ПРАВИТЕЛЬСТВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 января 2014 года N 13-п


О внесении изменений в постановление Правительства
Красноярского края от 30.09.2013 № 516-п «Об утверждении
государственной программы Красноярского края «Развитие
здравоохранения»
на 2014-2016 годы»




В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Красноярского края от 01.08.2013 № 374-п «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Красноярского края, их формировании и реализации», статьей 103 Устава Красноярского края, статьей 2 Закона Красноярского края от 26.05.2009 № 8-3237 «О разграничении отдельных полномочий органов государственной власти Красноярского края в сферах охраны здоровья граждан, обращения лекарственных средств и санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Красноярском крае»

постановляю:

1. Внести в постановление Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 516-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие здравоохранения» на 2014-2016 годы» следующее изменение:

государственную программу Красноярского края «Развитие здравоохранения» на 2014-2016 годы изложить в новой редакции согласно приложению.

2. Опубликовать постановление в газете «Наш Красноярский край» и на «Официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края» (www.zakon.krskstate.ru).

3. Постановление вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.



Первый заместитель
Губернатора края -
председатель
Правительства края
В.П. Томенко



Приложение
к постановлению Правительства
Красноярского края
от 28.01.2014 № 13-п

     

Государственная программа Красноярского края
«Развитие здравоохранения» на 2014-2016 годы


1. Паспорт государственной программы

Наименование государственной программы

государственная программа Красноярского края «Развитие здравоохранения» на 2014-2016 годы (далее - программа)

Основание
для разработки государственной программы

статья 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
постановление Правительства Красноярского края от 01.08.2013 № 374-п «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Красноярского края, их формировании и реализации»;
распоряжение Правительства Красноярского края от 09.08.2013 № 559-р

Ответственный исполнитель государственной программы

министерство здравоохранения Красноярского края

Соисполнители государственной программы

министерство строительства и архитектуры Красноярского края

Перечень подпрограмм государственной программы

подпрограмма 1 «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи, паллиативной помощи и совершенствование системы лекарственного обеспечения населению Красноярского края»;
подпрограмма 2 «Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации»;
подпрограмма 3 «Охрана здоровья матери и ребенка»;
подпрограмма 4 «Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детям»;
подпрограмма 5 «Кадровое обеспечение системы здравоохранения»;
подпрограмма 6 «Развитие информатизации в здравоохранении»;
подпрограмма 7 «Совершенствование системы территориального планирования здравоохранения Красноярского края»;
подпрограмма 8 «Обеспечение реализации государственной программы и прочие мероприятия»

Цель государственной программы

увеличение продолжительности жизни за счет обеспечения доступной и качественной медицинской помощи

Задачи государственной программы

обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи, в том числе обеспечение медицинской помощи неизлечимых больных, в том числе детей. Обеспечение доступности лекарственной помощи населению Красноярского края;
повышение эффективности оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации;
создание условий для оказания доступной и качественной медицинской помощи матерям и детям;
развитие медицинской реабилитации населения и совершенствование системы санаторно-курортного лечения, в том числе детей;
обеспечение медицинских организаций квалифицированными медицинскими кадрами;
повышение качества оказания медицинской помощи, эффективности и результативности процессов управления системой здравоохранения путем информатизации здравоохранения;
модернизация инфраструктуры медицинских организаций Красноярского края;
создание условий для эффективного, ответственного и прозрачного управления финансовыми ресурсами в рамках выполнения установленных функций и полномочий

Этапы и сроки реализации государственной программы

программа реализуется в 2014-2016 годах

Перечень целевых показателей
и показателей результативности государственной программы
с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации, значений целевых показателей на долгосрочный период

