ГУБЕРНАТОР НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 11 апреля 2022 года N 50-р


Об утверждении инвестиционной декларации Новосибирской области

(с изменениями на 30 марта 2023 года)

_______________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

распоряжением губернатора области от 30.03.2023 N 50-р

_______________________________________


В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», в соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.09.2021 N 591 «О системе поддержки новых инвестиционных проектов в субъектах Российской Федерации («Региональный инвестиционный стандарт»)»:

1. Утвердить прилагаемую инвестиционную декларацию Новосибирской области.

2. Признать утратившими силу:

1) распоряжение Губернатора Новосибирской области от 09.06.2014 N 102-р «Об утверждении Инвестиционной декларации Новосибирской области»;

2) распоряжение Губернатора Новосибирской области от 29.06.2017 N 131-р «О внесении изменений в распоряжение Губернатора Новосибирской области от 09.06.2014 N 102-р».


И.о. Губернатора области
     Ю.Ф. Петухов


УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Губернатора
 Новосибирской области
от 11.04.2022 N 50-р
(В редакции, введенной
распоряжением губернатора
 области от 30.03.2023 N 50-р
, -
см. предыдущую редакцию)

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

I. Общее описание целей инвестиционного развития
Новосибирской области

1. Инвестиционная декларация Новосибирской области разработана на период до 10 апреля 2027 года в целях создания условий для опережающего инвестиционного развития Новосибирской области, содействия достижению национальных целей развития Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», установления основ реализации инвестиционной политики Новосибирской области, взаимодействия органов государственной власти Новосибирской области с инвесторами при реализации инвестиционных проектов на территории региона, а также формирования благоприятного инвестиционного климата в Новосибирской области и информирования субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности:

об условиях ведения бизнеса в Новосибирской области;

о доступности механизмов государственной поддержки инвестиционной деятельности в Новосибирской области;

о доступности комплексной системной административной поддержки, в том числе по сокращению и упрощению процедур, связанных с сопровождением инвестиционных проектов и выдачей разрешительной документации;

об инвестиционном потенциале и целях инвестиционного развития Новосибирской области.

2. Основные инструменты инвестиционной политики Новосибирской области. В Новосибирской области имеются следующие основные инструменты инвестиционной политики, соответствующие мировым стандартам:

развитая система государственной поддержки инвестиционной деятельности;

большой выбор площадок для размещения производств;

опытная инвестиционная команда.

3. Главными целями инвестиционного развития Новосибирской области являются:

1) увеличение реального роста инвестиций в основной капитал в качестве вклада в достижение национальной цели развития «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство»;

2) улучшение инвестиционного климата путем установления понятных и прозрачных условий ведения инвестиционной деятельности на территории Новосибирской области.

4. В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Новосибирской области на 2022-2036 годы, утвержденным постановлением Правительства Новосибирской области от 29.12.2021 N 564-п (далее - Прогноз СЭР на 2022-2036 годы), в качестве основных перспектив развития Новосибирской области можно выделить следующие направления:

развитие человеческого капитала и социальной сферы;

развитие конкурентоспособной экономики с высоким уровнем предпринимательской активности;

создание современной и безопасной среды для жизни;

территориальное развитие региона, характеризующееся наличием всех типов пространственного размещения и развития: мегаполиса, агломерации, моногородов, городов и сельских поселений.

5. Перечень нормативных правовых актов Новосибирской области, регулирующих отношения в области инвестиционной деятельности, приведен в приложении к инвестиционной декларации Новосибирской области.


II. Общее описание системы поддержки новых инвестиционных проектов, реализуемой в Новосибирской области («Региональный инвестиционный стандарт»)

6. Правительство Новосибирской области осуществляет активную инвестиционную политику, приоритетными направлениями которой являются улучшение инвестиционного климата, развитие кластерных и парковых проектов, реализация проектов государственно-частного партнерства, привлечение и сопровождение реализации инвестиционных проектов.

