаются в государственные учреждения.

Поэтому особое значение имеют вопросы создания системы служб, обеспечивающих подбор, подготовку и комплексное сопровождение семей, принимающих на воспитание детей-сирот.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»