смертность населения (без показателей смертности от внешних причин):
2014 год - 12,4 случая на 1000 человек;
2015 год - 12,2 случая на 1000 человек;
2016 год - 12,0 случая на 1000 человек;
2017 год - 11,8 случая на 1000 человек;
2018 год - 11,6 случая на 1000 человек;
2019 год - 11,6 случая на 1000 человек;
2020 год - 11,6 случая на 1000 человек;
ожидаемая продолжительность жизни при рождении:
2014 год - 69,8 года;
2015 год - 70,3 года;
2016 год - 71,2 года;
2017 год - 72,4 года;
2018 год - 74 года;
2019 год - 74 года;
2020 год - 74 года;
охват профилактическими медицинскими осмотрами детей:
2014 год - 98,5 %;
2015 год - 98,5 %;
2016 год - 98,5 %;
охват диспансеризацией детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации:
2014 год - 100 %;
2015 год - 100 %;
2016 год - 100 %;
охват диспансеризацией определенных групп взрослого населения:
2014 год - 23,5 %;
2015 год - 23,5 %;
2016 год - 23,5 %;
доля больных с выявленными злокачественными
новообразованиями на I-II стадии:
2014 год - 45,8 %;
2015 год - 46,7 %;
2016 год - 49,6 %;
удовлетворение потребности отдельных категорий граждан в получении лекарственной помощи
на льготных условиях:
2014 год - 90,0 %;
2015 год - 93,0 %;
2016 год - 95,5 %;
смертность от болезней системы кровообращения:
2014 год - 609,2 случая на 100 тыс. человек;
2015 год - 609,1 случая на 100 тыс. человек;
2016 год - 609,1 случая на 100 тыс. человек;
смертность от новообразований (в том числе злокачественных):
2014 год - 220,5 случая на 100 тыс. человек;
2015 год - 216,3 случая на 100 тыс. человек;
2016 год - 206,2 случая на 100 тыс. человек;
смертность от дорожно-транспортных происшествий:
2014 год - 14,2 случая на 100 тыс. человек;
2015 год - 13,5 случая на 100 тыс. человек;
2016 год - 12,5 случая на 100 тыс. человек;
смертность от туберкулеза:
2014 год - 17,0 случая на 100 тыс. человек;
2015 год - 16,0 случая на 100 тыс. человек;
2016 год - 15,9 случая на 100 тыс. человек;
материнская смертность:
2014 год - 16,0 случая на 100 тыс. родившихся живыми;
2015 год - 15,9 случая на 100 тыс. родившихся живыми;
2016 год - 15,9 случая на 100 тыс. родившихся живыми;
младенческая смертность:
2014 год - 9,0 случая на 1 000 тыс. родившихся живыми;
2015 год - 8,9 случая на 1 000 тыс. родившихся живыми;
2016 год - 8,5 случая на 1 000 тыс. родившихся живыми;
смертность детей от 0 до17 лет:
2014 год - 10,1 случая на 10 000 тыс. населения соответствующего возраста;
2015 год - 9,6 случая на 10 000 тыс. населения соответствующего возраста;
2016 год - 8,9 случая на 10 000 тыс. населения соответствующего возраста;
охват реабилитационной медицинской помощью детей-инвалидов от числа нуждающихся:
2014 год - 15,0 %;
2015 год - 17,0 %;
2016 год - 20,0 %;
охват реабилитационной медицинской помощью пациентов:
2014 год - 12,0 %;
2015 год - 15,0 %;
2016 год - 15,0 %;
количество подготовленных специалистов по программам дополнительного медицинского и фармацевтического образования в государственных образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования:
2014 год - 9027 человек;
2015 год - 9332 человека;
2016 год - 9646 человек;
доля медицинских и фармацевтических специалистов, обучавшихся в рамках целевой подготовки для нужд Красноярского края, трудоустроившихся после завершения обучения в медицинские или фармацевтические организации системы здравоохранения Красноярского края:
2014 год - 80,0 %;
2015 год - 85,0 %;
2016 год - 90,0 %;
обеспеченность врачами:
2014 год - 40,5 на 10 тыс. человек;
2015 год - 40,7 на 10 тыс. человек;
2016 год - 40,9 на 10 тыс. человек;
обеспеченность средним медицинским персоналом:
2014 год - 98,5 на 10 тыс. человек;
2015 год - 99,1 на 10 тыс. человек;
2016 год - 99,7 на 10 тыс. человек;
доля медицинских организаций Красноярского края, использующих технологию ведения электронной медицинской карты:
2014 год - 23,6 %;
2015 год - 31,5 %;
2016 год - 59,6 %;
доля медицинских организаций, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта:
2014 год - 48,5 %;
2015 год - 48,3 %;
2016 год - 48,0 %;
доля мероприятий государственной программы Красноярского края «Развитие здравоохранения» на 2014-2016 годы, запланированных на отчетный год, которые выполнены в полном объеме:
2014 год - 95,0 %;
2015 год - 95,0 %;
2016 год - 95,0 %;
оценка качества финансового менеджмента главных распорядителей средств краевого бюджета:
2014 год - 75,0 балла;
2015 год - 75,0 балла;
2016 год - 75,0 балла