В целях исполнения поручения Президента Российской Федерации от 26.06.2021 N Пр-1096 (подпункт «г» пункта 2) по созданию системы поддержки новых инвестиционных проектов в субъектах Российской Федерации в 2022 году Новосибирская область успешно внедрила Региональный инвестиционный стандарт, основанный на лучших практиках работы регионов с инвесторами. Система поддержки новых инвестиционных проектов («Региональный инвестиционный стандарт») (далее - Стандарт) призвана оптимизировать взаимодействие бизнеса с властью. Стандарт состоит из пяти элементов (компонентов):

1) подготовка инвестиционной декларации;

2) создание агентства развития;

3) создание инвестиционного комитета;

4) формирование инвестиционной карты;

5) внедрение свода инвестиционных правил.

Для создания благоприятной среды и увеличения притока инвестиций в Новосибирскую область, формирования благоприятного инвестиционного климата, информирования субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности об условиях ведения бизнеса в регионе о доступности механизмов государственной поддержки инвестиционной деятельности, об инвестиционном потенциале утверждена настоящая Инвестиционная декларация Новосибирской области.

В целях привлечения частных инвестиций в экономику Новосибирской области, содействия инвесторам в скорейшей реализации инвестиционных проектов на территории Новосибирской области, формирования благоприятного инвестиционного климата, повышения инвестиционной привлекательности региона, выполнения функции по сопровождению инвестиционных проектов на всех этапах их реализации по принципу «одного окна» создана специализированная организация по привлечению инвестиций и работе с инвесторами в Новосибирской области (далее - Инвестиционное Агентство). Согласно постановлению Правительства Новосибирской области от 21.07.2014 N 283-п «О специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами» функции Инвестиционного Агентства выполняет акционерное общество «Агентство инвестиционного развития Новосибирской области» и отвечает за поиск инвесторов для реализации инвестиционных проектов на территории региона, оказание услуг по организационному и правовому консультированию сопровождаемых инвестиционных проектов.

Для активизации процессов привлечения средств отечественных и иностранных инвесторов в экономику Новосибирской области и реализации наукоемких, высокоэкономичных инвестиционных проектов, соответствующих перспективным направлениям инвестиционной деятельности, отбора стратегических инвестиционных проектов и инвесторов Новосибирской области, а также рассмотрения разногласий (споров) с органами государственной власти Новосибирской области, органами местного самоуправления, уполномоченными организациями по вопросам реализации инвестиционных проектов на территории Новосибирской области и выработке рекомендаций по организации взаимодействия органов исполнительной власти Новосибирской области и лиц, участвующих в инвестиционном процессе, создан Совет по инвестициям Новосибирской области (далее - Совет). Положение и состав Совета утверждены постановлением Губернатора Новосибирской области от 12.05.2014 N 81 «О Совете по инвестициям Новосибирской области».

На базе государственной информационной системы «Региональная геоинформационная система Новосибирской области» сформирована единая база данных инвестиционных проектов и инвестиционных площадок на территории Новосибирской области - Инвестиционная карта Новосибирской области.

В целях повышения прозрачности и упрощения взаимодействия инвестора с органами исполнительной власти Новосибирской области, контрольными (надзорными) органами и ресурсными организациями при реализации инвестиционных проектов в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 30.09.2021 N 591 «О системе поддержки новых инвестиционных проектов в субъектах Российской Федерации («Региональный инвестиционный стандарт»)», разработан Свод инвестиционных правил, который состоит из 11 оптимальных алгоритмов действий («клиентских путей») инвестора, планирующего реализацию инвестиционного проекта на территории Новосибирской области.


III. Ключевые характеристики Новосибирской области

7. К инвестиционным преимуществам Новосибирской области относятся:

выгодное экономико-географическое положение Новосибирской области (расположение в центре России на пересечении важнейших транспортных коммуникаций), а также статус города Новосибирска как центра Сибирского федерального округа (далее - СФО);

концентрация научно-исследовательских институтов, мощный научно-образовательный потенциал и высокий уровень образования населения Новосибирской области;

развитая транспортно-логистическая инфраструктура, наличие крупнейшего за Уралом Международного аэропорта Новосибирск (Толмачево)  им. А.И. Покрышкина;

диверсифицированная структура экономики и большое количество малых предприятий (по числу малых предприятий регион занимает восьмое место в Российской Федерации, здесь сосредоточено более 20% малых предприятий СФО).