Информация
по ресурсному обеспечению государственной программы, в том числе в разбивке по всем источникам финансирования по годам реализации программы

общий объем финансирования программы составляет 155 943 328,0 тыс. рублей, из них:
в 2014 году - 51 523 589,3 тыс. рублей;
в 2015 году - 52 497 613,3 тыс. рублей;
в 2016 году - 51 922 125,4 тыс. рублей,
в том числе:
средства федерального бюджета - 3 780 317,0 тыс. рублей, из них:
в 2014 году - 2 131 723,2 тыс. рублей;
в 2015 году - 824 296,9 тыс. рублей;
в 2016 году - 824 296,9 тыс. рублей,
средства краевого бюджета - 94 194 352,6 тыс. рублей,
из них:
в 2014 году - 31 207 325,2 тыс. рублей;
в 2015 году - 31 714 787,0 тыс. рублей;
в 2016 году - 31 272 240,4 тыс. рублей,
внебюджетные источники - 1 024 192,9 тыс. рублей,
из них:
в 2014 году - 388 213,4 тыс. рублей;
в 2015 году - 384 460,4 тыс. рублей;
в 2016 году - 251 519,1 тыс. рублей,
средства бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Красноярского края - 56 944 465,5 тыс. рублей,
из них:
в 2014 году - 17 796 327,5 тыс. рублей;
в 2015 году - 19 574 069,0 тыс. рублей;
в 2016 году - 19 574 069,0 тыс. рублей

Перечень объектов капитального строительства государственной собственности Красноярского края

реконструкция краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения (далее - КГБУЗ) «Богучанская районная больница»;
реконструкция и расширение КГБУЗ «Красноярский краевой клинический онкологический диспансер имени А.И. Крыжановского»;
реконструкция и расширение КГБУЗ «Краевая клиническая больница»;
строительство поликлиники для КГБУЗ «Курагинская районная больница на 600 посещений в смену в п. Курагино;
реконструкция пищеблока КГБУЗ «Манская районная больница»;
строительство локальных очистных сооружений для КГКУЗ «Детский противотуберкулезный санаторий «Пионерская речка»;
реконструкция КГБУЗ «Красноярский краевой психоневрологический диспансер № 1», филиал № 4, п. Поймо-Тины Нижнеингашского района;
строительство перинатальных центров в городах Ачинске, Норильске

     

2. Характеристика текущего состояния системы
здравоохранения с указанием основных показателей
социально-экономического развития Красноярского края
и анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков
реализации программы


Государственная программа Красноярского края «Развитие здравоохранения» на 2014-2016 годы направлена на увеличение продолжительности жизни за счет обеспечения доступной и качественной медицинской помощи, что будет способствовать  сохранению и укреплению здоровья каждого человека, семьи и общества в целом, поддержанию активной долголетней жизни всех членов общества.

2.1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами


Основными причинами, формирующими недостаточную положительную динамику в состоянии здоровья населения Красноярского края, как и в целом по стране, являются:

низкая мотивация населения к здоровому образу жизни;

высокая распространенность поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний (курение, злоупотребление алкоголем и наркотиками, недостаточная двигательная активность, нерациональное несбалансированное питание и ожирение);

высокая распространенность биологических факторов риска неинфекционных заболеваний (артериальная гипертония, гиперхолестеринемия, гипергликемия, избыточная масса тела и ожирение);

несвоевременное обращение за медицинской помощью;

низкая профилактическая активность в работе участковых врачей и среднего медицинского персонала медицинских организаций, направленная на своевременное выявление заболеваний, патологических состояний и факторов риска, их обуславливающих.