В Новосибирской области сформирован мощный центр федеральной и межрегиональной значимости по оказанию высокотехнологичных видов медицинской помощи в области диагностики и лечения сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний и заболеваний опорно-двигательного аппарата.

Новосибирской области принадлежит лидерство в Сибири по развитию  IT-сферы («Цифровая экономика»).

Новосибирская область имеет сильные позиции не только на фоне других районов Сибири, но и в масштабе всей страны по производству продукции сельского хозяйства.

Локомотивными проектами развития региона являются: проекты в рамках национальных проектов, крупнейшие инфраструктурные и социальные проекты, в том числе на принципах государственно-частного и муниципально-частного партнерства (далее - ГЧП, МЧП), крупнейшие частные инвестиционные проекты, реализуемые на территории Новосибирской области.

8. Наличие необходимой инфраструктуры для инвесторов на территории Новосибирской области, площадок для реализации инвестиционных проектов.

Парковая политика Новосибирской области является одним из базовых элементов инвестиционной политики Новосибирской области, нацеленных на максимально эффективное использование имеющегося территориального и инфраструктурного потенциала, создание условий для повышения инвестиционной привлекательности региона.

На сегодняшний день в Новосибирской области реализуется ряд крупнейших парковых проектов: Промышленно-логистический парк Новосибирскойобласти(далее - ПЛП), Биотехнопарк наукограда Кольцово (далее - Биотехнопарк), Научно-технологический парк Новосибирского Академгородка (далее - Академпарк), Промышленно-логистический парк «Восточный», частный индустриальный парк «Новосиб» и индустриальный парк «Экран».

ПЛП находится в 12 км от Новосибирска. Новосибирск расположен в географическом центре евразийского континента, на пересечении транспортных коридоров, соединяющих европейскую часть континента с азиатской, и представляет собой крупный мультимодальный транспортно-распределительный узел. Территория парка выгодно расположена вдоль федеральной трассы Р-254 «Иртыш» и Транссибирской железнодорожной магистрали. В 6 км от ПЛП расположен Международный аэропорт Новосибирск (Толмачево) им. А.И. Покрышкина. Общая площадь ПЛП - 1059 га, а с учетом территории перспективного развития - 2000 га. Территория парка разделена на три площадки -«А», «Б» и «В». Площадки «А» и «Б» отведены под реализацию промышленных и логистических проектов. Средний срок от начала работы с инвестором до получения разрешения на строительство и выхода на площадку - 6-7 месяцев, в том числе средний срок получения земельного участка в аренду - 2-3 месяца. Акционерное общество «Управляющая компания «ПЛП» определена управляющей компанией ПЛП и создаваемого индустриального парка «Южный ПЛП» (находится недалеко от г. Бердска) для осуществления работ по проектированию и строительству объектов инженерно-технического и транспортного обеспечения. Якорным резидентом парка «Южный ПЛП» является общество с ограниченной ответственностью «Нестле Россия» с инвестиционным проектом «Строительство завода по производству кормов для домашних животных». В прогнозном периоде будет продолжена дальнейшая реализация «дорожной карты» по созданию объектов коммунальной и транспортной инфраструктуры индустриального парка «Южный ПЛП».

Биотехнопарк является ведущей научно-производственной площадкой Сибири в сфере биотехнологий, фармацевтики и смежных областях. На его базе работает Центр коллективного пользования, электротехническая лаборатория, Клинико-диагностическая лаборатория, осуществляющая исследование проб на определение новой коронавирусной инфекции (COVID-19). По состоянию на начало 2022 года на территории Биотехнопарка осуществляют реализацию инвестиционных проектов 13 компаний-резидентов, общий объем инвестиций составляет порядка 3,5 млрд рублей.

Академпарк является комплексным технопарком, обладающим уникальной научно-технологической и деловой инфраструктурой, позволяющей создать наилучшие условия для генерации и развития инновационных компаний. В 2015 году признан самым успешным технопарком России. Резидентами Академпарка являются около 350 организаций.