К дополнительным причинам, сдерживающим развитие отрасли здравоохранения в Красноярском крае, следует отнести:

несбалансированность кадрового и материально-технического обеспечения и коечного фонда различных уровней трехуровневой системы оказания медицинской помощи для отдельных нозологий;

неполное соответствие региональной системы подготовки кадров потребностям трехуровневой организации медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, профилактической и первичной медико-санитарной;

неразвитость и необеспеченность системы диспансеризации, а также медицинской реабилитации, особенно существенной на уровне первичного звена здравоохранения;

низкая обеспеченность койками для оказания паллиативной медицинской помощи неизлечимым пациентам;

низкая социальная привлекательность работы в медицинских организациях здравоохранения участковых врачей и среднего медицинского персонала.

Необходимо обеспечить создание автоматизированных рабочих мест, которые позволят повысить точность и объективность диагностических исследований, снизить количество рутинных операций в повседневной деятельности медицинского работника. Возможность объединения автоматизированных рабочих мест в рамках единой информационной системы здравоохранения Красноярского края позволит повысить оперативность и достоверность передачи медицинской информации о состоянии здоровья пациента между медицинскими работниками, в том числе между медицинскими работниками разных медицинских организаций. Возможность систематизации и анализа первичной медицинской информации позволит повысить обоснованность принимаемых решений управления развитием отрасли.

2.2. Анализ медико-демографических показателей в Красноярском крае


В настоящее время в Красноярском крае отмечается положительная динамика в развитии основных медико-демографических процессов: рождаемости и смертности.

В 2012 году рождаемость превысила показатель смертности, достигнут положительный коэффициент естественного прироста населения +1,6.

Общий коэффициент рождаемости за 2012 год в Красноярском крае составил 14,5 случая на 1000 человек, а коэффициент общей смертности 12,9 случая на 1000 человек. Структура основных причин смерти практически не претерпевает изменений: основной причиной смертности являются болезни системы кровообращения - 48,3 %, новообразования - 16,3 % и внешние причины - 15,4 % от числа умерших.

В 2012 году общая заболеваемость в крае составила 1669,2 случая на 1000 человек.

В структуре общей заболеваемости на первом месте болезни органов дыхания (343,2 случая на 1000 человек) - 20,6 %, класс болезней системы кровообращения занимает второе место (247,2 случая на 1000 человек) - 14,8 %, третье место принадлежит классу болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани (149,7 случая на 1000 человек) - 8,9 %.

Первичная заболеваемость в 2012 году составила 829,0 случая на 1 000 человек (в 2011 году - 832,9 случая на 1000 человек).

В структуре первичной заболеваемости лидируют болезни органов дыхания (295,2 случая на 1000 человек - 35,6 %, на втором месте - несчастные случаи, травмы и отравления (113,0 случая на 1000 человек) - 13,6 %, третье место занимают болезни мочеполовой системы (57,0 случая на 1000 человек) - 6,8 %.

Снижение младенческой смертности в 2011 году произошло на 14,3 % в сравнении с 2010 годом (в 2010 году - 9,2 случая на 1000 родившихся живыми; в 2011 году - 7,8 случаев на 1000 родившихся живыми). По итогам 2012 года с учетом регистрации рождения новорожденных с массой 500 граммов показатель младенческой смертности составил 9,8 случаев на 1000 родившихся живыми.

Показатель смертности детей от 0 лет до 17 лет в 2012 году составил 122,5 случая на 100 тыс. человек соответствующего возраста с учетом регистрации рождений с массой тела 500 граммов.

Показатель материнской смертности за 2012 год составил 7,3 случая на 100 тыс. родившихся живыми. В 2012 году показатель материнской смертности снизился по отношению к 2011 году на 71,1 % (в 2011 году - 26,3 случая на 100 тыс. родившихся живыми).

2.3. Трехуровневая система оказания медицинской помощи


В предстоящий период для целей упорядочения организационного построения сети медицинских организаций они разделены по видам, уровню и диапазону предоставления медицинских услуг, условиям, формам медицинской помощи.

2.3.1. Медицинская помощь предоставляется по следующим видам:

первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная доврачебная, первичная врачебная и первичная специализированная;

специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;

скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь;

паллиативная медицинская помощь в медицинских организациях.

2.3.1.1. Первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.

2.3.1.2. Специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.

2.3.1.3. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства.