На текущий момент в Новосибирской области есть примеры не только парков с государственным участием, но и парков, полностью созданных за счет частных инвестиций. Одним из таких примеров является индустриальный парк «Новосиб», расположенный в зоне промышленной застройки г. Новосибирска. Частный индустриальный парк по типу «браунфилд», на котором расположены объекты коммерческой недвижимости офисного, производственного и складского назначения. Индустриальный парк «Экран» является индустриальным парком по типу «браунфилд», создан на территории АО «Завод «Экран» и предназначен для размещения производственных предприятий в промышленной части Новосибирска. Резидентная деятельность индустриального парка осуществляется в сферах электронно-оптического, стекольного, упаковочного производства, легкой и пищевой промышленности.

Полный перечень находящихся на территории региона необходимой для инвесторов инфраструктуры и площадок для инвесторов размещен на инвестиционном портале Новосибирской области в разделе «Инфраструктура» (https://invest.nso.ru/ru).

9. Наличие на территории Новосибирской области преференциальных режимов.

На территории Новосибирской области функционируют две территории опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР), созданные в границах монопрофильных муниципальных образований рабочих поселков Линево Искитимского района и Горный Тогучинского района Новосибирской области:

ТОСЭР «Горный» (постановление Правительства Российской Федерации от 12.04.2019 N 429 «О создании территории опережающего социально-экономического развития «Горный»). В настоящее время резидентами ТОСЭР «Горный» являются 3 компании. Площадь ТОСЭР составляет 7 464 га.

ТОСЭР «Линево» (постановление Правительства Российской Федерации от 16.03.2018 N 268 «О создании территории опережающего социально-экономического развития «Линево»). В настоящее время резидентами ТОСЭР «Линево» являются 4 компании. Площадь ТОСЭР составляет 1 392 га.

Организациям, получившим статус резидента ТОСЭР:

1) устанавливается налоговая ставка по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в областной бюджет Новосибирской области, в следующих размерах:

0% - в течение первых пяти налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на ТОСЭР;

10% - в течение следующих пяти налоговых периодов;

2) предоставляется освобождение от уплаты налога на имущество организаций в отношении имущества, вновь создаваемого или приобретаемого в рамках реализации соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР;

3) предоставляется освобождение от уплаты налога на землю;

4) устанавливаются ставки по страховым взносам: 7,6% - в течение десяти лет (применяется для резидентов, получивших статус в первые три года создания ТОСЭР).

10. Характеристика трудовых ресурсов и качества образования.

Одним из важнейших условий регионального инвестиционного развития является эффективное использование кадрового потенциала. По итогам выборочного обследования за сентябрь - ноябрь 2022 года численность рабочей силы в возрасте 15 лет и старше составила 1422,8 тысячи человек, в их числе 1 366,8 тысячи человек заняты в экономике и около 56 тысяч человек - безработные.

Среднесписочная численность работников по полному кругу организаций за январь - октябрь 2022 года составила 908,2 тысячи человек, что составляет 100,7% к соответствующему периоду 2021 года. Основная доля занятых в производственной сфере деятельности региона приходится на отрасли оптовой и розничной торговли (17,2%) и обрабатывающих производств (14,8%).

Численность не занятых трудовой деятельностью, состоящих на учете в центрах занятости населения на 01.01.2023, составила 14 368 человек, из них 93,3% безработные граждане.

Основная тенденция на рынке труда в 2022 году - это растущая потребность предприятий промышленности, сельского хозяйства в квалифицированных кадрах, а также в специалистах с узкой специализацией (в основном, в специалистах рабочих профессий).

В большей степени требуются высококвалифицированные работники, а также специалисты с узкой специализацией: инженеры разной направленности, операторы станков с программным управлением, токари, техники, фрезеровщики, слесари механосборочных работ, монтажники радиоэлектронной аппаратуры и приборов.

Задача подбора необходимых кадров для предприятий решается центрами занятости населения совместно с организациями среднего профессионального и высшего образования, в том числе через изменение индивидуальных образовательных траекторий студентов старших курсов, предусматривающих совмещение работы и обучения, организацию практики, целевого обучения на предприятиях.

Меры поддержки рынка труда позволили в течение 2022 года в два раза снизить уровень зарегистрированной безработицы с 1,8% до 0,9% от численности рабочей силы, сократить численность официально зарегистрированных безработных с 25 до 13тысяч человек.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»