2.3.1.4. Паллиативная медицинская помощь оказывается бесплатно в амбулаторных и стационарных условиях медицинскими работниками, прошедшими обучение по оказанию такой помощи, и представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан.

2.3.2. Медицинская помощь оказывается в следующих формах:

экстренная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;

неотложная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента;

плановая - медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.

2.3.3. Трехуровневая система оказания медицинской помощи формируется как в амбулаторных условиях, так и в стационарных условиях.

2.3.4. На первом уровне (подразделения районных и городских больниц и поликлиник) проводится выявление патологии, осуществление профилактической помощи, а также осуществление динамического диспансерного наблюдения за пациентами как амбулаторно, так и стационарно, определение показаний для направления в межрайонные центры, оказание стационарной специализированной помощи по экстренным показаниям. На первом уровне оказывается медицинская помощь в условиях районных больниц и стационаров городских больниц, а также в городских поликлиниках и врачебных амбулаториях.

На втором, межрайонном, уровне проводится определение возможности для проведения лечебных мероприятий на данном уровне либо установление показаний для направления в краевые медицинские организации. Особый акцент будет сделан на создание возможности оказания специализированной медицинской помощи в отделениях дневных стационаров. На втором уровне оказывается специализированная медицинская помощь (без высокотехнологичной специализированной медицинской помощи) в условиях медицинских организаций, на базе которых имеются монопрофильные и многопрофильные специализированные межрайонные центры.

На третьем, региональном (краевом), уровне оказывается медицинская помощь пациентам, которым необходима высокозатратная технологичная медицинская помощь с использованием современной диагностической техники и высокотехнологичных методов исследования и лечения. На третьем уровне оказывается специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь.

При решении вопросов о расположении сети медицинских организаций учитывается:

характер расселения населения;

сложившиеся потоки движения больных;

виды специализированной помощи для обслуживания межтерриториальных потоков;

транспортная инфраструктура.

Кроме этого, принимается во внимание технологический стандарт медицинской организации (нормативы площади помещений, оснащения оборудованием, трудовые ресурсы, параклиническая инфраструктура).

Для оптимизации деятельности медицинских организаций третьего уровня будет обеспечено регулирование потоков больных, поступающих на лечение в отделения, оказывающие высокотехнологичные виды медицинской помощи. Регулирование потоков позволит передать часть выполняемых ими в настоящее время объемов помощи, не требующих применения высоких технологий, в больницы более низкого уровня. Разделение потоков больных позволит рационально использовать дорогостоящее медицинское оборудование и кадровые ресурсы, снизить длительность пребывания в стационарах.

На территории Красноярского края работает трехуровневая система оказания медицинской помощи больным по кардиологии, онкологии, травматологии, урологии, по акушерству и гинекологии, неонатологии.

2.3.1. Трехуровневая система оказания медицинской помощи
женщинам и детям


2.3.1.1. На первом уровне наблюдение и оказание медицинской помощи предусмотрено для беременных с низкой степенью риска и осуществляется в районных больницах.

Второй уровень - для женщин средней степени риска. Он создан в 16 медицинских организациях Красноярского края, в том числе в 6 межрайонных центрах. Организован круглосуточный мониторинг состояния здоровья и течения беременности у женщин средней и высокой группы риска, состояния здоровья всех новорожденных для принятия своевременных решений о тактике ведения и переводе на следующий этап оказания помощи; за каждой территорией Красноярского края закреплены кураторы от КГБУЗ «Красноярская краевая клиническая детская больница».

В межрайонных центрах организованы реанимационно-консультативные центры с мобильными бригадами.

Третий уровень - КГБУЗ «Красноярская краевая клиническая детская больница» (перинатальный центр). Именно здесь оказывают помощь беременным женщинам с высокой степенью риска и выхаживают новорожденных, в том числе с очень низкой и экстремально низкой массой тела. В данном учреждении действует круглосуточный акушерский и детский реанимационно-консультативные центры. В год проводится более 2500 консультаций детей и 350 консультаций женщин. Около 400 детей и 100 женщин транспортируются санитарным транспортом, в том числе с использованием аппарата искусственной вентиляции легких - до 65 % от общего количества детей и женщин.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»